Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПГГПУ)'

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПГГПУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

196
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитаризация образования / математическое образование / подготовка учителя математики / культурно-образовательная среда / историко-математический компонент / humanitarization of education / preparation of a mathematics teacher / mathematical education / educational environment / historical and mathematical component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магданова Ирина Владимировна, Ананьева Миляуша Сабитовна

В статье с педагогических и методических позиций рассматривается проблема гуманитаризации математического образования как атрибута современной российской системы образования и необходимой составляющей компетентностного подхода при подготовке студентов математического факультета педагогического вуза. Гуманитаризация образования в педагогическом вузе имеет свою особенность – наряду с развитием определенных профессиональных и личностных характеристик у студентов, необходимо сформировать и готовность к реализации гуманитарного потенциала математики в профессиональной деятельности. В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете имеется опыт подготовки магистрантов математического факультета к реализации гуманитаризации математического образования в профессиональной деятельности педагога. Наряду с систематически реализуемой системой мероприятий в рамках образовательной программы бакалавриата разработан учебный курс “Гуманитаризация математического образования” для магистерской подготовки, спецификой которого является сочетание теоретико-методологических вопросов с решением задач методико-практического характера. Как необходимое условие эффективности процесса гуманитаризации образования, в том числе математического, нами предлагается приобретение обучающимися знаний в культурно-образовательной среде, посредством совокупности образов (связанных с формированием семантических полей, декодированием смыслов), активного межличностного взаимодействия в контексте личностно-значимой информации и творческой активности студентов. В работе раскрыто требование, которое авторы предъявляют к содержанию математического образования в контексте гуманитаризации: освоение математического (методического) материала должно происходить во взаимосвязи с историко-научным, историко-культурным, логико-методологическим контекстами при актуализации процессов самосовершенствования и самообразования. В заключении авторы статьи отмечают, что, несмотря на различные подходы к процессу гуманитаризации математического образования, ученые и практики имеют схожую точку зрения в том, что в гуманитаризации содержится потенциал развития образовательных систем, она является средством сохранения духовно-нравственной сущности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANITARIZATION OF MATEMATICAL EDUCATION (ILLUSTRATED BY THE MATHEMATICAL FACULTY OF PSHPU ACTIVITY)

The article states the problem of humanitarization of mathematical education as an attribute of the modern Russian education system and a necessary component of the competence-based approach in training students of the mathematical faculty of a pedagogical university from the pedagogical and methodological positions. Humanitarianization of education in a pedagogical university has its own peculiarity along with the development of certain professional and personal characteristics of students, it is necessary to form willingness to realize the humanitarian potential of mathematics in professional activity. Perm State Humanitarian Pedagogical University has experience in preparing undergraduates of the Faculty of Mathematics for the implementation of the humanization of mathematical education in the professional teaching activity. Along with the systematically implemented system of measures within the educational program of the bachelor's degree, a training course “Humanitarianization of Mathematical Education” for master's training has been developed, the specificity of which is the combination of theoretical and methodological issues with solving problems of a methodological and practical nature. As a necessary condition for the effectiveness of the process of humanitarization of education, including mathematics, we propose the acquisition of knowledge by students in a cultural and educational environment, through a set of images (associated with the formation of semantic fields, decoding of meanings), active interpersonal interaction in the context of personally significant information and creative students’ activity. The article reveals the requirement that, according to the authors, should be applied to the content of mathematical education in the context of humanitarization: the development of mathematical (methodological) material should take place in connection with the historical and scientific, historical and cultural, logical and methodological contexts while updating the processes of self-improvement and self-education.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПГГПУ)»

УДК 378.-057.175:51 UDC 378.-057.175:51 DOI: 10.24412/2712-827X-2020-4-39-47

Магданова Ирина Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151957 (доб. 480), e-mail: magdanova@pspu.ru

Ананьева Миляуша Сабитовна

Кандидат физико-математических наук, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1, тел.: +7 (342) 2703901, e-mail: ananjeva@pspu.ru

