Научная статья на тему 'Гуманизация образования в школах Азербайджана'

Гуманизация образования в школах Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / гуманизация / гуманитаризация / ценности / культурологическое отношение. / education / humanization / humanitarization / values / culturological attitude.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оруджева Гюльшан Ясин Кызы

В статье исследованы и обоснованы с позиций нового педагогического подхода теоретические и практические вопросы гуманитаризации образовательного процесса, которые входят в число важных педагогических проблем современного учебного процесса в общеобразовательных школах. Это связано с тем, что в подготовке подрастающего поколения к жизни, в формировании гуманистического мировоззрения роль общеобразовательной школы очень велика. Цель общего образования исходит от целей государства в сфере образования. Образование является основой морального, социального, экономического и культурного развития общества и государства. Способствуя осознанию ответственности перед семьей, государством, оно также имеет целью формирование личности, уважающей права и свободы других, отличающейся своим независимым, свободным, творческим, культурным, нравственным и интеллектуальным уровнем поведения и развития. Гуманитаризация образования, в первую очередь, зависит от результатов непосредственного развития ученика в процессе обучения, утверждения себя как личности, создания благоприятных условий для ее самореализации. Для формирования у учеников внутренней мотивации и интереса к процессу получения знаний необходимо проведение в школах стимулирующих мероприятий и создание прозрачной учебной среды. Гуманитаризация школы подразумевает создание такой системы, чтобы каждый ученик мог свободно и равноправно получать образование, выявлять у себя потенциальные возможности путем самообразования, самоуправления, самореализации, самосовершенствования, а также был готов к сотрудничеству с другими людьми. Гуманизм был и остается ведущим ориентиром мировоззрения человечества. Эта идея как философское течение многогранна, как категория – относительна. Проблемы гуманизма в философском аспекте (Н. А. Бердяев, М. Вебер, В. В. Розанов, С. Л. Рубинштейн, В. С. Соловьев, С. Халилов и др.), в психологическом (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, E.H. Шиянов, А.Ализаде, Б.Алиев, Р.Алиев и др.) и педагогическом аспектах (Ш. А. Амонашвили, А. Агаев, Р. Мустафаева, А. Пашаев, Ф. Рустамов, Р. Алиев, М. Ильясов и др.) достаточно подробно анализируются в статье. При этом формулируются определенные теоретические закономерности развития современного образования в Азербайджане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of Education at Schools in Azerbaijan

In the article theoretical and practical problems of the educational process humanitarization are investigated and proved from positions of new pedagogical approach, which are one of important pedagogical problems of the modern educational process at comprehensive schools. It is connected with the fact that in training of younger generation for life, in formation of their humanistic outlook the role of comprehensive school is very important. The purpose of the general education proceeds from the purposes of the state in education. Education is a basis of moral, social, economic and cultural development of society and state. Education along with awareness of the responsibility to the family, the state also aims at formation of the personality respecting the right and freedom of others differing in the independent, free, creative, cultural, moral and intellectual level of behaviour and development. Education humanitarization, first of all, depends on results of direct development of the pupil in the course of training, the establishment as a person, creating favourable conditions for its self-realization. To create pupils’ internal motivation and interest to the process of knowledge acquisition requires carrying out of stimulating actions and creation of the transparent educational environment at schools. Humanitarization of school means creation of such a system, that each pupil could have a free and equal right to get education, to reveal own potential opportunities by means of self-education, self-government, self-realization, self-improvement and also to be ready to mutual cooperation with other people. Humanism was and remains to be the leading reference point of the outlook of mankind. This idea as a philosophical trend is many-sided and as a category is relative. Humanism problems in philosophical (N. A. Berdyaev, M. Weber, V. V. Rozanov, S. L. Rubenstein, V. S. Soloviov, S. Khalilov, etc.), psychological (L. S. Vygotsky, V. V. Davydov, L. V. Zankov, E. H. Shiyanov, A. Alizade, B. Aliev, R. Aliev, etc.) and in pedagogical (Sh. A. Amonashvili, A. Agaev, R. Mustafaeva, A. Pashaev, F. Rustamov, R. Aliev, M. Iliyasov, etc.) aspects are analyzed in detail in the article. At the same time certain theoretical regularities of modern education development in Azerbaijan are formulated.

