Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрусевич Полина Юрьевна

В статье представлены социальные факторы, определяющие особенности современного образования. Исследуется проблема гуманитаризации как одного из направлений развития современного образования. Рассматривается соотношение понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» в трудах российских исследователей. На основе сравнительного анализа выделяется два подхода к определению понятия «гуманитаризация». В первом случае гуманитаризация направлена на увеличение доли гуманитарного знания. Во втором случае гуманитаризация направлена на создание условий для развития личности. Дается объяснение, почему выделенные подходы не противоречат друг другу. Определяются возможные аспекты гуманитаризации образования: содержательный, технологический, субъектно-личностный. Делается вывод о необходимости комплексной реализации обозначенных аспектов в образовательных системах для достижения желаемой степени гуманитаризации образования. Подчеркивается значимость дальнейшей научной и практической деятельности по гуманитаризации как отдельных элементов образования, так и всего образовательно процесса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрусевич Полина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIZATION AS ONE OF THE PRINCIPAL DIRECTIONS OF THE MODERN EDUCATION DEVELOPMENT

The article presents the social factors that determine the features of modern education. The problem of humanitarization as one of the directions of modern education development is investigated. The correlation between the concepts „humanization” and „humanitarization” in the works of Russian researchers is considered. Based on a comparative analysis, two approaches to the definition of the concept of humanitarization are distinguished. In the first case, humanitarization is aimed at increasing the share of humanitarian knowledge. In the second case, it is aimed at creating conditions for the students’ personal development. An explanation is given why the selected approaches do not contradict each other. Possible aspects of humanitarization of education are determined: content, technological, subject-personal. The conclusion is made that a comprehensive implementation of the identified aspects in educational systems is needed in order to achieve the desired degree of humanitarization of education. The importance of further research and practical activity on the humanitarization of both individual elements of education and the entire educational process is emphasized.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 37.013 ББК 74.00

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-83-91

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П. Ю. Петрусевич

Аннотация. В статье представлены социальные факторы, определяющие особенности современного образования. Исследуется проблема гуманитаризации как одного из направлений развития современного образования. Рассматривается соотношение понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» в трудах российских исследователей. На основе сравнительного анализа выделяется два подхода к определению понятия «гуманитаризация». В первом случае гуманитаризация направлена на увеличение доли гуманитарного знания. Во втором случае гуманитаризация направлена на создание условий для развития личности. Дается объяснение, почему выделенные подходы не противоречат друг другу. Определяются возможные аспекты гуманитаризации образования: содержательный, технологический, субъектно-личностный. Делается вывод о необходимости комплексной реализации обозначенных аспектов в образовательных системах для достижения желаемой степени гуманитаризации образования. Подчеркивается значимость дальнейшей научной и практической деятельности по гуманитаризации как отдельных элементов образования, так и всего образовательно процесса в целом.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманитаризация образования, развитие личности, гуманитарное знание.

Для цитирования: Петрусевич П. Ю. Гуманитаризация как одно из ведущих направлений развития современного образования // Наука и школа. 2023. № 1. С. 83-91. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-1-83-91.

© Петрусевич П. Ю., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

HUMANITARIZATION AS ONE OF THE PRINCIPAL DIRECTIONS OF THE MODERN EDUCATION DEVELOPMENT

P. Yu. Petrusevich

Abstract. The article presents the social factors that determine the features of modern education. The problem of humanitarization as one of the directions of modern education development is investigated. The correlation between the concepts „humanization" and „humanitarization" in the works of Russian researchers is considered. Based on a comparative analysis, two approaches to the definition of the concept of humanitarization are distinguished. In the first case, humanitarization is aimed at increasing the share of humanitarian knowledge. In the second case, it is aimed at creating conditions for the students' personal development. An explanation is given why the selected approaches do not contradict each other. Possible aspects of humanitarization of education are determined: content, technological, subject-personal. The conclusion is made that a comprehensive implementation of the identified aspects in educational systems is needed in order to achieve the desired degree of humanitarization of education. The importance of further research and practical activity on the humanitarization of both individual elements of education and the entire educational process is emphasized.

Keywords: humanization of education, humanitarization of education, personal development, humanitarian knowledge.

Cite as: Petrusevich P. Yu. Humanitarization as one of the principal directions of the modern education development. Nauka i shkola. 2023, No. 1, pp. 83-91. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-83-91.

