Научная статья на тему 'О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» И «ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»'

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» И «ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1058
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сираева Марина Наилевна

Цель данной статьи заключается в раскрытии корреляционных связей таких смежных, но не тождественных понятий как «гуманизация» и «гуманитаризация» современного образовательного пространства. Автор рассматривает процессы гуманизации и гуманитаризации как основные целевые ориентиры модернизации современного образования на разных уровнях. В статье представлено определение понятий гуманизации и гуманитаризации с учетом общности и связности их этимологических значений и коннотаций. Гуманизация и гуманитаризация анализируются как стратегические векторы формирования личности обучающегося в контексте современного постиндустриального культурного пространства. Обосновывается необходимость внедрения гуманистической парадигмы в образовательный процесс. Актуальность гуманистической парадигмы подтверждается ростом конфликтов между обучающимися и профессорско-преподавательским составом, обусловленных во многом трансформацией образования в сферу услуг, а также существующим противоречием между признанием уникальности личности и действующими ориентирами на потребление материальных благ и универсалистскими нормами. Гуманизация и гуманитаризация современного образования характеризуются многомерностью, многофакторностью и непрерывностью, что связано с разнообразием культур, разными форматами представлений о мире и стремлением к установлению равноправных диалогических отношений между представителями различных культурных, нравственных и профессиональных ценностей. Новизна представленного исследования заключается в проведении сопоставительного анализа понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» образования и в рассмотрении их в современном социокультурном контексте. В качестве основных методов исследования используются системный анализ и сравнительно-исторический метод. Автор приходит к выводу о том, что гуманизация - это цель формирования личности обучающегося, а гуманитаризация - это средство достижения данной цели. Гуманитаризация обучения выполняет функцию превентивного инструмента, нивелирующего дегуманистические тенденции, обусловленные технологизацией и цифровизацией современного образования, и является ресурсом для обеспечения необходимого баланса естественного и виртуального пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF “HUMANIZATION” AND “HUMANITARIZATION” CONCEPTS IN THE SPHERE OF EDUCATION

The aim of the article is to reveal correlations between allied but not identical concepts of “humanization” and “humanitarization” of education. The author considers the processes of humanization and humanitarization as strategic goals of education modernization at different levels. The article introduces the definitions of humanization and humanitarization with reference to their common etymology. The paper analyzes humanization and humanitarization as a strategic vector which defines the development of leaner’s identity in the context of the current postindustrial cultural environment. The article emphasizes the demand for the penetration of the humanist paradigm into the learning process. The relevance of the humanist paradigm is proved by growth trends of conflicts between students and academic teaching staff caused by the transformation of education into the service industry as well as by the contradiction between the recognition of uniqueness of a personal identity and current focus on the consumption of material goods and universalistic values. Humanization and humanitarization of modern education are characterized by multidimensionality, multifactorial nature and continuity due to cultural diversity, different concepts of worldview, aspiration for equitable dialogue and partnership between representatives of different cultural, moral and professional values. The novelty of the research is associated with the comparative analysis of the correlation of such concepts as “humanization of education” and “humanitarization of education” as well as with the consideration of the given concepts in the socio-cultural context. The main research methods are systems analysis and comparative historical analysis. The author comes to the conclusion that humanization is the aim of personality formation, while humanitarization is the means towards this end. Humanitarization fulfills a function of a precautionary instrument which counters dehumanist effects caused by technologization and digitalization of modern education and is regarded as a resource to maintain the balance between natural and virtual environments.

Текст научной работы на тему «О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» И «ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»»

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

Научная статья

УДК 378.4.014.53(045)

DOI: 10.57769/2227-8591.11.3.01

М. Н. Сираева

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» И «ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

СИРАЕВА Марина Наилевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации, Институт языка и литературы; Удмуртский государственный университет. Университетская, 1, г. Ижевск, 426034, Россия. SPIN-код РИНЦ: 1014-4266; ORCID: 0000-0001-9543-1724, limk216a@mail.ru

SIRAEVA Marina N. - Udmurt State University. 1, Universitetskaya, Izhevsk, 426034, Russia. ORCID: 0000-0001-9543-1724, limk216a@mail.ru