Текст научной работы на тему «Гуманизация образования в школах Азербайджана»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-20009

УДК 37

Г. Я. Оруджева

https://orcid.org/0000-0002-7553-7350

Гуманизация образования в школах Азербайджана

В статье исследованы и обоснованы с позиций нового педагогического подхода теоретические и практические вопросы гуманитаризации образовательного процесса, которые входят в число важных педагогических проблем современного учебного процесса в общеобразовательных школах. Это связано с тем, что в подготовке подрастающего поколения к жизни, в формировании гуманистического мировоззрения роль общеобразовательной школы очень велика. Цель общего образования исходит от целей государства в сфере образования. Образование является основой морального, социального, экономического и культурного развития общества и государства. Способствуя осознанию ответственности перед семьей, государством, оно также имеет целью формирование личности, уважающей права и свободы других, отличающейся своим независимым, свободным, творческим, культурным, нравственным и интеллектуальным уровнем поведения и развития. Гуманитаризация образования, в первую очередь, зависит от результатов непосредственного развития ученика в процессе обучения, утверждения себя как личности, создания благоприятных условий для ее самореализации. Для формирования у учеников внутренней мотивации и интереса к процессу получения знаний необходимо проведение в школах стимулируюшцх мероприятий и создание прозрачной учебной среды. Гуманитаризация школы подразумевает создание такой системы, чтобы каждый ученик мог свободно и равноправно получать образование, выявлять у себя потенциальные возможности путем самообразования, самоуправления, самореализации, самосовершенствования, а также был готов к сотрудничеству с другими людьми. Гуманизм был и остается ведущим ориентиром мировоззрения человечества. Эта идея как философское течение многогранна, как категория - относительна. Проблемы гуманизма в философском аспекте (Н. А. Бердяев, М. Вебер, В. В. Розанов, С. Л. Рубинштейн, В. С. Соловьев, С. Халилов и др.), в психологическом (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, E. H. Шиянов, А. Ализаде, Б. Алиев, Р. Алиев и др.) и педагогическом аспектах (Ш. А. Амонашвили, А. Агаев, Р. Мустафаева, А. Пашаев, Ф. Рустамов, Р. Алиев, М. Ильясов и др.) достаточно подробно анализируются в статье. При этом формулируются определенные теоретические закономерности развития современного образования в Азербайджане.

Ключевые слова: образование, гуманизация, гуманитаризация, ценности, культурологическое отношение.

G. Ya. Orudzheva

Humanization of Education at Schools in Azerbaijan

In the article theoretical and practical problems of the educational process humanitarization are investigated and proved from positions of new pedagogical approach, which are one of important pedagogical problems of the modern educational process at comprehensive schools. It is connected with the fact that in training of younger generation for life, in formation of their humanistic outlook the role of comprehensive school is very important. The purpose of the general education proceeds from the purposes of the state in education. Education is a basis of moral, social, economic and cultural development of society and state. Education along with awareness of the responsibility to the family, the state also aims at formation of the personality respecting the right and freedom of others differing in the independent, free, creative, cultural, moral and intellectual level of behaviour and development. Education humanitarization, first of all, depends on results of direct development of the pupil in the course of training, the establishment as a person, creating favourable conditions for its self-realization. To create pupils' internal motivation and interest to the process of knowledge acquisition requires carrying out of stimulating actions and creation of the transparent educational environment at schools. Humanitarization of school means creation of such a system, that each pupil could have a free and equal right to get education, to reveal own potential opportunities by means of self-education, self-government, self-realization, self-improvement and also to be ready to mutual cooperation with other people. Humanism was and remains to be the leading reference point of the outlook of mankind. This idea as a philosophical trend is many-sided and as a category is relative. Humanism problems in philosophical (N. A. Berdyaev, M. Weber, V. V. Rozanov, S. L. Rubenstein, V. S. Soloviov, S. Khalilov, etc.), psychological (L. S. Vygotsky, V. V. Davydov, L. V. Zankov, E. H. Shiyanov, A. Alizade, B. Aliev, R. Aliev, etc.) and in pedagogical (Sh. A. Amonashvili, A. Agaev, R. Mustafaeva, A. Pashaev, F. Rustamov, R. Aliev, M. Iliyasov, etc.) aspects are analyzed in detail in the article. At the same time certain theoretical regularities of modern education development in Azerbaijan are formulated.