Современное образование отличается многообразием и многоплановостью задач, форм, средств своего развития. Оно стремится соответствовать современным условиям жизни, требованиям общества и потребностям личности, а также в полной мере использовать те ресурсы и возможности, которые появляются в мире сегодня. В нашу эпоху образование определяется во многом следующими факторами:

• непостоянством и непредсказуемостью общества, неопределенностью роли человека в нем;

• ускорением темпа жизни и увеличением объема требований к эффективности и оригинальности деятельности человека;

• увеличением степени мобильностью человека, расширением спектра его жизненных возможностей;

• дезинтеграцией общества в различных декларируемых системах ценностей;

• постоянным увеличением потока информации, и ограниченностью способности человека обрабатывать массивы информации и формировать на этой основе общую картину мира;

• глобализацией и компьютеризацией большинства сфер деятельности человека.

Ведущими направлениями развития образования в обозначенных условиях сегодня являются демократизация, диверсификация, фундаментализация, непрерывность образования, гуманитаризация. Целью данной статьи является анализ подходов к определению содержания понятия «гуманитаризация» и раскрытие возможных аспектов гуманитаризации современного образования.

В научной литературе «гуманитаризация», как правило, используется в сочетании с термином «гуманизация». Вопрос о соотношении этих понятий в педагогической науке не имеет однозначного решения, но является значимым для определения сути каждого из них. Отсутствие единства в трактовке обосновывается сложностью природы самих гуманитарных явлений и непрерывностью развития научной мысли, стремящейся к углублению, расширению и переосмыслению понятий в контексте новых реалий.

Заметим, что проблема гуманизации и гуманитаризации образования оказывается актуальной в рамках исследования самых разных образовательных систем. Она представляет собой большую ценность для образования вне зависимости от уровня обучения, возраста обучающихся, учебных задач, статуса образовательной организации, формата обучения.

В табл. 1 мы предприняли попытку представить существующие трактовки интересующих нас понятий в разных контекстах исследования.

Хронологически первым в науку вошло понятие «гуманизация».

Его Т. А. Иванова, как видно в табл. 1, трактует как направленность на «создание максимально благоприятных условий для развития человечной, нравственной, милосердной, творческой личности и раскрытия ее потенциала» [1, с. 19].

Близкую точку зрения высказывает В. Б. Помелов, определяя меру гуманизации образования степенью создания в обществе предпосылок и условий для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков и ее способностей, формирования стремления к свободе, ответственности и творчеству [2, с. 6].

Е. Н. Селиверстова исследует гуманизацию как основную системообразующую тенденцию, которая предполагает,

что в центре внимания педагога должна быть целостная уникальная личность обучающегося, открытая всему новому и способная на осознанный выбор в различных жизненных ситуаций [3].

Многие исследователи рассматривают гуманизацию как более широкую категорию по отношению к гуманитаризации. Они единогласны в своих представлениях о гуманизации как совокупности идей (направленности, тенденций, взглядов), ориентированных на личность обучающегося. Особый акцент на развитие личности и раскрытие ее потенциала делается в определении Т. А. Ивановой [1]. Уникальность, самобытность и свобода личности оказываются в центре внимания определений, предлагаемых Е. Н. Селиверстовой [3], Т. В. Кузьминой [4], Ю. Д. Петрова [5]. Роль гуманизации в дальнейшем развитии образования подчеркивается в определениях В. А. Козырева [6] и Н. Г. Хорольской [7]. Хотя разные исследователи особо выделяются разные аспекты понятия «гуманизация», они не противоречат друг другу, а скорее взаимно дополняют.

В рамках нашего исследования мы также рассматриваем гуманизацию как более широкое понятие по отношению к гуманитаризации. В нашем представлении гуманизация является ведущей идей, детерминирующей цели и задачи образования, и ориентирующей его на создание условий и возможностей для становления обучающегося как свободной, высоконравственной, творческой, саморазвивающейся личности.

