РЕЖИМ ДНЯ И НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ
Доцент Б. И. Темкин Из Куйбышевского педагогического института имени В. В. Куйбышева
Вопросы рационализации труда и отдыха школьников старших классов с производственным обучением занимают особое место в научном обосновании проблемы гигиены обучения в сочетании с производительным трудом.
При организации опытных школ, классов (1957/58 учебный год), в которых было введено производственное обучение, подчеркивалось, что оно не должно повести к перегрузке учащихся. Эта мысль отражена в ряде материалов по реформе народного образования в стране и приближении школы к жизни.
Проблема режима труда и отдыха учащихся в новых условиях работы школы должна рассматриваться в плане, отличном от имеющегося до сих пор.
У учащихся имелся выработанный динамический стереотип режима их труда и отдыха (ежедневное посещение школы, каждодневная подготовка уроков, выполнение внеучебных поручений). При новых условиях учебной деятельности, сочетании обучения с производительным трудом у учащихся старших классов выработанный стереотип нарушается, так как учебные занятия ведутся не только в школе, но и на производстве, подготовка домашних заданий стала не ежедневной, изменилось и распределение времени в режиме дня. Следовательно, необходима выработка нового динамического стереотипа на режим дня у учащихся, который вытекал бы из имеющихся условий их работы. Усилия к его выработке со стороны школы и родителей совершенно недостаточны, поэтому в новых условиях работы учащихся режим труда и отдыха не имеет еще стройной, выработанной системы.
Анализ суточного режима дня учащихся в новых условиях их учебной и производственной деятельности должен послужить основой для теоретической разработки вопроса рационализации труда и отдыха учащихся при сочетании с производительным трудом. Подобное исследование нами было проведено в опытных классах школ Куйбышева.
Для школы, работающей по новому экспериментальному плану, вопросы правильного чередования труда и отдыха учащихся являются важными, особенно в связи с планируемыми для этих школ удлиненными учебным годом и учебной неделей.
Усилия школы в регламентации режима труда и отдыха учащихся складываются из непосредственного воздействия на учащихся, при-зития им навыков и знаний по выполнению режима дня и работы с родителями, которые в содружестве со школой должны обеспечить выполнение школьниками рационального режима дня.
В связи с реформой народного образования школы должны в значительно большей степени влиять на правильную организацию внешкольного времени учащихся. Следует считать рекомендованным принятие школами на себя заботы об организации внеучебных занятий и контроля за правильностью организации работы и отдыха учащихся вне школы. В этой связи активность школы по упорядочению режима дня учащихся должна повыситься.
Мы изучали режим дня учащихся 9-х и 10-х классов в течение 2 учебных лет с целью получения материала, характеризующего режим дня учащихся на протяжении всего учебного года. Данные собирали по нескольку раз в каждой учебной четверти.
Методика предусматривала опрос учащихся о выполнении режима дня за прошедший день (по специальным вопросам). Учитывали режим дня в обычные школьные дни, в дни производственного обучения и в выходные дни. Для характеристики общей нагрузки мы изучали также длительность внеклассных занятий.
При занятиях в первую смену и начале учебных занятий в 8 часов утра рациональным следует считать подъем за час до начала учебных занятий, т. е. в 7 часов утра. Полученные данные показывают, что часть учащихся вставала раньше указанного времени (табл. 1).
Таблица 1
Время подъема учащихся 9-х и 10-х классов (в процентах к числу учащихся)
Время подъема 9-е классы 10-е классы
I четверть II четверть ш четверть IV четверть I четверть II четверть III четверть IV четверть
6 часов— 6 часов 30 минут 7 часов ......... 7 часов 30 минут ...... 29,6 62 8,4 10,6 81,2 9.2 23,5 76 4,5 31 62,3 7,7 18,2 74,6 7,2 14,4 79,7 6,3 12,1 79,6 8,3 15,2 78 6,8
Ранний подъем учащихся не вызывался необходимостью, гигиенически неоправдан и по существу вел к сокращению длительности сна. Большинство учащихся 9-го класса «Б» школы № 69 вставало раньше, чем учащиеся 9-го класса «А», но это не связано с интенсивностью учебных занятий. Небольшая группа учащихся (5—9%) вставала позже (7 часов 30 минут). Это относится к учащимся, живущим близко от школы, имеющим благоприятные домашние условия и свободным от поручений по дому. Такой поздний подъем нельзя признать желательным.