Keywords: education, humanization, humanitarization, values, culturological attitude.

В современном мире гуманизация образова- лах является одной из важнейших педагогиче-тельного процесса в общеобразовательных шко- ских проблем.

© Оруджева Г. Я., 2018

Что мы понимаем как гуманизацию образовательного процесса? В педагогической и методической литературе используются такие понятия, как гуманизация, гуманность и гуманизм. В философском энциклопедическом словаре гуманизм определяется как «система постоянно меняющихся взглядов» [2, с. 130]. Американская ассоциация гуманистов (American Humanist Association) толкует понятие гуманизма как «прогрессивную жизненную позицию человека, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству» [3].

Хотя гуманизм и гуманистические отношения имеют древние истоки, в научный оборот понятие было включено в эпоху Возрождения. Педагогические теории этой эпохи сильно повлияли на дальнейшее развитие традиций Просвещения, на формирование гуманистических педагогических идей. Идеи, отражающиеся в педагогических мыслях эпохи Возрождения, выражаются термином «гуманизм». Мыслители эпохи Возрождения для выражения нравственно-духовных ценностей, осознанных еще в XV в., пользовались термином «humanitas». Позже Ф. Энгельс, характеризуя эту эпоху, писал: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» [4]. Самым важным элементом для педагогической теории той эпохи было, в отличие от учения о боге, выдвижение на передний план учения о человеке. Создавалась модель человека, способного получать удовольствие от природы, любви, искусства, от достижений человеческой мысли, от общения. Усилилась вера в магическую силу, мудрость человеческой проницательности.

Интересно, что отростки гуманизма в образовательной парадигме той эпохи возникали в условиях развития национального самосознания. Гуманисты для совершенства личности выдвигают на передний план важность ее эстетического и художественного воспитания, считают необходимым воспитание человека, отличающегося красивой и логичной речью, способного вести за собой людей [5]. На примере деятельности итальянского гуманиста Витторино де Фельтре, взявшего за основу педагогические идеи Квин-тилиана, была создана модель гуманистической

школы. Для гармоничного развития школьников применялась система гуманистических отношений. В работах классических педагогов (В. Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Кампанелла, Х. Вивес, Я. А. Каменский) и современных психологов (К. Роджерс, А. Маслоу, К. Ясперс, Дж. Джуси, Дж. Олпорт) гуманизм представляется как принцип мировоззрения, а также как нравственный принцип. Гуманистическое мировоззрение соединяется только в одном центре - в человеке. Если отнестись к гуманизму как к принципу, к системе взглядов на мир, то человек будет создателем его своеобразной системы (именно отсюда и появляются понятия «гуманизм», «человеколюбие»). Отсюда можно сделать вывод о том, что гуманизм - это принцип, который, объединяя в себе все аспекты педагогического процесса, обогащает их содержание. В основе этого принципа лежат гуманистическое отношение, любовь, уважение к детской личности. Гуманизм как нравственный принцип направлен на обеспечение материальной и духовной потребности человека. Гуманизм - это отражение обобщенных в сознании взглядов о человеке, его высокая общественная обязанность, его всестороннее и гармоничное развитие, формирование отношений среди людей, показатель нравственных качеств индивида, его нравственного богатства. Как нравственный принцип в отношениях внутри коллектива и взаимоотношениях гуманизм выражается в различных аспектах человеческой деятельности.