Magdanova Irina Vladimirovna

Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

Ananieva Milyausha Sabitovna

Ph.D. (Physics and Mathematics), Perm Military Institute of the National Guard Troops

of the Russian Federation, Perm, Russia

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА ПГГПУ)

THE HUMANITARIZATION OF MATEMATICAL EDUCATION (ILLUSTRATED BY THE MATHEMATICAL FACULTY OF PSHPU ACTIVITY)

Аннотация

В статье с педагогических и методических позиций рассматривается проблема гуманитаризации математического образования как атрибута современной российской системы образования и необходимой составляющей компетентностного подхода при подготовке студентов математического факультета педагогического вуза. Гуманитаризация образования в педагогическом вузе имеет свою особенность - наряду с развитием определенных профессиональных и личностных характеристик у студентов, необходимо сформировать и готовность к реализации гуманитарного потенциала математики в профессиональной деятельности. В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете имеется опыт подготовки магистрантов математического факультета к реализации гуманитаризации математического образования в профессиональной деятельности педагога. Наряду с систематически реализуемой системой мероприятий в рамках образовательной программы бакалавриата разработан учебный курс "Гуманитаризация математического образования" для магистерской подготовки, спецификой которого является сочетание теоретико-методологических вопросов с решением задач методико-практического характера. Как необходимое условие эффективности процесса гуманитаризации образования, в том числе математического, нами предлагается приобретение обучающимися знаний в культурно-образовательной среде, посредством совокупности образов (связанных с формированием

семантических полей, декодированием смыслов), активного межличностного взаимодействия в контексте личностно-значимой информации и творческой активности студентов. В работе раскрыто требование, которое авторы предъявляют к содержанию математического образования в контексте гуманитаризации: освоение математического (методического) материала должно происходить во взаимосвязи с историко-научным, историко-культурным, логико-методологическим контекстами при актуализации процессов самосовершенствования и самообразования. В заключении авторы статьи отмечают, что, несмотря на различные подходы к процессу гуманитаризации математического образования, ученые и практики имеют схожую точку зрения в том, что в гуманитаризации содержится потенциал развития образовательных систем, она является средством сохранения духовно-нравственной сущности человека.

Abstract

The article states the problem of humanitarization of mathematical education as an attribute of the modern Russian education system and a necessary component of the competence-based approach in training students of the mathematical faculty of a pedagogical university from the pedagogical and methodological positions. Humanitarianization of education in a pedagogical university has its own peculiarity along with the development of certain professional and personal characteristics of students, it is necessary to form willingness to realize the humanitarian potential of mathematics in professional activity. Perm State Humanitarian Pedagogical University has experience in preparing undergraduates of the Faculty of Mathematics for the implementation of the humanization of mathematical education in the professional teaching activity. Along with the systematically implemented system of measures within the educational program of the bachelor's degree, a training course "Humanitarianization of Mathematical Education" for master's training has been developed, the specificity of which is the combination of theoretical and methodological issues with solving problems of a methodological and practical nature. As a necessary condition for the effectiveness of the process of humanitarization of education, including mathematics, we propose the acquisition of knowledge by students in a cultural and educational environment, through a set of images (associated with the formation of semantic fields, decoding of meanings), active interpersonal interaction in the context of personally significant information and creative students' activity. The article reveals the requirement that, according to the authors, should be applied to the content of mathematical education in the context of humanitarization: the development of mathematical (methodological) material should take place in connection with the historical and scientific, historical and cultural, logical and methodological contexts while updating the processes of self-improvement and self-education.

Ключевые слова: гуманитаризация образования, математическое образование, подготовка учителя математики, культурно-образовательная среда, историко-математический компонент.

Key words: humanitarization of education, preparation of a mathematics teacher, mathematical education, educational environment, historical and mathematical component.