В дни производственного обучения утренний подъем зависит от часов работы на заводе. Группы учащихся в дни начала занятий с 8 часов утра вставали раньше обычного лишь потому, что путь до предприятия требовал дополнительного времени. Большинство учащихся работало на заводе в дневные часы (12—16 и 14—18 часов). В этих случаях учащиеся вставали, как правило, позднее обычного.
Если считать для учащихся 9-х и 10-х классов длительность сна желательной в пределах в'/г—9 часов, то естественно, что отход ко сну должен быть в 22 часа — 22 часа 30 минут и не позднее 23 .часов. Далеко не всеми учащимися это время выдерживалось (табл. 2).
Т аблица 2
Время отхода ко сну учащихся 9-х и 10-х классов (в процентах к числу учащихся)
9-е классы 10-е классы
Время отхода ко сну I четверть II четверть III четверть IV четверть I четверть II четверть III четверть IV четверть
22 часа ......... 22 часа 30 минут . 23 часа ........... Позже 23 часов...... 13 9,6 61,4 26 9,3 16,4 53.1 21.2 18,5 5.3 59,3 16,9 11,4 7,4 62.9 19,3 6,8 16,9 71,9 4,4 3,2 14,1 64,6 18.1 7,4 11,2 70,2 П,2 3,4 10,2 61,2 25,2
Большинство учащихся (72—87%) ложилось спать в установленное время (22 часа 30 минут — 23 часа), однако немалая группа учащихся отходила ко сну позже 23 часов (11,2—25,2%). Во втором полугодии,, ближе к весне, большее число учащихся ложилось спать после 23 часов, и общая длительность сна у них уменьшалась.
41
?
В дни с производственным обучением длительность сна, как правило, не снижалась. Однако почти все школьники отмечали потребность в дневном сне и чаще всего спали днем 1—2 часа после работы на заводе.
Причина более позднего отхода ко сну и раннего вставания объясняется в немалом числе случаев не необходимостью приготовления домашних занятий, а главным образом отсутствием у учащихся достаточно твердых навыков в выполнении режима дня.
Наши наблюдения показывают, что учащиеся 9—10-х классов при правильном построении структуры учебной недели с производственным обучением имеют полную возможность сохранить длительность сна в пределах принятых норм.
В суточном режиме дня важным является проведение учащимися достаточного отдыха после учебных занятий в школе. Для этого в режиме дня предусматривается 1 — Р/г часа, которые желательно проводить на открытом воздухе.
Наши данные показывают, что процент учащихся, выделяющих время для отдыха на открытом воздухе после школьных занятий, невелик (32,4—39,6). Остальные используют время отдыха дома (чтение литературы, помощь по хозяйству и пр.). Четко организованный активный отдых отмечен у небольшого числа учащихся.
Недостаточный отдых на открытом воздухе не является результатом перегрузки учащихся, они располагают временем для отдыха после школьных занятий. Причина, как правило, лежит в нерациональном распределении школьниками времени труда и отдыха.
Производственное обучение проводится в разные часы дня, что оказывает некоторое влияние на стройность суточного режима дня. В наших условиях (школа № 69) производственное обучение не создавало условий, ухудшающих возможности отдыха учащихся после школьных занятий, однако ученики их полностью не использовали.
В суточном режиме дня положено предусматривать время для принятия пищи 3 раза в сутки, причем завтрак ученики должны получать в школе.
До ухода в школу большинство учащихся завтракало дома (91—96%). Небольшая группа учащихся (4—9%) временами до ухода в школу не завтракала, объясняя это отсутствием с утра аппетита. Начинать учебный день и находиться в школе 6 уроков без утреннего завтрака нежелательно.
Небольшой процент учеников старших классов пользуется школьным питанием. По возвращении из школы учащиеся обедают. Интервал между окончанием учебного дня и обедом был в пределах одного часа у 72% учащихся, у остальных он удлинялся.
В дни производственного обучения ученики обедают до начала работы на заводе. Так как время начала работы на заводе у школьников разных классов неодинаково, то время обеда переносилось на более поздние часы.
Необходимость работы на заводе в разное время дня и разные дни недели, несомненно, влияет на режим питания. Этот вопрос нуждается в тщательной регламентации. Требуется перераспределение суточного питания между отдельными приемами пищи. Перед уходом на завод (утром, днем) калорийность завтрака или обеда должна быть увеличена (примерно до 40% суточного рациона). Соответственно может измениться и качественный состав — увеличение содержания белков, углеводов и т. д.