Переходя к обсуждению понятия «гуманитаризация», заметим, что оно рассматривается в научной литературе как составная часть гуманизации (Т. А. Иванова, О. Н. Журавлева), основное средство гуманизации (В. А. Козырев, Ю. Д. Петров, В. Б. Помелов), система мер гуманизации (Т. В. Кузьмина, Е. Н. Селиверстова). Интересным мы находим объяснение Т. В. Кузьминой о соотношении этих понятий. По ее словам, гуманизация

Таблица 1

Соотношение понятий «гуманитазция» и «гуманитаризация» в различных контекстах исследования

Авторы Контекст исследования Гуманитаризация Гуманизация

Т. А. Иванова Гуманитаризация общего (математического) образования Процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарного потенциала каждой обучаемой области знания, присвоения личностью общественно значимых ценностей Направленность на создание максимально благоприятных условий для развития человечной, нравственной, милосердной, творческой личности и раскрытия ее потенциала

О. Н. Журавлева Гуманитаризация общего образования (содержания учебника) Реализация системы условий целостного развития человеческих качеств школьника, становления его индивидуальной личности, формирования ценностного отношения к окружающему миру, себе

Е. Н. Селиверстова Гуманитаризация общего образования Система мер, направленных на акцентирование культурных начал в образовании, то есть на становление зрелой личности, обладающей выраженным духовным потенциалом,способной поставить себя во все-связь, в «традицию» и готовой к самостоятельному созиданию Основная системообразующая тенденцией, которая предполагает, что в центре внимания педагога должна быть целостная уникальная личность обучающегося, открытая всему новому и способная на осознанный выбор в различных жизненных ситуаций

О. А. Мацкай-лова Гуманитаризация среднего профессионального образования Ведущее средство целостного развития и формирования духовно богатого, ориентированного на общечеловеческие ценности человека Характеризует взаимоотношений между субъектами воспитания, их отношений к окружающему миру

В. А. Козырев Гуманитаризация высшего (педагогического) образования Ориентация образования на развитие личности обучаемого посредством «вхождения» его в культуру в процессе освоения знаний Одна из наиболее значимых идей совершенствования образования

Т. В. Кузьмина Гуманитаризация высшего (педагогического) образования Система мер, направленных на развитие способностей личности, позволяющих осуществить развитие общечеловеческих ценностей через освоение культуры, которая есть форма и способ человеческого бытия Особая педагогическая философия, неразрывно связанная с личностным способом бытия человека

Ю. Д. Петров Гуманитаризация высшего образования Увеличение доли гуманитарного знания в общей подготовке любого специалиста, увеличение количества подготовленных специалистов в области гуманитарных наук Поворот всех звеньев учебно-воспитательного процесса к личности студента, уважение его человеческих достоинств

Н. Г. Хороль-ская Гуманитаризация дополнительного высшего образования Учебно-практическая деятельность педагогической системы, направленная на реализацию идей и принципов гуманизации Совокупности социально-философских, социокультурных и прочих взглядов, детерминирующих цели и задачи образования

и гуманитаризация соотносятся так же, как соотносятся «явление-феномен и процесс, детерминированный этим явлением-феноменом» [4, с. 26].

Анализируя представленные в табл. 1 определения понятия «гуманитаризации», мы обнаруживаем два варианта его трактовки. В первом случае особое значение уделяется исследователями вопросу усвоения обучающимися гуманитарного знания и «вхождения» в культуру посредством этого знания (Т. А. Иванова, В. А. Козырев, Т. В. Кузьмина, Ю. Д. Петров). Например, Т. А. Иванова рассматривает гуманизацию как «процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарного потенциала каждой изучаемой области знания, присвоения личностью общественно значимых ценностей» [1, с. 32]. Ю. Д. Петров считает, что гуманитаризация в первую очередь предусматривает «увеличение доли гуманитарного знания в общей подготовке любого специалиста, увеличение количества подготовленных специалистов в области гуманитарных наук» [5, с. 19].

Во втором случае исследователями на первый план выводится вопрос развития личности, раскрытия ее индивидуального потенциала, формирования способности к самостоятельному созиданию (О. Н. Журавлева, О. А. Мацкайлова, Е. Н. Селиверстова). Так, в диссертации О. Н. Журавлевой гуманитаризация определяется как «реализация системы условий целостного развития человеческих качеств школьника, становления его индивидуальной личности, формирования ценностного отношения к окружающему миру, себе» [8, с. 6].

