Научная статья на тему 'Концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования'

Концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1749
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЗМ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL MOBILITY / HUMANIZATION / PERSONALITY / COMPETENCE / CONTINUING EDUCATION / BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матухин Д. Л.

В рамках новой парадигмы образования рассматривается философское и педагогическое содержание феноменов гуманизации и гуманитаризации образования в целом и технического образования в частности. Выделены основные цели, условия и сущностные характеристики гуманитаризации инженерного образования, направленные на преодоление технократизма в учебном процессе и формирование специалиста-инженера гуманистической ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY OF NON-LINGUISTIC STUDENTS

The article deals with strategic guidelines of professional mobility formation of technical university students, due to ongoing changes in economy, development of new technologies, changes in the employment structure. Problems of professional mobility formation in the historical respect are regarded; promising targets for its development are identified.

Текст научной работы на тему «Концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования»

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 35:005.342

Д. Л. Матухин

КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках новой парадигмы образования рассматривается философское и педагогическое содержание феноменов гуманизации и гуманитаризации образования в целом и технического образования в частности. Выделены основные цели, условия и сущностные характеристики гуманитаризации инженерного образования, направленные на преодоление технократизма в учебном процессе и формирование специалиста-инженера гуманистической ориентации.

Ключевые слова: гуманизация, человекоцентризм, гуманитаризация, самосовершенствование, творческое саморазвитие, самоопределение.

В многочисленных работах, посвященных гуманизации и гуманитаризации образования, феномены их часто отождествляются и подменяются друг другом. В то время как, несмотря на их семантическое родство, они имеют различное философское и педагогическое содержание. Для обсуждения проблемы гуманизации и гуманитаризации образования необходимо ввести ряд определений и понятий, обозначить цели и задачи, содержание процесса, методы реализации. Но прежде всего, видимо, следует выявить отношения гуманизма и его семантических родственников: гуманизации и гуманитаризации.

Различные исторические формы гуманизма имеют инвариантную составляющую, которая заключается в возвышении человека, провозглашении его свобод и прав (на творчество, на свободу, на самовыражение и др.). В этом смысле гуманизм различных исторических эпох носит всеобщий или универсальный характер. Вместе с тем малая эффективность гуманизма в практике социального бытия проявляется из-за его утопичности, аморфности, романтизма, абстрактности, неорганизованности в доктрину. В связи с этим методологический потенциал гуманизма разработан довольно слабо, особенно это касается его манифестации, критериев и практической реализации. Между тем гуманизм как метод обладает определенными методологическими и парадигмальными возможностями в силу того, что он имеет развитую теорию и богатый пласт мало разработанных идей (например идея интегративного гуманизма В. Лежнико-ва). Отдельные аспекты этого феномена глубоко анализировались рядом ученых.

Сущность человека, его предназначение и реализацию в творческом саморазвитии изучали

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили, М. Л. Розов, В. А. Ядов и др. Место гуманизма в духовной культуре и практике, его социокультурный потенциал в формировании человеческих качеств являются предметом исследований Н. А. Бердяева, Б. Т. Ананьева, А. Г. Асмо-лова, В. И. Белозерцева, Б. Ф. Ломова, А. Ридлера, И. Т. Фролова, В. Э. Чудаковского, В. Ф. Шадрико-ва, П. К. Энгельмейера и многих других. Проблемы реализации идеалов гуманизма в образовании разрабатывают В. Ф. Взятышев, О. В. Долженко, В. П. Зинченко, В. П. Лежников, Н. Н. Пахомов, В. М. Розин, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто и многие другие.

В исследованиях, посвященных проблемам образования, в основном речь идет о философских аспектах гуманизации; обосновывается новая парадигма образования, обсуждаются возможные варианты целей, пути их реализации, направления работы педагогического коллектива. Очень приблизительно в литературе разработаны вопросы реализации потенций самого обучаемого. К сожалению, практически отсутствуют исследования, всецело посвященные проблеме гуманизации образования, в том числе ее педагогическим аспектам.