Системный подход к личности дает возможность оценить основные компоненты гуманистического воспитания (гуманные чувства, гуманные отношения, гуманные качества). Ввиду того, что эти качества проявляются в поведении, они оказывают определяющее влияние на уровень воспитанности школьников. Для полного определения и точного измерения уровня воспитанности школьников нет каких-либо механизмов. Сегодня, используя сложные операции, можно получить предположительные представления об уровне воспитанности. В нашей школе (школа № 6 города Баку) с целью выявления уровня воспитанности школьников результаты сравниваются с уровнем начальной воспитанности. Разница между начальной и конечной воспитанностью определяет эффективность воспитательного процесса.

Гуманные чувства выражают отношения человека к человеку, к обществу. «Гуманность - это

одно из прекрасных качеств, удерживающих человека от жестокости, забота, доброта и великодушие по отношению к детям, старикам, больным, нуждающимся в помощи, в целом ко всем людям» [5]. По нашему мнению, современная школа должна носить в целом гуманный характер. Начиная с интерьера школы и заканчивая содержанием педагогического процесса, все должно иметь гуманную сущность. Наряду с отношениями между педагогами и учениками, должны быть гуманизированы содержание, суть, принципы, методы, формы организации образования. Великий чешский педагог Я. А. Каменский называл школу «мастерской гуманизма», «мастерской человечности». В современное время школа в буквальном смысле этого слова должна быть «антропоцентрическим» центром. В центре педагогического процесса в школе должен стоять ученик как высокая ценность, а содержание образования, деятельность педагогов должны быть направлены на развитие его личности.

Гуманизация образования, в первую очередь, подразумевает непосредственное развитие ученика в процессе обучения, становление его личности, создание благоприятных условий для его самореализации [7]. Для формирования у учеников внутренней мотивации и интереса к обучению необходимо осуществление стимулирующих мероприятий, создание в школах здоровых и естественных педагогических условий. Отметим, что не все виды мотивации оказывают решающее влияние на ход и результаты педагогического процесса. Психологи во многих случаях делят мотивацию учения на две части - внутреннюю и внешнюю. В результате многолетнего школьного опыта было выявлено, что в настоящее время в процессе обучения внутренняя мотивация имеет особое преимущество. Если ученики сами не станут инициативными, то наставления, побудительные действия школьного руководства, педагогов и родителей не дадут необходимого эффекта, а в некоторых случаях даже спровоцируют конфликтные ситуации.

Нельзя не согласиться с мнениями ученых-исследователей о том, что «знание, преподаваемое насильственным образом, душит разум». Основной источник мотивации школьников (а также всех людей) находится в них самих. С целью объективного определения достижений школы и ученика в повышении эффективности и качества учебного процесса руководство школы и педагоги должны учитывать реальные мотивы

школьников. В таком случае опора в педагогическом процессе на эти реальные мотивы определяет возможность создания более влиятельных и высоких мотивов (воображаемых мотивов) учения. Гуманитаризация школы подразумевает создание такой системы, в которой каждый ученик мог бы свободно и равноправно получать образование, выявлять свой потенциал, самосовершенствоваться, утверждать себя путем самообразования, самоуправления, самореализации, а также быть готовым к сотрудничеству с другими людьми. В педагогически-психологической литературе понятие «гуманизм» имеет узкое и широкое значения. В широком смысле это понятие обозначает систему ценностей человеческой личности, благополучие и счастье человека, его право на достойную жизнь. В ограниченном смысле гуманизм характеризует культурное движение эпохи Возрождения (XIV и XVI вв.) в Европе (в частности, в Италии и Германии). Как мы уже отметили выше, именно в рамках этого движения и создавался термин «гуманизм». Первое время он понимался как определенный вид интеллектуальных тренингов - изучения риторики, грамматики, поэзии, этики, философии.