Однако более детальное знакомство с трудами представителей первого варианта трактовки понятия «гуманитаризация» позволяет нам сделать вывод о том, что и в их представлении конечной целью является не освоение гуманитарного знания, а развитие личности обучающегося посредством этого знания. По

словам Т. А. Ивановой, гуманитаризация должна восприниматься не как самоценность, а как средство:

• развития психологической подструктуры, включая эмоционально-волевой компонент,

• присвоения накопленного психологического опыта, включая познавательный, коммуникативный, творческий, опыт эмоционально-ценностных отношений,

• формирования мировоззрения гуманистического типа [1].

• Ю. Д. Петров утверждает, что образование, в основе которого лежит гуманитарное знание, обладает высоким личностно-развивающим потенциалом, так как оно:

• помогает человеку определить свое место в мире: осознанно и успешно выбрать ценности, убеждения, социальную позицию, профессию;

• позволяет творчески применять имеющиеся знания на практике;

• гармонично развивает разные личностные свойства, интеллектуальные, эмоциональные художественно-творческие способности;

• формирует позитивную жизненную позицию, способствует развитию высоких нравственных качеств [5].

Из этого следует, что различия между обозначенными нами вариантами трактовки понятия «гуманитаризация» заключаются не в определении конечной цели гуманитаризации (в обоих случаях - это развитие личности), а в определении роли гуманитарного знания в этом процессе.

В первом случае гуманитарное знание считается исключительно значимым средством развития личности обучающегося. Во втором случае гуманитарное знание не является единственным индикатором гуманитаризации, а становится одним из множества.

Поддерживая вторую точку зрения по обсуждаемому вопросу, Е. Н. Селиверстова утверждает, что степень гуманитаризации определяется не только тем,

какого рода предметное знание осваивается, но и тем, каким образом оно осваивается и какое значение оно имеет для обучающегося. Знание может стать для человека средством включения в творчески-созидательную деятельность, средством духовного саморазвития, побуждающим его к обращению к высшими человеческими ценностями - идеалам истины, добра и красоты, или же средством информационного «натаскивания», игнорирующим постижение человеческой предназначенности научного знания [3].

Мы также придерживаемся мнения, что гуманитаризация достигается не только посредством увеличения доли гуманитарного знания и организации процесса его освоения обучающимися. Для гуманитаризации образования не меньшее значение имеет гуманистическая позиция педагога, субъектность обучающихся, межличностное взаимодействие в учебном коллективе, применяемые педагогические технологии, проектируемое образовательное пространство.

Считаем важным подчеркнуть, что повышение и поддержание субъектности обучающихся является одним из проявлений гуманитаризации. Так, О. А. Мац-кайлова, изучая вопросы совершенствования среднего профессионального образования, приходит к выводу о том, что гуманитаризация учебного процесса есть «включение самого студента как равноправного значимого субъекта в диалогическое взаимодействие при определении целей, отборе средств, коррекции и оценке результатов учебно-профессиональной деятельности» [9, с. 17]. Важнейшими характеристиками гуманитаризации учебного процесса, согласно исследователю, являются повышение познавательной активности и включение в содержание обучения субъективного опыта обучающегося, полномасштабное использование его собственной учебно-производственной деятельности.

Согласно Н. Г. Хорольской, гуманитаризация образования невозможна без диалогового общения субъектов образовательной среды, формирования ценностных ориентаций личности, развития культуры (включая культуру общения, культуру эмоций и чувств), формирования готовности к образованию через всю жизнь, а также устойчивости личности перед различными видами манипуляции. В ее понимании гуманитаризация тесно связана с освоением новых форм социального поведения, обеспечивающего самопознание и самоактуализацию обучающегося, с оказанием ему поддержки в утверждении подлинно субъектной позиции [7, с. 32].

Н. Г. Хорольская говорит о необходимости изменения позиции обучающихся не только от пассивности к активности, но и от технократизма в сторону «утверждения ценности и места человека в жизни общества» [7, с. 33].

О значимости обозначенной проблемы сегодня рассуждают многие философы, психологи и педагоги. Они единогласно считают, что именно технократизм и формируемое под его влиянием технократическое мышление является одной из основных причин, обуславливающих глобальные проблемы современности. Так, согласно А. В. Миронову, при технократическом мышлении отсутствует рефлексия о культуре, игнорируются индивидуальные и социальные факторы, и, как результат, человечество оказывается в тупике экологического и социального кризиса [10]. В обществе с таким типом мышления пренебрегаются духовные запросы и потребности человека, игнорируется биологически обусловленные и психические процессы или, наоборот, они безудержно эксплуатируются (в рекламе, политике, синематографе).