Необходимым является питание (500—600 кал) в регламентированные перерывы при работе на заводе.
В суточном режиме учащихся важным является упорядочение учебной деятельности дома. Это — сложный вопрос, связанный с рядом
обстоятельств (объем задаваемого на дом материала, активность и индивидуальная работоспособность учащихся, степень усвоения учебного материала на уроке, качество преподавания и др.).
Вопрос об объеме задаваемого на дом материала не теряет своей актуальности и теперь. К этой проблеме в последнее десятилетие привлечено внимание педагогов и гигиенистов. Общим является мнение, что советская школа должна целеустремленно идти по пути дальнейшего уменьшения домашних заданий, результатом чего явится снижение нагрузки и улучшение организации режима дня.
В проводимой реформе школы дается новое решение проблемы домашних заданий, которые расматриваются только как дополнительные упражнения учащихся в знаниях и навыках, полученных на уроках. В связи с сокращением объема задаваемого на дом учебного материала предусматривается соответствующее сокращение регламентированного времени на приготовление уроков. Особое значение имеет успешное решение проблемы домашних заданий у учащихся, сочетающих обучение с производительным трудом.
При изучении данного вопроса мы пользовались опросными листами, и для эксперимента группа учащихся готовила уроки в нашем присутствии. Из материалов опросных листов видно, что 55—59% учащихся использовали на приготовление уроков 3—4 часа в день. Это, по-видимому, необходимое время для тщательного выполнения домашнего задания. Остальные учащиеся готовили домашние задания меньшее время. В отдельные дни группа учащихся отмечала, что им было недостаточно на приготовление уроков и 4 часов.
Время, необходимое каждому ученику для приготовления домашних заданий, зависит от ряда обстоятельств (успешность работы в классе, усердие учащегося, домашние условия и др.), поэтому оно бывает неодинаковым, но всегда значительным.
Поэтому тщательное регулирование школой объема задаваемого на дом учебного материала остается актуальной задачей.
При тщательном педагогическом анализе оказалось, что фактически недельное число предметов, по которым ученики должны готовить дома учебные задания, несколько меньше, чем их обозначено в расписании. Так, в учебной неделе (2—9 марта) по 9-м классам предусматривалось 36 учебных часов, из них 4 или 8 часов производительного труда. Из остальных (28—32) часов не было домашних заданий на 6 уроках, что составляет 16—22% учебных часов в неделю, и на 3 уроках было повторение пройденного материала.
Данные, собранные в разные недели, показали, что число учебных предметов, по которым учащимся не приходилось готовить уроки дома, было различным и колебалось в пределах 12—19%-
Из этого вытекает, что при анализе режима дня учащихся нецелесообразно механически учитывать число предметов в неделю по расписанию, но следует иметь в виду, что бывает немало дней, когда фактически задания по отдельным предметам не даются, в результате чего время, необходимое на приготовление уроков, уменьшается. В этих случаях высвобождается время для выполнения других элементов режима дня.
Анализ данных, полученных в экспериментальной группе учащихся, которые готовили уроки в нашем присутствии, показал, что время, необходимое на приготовление домашних заданий, в разные дни неодинаково и колеблется в пределах 3—З'/г часов. Мы фиксировали время, затрачиваемое учениками на подготовку заданий по каждому предмету. Отмечали активность учащихся на занятиях, их интерес и навыки приготовления уроков. После приготовления заданий по каждому предмету давали отдых на 10 минут.
Полученные данные показывают, что на приготовление заданий по отдельным предметам учащиеся затрачивали неодинаковое (табл. 3) время.
Суммарное время зависело от прилежания и усердия учащихся. Наблюдения показали, что некоторые учащиеся готовили уроки усидчиво, другие менее усердно, удлиняя перерывы. Было очевидно, что у них нет навыка непрерывно готовить задания сразу по всем предметам. Большинство учащихся начинало приготовление уроков с более трудно усвояемых предметов.
На приготовление домашних заданий ученики 9-х и 10-х классов использовали почти одинаковое время. Они отмечали, что приготовление домашних заданий компактно является наиболее приемлемой и удобной
формой—меньше затрачивали время и лучше усваивали материал. Длительные перерывы между приготовлением заданий по отдельным предметам удлиняли общее время приготовления уроков, что нередко мешало выполнению ряда элементов режима дня.