Проблемы гуманизации образования начали разрабатываться в педагогике сравнительно недавно, хотя сам термин «гуманизм» был введен в обиход именно педагогом - Ф. Нитхаммером. Представляется, что этому имеются объективные объяснения. Во-первых, само понятие гуманизма не имеет четких очерченных границ: это приводит к широкому, и порой противоречивому, толкованию этого феномена - от человеколюбия (Петрарка, Данте, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, Монтень) до индивидуа-

лизма и его крайности - эгоизма (Штирнер, Ницше). А римские писатели и мыслители Цицерон и Варрон употребляли существительное «Ьишаш1а8» и прилагательное «Ьишапш» для обозначения высокой образованности и учености. В период поздней античности под гуманизмом понималось прежде всего духовно-интеллектуальное направление развития общества, которое, кстати, наиболее созвучно исканиям современного общества.

Во-вторых, в научной литературе часто смешиваются понятия «гуманизация» и «гуманитаризация», произведенные от общего корня. На примере нескольких работ проведем дефиницию и рассмотрим философское наполнение этих терминов.

Первые в России конференции по практическим проблемам гуманитаризации образования были проведены еще в 1989 г. в далеко не столичных краях: в Комсомольске на Амуре и в Ульяновске. Пермский и Кубанский гостехуниверситеты пошли еще дальше и создали на основе этих идей Центр внеучебной работы и Центр гуманитарной подготовки (1991). Видимо, с этого момента пошло смешение понятий «гуманизация» и «гуманитаризация». Однако заметим, что гуманизация и гуманитаризация - это не одно и то же, хотя они диалектически связаны, но не являются тождественными понятиями, поскольку у них разные объекты, цели и, следовательно, результаты.

Авторы упомянутых сборников не разводят между собой эти понятия, подменяют одно другим, отождествляют их между собой, не выделяют иерархические отношения понятий. Это создает определенные методологические и педагогические проблемы при разработке концепций. Приведем несколько примеров понимания гуманизации образования, наиболее часто встречающиеся в научнопедагогической литературе. Заметим также, что многие определения по сути являются определениями понятия «гуманизация», хотя обозначены авторами термином «гуманитаризация».

К пониманию гуманизации и гуманитаризации исследователи подходят с разных позиций. Например, можно рассматривать эти феномены по а) отношению к субъекту образования, б) иерархическим взаимоотношениям, в) взаимосвязи двух сторон природной и социальной реальности.

По отношению к субъекту образования гуманизация (как и гуманитаризация) может выступать как внешнее объективное условие для саморазвития личности или же как внутренний процесс становления личностных функций, обречения ценностно-смыслового отношения к миру.

По признаку иерархичности некоторые авторы рассматривают гуманитаризацию как средство, инструмент реализации гуманизации, вытупающей как сверхзадача - идея [1, с. 4].

По признаку определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление (т. е. содержания), и способу существования или выражения этого содержания, его различных модификаций (т. е. формы) гуманизация образования выступает как содержание, а гуманитаризация - как форма.

Гуманизация, по мнению В. П. Лежникова, определяет качества эмпирического человека, содержание и тип жизнедеятельности. Гуманитаризация высшего образования включает в свое содержание «гуманизацию обучения» в целом, т. е. формирование общей культуры студентов, содействие становлению творческого духовного потенциала специалистов [2, с. 13].

Р. Л. Лившиц полагает, что «гуманитаризация связана с задачей формирования социально-ответственной личности, способной адаптироваться к динамично меняющимся условиям постиндустриальной цивилизации. Говоря обобщенно, гуманитаризация - это насыщение содержания образования человеческим смыслом» [3, с. 10].

В. А. Мейдер в понимание гуманизации вносит методические условия ее актуализации и считает, что «гуманизация образования предполагает выявление связей и взаимодействий изучаемых дисциплин с общечеловеческой культурой; отказ от универсальных педагогических технологий, их вариативность в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, а также предпочитаемых способов переработки учебного материала» [3, с. 31].

Свое определение гуманизма приводят научные сотрудники НИИ ВО: «Гуманизация - это процесс проникновения идей гуманизма во все сферы общественных функций, в том числе в деятельност-но-преобразующий процесс обучения» [4, с. 8]. Это определение практически полностью совпадает с филологической трактовкой: «Гуманизация -это распространение, утверждение в определенной сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом» [5, с. 120].

Глубокое и методологически осмысленное определение гуманитаризации дает Т. Н. Брысина: «Гуманитаризация понимается как способ преобразования высшего образования, позволяющий студенту научиться мыслить, то есть творить. Это означает выдвижение на первый план методологических проблем творчества, в то время как сегодня образование ориентировано на методики приобретения и сохранения готового результата познания. Следовательно, суть проблемы выражается в превращении застывших результатов в постоянно развивающийся процесс производства того, что еще не существует» [6, с. 50].