Аннотация. Цель данной статьи заключается в раскрытии корреляционных связей таких смежных, но не тождественных понятий как «гуманизация» и «гуманитаризация» современного образовательного пространства. Автор рассматривает процессы гуманизации и гуманитаризации как основные целевые ориентиры модернизации современного образования на разных уровнях. В статье представлено определение понятий гуманизации и гуманитаризации с учетом общности и связности их этимологических значений и коннотаций. Гуманизация и гуманитаризация анализируются как стратегические векторы формирования личности обучающегося в контексте современного постиндустриального культурного пространства. Обосновывается необходимость внедрения гуманистической парадигмы в образовательный процесс. Актуальность гуманистической парадигмы подтверждается ростом конфликтов между обучающимися и профессорско-преподавательским составом, обусловленных во многом трансформацией образования в сферу услуг, а также существующим противоречием между признанием уникальности личности и действующими ориентирами на потребление материальных благ и универсалистскими нормами. Гуманизация и гуманитаризация современного образования характеризуются многомерностью, многофакторностью и непрерывностью, что связано с разнообразием культур, разными форматами представлений о мире и стремлением к установлению равноправных диалогических отношений между представителями различных культурных, нравственных и профессиональных ценностей. Новизна представленного исследования заключается в проведении сопоставительного анализа понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» образования и в рассмотрении их в современном социокультурном контексте. В качестве основных методов исследования используются системный анализ и сравнительно-исторический метод. Автор приходит к выводу о том, что гуманизация - это цель формирования личности обучающегося, а гуманитаризация - это средство достижения данной цели.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2022.

Гуманитаризация обучения выполняет функцию превентивного инструмента, нивелирующего дегуманистические тенденции, обусловленные технологизацией и цифровизацией современного образования, и является ресурсом для обеспечения необходимого баланса естественного и виртуального пространств.

Ключевые слова: ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ Для цитирования: Сираева М. Н. О соотношении понятий «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования» // Вопросы методики преподавания

в вузе. 2022. Т. 11. № 3. С. 8-21. DOI: 10.57769/2227-8591.11.3.01_

Статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CC BY-NC 4.0 (https://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/).

Original article

DOI: 10.57769/2227-8591.11.3.01

CORRELATION OF "HUMANIZATION" AND "HUMANITARIZATION" CONCEPTS IN THE SPHERE OF EDUCATION

Abstract. The aim of the article is to reveal correlations between allied but not identical concepts of "humanization" and "humanitarization" of education. The autho r considers the processes of humanization and humanitarization as strategic goals of education modernization at different levels. The article introduces the definitions of humanization and humanitarization with reference to their common etymology. The paper analyzes humanization and humanitarization as a strategic vector which defines the development of leaner's identity in the context of the current postindustrial cultural environment. The article emphasizes the demand for the penetration of the humanist paradigm into the learning process. The relevance of the humanist paradigm is proved by growth trends of conflicts between students and academic teaching staff caused by the transformation of education into the service industry as well as by the contradiction between the recognition of uniqueness of a personal identity and current focus on the consumption of material goods and universalistic values. Humanization and humanitarization of modern education are characterized by multidimensionality, multifactorial nature and continuity due to cultural diversity, different concepts of worldview, aspiration for equitable dialogue and partnership between representatives of different cultural, moral and professional values. The novelty of the research is associated with the comparative analysis of the correlation of such concepts as "humanization of education" and "humanitarization of education" as well as with the consideration of the given concepts in the socio-cultural context. The main research methods are systems analysis and comparative historical analysis. The author comes to the conclusion that humanization is the aim of personality formation, while humanitarization is the means towards this end. Humanitarization fulfills a function of a precautionary instrument which counters dehumanist effects caused by technologization and digitalization of modern education and is regarded as a resource to maintain the balance between natural and virtual environments.

Keywords: HUMANIZATION OF EDUCATION, HUMANITARIZATION OF EDUCATION, HUMANIST TREND OF PEDAGOGICAL PROCESS, UNIVERSAL HUMAN VALUES, HUMANITARIAN ACCOMPLISHMENTS

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

For citation: Siraeva M. N. Correlation of the concepts of "humanization" and "humanitarization" in the sphere of education. Teaching Methodology in Higher Education. 2022. Vol. 11. No 3. P. 8-21. DOI: 10.57769/2227-8591.11.3.01_

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

© Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 2022.

Введение. В действующем законодательстве Российской Федерации в качестве одного из основных принципов реализации государственной политики и обеспечения правового регулирования отношений субъектов образовательного пространства зафиксирован «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».1

В образовательных стандартах находят отражение новая социальная роль и функциональная нагрузка образования, основные тренды и векторы его развития, обусловленные трансформациями в экономической, социальной, политической, информационной и духовной сферах нашего общества, переосмыслением места и роли человека в постиндустриальном социуме, востребованностью нового типа личности, обладающей ценностным сознанием, духовной, нравственной, интеллектуальной и гуманитарной культурой, критическим мышлением, устойчивой системой ценностных установок.

