Научная статья на тему 'О гуманитаризации педагогического математического образования'

О гуманитаризации педагогического математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Е. П.

В данной статье перечислены положения, из которых может исходить концепция гуманитаризации педагогического математического образования, определены основные аспекты содержания работы по гуманитаризации обучения геометрии в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гуманитаризации педагогического математического образования»

УДК 378.016:51

бБк 74.580.2:22 Е.П. Миронова

О гуманитаризации педагогического математического образования

В данной статье перечислены положения, из которых может исходить концепция гуманитаризации педагогического математического образования, определены основные аспекты содержания работы по гуманитаризации обучения геометрии в вузе

Ключевые слова: математическое образование, гуманитаризация образования, обучение геометрии будущего учителя.

E.P. Mironova

On the process of humanitarization of pedagogical mathematical education

This article deals with trends and aspects of the process of humanitarization of future teachers of mathematics.

Key words: mathematical education, process of humsnitarization of education, teaching geometry of future teacher.

Среди основных направлений совершенствования математического образования важное место занимает его гуманитаризация. Проблема гуманитаризации образования не может быть успешно решена без соответствующей ориентации подготовки будущего учителя.

В книге В.Л. Кургузова «Гуманитарная культура» дано следующее определение гуманизации и гуманитаризации: «под гуманизацией образования следует понимать такие преобразования учебновоспитательного процесса, которые нацелены на формирование у учащихся и студентов взглядов на человека как на высшую ценность». Далее автор пишет: «под гуманитаризацией образования следует понимать внедрение в учебно-познавательный процесс такой программы обучения, которая способствует повышению духовной культуры учащихся, расширению их кругозора и мировоззрения» [1, с. 240]. По Т.В. Кокутенко, гуманитаризация образования - это обращение всей системы образования к человеку, повышение ценности обучаемого как личности, направление форм и методов обучения на ее развитие, гуманитаризация образования - это процесс сближения двух составляющих единой общечеловеческой культуры: естественнонаучной и гуманитарной, направленный на ориентацию человека на культурные ценности, ценностное отношение к окружающему миру, обществу, и в то же время ценностное отношение к человеку как личности [3, с. 9]. Гуманитаризация образования, по мнению Ю.В. Сенько [4, с. 162, 234], - это превращенная форма его фундаментальных принципов прородо и культуросообразности, ориентированная на постижение учащимися многогранных проявлений социоприродной сущности человека, на их приобщение к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей, к гуманистическому стилю общения и взаимодействия.

Гуманитаризация - это не есть отказ от глубокой общенаучной подготовки будущих специалистов, а разумное и продуманное сочетание ее с гуманитарной подготовкой, которая предполагает отход от одномерной оценки ученика или студента как будущего узкого специалиста. Это особенно важно в новых социально-экономических условиях, когда узкоспециализированные знания ограничивают для человека поле его деятельности, ослабляют адаптационные качества личности в условиях многообразия информации. Система образования на современном этапе призвана, в первую очередь, обеспечить человека такими знаниями, умениями и навыками, которые в полной мере позволили бы проявить себя на более широком поле деятельности.

В педагогике высшей школы концепция гуманитаризации в основном ориентируется на внешний путь, на поиск внешних средств гуманитаризации, т.е. на расширение в учебных планах цикла гуманитарных дисциплин. На наш взгляд, концепция гуманитаризации педагогического математического образования может исходить из следующих положений:

- главным направлением в обучении математике должна стать гуманитаризация естественнонаучных дисциплин, т.е. средствами этого предмета способствовать творческому, духовному развитию личности студента;

- преподаватель естественнонаучных дисциплин должен выявлять мировоззренческий и культурный потенциал своих предметов, т.е. исторический и биографический материал, анализ мировоззренческих и методологических проблем этих предметов;

- свой учебный предмет должен стать средством саморазвития для преподавателей естественнонаучных дисциплин. [1]

По мнению Т.А. Макуниной и М.Н. Очирова [2, с. 84], гуманитарный потенциал математики заключается в приобщении ребенка к народной математической культуре; в рассмотрении математики как языка познания реального мира разными науками (в использовании математической термино-

логии-компонента математической культуры в разных науках); красоте математики (красоте больших или малых теорий, разделов, теорем, задач); истории математических открытий.

Все эти аспекты должны учитываться при обучении математике для достижения гуманитаризации математического образования.

Очевидно, одним из основных условий гуманитаризации математического образования является соответствующая профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей математики. Особое место при этом занимает курс геометрии, служащий своеобразным связующим звеном между циклами математических дисциплин. Эффективность данного курса во многом определяется, на наш взгляд, использованием таких приемов учебной деятельности, которые позволили бы студентам не только овладеть прочными умениями и навыками решения определенных классов геометрических задач, но и создать условия для осознания ими ведущих методов и средств научного познания. Такой подход предполагает выдвижение во главу угла эвристической составляющей учебно-познавательной деятельности студентов по составлению, исследованию и решению задач. Приобретая опыт осознанного использования основных мыслительных приемов (обобщения, классификации, аналогии, индукции), будущие учителя получают возможность выхода в перспективе на целенаправленную реализацию гуманитарной направленности школьного курса математики.