О тревожных тенденциях в современной социокультурной реальности рассуждает Е. А. Ямбург. По словам исследователя, «многое не только у нас, в целом мире свидетельствует об износе

в области культуры, искажениях и повреждениях в системе человеческих отношений, вызванных повседневным разрушением ценностной вертикали, нарастающим хаосом» [11, с. 9].

В конечном счете, результатом технократическое мышление является высокая степень управляемости, заменяемости, зависимости человека, то есть отсутствие свободы и творческого проявления личности. Поэтому в современной социокультурной реальности одновременно сосуществует несколько ценностно-различных антропологических моделей человека. В. Н. Шевченко выделяет две модели: «Человек манипу-лятивный» и «Человек культуры» [12].

«Человек культуры» представлен как свободная творческая личность, как человек гуманный и живущий на основе культурных ценностей. «Человек мани-пулятивный» формируется под воздействием технократической цивилизации и идеологии потребительства. Он недостаточно социализирован, ориентирован

на массовость и все формы ответственности для него малозначны.

С этой точки зрения гуманитаризация выступает в качестве процесса, направленного на снижение степени технокра-тичности современного общества и на формирование модели «человека культуры» средствами образования.

Основываясь на анализе научных трудов, мы предприняли попытку определить возможные аспекты проявления гуманитаризации современного образования. Все выделяемые исследователями аспекты считаем возможным разделить на следующие категории: содержательный, технологический, субъектно-лич-ностный. В табл. 2 представлены обозначенные нами категории и входящие в них аспекты.

Очевидна научная и практическая значимость каждого представленного аспекта (см. табл. 2) и необходимость их комплексной реализации в образовательных системах для достижения желаемой степени гуманитаризации образования.

Таблица 2

Аспекты проявления гуманитаризации образования и их содержание

Содержание аспектов гуманитаризации образования Категория

• Повышение статуса гуманитарных предметов и увеличение их доли в учебной программе (Т. А. Иванова); • снятие границ между гуманитарным и естественным знанием, и перевода знания из категории формального в категорию личностно-значимого (Т. А. Иванова); • выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов, что достигается в результате соответствующего построения учебного плана и определения содержания учебных предметов (В. Б. Помелов); • обращении к приоритету общечеловеческих ценностей (О. Н. Журавлева) Содержательный аспект

• Использование гуманитарных технологий в образовательном процессе (О. Н. Журавлева); • утверждение нравственной, ценностно-смысловой основы передачи информации, роли человеческого фактора и важности наращивания «человеческого капитала» (О. Н. Журавлева); • построение образования на основе историзма как непрерывного исторического развития знаний (Т. А. Иванова); • реализацию полисубъектного и индивидуально-творческого характера образовательного процесс (В. А. Козырев) Технологический аспект

• Выстраивание субъект-субъектных отношений педагога и обучающегося (В. А. Козырев); • включение обучающегося как равноправного значимого субъекта в диалогическое взаимодействие при принятии решений, связанных с его обучением (О. А. Мацкайлова) • привлечение креативных, ответственных специалистов, способных к прогнозированию результатов деятельности, пониманию-осмыслению их на этическом уровне (О. Н. Журавлева) Субъектно-лич-ностный аспект

Осознавая актуальность поднятого вопроса, считаем важным продолжение исследований проблемы гуманитаризации как отдельных элементов образования (конкретных дисциплин, учебных материалов, межличностного взаимодействия, методик и технологий обучения, и др.), так и образовательного процесса в целом.

Таким образом, гуманитаризация является одним из ведущих направлений развития современного образования. Благодаря ей становится возможным сделать образование более человечным,

живым, динамичным, развивающим и развивающимся. Гуманитаризация образования есть путь воплощения гуманистических идей в реальность. Она проявляется в создании для человека множества разноплановых возможностей для развития и реализации себя как свободной, творческой, мыслящей, гармоничной личности. Для гуманитаризации образования в желаемом масштабе требуется интерес и целенаправленная деятельность со стороны научного мира, педагогического сообщества, и, конечно, самих обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова Т. А. Гуманитаризация общего математического образования. Н. Новгород: НГПУ 1998. 206 с.

2. Помелов В. Б. Традиция гуманизма в истории зарубежного образования. Киров: Вятский гос. ун-т, 2020. 250 с.