Реконструирование и переосмысление концептуальных оснований гуманистической парадигмы образования обусловлено генезисом культурных форм, норм и социокультурных систем, эволюционными трансформациями современного общества, что актуализирует потребность в социокультурном и социально-философском осмыслении процессов гуманизации и гуманитаризации образования на всех уровнях.

Степень научной разработанности проблемы исследования позволяет сделать вывод об активном научном интересе к проблеме гуманизации и гуманитаризации образования со стороны представителей различных научных школ. В частности, в фокусе внимания исследователей оказываются философские, социальные и культурологические основания гуманизации и гуманитаризации школьного, среднего специального и высшего образования, теория и практика гуманизации естественнонаучного и инженерного образования, развитие гуманитарной культуры обучающихся философские и социокультурные аспекты гуманитарной культуры личности, психологические и экономические

1 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации».

представления о природе гуманистических ценностей и их проявлениях в образовательной сфере.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью восполнения существующих пробелов в сравнительном анализе сущностных характеристик гуманизации и гуманитаризации и подтверждается существующим противоречием между востребованностью гуманистических принципов и общечеловеческих ценностей в мировом сообществе и их реализацией в реальных образовательных, социальных и профессиональных средах, а также отсутствием единого подхода к теоретическому обоснованию и практической реализации принципов гуманизации и гуманитаризации в образовательных учреждениях.

Отправной точкой исследования является осознание ключевой роли человека в обеспечении социального прогресса, в сохранении и укреплении общественного блага.

Результаты исследования. Разделяя исследовательскую позицию Санкт-Петербургской научной школы, мы будем рассматривать образование как социогуманитарную систему, в которой «происходит второе рождение человека, духовное становление его личности», обеспечивается ее созидательная направленность, обусловленная развитием гуманитарной культуры и устойчивой системы ценностных установок [1].

Одной из ключевых миссий современного высшего образования следует признать приобщение студенческого сообщества к ценностям гуманитарной культуры и расширение гуманистического потенциала личности обучающегося. Данный тезис обусловливает повышенное внимание отечественных и зарубежных исследователей к процессам гуманизации и гуманитаризации в высшей школе, актуализирует гуманитарную стратегию как методологическую и методическую основу организации образовательного процесса.

Гуманитарная стратегия по отношению к педагогическому образованию дополняется межличностным контекстом, охватывающим всех субъектов образовательного процесса. Особое место в ценностной структуре образования как социального института при этом отводится межличностному взаимодействию, включающему как горизонтальные, так и вертикальные коммуникативные связи, в ходе которого происходит взаимное обогащение, взаимный обмен опытом, расширение личного и профессионального портфеля компетенций. В связи с этим отдельного осмысления в контексте педагогического образования с позиций ценностно-смыслового и технологического подходов требует процесс трансляции социального опыта от одного субъекта учебной деятельности к другому с последующим рефлексивным анализом [2]. Другими словами, речь идет не только о личностном и профессиональном самоопределении будущего специалиста в актуальном социокультурном пространстве, но и о регулировании

и регламентировании в этом пространстве статуса другого человека. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что оба эти процесса имеют в педагогическом образовании не только «общекультурные, но и профессиональные коннотации», поскольку в педагогических вузах образовательный процесс в соответствии с его априори гуманитарной направленностью призван максимально соответствовать профессиограмме будущего специалиста [2; 3].

Проводя многофакторный анализ этимологической структуры ключевых понятий гуманистической педагогики, С. В. Хомутцов подчеркивает необходимость «избегать упрощенной терминологической подстановки предмета и деятельности», которая может привести к подмене либо искажению смыслов и нивелировать значимость процессов гуманизации и гуманитаризации при мониторинге качества отечественного образования [4]. Так, слово латинского происхождения «homo» в русских словарях традиционно переводится как «человек». Производные от него термины «humanus» и «humanitas» в определенных случаях переводятся как эквивалентные слова-синонимы, рассматриваемые как тождественные понятию «человечность», хотя в некоторых контекстах в них можно выделить различное смысловое содержание.

При сопоставительном анализе терминов «гуманизация» и «гуманитаризация» мы будем исходить из сферы их применения, рассматривая гуманизм как идеологическое, философское понятие, а гуманность - как социально-психологическое, педагогическое понятие.

Поскольку настоящее исследование носит преимущественно сравнительный характер, для более четкого разграничения обсуждаемых феноменов нам представляется обоснованным их расширение с помощью уточняющих дополнений, например: гуманизация социально-трудовых отношений, гуманизация производства, гуманитаризация обучения, гуманитаризация учебных планов и т.п.). Сравнительный анализ позволяет заключить, что данные термины имеют четкие границы употребления. Определение понятий гуманизации и гуманитаризации в образовании сводится преимущественно к практической реализации ряда образовательных стратегий, моделей и технологий, при этом понятийные и семантические поля, на которые данные понятия опираются (гуманизм, гуманитарный и т.д.), трансформируются и расширяются.