Введение

Интерес к гуманитаризации отечественного образования связан в настоящее время с активными процессами глобального характера - переосмыслением содержания социально-нравственных ценностей, роли и значения духовно-нравственных традиций, цифровизацией, трансформацией образовательных систем.

Закономерно возрастает интерес деятелей образования и культуры к проблемам поиска эффективных средств достижения желаемых результатов обучения и воспитания с учетом новых подходов, требований к идеалу выпускника, обновляющихся образовательных стандартов, совершенствующихся технологий, методических и технических средств.

Идея гуманизма и гуманизации возникла еще у античных философов (Сократ, Платон, Аристотель и др.); ее формирование прошло через разные исторические эпохи: от пайдейической концепции воспитания самостоятельной, развитой личности до современных тенденций к междисциплинарному синтезу с взаимной интеграцией различных подходов к

понятию личности как социальному качеству индивида, которое приобретается при возрастном развитии, взаимодействуя с социальным окружением и в рамках окружающей культурно-образовательной среды.

Исследователи [Слободчиков, Игнатьева 2016] отмечают, что сегодня уникальна такая практика, которая основана на реализации человеческого потенциала, интегрирующего личностные, профессионально-деятельностные, организационно-управленческие, научно-методические ресурсы для развития образовательных систем разного уровня. С этой точки зрения, в современном образовательном процессе принципиально необходимы технологии и средства, способствующие формированию духовно-осмысленной модели выпускника, в контексте духовно-нравственных традиций России.

Основная часть

К настоящему времени сформированы различные подходы к определению понятий «гуманитаризация», «гуманитаризация образования», «гуманитарный», «гуманитарная направленность личности», «гуманитарные науки»; систематизация и обобщения широко представлены в диссертационных исследованиях [Авдеева 2012].

Логико-исторический анализ перечисленных понятий приводит к выводу, что их содержание непосредственно связано с системообразующими понятиями в жизни человека, такими как: культура, мировоззрение, духовность, смысл, самосовершенствование, самообразование.

В современной педагогике благодаря тому, что гуманитаризация проникла в образовательный процесс многих учебных заведений, выработаны подходы и к организации процесса: философско-онтологический, личностно-ориентированный, деятельностный, технологический, компетентностный. В педагогическом вузе гуманитаризация образования имеет свою особенность - наряду с формированием определенных профессиональных и личностных характеристик у студентов необходимо развивать и готовность к реализации гуманитарного потенциала математики в будущей профессиональной деятельности.

Анализ научной, методической литературы [Безенкова 2017; Гайдаржи 2013; Жохов 1999; Жук, Лавринович 2000; Егорченко 2013; Иванова 1998; Исаев, Слободчиков 2013; Кондрашова 2001; Малых, Пестерева 2014; Мацкайлова 2010; Миракова 2001; Плугина 2015], обобщение педагогического опыта позволяют указать направления исследований:

- построение модели и теоретико-педагогических основ формирования личности у различных категорий обучаемых (школьники, студенты) в образовательных организациях различной направленности и уровня (школа, дополнительное образование, вуз); изучение основ и функций гуманитаризации образования, связи с науками и учебными дисциплинами, в том числе на основе антропологического подхода [Слободчиков 2010; Слободчиков, Игнатьева 2016; Фирсова 2015];

- отбор содержания образования, способного обеспечить формирование гуманитарной направленности личности обучающихся в рамках конкретных предметных областей, профессиональных сфер деятельности;

- поиск средств реализации выбранного содержания в конкретных формах, соответствующих условий, методов; разработка учебно-методического обеспечения, в частности преподавателями по отдельным темам математических курсов.

В рамках указанных направленияй осуществляется и многолетняя преподавательская, исследовательская деятельность на математическом факультете Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета [Ананьева 2019; Шинкаренко 2013], что позволило накопить собственный опыт.