В своей докторской диссертации В. П. Лежняков приводит развернутое конкретизированное фи-

лософское определение гуманизации образования, которое созвучно пониманию проблемы Т. Н. Бры-синой: «Гуманизация - это процесс и деятельность выявления обучающимися своего личностного интеллектуально-нравственного потенциала, формирование разумно-ценностного отношения к этому потенциалу, потребности не только знать его, но и реализовывать. Гуманизация не альтернатива рационализации образования, а дополнение рациональности, форма ее проявления. Она совмещает нравственность и разум, обеспечивая человеку статус, наиболее созвучный с его сущностью» [6, с. 72].

Довольно часто гуманитаризация образования рассматривается примитивно - как механическое введение в учебные планы дополнительных гуманитарных дисциплин, увеличение аудиторных часов на их изучение, проведение воспитательных мероприятий.

Гуманитаризация технического образования понимается как процесс создания социально-культурной среды профессиональной подготовки и жизнедеятельности инженерных кадров на основе изменения общественных структур и социальнокультурных факторов, которые обеспечивают развитие человека как творческой личности, как субъекта и цели научно-технического и социального прогресса.

Под гуманитаризацией образования понимается также его «очеловечивание» как путем внедрения большего числа новых социальных и культурологических дисциплин, так и путем усиления социальной направленности уже преподаваемых (математики, физики, истории и др.). Гуманитаризация транслирует человекознание, формируя миро-видение.

Процесс гуманитаризации технического образования исследователи связывают с раскрытием гуманитарного измерения науки и техники. Это достигается посредством акцептирования внимания на практических вопросах бытия человека в мире, на необходимости включения в оценку качественной новизны технических объектов критериев психологической, нравственной, эстетической и экологической функциональности с целью превращения техники и технологии в союзниц человека.

А. Н. Атрашенко рассматривает гуманитаризацию образования как средство преодоления технократического типа мышления и окультуривания человека. Современный специалист, по его мнению, должен знать не только историю страны, но и историю человечества и культуры, не только классическую философию, но и отличающиеся от нее направления философской мысли. Современный специалист должен размышлять над тем, что принесет людям результат его работы [7, с. 61].

И. Т. Фролов под гуманитаризацией понимает культурно-мировоззренческий феномен, связанный с обращенностью науки и техники к человеку, в более разносторонней культурной оценке результатов труда человека [8, с. 39].

В. Г. Горохов и В. М. Розин рассматривают в контексте гуманитаризации инженерной деятельности изменение характера и ценностных ориентации инженерного мышления [9, с. 84].

Проведенный философско-педагогический анализ понятий позволил взять за основу следующие определения феноменов «гуманизация» и «гуманитаризация» образования. Гуманизация образования рассматривается как актуализация идей человеко-центризма) в учебной, научной, воспитательной сферах вузовской жизни.

Главной целью гуманизации инженерного образования является обеспечение направленности образовательного процесса на формирование личности специалиста гуманистической ориентации, для которого характерны мировосприятие, основанное на ценности человека, приоритетах его жизни и неповторимости, способность применять гуманитарные методы исследования в решении инженерных задач.

Если рассматривать гуманизацию как содержание, то гуманитаризация по отношению к ней является формой, прежде всего формой организации образования. Гуманитаризация в этом случае понимается как условие и средство достижения цели гуманизации. Гуманитаризация выступает как целостная организация образовательно-научно-воспитательной деятельности вуза, направленная на формирование гуманистического мировоззрения будущих инженеров, выработку смысловой позиции субъектов образования относительно профессиональных и гуманистических ценностей инженерной деятельности, поиск путей овладения целостной инженерной деятельностью.

Важнейшим аспектом гуманитаризации является обретение субъектами образования особого рода гуманитарной ориентировки и жизнедеятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование. Введение гуманитарного знания (смысла) и аналогов гуманитарной методологии в изучение технических дисциплин не может быть достигнуто простым расширением блока социально-гуманитарных дисциплин или введением исторической, психологической или культурологической информации в структуру изучаемых предметов.

Основу гуманитаризации составляет особого рода познавательная и социальная активность студентов, направленная на самоопределение в отношении нравственных, гражданских, эстетических, этических, других гуманитарных ценностей инже-

нерной деятельности. Под гуманитаризацией нами понимается также специальная педагогическая деятельность, направленная на организацию педагогического процесса, главной целью которого является личность обучаемого, ее проявления в собственно «личностных» действиях - целеполагании, смыслообразовании, самостоятельности, ответственности, выборе ценностей и поступков, личностном опыте и др. Цели гуманитаризации были нами выведены из иерархических отношений ее подчиненности гуманизации и служат средством реализации последней.