В 90-х гг. прошлого столетия социальная функция азербайджанских школ изменилась. Новое педагогическое мышление заняло передовую позицию в современной образовательной теории. В общеобразовательных школах гуманитаризация образования в актуализации процессов формирования ученика как личности стала считаться важнейшим аспектом модернизации образования. Гуманитаризация образования подразумевает формирование у учеников гуманной нравственности, этических, эстетических чувств, качеств, создание для этого необходимых материально-интеллектуальных и социально-нравственных условий. Значит, гуманитаризация образования, в первую очередь, требует наличия гуманистического содержания деятельности, поведения, действий, общения, поступков и отношений, а также качества внутришкольного управления. Профессору А. Ализаде принадлежат особые заслуги по включению данного понятия в научный оборот и практическую деятельность. По его мнению, «гуманитаризация школьной жизни проявляет себя как основная линия нового педагогического мышления. Человеческий фактор, только этим путем повлияв на школьную жизнь, может иметь важный педагогический смысл» [8].

Гуманистическое осознание мира связано с человеческой личностью. Развитие личности -очень сложный процесс, в котором происходят и количественные, и качественные изменения. Процесс развития обуславливается противоречиями. Именно по этой причине понятие гуманизма, возникшее в рамках диалогической культуры, связанной с человеком, с его духовной потребностью, наряду со своей сложностью, также является многопараметрическим конструктом. Оно на общесоциальном уровне выступает как цель и критерий духовного процветания и душевного развития человечества. Если рассматривать проблему в первом аспекте, становится понятно, что гуманизм - это самый высокий духовный идеал человека (а также истории человечества), к которому он стремится в своем развитии. Значит, развитие гуманистических отношений в истории развития человечества понимается как развитие самого человека. В свою очередь, в качестве идеала понимается единство нравственного долга и человеческих ценностей.

Понятие «гуманитаризация» возникло из понятий «гуманизм» и «гуманность». Оно выражает конструктивный аспект проблемы, высший этап отражения системы ценностей. Гуманность как основной принцип функционирования Азербайджанского государства отражается в политике государства, утверждается в его законах. Гуманизм в «Законе Азербайджанской Республики об образовании» преподносится как основной принцип образовательной политики. В Законе об образовании говорится: «Гуманизм - признание в качестве приоритета национальных и общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, прав и свобод человека, здоровья и безопасности, заботы об окружающей среде и людях и уважения к ним, толерантности и терпимости» [9]. Гуманистическая политика государства, в первую очередь, отражается в гуманистических отношениях членов общества друг к другу и в поддержке государства в исполнении обществом проектов, направленных на гуманитаризацию.

В педагогически-психологической литературе имеется множество взглядов, связанных с гуманитаризацией учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах. Некоторые исследователи считают, что гуманитаризация учебного и воспитательного процесса связана с восприятием со стороны педагога «уникальности» личности ученика», с заботой, с верой в наличие у каждого «ключа личного развития». Сторонники данной идеи в основном ссылаются на кон-

цепции личностно-ориентированного образования К. Роджерса. Согласно этой концепции, «школа должна учить школьника приспосабливаться к миру и меняться в соответствии с ним. Это, в свою очередь, требует наличия крепких знаний, основанных на жизненных способностях, полученных в результате личных поисков индивида» [10]. В его концепции основное место занимает вера в человека, свобода самоутверждения, самореализации, самосознания человека. По его мнению, находя в педагогическом процессе компромиссные варианты путем дискуссии, при помощи взаимоуступок можно легко устранить все конфликты.