Внеучебные нагрузки учащихся достаточно велики (спортивные секции, учебные кружки школы, художественная самодеятельность, выполнение общественно полезного труда и др.). Почти каждый день учащиеся участвовали в выполнении какого-либо вида внеучебной работы и это занимало в среднем 1—Р/г часа. В выходные дни учащиеся, как правило, отдыхали. Однако около половины учащихся отмечали, что приходится 2—3 часа посвящать учебным занятиям (чертеж, сочинение и другие занятия).
Общая нагрузка учащихся 9-х и 10-х классов значительна. Производственное обучение, изменив структуру учебной недели и отдельных учебных дней, не увеличило общей нагрузки.
Вопрос заключается в необходимости отработки элементов труда и отдыха и повседневного стремления к рационализации этого режима. Наши данные показали, что влияние школы на регулирование режима дня учащихся старших классов вполне возможно. Повышение интереса учителей и родителей к упорядочению режима дня учащихся благоприятно влияло на усиление внимания учащихся к этим вопросам. Проводимый нами частый опрос о режиме дня и постоянный контакт и беседы с учащимися положительно сказались на повышении интереса учащихся к упорядочению режима дня. Мы особо подчеркиваем важность динамического изучения режима дня среди одних и тех же учащихся длительное время.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22/УП 1960 г. № 79, предусматривающее организацию для производственного обучения школьников отдельных цехов, пролетов, учебных мастерских, создает условия для рационального построения режима труда и отдыха учащихся в учебной неделе.
Сочетание обучения с производительным трудом еще в нужной мере не упорядочило труда и отдыха учащихся. Залогом успеха в повышении успеваемости, улучшении физического развития и здоровья учащихся старших классов является дальнейшая рационализация режима дня и нагрузки учащихся.
Таблица 3
Время (в минутах), затрачиваемое на подготовку домашних заданий по различным предметам
Учащиеся
Предмет А. п. М.
Математика . . . 25 35 50
Физика..... 20 35 45
Литература . . . 40 50 65
Иностранный язык 30 40 50
История..... 20 30 35
Химия ...... 20 35 45
Выводы
1. Работа учащихся старших классов на заводе при правильном ее сочетании с учебными занятиями в школе не нарушает режима дня учащихся.
2. Общепринятый в настоящее время режим дня учащихся нуждается в пересмотре с учетом новых условий работы в школе и на производстве.
3. Новые учебные планы школ с производственным обучением не повлияли на снижение нагрузки учащихся.
4. Усилия школы по рационализации режима труда и отдыха учащихся старших классов оказались эффективными.
Поступила 13/1 1961 г.
THE SEQUENCE AND SCOPE OF THE DAILY ROUTINE SCHEDULE FOR SENIOR GRADE STUDENTS UNDERGOING INDUSTRIAL TRAINING
В. I. Temkin, Subprofessor
For two years investigations were under way covering the sequence and scope of the daily routine schedule for the 9th and 10th grade students in schools wi'th industrial training.
The daily routine was often not altered to with respect to the time of rising, going to bed, meal times, etc. This was not due to the lack of time for preparations of homework but mainly to the absence of habits among the students for proper fulfilment of all the times of the daily routine.
The introduction of industrial training has changed the weekly schedule only for certain days but has not increased the total number of class hours.
A new dynamic stereotype should be cultivated in school indergraduates for a definite daily routine which would comply both with present-day requirements of academical ■classes and industrial training.
-й- -й- -Й-
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О НЕКОТОРЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
Проф. А. Я. Гуткин
Из кафедры гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического
медицинского института >
Выдвигая на XX съезде КПСС идею организации школ-интернатов, Н. С. Хрущев призывал распологать их «в пригородных, дачных местах, в благоприятных для здоровья лесных массивах. В таких школах должны быть светлые, просторные классы, хорошие спальни, благоустроенные столовые, заботливо оборудованные центры для всякого рода внеклассных занятий, создающие все условия для всестороннего физического и духовного развития молодого гражданина Советской страны...» «...На это дело, — говорил Н. С. Хрущев, — не нужно жалеть средств и усилий, ибо они окупятся сторицей»1.
Советский народ высоко оценил заботу партии и правительства о здоровье, воспитании и обучении детей в школах-интернатах. В строительство школ-интернатов включились профсоюзные организации, колхозы, учащиеся старших классов средних школ, промышленные предприятия, учреждения народного хозяйства и транспорта. Значительную
1 Н. С. X р у щ е в. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии. Госполитиздат, 1956, стр. 95-96.