Очевидно, для того чтобы избежать подмены формы и содержания, необходимо обратиться к языку, в котором данные понятия были впервые употреблены и рассмотреть исторический контекст их значений. Здесь обращает на себя внимание тот факт, что английский термин «humanitarization» связывается преимущественно с оказанием гуманитарной помощи и реализацией гуманитарных проектов и не используется для описания образовательных институтов и системы образования.

На основании вышеизложенного можно высказать предположение о недостаточно четкой концептуальной основе понятия «гуманизация», что обусловлено трансформацией понятийного потенциала термина «гуманизм». При этом для теоретического осмысления и более точного понимания сущности понятия «гуманитаризация» его целесообразно рассматривать как часть русскоязычного корпуса терминов и учитывать его корреляционные связи с другими понятиями.

В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова находим следующее определение гуманизма: «Гуманизм (от лат. humanus - человечный) - система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека» [5, цит. по 2]. Как следует из приведенного определения, в данной интерпретации гуманизм соотносится с совокупностью взглядов, отстаивающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий для осуществления социальной и профессиональной деятельности. Идея гуманизма, охватывая все стороны общественной жизни, естественным образом проецируется и на педагогическую систему координат, связующим звеном которой призвано стать гуманное отношение к личности обучаемого.

Анализ корпуса научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» различны по своему смысловому содержанию, как различны их коннотативные и семиотические пространства.

Гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, соответствующий актуальной траектории развития и модернизации системы образования.

Один из способов гуманизации образовательного пространства учебного заведения заключается во внедрении в учебный процесс комплекса дисциплин и специальных учебных курсов с целью приобщения обучающихся к гуманитарной культуре, к ценностям мировой истории и мирового искусства.

Ретроспективный анализ показывает, что концепция гуманитарного образования была заложена Платоном, который рассматривал образование как обучение общению, чтению, пониманию и интерпретации различных литературных сочинений, а также умению мыслить, формулировать и аргументировать суждения. Исходя из такого подхода, качественным и эффективным можно считать только такое обучение, которое в достаточной степени охватывает не только интеллектуальный, но также социальный, эмоциональный, физический, нравственный и духовный уровни развития личности.

Принятое современным научным сообществом деление знания на гуманитарный и естественнонаучный блоки возникло в западноевропейской культуре в Новое время в связи с появлением феномена науки как формы общественного сознания. В данный исторический период за знанием, претендующим на объективность и непредвзятость, закрепились такие характеристики, присущие естественнонаучному знанию, как наличие причинно-следственных связей, абстрактность основных конструктивных единиц и категорий, дедуктивная обоснованность теоретических положений и их базовая экспериментальная основа. Эти качества в известном смысле у гуманитарных дисциплин определяются не всегда четко, что обусловлено наличием субъективного компонента. Именно указанные обстоятельства легли в основу укоренившейся традиции «воспринимать эти области знания как вспомогательные, косвенные, в некотором смысле неполноценные при сопоставлении со знанием естественнонаучным» [6].

Гуманизация образования - это главная детерминанта формирования гуманистической структуры личности, «механизм трансформации обучающегося в цивилизованную личность» [7].

Первоначальным импульсом к реализации гуманистической парадигмы отечественного образования, зафиксированном в середине 80-х годов XX века, послужило осознание научным и педагогическим сообществами социальных реалий, свидетельствовавших о том, что современная модель образования в России не в полной мере реализует свой гуманистический и гуманитарный потенциал. Для того чтобы задействовать весь конструктивный потенциал системы образования, необходимо было нивелировать механизмы сдерживания, которые проявлялись главным образом в доминировании технократического и утилитарного подходов к целеполаганию, прогнозированию и менеджменту образовательного процесса, а также к организации разного вида практик, предусмотренных утвержденными учебными планами.

Постепенно гуманизация образования стала трактоваться как ведущая, фактически не имеющая аналогов стратегия гармоничного развития личности, обогащения ее творческого и профессионального потенциала. По целевым функциям ее можно классифицировать как процесс, направленный на свободное развитие личности как субъекта творческой деятельности, следующего передовым нормам человеческого общежития.