Таким образом, одна из проблем нашего исследования посвящена вопросам обоснования содержания гуманитаризации образования, поиску соответствующих форм и

средств, определению инварианта и вариативного компонента, организации подготовки студентов педагогического вуза, способных управлять образовательным процессом в контексте гуманитаризации математического образования.

К содержанию математического образования мы предъявляем следующее требование: освоение математического, методического материала должно происходить с историко-научных, историко-культурных, логико-методологических позиций при актуализации процессов самосовершенствования и самообразования. Концептуальными являются следующие идеи.

1. Математический язык, математическое моделирование реальных процессов целесообразно осваивать во взаимосвязи с картиной мира, в соответствии с онтологической, методологической, эвристической, практической функциями математического знания.

2. Историко-научное содержание предполагает рассмотреть: через историю математики и науки в целом, в сравнении с современностью - взаимообусловленность понимания бытия (картины мира, сознания) и сущности человека как личности, преломление этого в смыслах научных, математических понятий, символах, методах и принципах, а также в системе образования.

В частности, через взаимосвязь духовно-нравственных приоритетов, достижений, сложных, порой непостижимых и мучительных путей творческого поиска, сопряженных с поиском истины ученых, педагогов, общественных деятелей раскрыть уникальный опыт становления, совершенствования и самоопределения человека, реализации его духовной сущности в служении Отечеству и науке.

Изучение вопросов периодизации математики, отдельных теорий направлено на осмысление значения таких понятий как исторические закономерности, предпосылки, условия, потребности, революция, научная революция, факт, преемственность, противоречие в развитии знаний, исторические источники, принцип, принцип историзма, структура и функции (например, теории).

3. Логико-методологическое знание должно базироваться на законах логики как науки, методах научного познания, правилах обращения с познавательными формами (понятие, суждение, умозаключение, теория, факт, гипотеза), на основе конкретного предметного и историко-научного материала. Оно должно стать инструментом познавательной деятельности, в том числе конструирования, проектирования, развития способности к критическому мышлению, формирования умения вести диалог, новых способов деятельности. Для студентов педагогических вузов важно не только освоить это знание самим, но и овладеть методикой обучения ему школьников (в соответствии с требованиями ФГОС общего (среднего) образования, знания и навыки по логике являются основополагающими в достижении предметных и метапредметных результатов, в познавательных универсальных учебных действиях).

На наш взгляд, системообразующей основой интеграции при разработке фрагментов содержания конкретного занятия (задания) может выступать понятие: общенаучное (принцип, теория, периодизация, классификация, др.) или специфическое (система координат, единицы измерения и т. п.), личность в истории, эпоха, событие, явление, процесс.

4. В систему вопросов, обсуждаемых при выполнении заданий, результатов, опыта овладения новыми способами профессиональной деятельности, целесообразно включать те, которые связаны с «управлением», обращая внимание на поиск путей преодоления личных профессиональных затруднений, собственных неудач, взаимодействия с коллегами, умение вести диалог, сотрудничать и брать на себя ответственность за выполнение данного дела.

Как необходимое условие эффективности процесса гуманитаризации образования, в том числе математического, нами предлагается приобретение обучающимися знаний в

культурно-образовательной среде, посредством совокупности образов, связанных с формированием семантических полей, декодированием смыслов, активного межличностного взаимодействия в контексте личностно-значимой информации и творческой активности студентов. Культурно-образовательная среда призвана способствовать осмыслению своей сущности как человека, пониманию места в обществе и мире, оценке собственных возможностей.

В содержательно-методический компонент культурно-образовательной среды, созданной на математическом факультете ПГГПУ [Ананьева 2019], входят дисциплины математического и методического цикла; дисциплины по выбору: «История математики», «Логические основы школьного курса геометрии», «Образовательный портфолио в обучении математике», «Проектная деятельность школьников», «История и культура Прикамья» и др.; мероприятия в рамках внеучебной деятельности, в частности, ежегодный конкурс историко-математических задач «По Пермскому краю с царицей наук» для учащихся школ края, студентов, историко-математический конкурс для учащихся «Хронометр математики», краевые конференции для учащихся «Мой Пермский край» и «Открытый мир», семинары, выставки, профориентационный проект, интеллектуальные игры для старшеклассников, методико-математическая олимпиада для молодых учителей математики, ежегодная конференция для учителей математики Пермского края.