Другая группа ученых-исследователей основной путь гуманизации образовательно-воспитательного процесса видит в гуманитаризации образования, посредством которой возможно развить мышление, духовный мир школьника, изменить отношение к жизни, культурно (эмоционально, духовно и эстетически) обогатить его. Это, в свою очередь, формирует у ребенка правильное отношение к людям, к себе и работе. Гуманитаризация требует серьезных изменений в содержании образования. Гуманитарное содержание в процессе обучения, направленное на умственное, нравственное и психическое развитие учеников, обеспечивает возникновение гуманистических чувств. Исследование показало, что основу дискуссий, связанных с гуманизацией образования в Азербайджане и России в 70-80-х гг. и в современный период, составляют идеи академика Ш. Амонашвили. Под его руководством в 60-70-х гг. прошлого века в школах Грузии стали проводить эксперименты нового содержания. В 1986-м г. был принят манифест «Педагогики сотрудничества». Так, теории выдающегося ученого и педагога В. А. Сухомлинского, опыт ростовских, липецких педагогов нашли применение в Азербайджане. Ш. А. Амонашвили считает, что гуманизация педагогического процесса приносит ученикам «больше успехов, чем разочарований, больше радости, чем грусти, больше единства, чем конфликтов, больше воспитанности, чем невежества, больше творчества, чем безграмотности». Средство гуманизации педагогического процесса он видел в духовном единстве ученика с преподавателем. Это значит, что с целью развития эмоциональной сферы учеников в образовательно-воспитательном процессе важно осуществление разных стимулирующих мер, создание поощрительных ситуаций. В арсенале мотивационных

программно-целевых подходов имеются многочисленные ситуации, которые способствуют эмоциональному и духовному развитию в школах. Сотрудничество участников образовательно-воспитательного процесса является важным условием его гуманизации.

Гуманизм как духовная ценность выступает как форма проявления в обществе нравственных отношений. Значит, гуманизм - это духовная ценность и нравственная норма. Не зная содержания, невозможно выполнить нормативные требования. Гуманизация образования - это духовная основа педагогического процесса, направленная на развитие личности ученика.

Ввиду того, что гуманизация характеризует педагогические ценности, духовно-

психологические основы социального развития общества, аспекты ценности педагогического процесса, гуманизация учебно-воспитательного процесса делает необходимым исследование принципов гуманизма в школьной жизни. В научно-педагогической литературе педагогические ценности делятся на три группы: 1) социально-педагогические ценности; 2) педагогические ценности группы; 3) педагогические ценности, свойственные личности [1, с. 68]. Первая группа ценностей характеризуется как совокупность идей, норм, правил, традиций, регулирующих деятельность общества в сфере образования. Вторая группа ценностей олицетворяет педагогические ценности группы (нормы, идеи и концепции, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность). Третья группа ценностей отражает цель, мотивы, идеалы и другие характеристики мировоззрения личности педагога. Задача развивать себя и других составляет основу педагогической деятельности педагога, а так как цель педагогической деятельности выражается конкретными мотивами, мотивация выступает как технологическая основа гуманизации образовательного процесса.

Исследователь А. Агаев, говоря о принципах гуманности, в имеющуюся классификацию добавляет принцип непрерывного развития. В процессе обучения непрерывное развитие личности обеспечивается тогда, когда оно направлено не на актуальный уровень, а на зоны ближайшего развития личности обучающегося. Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Однако этот уровень не создает полного пред-

ставления о развитии ученика. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». То есть в процессе обучения сотрудничество педагогов с учениками должно строиться таким образом, чтобы было возможным поднять учеников на самый высокий интеллектуальный уровень при помощи подражания.

На процесс развития ребенка, связанного с возрастными и психологическими особенностями, наряду с другими факторами, также сильно влияет национальная и общечеловеческая культура. Данная закономерность требует соблюдения принципов культурологического подхода в определении содержания образования. Большинство недостатков, проявляющихся в воспитании современного подрастающего поколения, связано с отсутствием у него гуманитарной культуры. С учетом культурологического подхода в содержании образования ставится задача повышения гуманитарной культуры у людей. Культура и ценности человека более интенсивно развиваются в гармонии с общечеловеческой культурой. Культура воодушевляет человека к преобразующей деятельности. Яркая и продуктивная деятельность человека определяет эффективное освоение профессиональной культуры.

В Концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее», в «Государственной Стратегии по развитию образования в Азербайджанской Республике», в «Стратегической дорожной карте по перспективам национальной экономики Азербайджанской Республики» развитие, ориентированное на знание и инновации человеческого капитала, осваивающего гуманистические ценности, является приоритетной задачей. Все ступени и уровни образования в Азербайджанской Республике направлены на развитие человеческого капитала. В связи с общеобразовательными школами был утвержден Национальный курикулум, разрабатывается его новая рамка. На основе передовых мировых традиций образования должно быть сформировано содержание, обеспечивающее интеллектуальное, духовное и психическое развитие детей. Такое содержание формирует у школьников высокие жизненные ценности; наряду с созданием у них интегративного и естественно-научного образа мира, направлено на общее интеллектуальное развитие нации. Поэтому в повышении качества педагогического процесса в общеобразовательных школах, в реализации определяемого содержания, в создании гу-

манистической и демократической образовательной среды, по нашему мнению, возникает необходимость придерживаться принципов

— культурологического подхода к содержанию образования;

— гуманизации форм и методов образовательного процесса;

— гуманизации педагогического общения;

— гуманизации в школе нравственно-духовной и деятельной среды.

В традиционной образовательной системе этим компонентам и их взаимосвязям серьезного значения не придавали, а в некоторых случаях преобладало их пассивное восприятие. В большинстве случаев ученики не переживали радости изучения, нахождения, изобретения. Тем не менее в гуманизации школьной жизни это очень важный вопрос. Когда ученик переживает эмоции при обучении, выступает полноправным членом процесса, то обучение становится для него мотивированным и эмоционально насыщенным. Наряду с вышеперечисленными принципами, для обеспечения гуманизации образовательно-воспитательного процесса нужно уделить особое внимание положительной мотивации учебной деятельности на использование участниками образовательного процесса личного опыта, на достижению единства и взаимосвязи рациональных и эмоциональных компонентов учебного процесса. Учитывать эти принципы необходимо при выявлении потенциальных возможностей ученика.

В формировании образовательной системы общественно-исторические условия играют важную роль. Тенденции в образовании связаны с социально-экономической и социальной жизнью государства, требованиями общественной системы. Если принять этот подход как методологическую основу, можно определить объективные (уровень образования людей, технократичность, политическая свобода и гуманные отношения) и субъективные (субъекты процесса, продукция духовного производства, программа развития школы, содержание образования, образовательные технологии, структура современного урока, организация учебно-воспитательного процесса) факторы гуманизации образования.

По нашему мнению, гуманизация школьной жизни зависит от комплексного применения этих принципов. Реализация первого принципа подразумевает гуманитаризацию содержания образования, единство национальных и человеческих, общественных и личных ценностей; реализация

второго принципа подразумевает единство воспитания личности и саморазвития, дифференциацию и индивидуализацию образования, единство и взаимную связь рациональных и эмоциональных компонентов учебного процесса, приоритет в учебном процессе диалога. Реализация третьего принципа подразумевает уравнивание позиций педагога и ученика в учебном процессе, сотрудничество участников образовательного процесса, высокую культуру общения педагогов. Реализация четвертого принципа подразумевает эстетичность атмосферы в школе, формирование духовной воспитательной среды, создание комфортных социально-педагогических условий в образовательном процессе.

Библиографический список

1. Ализаде, А. Психологические проблемы современных азербайджанских школ [Текст] / А. Ализаде. - Баку : Озан, 1998. - 364 с.

2. Гаралов, З. Воспитание. Педагогика. I Том [Текст] / З. Гаралов. - Баку, 2003. - 268 с.

3. Закон Азербайджанской Республики об Образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://edu. gov.az/az/page/72/3 02.

4. Коменский, Я. A. Большая дидактика [Текст] / Я. A. Коменский. - М. : Педагогика, 1989. - 416 с.

5. Маркс, K., Энгельс, Ф. Избранные сочинения. -Том 3 [Текст] / K. Маркс, , Ф. Энгельс. - Баку, 1983.

6. Пашаев, А., Рустамов, Ф. Педагогика [Текст] / А. Пашаев, Ф. Рустамов. - Баку : Наука и Образование, 2012.