Профессор Белорусского государственного университета А. П. Сманцер выделяет три ключевых параметра образования, обеспечивающих гуманизацию образовательного контента: фундаментальность, вариативность, разноуровневость. С одной стороны, учебный план должен быть оснащен необходимым объемом дисциплин психолого-педагогического цикла, направленных на формирование гуманистической центрации личности обучающегося, а с другой - «включать инновационные технологии и

обеспечивать широкий доступ к применению дистанционных, электронных, цифровых образовательных ресурсов», соответствующих эволюционному этапу развития общества и культуры [8].

Е. Сенгупта, П. Блессингер и М. Маханья рассматривают гуманизацию образования через реализацию инновационных моделей обучения, что позволит обеспечить высокое качество образовательных программ и способствовать формированию гуманистического мышления через утверждение полисубъектной (диалогической) сущности образовательного процесса [9].

Современные исследователи, в частности представители китайской педагогической школы, также исследуют вопросы проведения гуманитарной экспертизы учебных пособий, учебников, учебно-методических комплексов и дидактических средств, внедряемых в образовательный процесс образовательных учреждений разного уровня [10; 11].

Автор данной статьи занимается изучением вопросов гуманизации и гуманитаризации высшего образования в контексте регионализации высшего образования и рассматривает гуманитарную образовательную среду как один из способов повышения конкурентоспособности региональных вузов и формирования их эффективного внутреннего и внешнего имиджа [12].

Вместе с тем усиление внимания к субъект-субъектным взаимоотношениям обучающихся и обучающих расширяет зону ответственности и функциональную нагрузку последних и актуализирует их «окультуривающую по своей сути педагогическую миссию» [13].

Таким образом, гуманизация образования предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности с учетом общественных и личных потребностей интересов и перспектив. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра и модификации целевых ориентиров, содержания и технологий образования во взаимосвязи с гуманизацией жизни общества, социально-экономическим, научно-техническим и духовно-культурным развитием страны.

В период доминирования техногенной цивилизации, противостояние гуманитарной и естественнонаучной культур достигло кульминационной точки, приведя к нарушению целостности духовной культуры общества и к разделению внутреннего мира человека на два диссоциативных пространства. Возникла необходимость в организации культурного диалогического пространства, что, в свою очередь, стало предпосылкой для обращения исследователей к вопросам, связанным с гуманитаризацией образования [2].

Впервые слово «гуманитарность» появилось в латиноязычных текстах в словосочетании «гуманитарные науки» и было использовано римским государственным и политическим деятелем республиканского периода Цицероном. В более поздних исследованиях термин «гуманитаризация»

приобретает разный спектр значений таких как «образование», «образованность», «просвещение», и становится в синонимичный ряд с понятиями, обозначающими как интеллектуальные достижения человека, так и наличие в нем добродетелей и нравственных установок, необходимых для организации эффективной коммуникации в личных, бытовых и профессиональных целях.

В отечественных исследованиях термин «гуманитарный» традиционно рассматривается в контексте освоения общечеловеческих ценностей, организации профессионально-значимой деятельности, нацеленной на толкование и концептуальное обоснование различных поведенческих моделей, внутреннего мира человека, его духовной жизни [2].

Первоначально, по мнению Н. А. Хомутцовой, в ряде педагогических концепций, разработанных и реализованных преимущественно европейскими научными школами, термин «гуманитарный» обычно использовался, когда речь шла об образовании человека - «формировании его по образу и подобию определенного высшего идеала» [2; 14].

Логика нашего исследования позволяет согласиться с выводами С. В. Хомутцова о том, что для более полного понимания содержания и смысла гуманитаризации образования необходимо «расширить ее смысловое поле и выйти за рамки гуманитарных дисциплин», рассматривая гуманитаризацию как самостоятельную образовательную методологию, требующую восприятия новых смыслов и средств конструирования и модификации образовательного пространства [15].

Гуманитаризация противостоит свойственному прежней образовательной модели утилитарному технократизму, жесткой форме организации производства и строго регламентированной жизнедеятельности человека; она непосредственно связана с возвратом образования к культуре как целостной системе, с возрождением его культуросообразной и культуросозидающей функций. Гуманитаризация переориентирует вектор развития образования на формирование целостной картины мира, на очеловечивание знания, на развитие гуманитарного мировосприятия как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, профессией, обществом, природой. Сегодня гуманитаризация образования - одно из главных средств восполнения духовного вакуума, обусловленного деактуализацией предшествующих идеологических моделей, один из основных идеологических канонов, формирующих мировоззрение человекоориентированного общества.