При организации культурно-образовательной среды важным фактором для нас стало сотрудничество с фундаментальной библиотекой ПГГПУ, фондом редкой книги. В ходе проведения тематических выставок книг, периодических изданий, лекториев, мастер-классов студенты и школьники имеют возможность поработать с содержанием предоставленных книг, статей из журналов по определенной теме, провести исследование (выделить, сравнить, систематизировать, обобщить, реконструировать, разработать и др.) в рамках курсовых, выпускных квалификационных работ, выполнить задание по истории математики, истории науки, методике обучения математике и др. Мы считаем, что работа с книгой как феноменом человеческой культуры не может быть упразднена, даже в эпоху господства идей цифровизации.

Организация работы с текстами по математике, другим отраслям науки, учебной литературой различных эпох выстраивается нами так, чтобы студенты увидели взаимосвязь и взаимообусловленность понимания человеком картины мира, ценностно-смысловых установок личности, роль и значение общенаучных и принадлежащих конкретным теориям понятий и принципов.

Система мероприятий разрабатывалась нами таким образом, чтобы процесс обучения представлял взаимодействие обучающихся и обучающих в разных качествах: слушателей, участников-конкурсантов, организаторов, экспертов, консультантов, разработчиков, руководителей. Например, в рамках педагогической практики, студенты руководят мини-проектами учащихся по составлению историко-математических задач с краеведческим содержанием, последующим предоставлением на конкурс, презентацией на конференции и публикацией в сборнике задач «По Пермскому с царицей наук».

Особенностью и важной составляющей системы является курс «Гуманитаризация математического образования» [Гуманитарный потенциал математики... 2013], предназначенный для магистрантов, в рамках которого происходит сочетание теоретико-методологических вопросов с решением задач методико-практического характера, что позволяет актуализировать и совершенствовать имеющийся учебно-познавательный и профессиональный опыт обучающихся.

Изучение дисциплины основывается на представлениях о понятии и технологии гуманитаризации, полученными в курсе педагогики. Цель внедрения - профессиональная подготовка будущего учителя математики в условиях гуманитаризации образования.

В контексте этих идей курс предполагает освоение следующего содержания.

1. Концептуальные основы математического образования, цели, принципы, содержание, развивающий потенциал математики, определения «математики»: история вопроса.

2. Логико-исторический анализ понятий «гуманитаризация», «гуманитаризация образования» «гуманитарный», «гуманитарная направленность личности», «гуманитарные науки»; взаимосвязь образования, воспитания и гуманитаризации образования в культурологическом контексте; направления и цели гуманитаризации образования.

3. Гуманитарная составляющая математики; взаимосвязь понятий математики и ее гуманитарного потенциала; история математики и гуманитаризация образования; гуманитаризация математического образования (основные идеи, понятия, принципы, цели, задачи, средства, формы).

4. Возможности реализации гуманитарного потенциала математики на примере конкретных разделов, тем, понятий математики.

5. Региональная культурно-образовательная среда как условие гуманитаризации математического образования: возможности, управление, результаты.

Наряду с изучением теоретических материалов магистрант выполняет практические комплексные задания, включающее разработку задач интеграционного, исследовательского характера, объединяющих историю, математику и краеведение, раскрывая аспекты управления.

Заключение

Результаты анализа и обобщения опыта гуманитаризации математического образования, внедрения собственных разработок в педагогическом вузе, позволяют сформулировать следующие выводы.