7. Рустамов, Ф. Азербайджанское педагогикаведение [Текст] / Ф. Рустамов. - Баку : Наука и Образование, 2016.

8. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - M. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

9. Leytvud K. and Sishor Luis K. (2011). Connecting leadership with education process of students. San Francisco, California: Jossey-Bass.

10. Richard R. (2015). Formation of thinking culture: Eight power to reorganize completely our schools. San Francisco, California: Jossey-Bass.

11. Rogers CR. The Interpersonal Relationship in the Facilitation of learning // Humanizing Education / Ed. by R. Leeper. Washington, D. C.: National Education Association, 1967. - P. 1-23.

Bibliograficheskij spisok

1. Alizade, A. Psihologicheskie problemy sovremen-nyh azerbajdzhanskih shkol [Tekst] / A. Alizade. - Baku : Ozan, 1998. - 364 s.

2. Garalov, Z. Vospitanie. Pedagogika. I Tom [Tekst] / Z. Garalov. - Baku, 2003. - 268 s.

3. Zakon Azerbajdzhanskoj Respubliki ob Obra-zovanii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://edu. gov.az/az/page/72/3 02.

4. Komenskij, Ja. A. Bol'shaja didaktika [Tekst] / Ja. A. Komenskij. - M. : Pedagogika, 1989. - 416 s.

5. Marks, K., Jengel's, F. Izbrannye sochinenija. -Tom 3 [Tekst] / K. Marks, , F. Jengel's. - Baku, 1983.

6. Pashaev, A., Rustamov, F. Pedagogika [Tekst] / A. Pashaev, F. Rustamov. - Baku : Nauka i Obrazovanie, 2012.

7. Rustamov, F. Azerbajdzhanskoe pedagogikavedenie [Tekst] / F. Rustamov. - Baku : Nauka i Obrazovanie, 2016.

8. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Tekst]. -M. : Sovetskaja jenciklopedija, 1983. - 840 s.

9. Leytvud K. and Sishor Luis K. (2011). Connecting leadership with education process of students. San Francisco, California: Jossey-Bass.

10. Richard R. (2015). Formation of thinking culture: Eight power to reorganize completely our schools. San Francisco, California: Jossey-Bass.

11. Rogers CR. The Interpersonal Relationship in the Facilitation of learning //Humanizing Education / Ed. by R. Leeper. Washington, D. C.: National Education Association, 1967. - P. 1-23.

Reference List

1. Alizade A. Psychological problems of modern Azerbaijanian schools / A. Alizade. - Baku: Ozan, 1998. -364 pages.

2. Garalov Z. Education. Pedagogics. I Volume / Z. Garalov. - Baku, 2003. - 268 pages.

3. Law of the Republic of Azerbaijan on Education [An electronic resource]. - Access mode: http ://edu. gov.az/az/page/72/3 02.

4. Kamensky Ia. A. Great didactics / I. A. Kamensky. - M. : Pedagogika, 1989. - 416 pages.

5. Marx K., Engels F. Selected compositions. - Volume 3 / K. Marx, F. Engels. - Baku, 1983.

6. Pashaev A., Rustamov F. Pedagogics / A. Pashaev, F. Rustamov. - Baku: Nauka i Obrazovanie, 2012.

7. Rustamov, T. Azerbaijanian Pedagogics studies / F. Rustamov. - Baku: Nauka i Obrazovanie, 2016.

8. Philosophical encyclopedic dictionary. - M. : So-vetskaya Entsyklopediya, 1983. - 840 pages.

9. Leytvud K. and Sishor Luis K. (2011). Connecting leadership with education process of students. San Francisco, California: Jossey-Bass.

10. Richard R. (2015). Formation of thinking culture: Eight power to reorganize completely our schools. San Francisco, California: Jossey-Bass.

11. Rogers CR. The Interpersonal Relationship in the Facilitation of learning // Humanizing Education / Ed. by R. Leeper. Washington, D. C.: National Education Association, 1967. - P. 1-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.