Отечественный опыт организации образовательного процесса показывает, что гуманитарная парадигма в образовании формируется в соответствии с программными государственными документами, предполагающими осуществление преобразований в структуре, содержании, методах управления и мониторинга системы образования. Разработкой стратегии гуманитаризации были призваны заниматься специально созданные

Координационный совет по гуманитарному образованию при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, Республиканский центр гуманитарного образования, Управление гуманитарного образования. Создан и функционирует Российский гуманитарный научный фонд.

Гуманитаризация влияет на содержание и методы обучения и связана с гуманизацией, однако эти два понятия необходимо разграничивать. Если гуманизация воспитания и обучения является целью формирования личности, то гуманитаризация выступает в качестве средства достижения этого. Согласно терминологическому словарю-справочнику по психолого-педагогическим дисциплинам, гуманитаризация это - «система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых» [2; 16].

Гуманитаризация образования - следствие осознания и признания аксиоматичного тезиса о том, что «ядром личности является ее гуманитарная составляющая», а педагогический процесс представляет собой гуманитарный феномен [17].

Итак, понятие гуманизации и гуманитаризации тождественны друг другу в плане ориентированности на человека, на его высокое предназначение, на расширение его интеллектуального и когнитивного потенциала, на ответственность человека за результаты своей жизнедеятельности. Однако они имеют различный план назначения. Так, гуманизация образования не ограничивается формированием личностных и профессиональных компетенций, а предполагает воспитание «человека культуры», обращение к личности, реализующей себя в свободного обществе, построенном на приоритете гуманистических ценностей, национальной неповторимости в гармонии мировых культур. Гуманизация представляет собой альтернативу технократизму, бездуховности. Идеи гуманизации способствуют созданию в обществе условий для духовного, нравственного и культурного развития личности. А гуманитаризация, в свою очередь, является наиболее важным ресурсом для достижения этих целей.

Если гуманизация образования в широком смысле означает создание в обществе гуманной образовательной модели, соответствующей гуманистическим идеалам, то гуманитаризацию образования связывают с учебно-методическим содержанием преподавания в вузе, с дидактическим сопровождением образовательного процесса. При этом следует иметь в виду, что гуманитаризация не сводится исключительно к задаче расширения содержания гуманитарных дисциплин по сравнению с естественнонаучным блоком, но в принципе должна отвечать более высоким целям: приобщению будущих специалистов к гуманистическим ценностям в рамках учебного процесса, внеучебной и научно-исследовательской деятельности. Она направлена

«на преодоление одномерности личности, ее частичности (партикулярности)», задаваемой квалификационными требованиями к профессии [2; 18].

Заключение. Таким образом, характеризуя образовательное пространство современных учебных заведений, можно говорить об особом, гуманитарно-гуманистическом подходе в организации учебно-воспитательного процесса. Такой гуманитарно-гуманистический подход можно рассматривать как особую мировоззренческую и методологическую концепцию, которая предполагает создание психолого-педагогических условий, позволяющих посредством реализуемых учебных курсов раскрыть в обучающемся его гуманистический потенциал, рассчитать «точки роста» и задать траекторию установления и расширения социальных связей и отношений.

Подобный подход позволяет рассматривать гуманизацию и гуманитаризацию образования в сущностном единстве, и определить их место и функции в структуре духовного и нравственного воспитания человека. Этому способствует совокупность следующих факторов: формирование гуманитарного мышления предполагающего высокую эмоциональную вовлеченность личности, мышление образами и погружение в объект и предмет изучения; опора на целостное мировоззрение и ценностную картину мира; аксиологичность как основная характеристика предлагаемых к усвоению знаний; синтез различных уровней знания (повседневного, мифологического, религиозно-конфессионального, научного и др.); наличие эффективной системы социальных лифтов как инструмента, стимулирующего рост личностной и профессиональной конкурентоспособности; возможности для определения и корректирования индивидуальной образовательной и карьерной траекторий.

Выявленные в ходе исследования различные подходы к раскрытию сущности процессов гуманизации и гуманитаризации образования в определенной степени обусловлены сменой парадигм общественного сознания.

Проведенное исследование позволяет заключить, что гуманизация и гуманитаризация образования непосредственно коррелируют с наращиванием духовного потенциала личности обучаемого, который, в свою очередь, связан с достижением необходимого уровня общей культуры, освоением ее духовного компонента, с совокупностью жизненно значимых приобретений, достижений и перспектив, требующих проявления лучших человеческих качеств.

Гуманистический характер образования содержательно меняет требования к образовательному контенту, модифицирует природу образовательной среды учебного заведения, обеспечивая траекторию личностного и профессионального роста, а также возможности для педагогического и научного сотрудничества и сотворчества [19].