- несмотря на различные подходы к процессу гуманитаризации математического образования ученые и практики сходятся в мысли, что в гуманитаризации содержится потенциал развития образовательных систем, она является средством сохранения человеческой сущности в быстроменяющемся мире, залога выживания в глобально-исторической перспективе [Авдеева 2012: 13];

- гуманитаризация образования не может быть достигнута за счет отдельных мероприятий, а требует комплексного подхода, систематических, взаимосвязанных действий во всех структурных элементах конкретного образовательного пространства (школы, факультета, вуза и др.), организации культурно-образовательной среды;

- в педагогическом вузе целесообразно внедрение специального курса, направленного на формирование готовности студентов к реализации гуманитаризации образования в профессиональной деятельности.

Список литературы

Авдеева Е. А. Гуманитаризация системы образования: философско-антропологический аспект: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Красноярск, 2012. 40 с.

Ананьева М. С., Магданова И. В. Региональная культурно-образовательная среда: основные понятия и возможности ее использования (из опыта деятельности математического факультета ПГГПУ) // Дополнительное математическое образование в системе «школа - вуз»: проблемы, традиции и инновации: коллективная моногр. Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2019. С. 109-130.

Безенкова Е. В. Гуманитаризация школьного математического образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 11-12 (15-16). С. 49-52.

Гайдаржи Г. Х. Проблема гуманитаризации математического образования в методологическом аспекте: основные гуманитарные компоненты содержания концепции математического образования Приднестровья // Гуманитарные традиции математического образования в России и за рубежом:

история и современность (памяти профессора Г. В. Дорофеева): материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. М.: Моск. гос. област. гуманит. ин-т, 2013. С. 12-16.

Гуманитарный потенциал математики и гуманитаризация математического образования: учеб.-метод. пособие. / авт.-сост. М. С. Ананьева, И. В. Магданова. Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2013. 65 с.

Егорченко И. В. Математическое образование в условиях современных образовательных концепций: гуманизации, гуманитаризации, фундаментализации образования // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2013. № 2 (22). С. 15-22.

Жохов А. Л. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе: дис. ... д-ра пед. наук. [Электронный ресурс]. М., 1999. 476 с. URL: https://www.dissercat.com/content/nauchnye-osnovy-mirovozzrencheski-napravlennogo-obucheniya-matematike-v-obshcheobrazovatelno (дата обращения: 15.05.2020).

Жук А. И., Лавринович К. В. Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе: учеб. пособие: в 3 ч. Минск: Белорус. гос. ун-т; Академия последипл. образования, 2000. Т. 1: Теория и методика. 144 с.

Иванова Т. А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998. 41 с.

Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 432 с.

Кондрашова З. М. Подготовка учителей математики к внедрению технологии гуманитаризации в школьное математическое образование: автореф. дис... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. Ростов н/Д, 2001. 24 c. URL: http://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения: 12.08.2013).

Малых А. Е., Пестерева В. Л. Историческая составляющая гуманитаризации математического образования в педагогическом вузе // Тенденции и перспективы развития математического образования: материалы XXXIII Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики ун-тов и пед. вузов, посвящ. 100-летию ВятГГУ. Киров: ВятГУ, 2014. С. 57-64.

Мацкайлова О. А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2010. 42 с.

Миракова Т. Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Электронный ресурс]. М., 2001. 53 c. URL: http://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения: 12.08.2013).

Плугина М. И., Дзампаева Ж. М. Гуманизация образования: история и современность [Электронный ресурс] // KANT: Образование и педагогика. 2015. № 2 (15). С. 42-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-obrazovaniya-istoriya-i-sovremennost/viewer (дата

обращения: 12.08.2019).

Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2010. 263 с.

Слободчиков В. И., Игнатьева Г. А. Антропологическая перспектива развития человеческого потенциала образовательных систем [Электронный ресурс] // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. 2016. Вып. 1 (5).

URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27674165_27423989.pdf (дата обращения: 09.08.2020).

Фирсова А. Е. Применение антропологического подхода в современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2015. 26 с.