3. Селиверстова Е. Н. Современная дидактика: от школы знания - к школе созидания: учеб. пособие. Владимир: ВГГУ 2009. 231 с.

4. Кузьмина Т. В. Педагогические условия гуманизации и гуманитаризации образования студентов педвуза посредством изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2004. 215 с.

5. Петров Ю. Д. Гуманизация и гуманитаризации высшего образования: теория и практика // Вестн. Сев.-вост. федерального ун-та им. М. К. Аммосова. Сер.: История, политология, право. 2016. № 2 (02). С. 17-24.

6. Козырев В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1999. 116 с.

7. Хорольская Н. Г. Дополнительное профессиональное образование как средство гуманитаризации процесса подготовки специалистов в техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2005. 181 с.

8. Журавлева О. Н. Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2013. 388 с.

9. Мацкайлова О. А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2010. 400 с.

10. Миронов А. В. Ценности технократизма // Вестник РУДН. Сер.: Философия. 2009. № 2. С. 5-12.

11. Ямбург Е. А. Школа и ее окрестности. М.: Центр книги Рудомино, 2011. 576 с.

12. Шевченко В. Н. Антропологическое измерение российского государства: к методологии анализа // Антропологическое измерение российского государства. М.: ИФ РАН, 2009. С. 46-99.

REFERENCES

1. Ivanova T. A. Gumanitarizatsiya obshchego matematicheskogo obrazovaniya. Nizhny Novgorod: NGPU, 1998. 206 p.

2. Pomelov V. B. Traditsiya gumanizma v istorii zarubezhnogo obrazovaniya. Kirov: Vyatskiy gos. un-t, 2020. 250 p.

3. Seliverstova E. N. Sovremennaya didaktika: ot shkoly znaniya - k shkole sozidaniya: ucheb. posobie. Vladimir: VGGU, 2009. 231 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kuzmina T. V. Pedagogicheskie usloviya gumanizatsii i gumanitarizatsii obrazovaniya studentov pedvuza posredstvom izucheniya inostrannogo yazyka. PhD dissertation (Education). Irkutsk, 2004. 215 p.

5. Petrov Yu. D. Gumanizatsiya i gumanitarizatsii vysshego obrazovaniya: teoriya i praktika. Vestn. Sev.-vost. federalnogo un-ta im. M. K. Ammosova. Ser.: Istoriya, politologiya, pravo. 2016, No. 2 (02), pp. 17-24.

6. Kozyrev V. A. Gumanitarnaya obrazovatelnaya sreda pedagogicheskogo universiteta: ucheb. posobie. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. un-t, 1999. 116 p.

7. Khorolskaya N. G. Dopolnitelnoe professionalnoe obrazovanie kak sredstvo gumanitarizatsii protsessa podgotovki spetsialistov v tekhnicheskom vuze. PhD dissertation (Education). Maykop, 2005. 181 p.

8. Zhuravleva O. N. Didakticheskaya kontseptsiya gumanitarizatsii soderzhaniya sovremennogo shkolnogo uchebnika. ScD dissertation (Education). St. Petersburg, 2013. 388 p.

9. Matskaylova O. A. Gumanitarizatsiya uchebnogo protsessa v sisteme srednego professionalnogo obrazovaniya: ScD dissertation (Education). Volgograd, 2010. 400 p.

10. Mironov A. V. Tsennosti tekhnokratizma. Vestnik RUDN. Ser.: Filosofiya. 2009, No. 2, pp. 5-12.

11. Yamburg E. A. Shkola i ee okrestnosti. Moscow: Tsentr knigi Rudomino, 2011. 576 p.

12. Shevchenko V. N. Antropologicheskoe izmerenie rossiyskogo gosudarstva: k metodologii analiza. In: Antropologicheskoe izmerenie rossiyskogo gosudarstva. Moscow: IF RAN, 2009. Pp. 46-99.

Петрусевич Полина Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Ижевская государственная медицинская академия; доцент кафедры педагогики и психологии, автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования», г. Ижевск

e-mail: polina.petrusevich@gmail.com

Petrusevich Polina Yu., PhD in Education, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Izhevsk State Medical Academy; Assistant Professor, Pedagogy and Psychology Department, Education Development Institute, Izhevsk, Udmurtia e-mail: polina-petrusevich@gmail.com

Статья поступила в редакцию 22.06.2022 The article was received on 22.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.