Взаимодействие гуманизации и гуманитаризации отражает единство и целостность теории и практики. Реализуя принципы гуманизации, гуманитаризация совершенствует, расширяет и обогащает ее, выдвигая перед

ней новые задачи и новые вызовы, на которые необходимо своевременно реагировать. Таким образом, гуманизация и гуманитаризация высшего образования образуют единую, целостную систему подготовки специалиста, преодолевающую отчуждение и оторванность образования от личности.

Процессы гуманизации и гуманитаризации следует рассматривать не в контексте приоритета гуманитарных наук над естественными и инженерными науками, а в категориях общего и единичного - как общую и продолжительную по времени тенденцию совершенствования современного высшего образования.

Гуманитарная парадигма как востребованная педагогическим сообществом модель образовательной деятельности, обеспечивающая повышение качества образования в современной высшей школе, ориентирует на оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся, на их саморазвитие и самореализацию, на актуализацию духовно-нравственных установок, на обеспечение равновесных отношений между постоянно расширяющимся информационным потоком и структурированием образовательного процесса, на умение ранжировать и отбирать информационные ресурсы в условиях информационного прессинга с целью актуализации ценностной базы и расширения гуманитарных компетенций.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Валицкая А. П. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник, Москва, 01-30 дек. 2016 г. / Отв. ред. В.И. Герасимов. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2017. ISBN: 978-5-248-00845-2 - С. 873-875.

2. Пушкарева М. П. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. №4(20). С. 47-52. ISSN: 2542-0291.

3. Козырев В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды // Педагог: наука, технология, практика. 1999. № 7.С. 26-32. ISSN: 1990-3235eISSN: 1990-3243.

4. Хомутцов С. В. Духовность и духовные традиции: монография. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004.

5. Философский словарь // под ред. И. Т. Фролова - М.: Республика, 2001. - 719 с. ISBN 5-250-02742-3.

6. Александрова Е. А., Асадуллин Р. М., Бережнова Е. В., Богуславский М. В., Боборышов С. В., Коршунова Н. Л. Методология педагогики: монография / под общ. ред. В.Г. Рындак - М.: ИНФРА-М, 2018. - 296 с. ISBN 978-5-16-105710-0.

7. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования: учебное пособие. -Ставрополь: СКСИ, 2007. - 634 с.

8. Сманцер А. П. Гуманистическая направленность образовательного процесса в вузе // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2006. № 11. С. 2-6. ISSN: 2070-1640.

9. Sengupta E., Blessinger P., Makhanya M. Humanizing Higher Education through Innovative Approaches for Teaching and Learning. - Bingley: Emerald Publishing Limited, 2021. - 176 p.

10. Dengbo On the main external relations of university teaching material management department: Higher Education Forum, 2016. - P. 34-35.

11. Zhang G. Construction of humanized management model of College Textbooks // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - Vol. 119: 3d International Conference on Economics, Social Science, Arts, Education and Management Engineering (ESSAEME 2017). - P. 593-597.

12. Сираева М. Н. Подходы и принципы гуманитаризации образовательной среды в региональном вузе// Современные наукоемкие технологии. 2021. № 3. С. 193-198. ISSN: 1812-7320 - DOI 10.17513/snt.38555.

13. Селиверстова Е. Н. Современная дидактика: от школы знания - к школе созидания: учебное пособие - Владимир: Владимирский гос. гуманитарный ун-т, 2009. -231 с. - ISBN 978-5-87846-679-0.

14. Хомутцова Н. А. Подготовка студентов к преподаванию физики в условиях гуманитаризации школьного естественнонаучного образования // Совершенствование профессионально-методической подготовки студентов естественнонаучных специальностей в педвузах: материалы XXXVIII науч.-практ. конф. - Барнаул, 2005. - С .109-112.

15. Хомутцов С. В. Проблема гуманитаризации и гуманизации в современном российском образовании // Философия образования. 2008. № 3(24). С. 74-81. ISSN: 1811-0916.

16. Баринова Т. М., Гарипова И. О., Каранова В. В., Леонова Н. П., Шкатова Е. А. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам: словарь-справочник / рец. В.Т. Кудрявцева, Е.М. Гоголева. - Магадан: «Охотник, 2011. - 112 с. ISBN 978-5-905090-05-9.

17. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2015. - 252 с. - ISBN 978-5-9770-0872-3.

18. Кравец А. С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2000. № 1. С. 30-37. ISSN: 1609-0721.

19. Добрускин М. Е. Гуманизация как стратегия высшего образования // Философия и общество. 2005. № 3(40). С. 87-109. - ISSN: 1681-4339.