Шинкаренко Е. Г. Гуманитаризация образования: от формирования математической культуры будущих педагогов к решению проблем школьного математического образования // Гуманитарные традиции математического образования в России и за рубежом: история и современность (памяти профессора Г. В. Дорофеева). материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. М.: Моск. гос. областной гуманит. ин-т, 2013. С. 29-32.

References

Avdeeva E. A. Gumanitarizatsiia sistemy obrazovaniia: filosofsko-antropologicheskii aspekt [Humanitarianization of the education system: philosophical and anthropological aspect]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Krasnoiarsk, 2012, 40 p. (In Russ.)

Anan'eva M. S., Magdanova I. V. Regional'naia kul'turno-obrazovatel'naia sreda: osnovnye poniatiia i vozmozhnosti ee ispol'zovaniia (iz opyta deiatel'nosti matematicheskogo fakul'teta PGGPU) [Regional cultural and educational environment: basic concepts and possibilities of its use (from the experience of the Faculty of Mathematics, PSSPU)]. Dopolnitel'noe matematicheskoe obrazovanie v sisteme «shkola - vuz»: problemy, traditsii i innovatsii. Perm', Permskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet, 2019, pp. 109-130. (In Russ.)

Bezenkova E. V. Gumanitarizatsiia shkol'nogo matematicheskogo obrazovaniia [Humanitarianization of school mathematical education]. Sankt-Peterburgskii obrazovatel'nyi vestnik, 2017, no. 11-12 (15-16), pp. 49-52. (In Russ.)

Gaidarzhi G. Kh. Problema gumanitarizatsii matematicheskogo obrazovaniia v metodologicheskom aspekte osnovnye gumanitarnye komponenty soderzhaniia kontseptsii matematicheskogo obrazovaniia Pridnestrov'ia [The problem of humanitarization of mathematical education in the methodological aspect, the main humanitarian components of the content of the concept of mathematical education in Transnistria]. Gumanitarnye traditsii matematicheskogo obrazovaniia v Rossii i za rubezhom: istoriia i sovremennost' (pamiati professora G. V. Dorofeeva): materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, Moskovskii gosudarstvennyi oblastnoi gumanitarnyi institut, 2013, pp. 12-16. (In Russ.)

Anan'eva M. S., Magdanova I. V. Gumanitarnyi potentsial matematiki i gumanitarizatsiia matematicheskogo obrazovaniia [Humanitarian potential of mathematics and humanization of mathematical education]. Perm', Permskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet, 2013, 65 p. (In Russ.)

Egorchenko I. V. Matematicheskoe obrazovanie v usloviiakh sovremennykh obrazovatel'nykh kontseptsii: gumanizatsii, gumanitarizatsii, fundamentalizatsii obrazovaniia [Mathematical education in the context of modern educational concepts: humanization, humanitarization, fundamentalization of education]. Gumanitarii: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia, 2013, no. 2 (22), pp. 15-22. (In Russ.)

Zhokhov A. L. Nauchnye osnovy mirovozzrencheski napravlennogo obucheniia matematike v obshcheobrazovatel'noi i professional'noi shkole [Scientific foundations of ideologically oriented teaching of mathematics in general and vocational schools]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 1999, 476 p., available at: https://www.dissercat.com/content/nauchnye-osnovy-mirovozzrencheski-napravlennogo-obucheniya-matematike-v-obshcheobrazovatelno (accessed: 15 May 2020). (In Russ.)

Zhuk A. I., Lavrinovich K. V. Gumanizatsiia i gumanitarizatsiia matematicheskogo obrazovaniia v shkole [Humanization and humanization of mathematical education at school]. Minsk, Belorusskii gosudarstvennyi universitet, Akademiia poslediplomnogo obrazovaniia, 2000, vol. 1. Teoriia i metodika, 144 p. (In Russ.)

Ivanova T. A. Teoreticheskie osnovy gumanitarizatsii obshchego matematicheskogo obrazovaniia [Theoretical foundations of the humanitarization of general mathematical education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 1998, 41 p. (In Russ.)