Цель гуманитаризации заключается в создании специальных условий для формирования специа-листа-инженера, обладающего: гуманистическим мировоззрением, обусловливающим социальнонравственный смысл профессиональной деятельности; целостной ориентировкой в ситуации инженерной практики; способностью к гуманитарной экспертизе и прогнозу социокультурных последствий инженерных решений.

Цель гуманитаризации состоит также в преодолении позитивистских традиций инженерного образования, различных проявлений технократического мышления. Существенной чертой технократизма как мировоззренческого феномена является примат средства над целью и смыслом, общечеловеческими интересами, техники над человеком. Сущностные характеристики учебного процесса с гуманистической ориентацией проявляются в его целевых, содержательных и процессуальных аспектах, которые по своим качествам существенно отличаются от базовых характеристик узкопрофессионального образования.

Чтобы определить, в чем состоит специфика гуманитаризации высшего технического образования, нужно понять, чем отличается инженерное дело от других видов профессиональной деятельности, выявить то единое в многообразии форм инженерной деятельности, что остается устойчивым и специфическим именно для деятельности инженера.

Список литературы

1. Гуманитаризация высшего образования: опыт, поиски, проблемы / Л. И. Коханович, Р. Ф. Шахова, Ю. И. Суфтырев и др. М., 2004. 40 с.

2. Лежников В. П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути (философский аспект): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1996.

37 с.

3. Гуманитаризация технического образования и гуманизация профессиональной подготовки студентов: тез. науч.-метод. конф. Ульяновск: Изд-во УлПИ, 2003. 60 с.

4. Вестник Министерства образования. 2006. № 12.

5. Философия и методология науки: в 2 ч. М.: БуР-Дргус, 2004. Ч. 1. 303 с. (Программа: Обновление гуманитарного образования в России).

6. Брысина Т. Н. Теоретико-методологический анализ современной технической модели образования // Вестн. Ульяновского гос. тех. ун-та. 2008. № 3. 189 с.

7. Атрашенко А. Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 2. 138 с.

8. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет. М.: Политиздат, 1999. 198 с.

9. Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники: учеб. пособие / науч. ред. Ц. Г. Арзаканян. М.: Инфра-М, 2008. 224 с.

Матухин Д. Л., кандидат педагогических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 24.10.2012.

D. L. Matukhin

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY OF NON-LINGUISTIC STUDENTS

The article deals with strategic guidelines of professional mobility formation of technical university students, due to ongoing changes in economy, development of new technologies, changes in the employment structure. Problems of professional mobility formation in the historical respect are regarded; promising targets for its development are identified.

Key words: professional mobility, humanization, personality, competence, continuing education, Bologna process.

References

1. Kokhanovich JI. I., Shakhova R. F., Suftyrev Yu. I. et al. Humanitarization of higher education: experience, research, problems. Moscow, 2004. 40 p. (in Russian).

2. Lezhnikov V. P. Humanitarization of education: gist, aims, ways (philosophical aspect). Abstract of doct. dis. ped sci. Moscow, 1996. 37 p. (in Russian).

3. Humanitarization of technical education and professional training of students. Thesis of research and methodology conference. Ulyanovsk, UlPI Publ., 2003. 60 p.

4. Ministry of Education Bulletin. Moscow, 2006, no. 12 (in Russian).

5. Philosophy and methodology of science. In 2 patrs. Moscow, SyR-Apryc Publ., 2004. Part 1. 303 p. (Program: Renovation of humanitarian education in Russia).

6. Brysina T. N. Theoretical and methodological analysis of modern technical model of education. Ulyanovsk State Technical University Bulletin, 2008, no. 3, 189 p. (in Russian).

7. Atrashenko A. N. Some conceptual propositions of education system management. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 2, 138 p. (in Russian).

8. Frolov I. T. About the human and humanism: works of different years. Moscow, Politizdat Publ., 1999. 198 p. (in Russian).

9. Gorokhov V. G., Rozin V. M. Introduction to philosophy of technique: Study guide. Science editor Ts. G. Arzakanyan. Moscow, Infra-M Publ., 2008. 224 p. (in Russian).

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.