REFERENCES

1. Valitskaya A. P. Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy // Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya: Yezhegodnik, Moskva, 01-30 dek. 2016 g. / Otv. red. V. I. Gerasimov. - M.: Institut nauchnoy informatsii po obshchestvennym naukam RAN, 2017. ISBN: 978-5-248-00845-2 - P. 873-875.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Pushkareva M. P. Gumanizatsiya i gumanitarizatsiya vysshego obrazovaniya // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2013. №4 (20). P. 47-52. ISSN: 2542-0291.

3. Kozyrev V. A. Postroyeniye modeli gumanitarnoy obrazovatelnoy sredy // Pedagog: nauka, tekhnologiya, praktika. 1999. № 7.P. 26-32. ISSN: 1990-3235eISSN: 1990-3243.

4. Khomuttsov S. V. Dukhovnost i dukhovnyye traditsii: monografiya. - Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2004.

5. Filosofskiy slovar // pod red. I. T. Frolova - M.: Respublika, 2001. - 719 p. ISBN 5250-02742-3.

6. Aleksandrova Ye. A., Asadullin R. M., Berezhnova Ye. V., Boguslavskiy M. V., Boboryshov S. V., Korshunova N. L. Metodologiya pedagogiki: monografiya / pod obshch. red. V.G. Ryndak - M.: INFRA-M, 2018. - 296 p. ISBN 978-5-16-105710-0.

7. Shiyanov Ye. N. Pedagogika: obshchaya teoriya obrazovaniya: uchebnoye posobiye. -Stavropol: SKSI, 2007. - 634 p.

8. Smantser A. P. Gumanisticheskaya napravlennost obrazovatelnogo protsessa v vuze // Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ye. Pedagogicheskiye nauki. 2006. № 11. P. 2-6. ISSN: 2070-1640.

9. Sengupta E., Blessinger P., Makhanya M. Humanizing Higher Education through Innovative Approaches for Teaching and Learning. - Bingley: Emerald Publishing Limited, 2021. - 176 p.

10. Dengbo On the main external relations of university teaching material management department: Higher Education Forum, 2016. - P. 34-35.

11. Zhang G. Construction of humanized management model of College Textbooks // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - Vol. 119: 3d International Conference on Economics, Social Science, Arts, Education and Management Engineering (ESSAEME 2017). - P. 593-597.

12. Sirayeva M. N. Podkhody i printsipy gumanitarizatsii obrazovatelnoy sredy v regionalnom vuze// Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 2021. № 3. P. 193-198. ISSN: 1812-7320 - DOI 10.17513/snt.38555.

13. Seliverstova Ye. N. Sovremennaya didaktika: ot shkoly znaniya - k shkole sozidaniya: uchebnoye posobiye - Vladimir: Vladimirskiy gos. gumanitarnyy un-t, 2009. - 231 p. - ISBN 978-5-87846-679-0.

14. Khomuttsova N. A. Podgotovka studentov k prepodavaniyu fiziki v usloviyakh gumanitarizatsii shkolnogo yestestvennonauchnogo obrazovaniya // Sovershenstvovaniye professionalno-metodicheskoy podgotovki studentov yestestvennonauchnykh spetsialnostey v pedvuzakh: materialy XXXVIII nauch.-prakt. konf. - Barnaul, 2005. - P. 109-112.

15. Khomuttsov S. V. Problema gumanitarizatsii i gumanizatsii v sovremennom rossiyskom obrazovanii // Filosofiya obrazovaniya. 2008. № 3(24). P. 74-81. ISSN: 1811-0916.

16. Barinova T. M., Garipova I. O., Karanova V. V., Leonova N. P., Shkatova Ye. A. Terminologicheskiy slovar-spravochnik po psikhologo-pedagogicheskim distsiplinam: slovar-spravochnik / rets. V. T. Kudryavtseva, Ye. M. Gogoleva. - Magadan: «Okhotnik, 2011. -112 p. ISBN 978-5-905090-05-9.

17. Senko Yu. V. Gumanitarnyye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: uchebnoye posobiye. - M.: Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy universitet, 2015. - 252 p. - ISBN 978-59770-0872-3.

18. Kravets A. S. Gumanizatsiya i gumanitarizatsiya vysshego obrazovaniya // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2000. № 1. P. 30-37. ISSN: 1609-0721.

19. Dobruskin M. Ye. Gumanizatsiya kak strategiya vysshego obrazovaniya // Filosofiya i obshchestvo. 2005. № 3(40). P. 87-109. - ISSN: 1681-4339.

Статья поступила в редакцию 20.08.2022. Одобрена 05.09.2022. Принята 27.09.2022.

Received 20.08.2022. Approved 05.09.2022. Accepted 27.09.2022.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.