Isaev E. I., Slobodchikov V. I. Psikhologiia obrazovaniia cheloveka: Stanovlenie sub"ektnosti v obrazovatel'nykh protsessakh [Psychology of human education: formation of subjectivity in educational processes]. Moscow, Izdatel'stvo PSTGU, 2013, 432 p. (In Russ.)

Kondrashova Z. M. Podgotovka uchitelei matematiki k vnedreniiu tekhnologii gumanitarizatsii v shkol'noe matematicheskoe obrazovanie [Preparing teachers of mathematics for the implementation of humanization technology in mathematical education in school]. Abstract of Ph. D. thesis. Rostov-on-Don, 2001. 24 p., available at: http://nauka-pedagogika.com/ (accessed: 12 August 2013). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Malykh A. E., Pestereva V. L. Istoricheskaia sostavliaiushchaia gumanitarizatsii matematicheskogo obrazovaniia v pedagogicheskom vuze [The historical component of the humanitarization of mathematical education in a pedagogical university]. Tendentsii i perspektivy razvitiia matematicheskogo obrazovaniia. Materialy XXXIII Mezhdunarodnogo nauchnogo seminara prepodavatelei matematiki i informatiki universitetov i pedagogicheskikh vuzov, posviashchennogo 100-letiiu ViatGGU. Kirov, ViatGU, 2014, pp. 57-64. (In Russ.)

Matskailova O. A. Gumanitarizatsiia uchebnogo protsessa v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniia [Humanitarianization of the educational process in the system of secondary vocational education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Voronezh, 2010, 42 p. (In Russ.)

Mirakova T. N. Didakticheskie osnovy gumanitarizatsii shkol'nogo matematicheskogo obrazovaniia [Didactic foundations of the humanization of mathematical education in school]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2001, 53 p., available at: http://nauka-pedagogika.com/ (accessed: 12 August 2019). (In Russ.)

Plugina M. I., Dzampaeva Zh. M. Gumanizatsiia obrazovaniia: istoriia i sovremennost' [Humanization of education: history and modernity]. KANT: Obrazovanie i pedagogika, 2015, no. 2 (15), pp. 42-46, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-obrazovaniya-istoriya-i-sovremennost/viewer (accessed: 12 August 2019). (In Russ.)

Slobodchikov V. I. Antropologicheskaia perspektiva otechestvennogo obrazovaniia [Anthropological perspective of Russian national education]. Ekaterinburg, 2010, 263 p. (In Russ.)

Slobodchikov V. I., Ignat'eva G. A. Antropologicheskaia perspektiva razvitiia chelovecheskogo potentsiala obrazovatel'nykh sistem [Anthropological perspective of human development of educational systems]. Voprosy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia pedagoga, 2016, iss. 1 (5), URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27674165_27423989.pdf (accessed: 09 August 2020). (In Russ.)

Firsova A. E. Primenenie antropologicheskogo podkhoda v sovremennoi otechestvennoi pedagogicheskoi teorii i innovatsionnoi obrazovatel'noi praktike [Application of the anthropological approach in modern domestic pedagogical theory and innovative educational practice]. Abstract of Ph. D. thesis. Volgograd, 2015, 26 p. (In Russ.)

Shinkarenko E. G. Gumanitarizatsiia obrazovaniia: ot formirovaniia matematicheskoi kul'tury budushchikh pedagogov k resheniiu problem shkol'nogo matematicheskogo obrazovaniia [Humanitarianization of education: from the formation of the mathematical culture of future teachers to solving the problems of school mathematics education]. Gumanitarnye traditsii matematicheskogo obrazovaniia v Rossii i za rubezhom: istoriia i sovremennost' (pamiati professora G. V. Dorofeeva). materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, Moskovskii gosudarstvennyi oblastnoi gumanitarnyi institut, 2013, pp. 29-32. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.