Содержание работы по гуманитаризации изучения курса геометрии в вузе включает следующие аспекты:

1. Направленность на осознание значимости математики как универсального метода познания действительности. Одним из таких методов математики является метод координат. Метод координат

- способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов. Числа (символы), определяющие положение точки (тела) на прямой, плоскости, в пространстве, на поверхности и так далее, называются ее координатами. Метод координат дает возможность строить доказательства и решать многие задачи более рационально, красиво, чем чисто геометрическими способами. Метод координат широко используется во многих областях знаний, например, в физике, химии, географии, астрономии и т.д.

2. Оснащение содержания курса геометрии методологическими знаниями, включающими в себя общенаучные понятия, методы и приемы творческой деятельности, а также условия и пути их развития. К таким методологическим знаниям можно отнести эвристические приемы, использование алгоритмов и блок-схем при решении задач, а также применение методов аналогии, сравнения, классификации, анализа, синтеза, индукции, дедукции.

3. Организация творческой деятельности студентов по решению и составлению задач на занятиях. В качестве примера можно привести решение задачи на построение из курса проективной геометрии. Задача: Даны линия второго порядка и две прямые а и Ь. Построить прямую, параллельную прямой а и имеющую полюс на прямой Ь. Решение задачи состоит из четырех этапов:

1. Анализ. Пусть задача решена и искомая прямая I построена, тогда Ь (полюс прямой I) принадлежит прямой Ь и !\\а. Но по теореме о взаимности поляритета, если Ь принадлежит прямой , следовательно, прямая I проходит через полюс В прямой Ь.

2. План построения прямой l:

1) построить полюс В прямой b:

- взять две любые точки Х и У, принадлежащие b;

- построить поляру х точки Х;

- построить поляру у точки У;

- точка пересечения прямых х и у есть точка В;

2) построить прямую l, проходящую через В и параллельную прямой а.

3. Доказательство.

l - искомая прямая, поскольку 11| а, и полюс прямой l принадлежит прямой b (по теореме о взаимности поляритета).

4. Исследование.

l - единственная прямая, т.к. существует единственный полюс B прямой b, и существует единственная прямая, проходящая через B и параллельная прямой a.

После решения задачи предлагается студентам составить подобную задачу и решить ее.

Литература

1. Кургузов В. Л. Гуманитарная культура (теоретическое обоснование феномена и проблемы функционирования в техническом вузе). Улан-Удэ: ВСГТУ, 2о0о.- 55бс.

2. Макунина Т.А., Очиров М.Н. Содержание математического образования учителя математики // Вестник Бурятского гос. ун-та. Вып. 15: Теория и методика обучения. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. С. 82-85.

3. Кокутенко Т.В. Педагогические условия гуманитаризации профильного обучения (на примере физики). автореф. дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2000. 23 с.

4. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 240 с.

Literature

1. Kurguzov V.L. Humanitarian culture. Ulan-Ude, 2000. 556 p.

2. Makunina T.A., Ochirov M.N. The content of education teachers of mathematics // Vestnik buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, Vip 15. Ulan-Ude, 2008, P. 82-85.

3. Kokutenko TV Pedagogical conditions humanization of Special Education (on the example of physics). abstr. diss. cand. of pedagogicai sci. Irkutsk, 2000. 23 p.

4. Senko U.V. The humanitarian foundation of pedagogical education: Course of lectures: Textbook. Moscow, 2000. 240 p.

Миронова Екатерина Пурбуевна, ассистент кафедры геоматрии, Бурятский государственный университет.

Mironova Ekaterina Purbuevna, assistant department of geometry, Buryat State University.

670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, E-mail: v.ts@mail.ru

УДК 378.1

бБк 74.58 Р.И. Михайлова

Аспекты становления многокультурной образованности студента технического вуза

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением многокультурной образованности студента технического вуза, соответствующими показателями, критериями для каждого показателя и содержанием образовательных модулей. В заключение автор рассказывает о результатах опытно - экспериментальной работы.

Ключевые слова: многокультурное образование, критерии, становление, студент, образовательные модули

R.I. Mikhailova

Aspects of forming multicultural competence of student of higher technical

educational institution

Levels of multicultural education of the students are described in the article in indicies corresponding to analogical aspects of multicultural education. Criteria for each index are considered and proved experementaly.

Key words: multicultural education, criteria, moulding, student, educational moduli

Условия открытого мирового пространства, развитие международных, экономических и культурных связей объективно диктуя необходимость трактовки многокультурности как принципа толерантности и уважительного отношения к представителям различных культур. Многонациональность, многоязычие и многокультурность России - ее богатство и фактор национальной безопасности.

Концепция «Многокультурного образования» Г.Д. Дмитриева является своеобразным сочетанием идей поликультурного и мультикультурного образования. Автор использует термин «многокультурное образование» как синоним вышеназванных, подчеркивая, однако, содержательную спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.