Выводы
1. Работа учащихся старших классов на заводе при правильном ее сочетании с учебными занятиями в школе не нарушает режима дня учащихся.
2. Общепринятый в настоящее время режим дня учащихся нуждается в пересмотре с учетом новых условий работы в школе и на производстве.
3. Новые учебные планы школ с производственным обучением не повлияли на снижение нагрузки учащихся.
4. Усилия школы по рационализации режима труда и отдыха учащихся старших классов оказались эффективными.
Поступила 13/1 1961 г.
THE SEQUENCE AND SCOPE OF THE DAILY ROUTINE SCHEDULE FOR SENIOR GRADE STUDENTS UNDERGOING INDUSTRIAL TRAINING
В. I. Temkin, Subprofessor
For two years investigations were under way covering the sequence and scope of the daily routine schedule for the 9th and 10th grade students in schools wi'th industrial training.
The daily routine was often not altered to with respect to the time of rising, going to bed, meal times, etc. This was not due to the lack of time for preparations of homework but mainly to the absence of habits among the students for proper fulfilment of all the times of the daily routine.
The introduction of industrial training has changed the weekly schedule only for certain days but has not increased the total number of class hours.
A new dynamic stereotype should be cultivated in school indergraduates for a definite daily routine which would comply both with present-day requirements of academical ■classes and industrial training.
-й- -й- -Й-
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О НЕКОТОРЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
Проф. А. Я. Гуткин
Из кафедры гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического
медицинского института >
Выдвигая на XX съезде КПСС идею организации школ-интернатов, Н. С. Хрущев призывал распологать их «в пригородных, дачных местах, в благоприятных для здоровья лесных массивах. В таких школах должны быть светлые, просторные классы, хорошие спальни, благоустроенные столовые, заботливо оборудованные центры для всякого рода внеклассных занятий, создающие все условия для всестороннего физического и духовного развития молодого гражданина Советской страны...» «...На это дело, — говорил Н. С. Хрущев, — не нужно жалеть средств и усилий, ибо они окупятся сторицей»1.
Советский народ высоко оценил заботу партии и правительства о здоровье, воспитании и обучении детей в школах-интернатах. В строительство школ-интернатов включились профсоюзные организации, колхозы, учащиеся старших классов средних школ, промышленные предприятия, учреждения народного хозяйства и транспорта. Значительную
1 Н. С. X р у щ е в. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии. Госполитиздат, 1956, стр. 95—96.
часть школ-интернатов в начальный период выполнения решений XX съезда организовали в зданиях общеобразовательных школ, реконструированных в соответствии с потребностями. В настоящее время их дополняют спальными корпусами, гимнастическими залами, мастерскими политехнического обучения, пищевыми блоками, различными вспомогательными помещениями павильонной и блочной системы. В ряде городов (Москва, Ленинград, Киев и др.) проектируют и строят экспериментальные типы школы-интерната. Новый тип учреждения не имел примеров проектирования ни в практике дореволюционного строительства, ни в зарубежной практике.
Первая программа по разработке типовых проектов зданий школ-интернатов была составлена Управлением капитального строительства Министерства просвещения РСФСР совместно с Академией педагогических наук РСФСР на 300 и 600 воспитанников и согласована в своей значительной части с Главной государственной санитарной инспекцией РСФСР (ГСП) 21 /VII 1956 г.
Два серьезных возражения были представлены Главной государственной санитарной инспекцией РСФСР. Первое возражение касалось кабинетной системы обучения учащихся 8—10-х классов, которая не может обеспечить нормальные условия для работы детей в процессе индивидуальных занятий. Это замечание можно понимать как возражение против приготовления уроков веем классом, лишающее учащихся возможности индивидуальных, самостоятельных занятий. ГСИ считает необходимым поэтому предусмотреть в интернате для 8—10-х классов комнаты дневного пребывания детей из расчета 2 м2 на одного воспитанника. Второе возражение заключается в недопустимости организации спален на 30 человек, необходимо запроектировать спальни из расчета 10—15 человек для детей младшего возраста и 5—10 человек для детей старшего возраста. В последующую программу, составленную Министерством просвещения РСФСР, предусматривающую комплекс зданий на 210, 300, 450 и 600 мест и позднее на еще большее их число, предложенные изменения не были внесены. Строительство групповых комнат (гостиной) для воспитанников 5—10-х классов предусмотрено из расчета 90—180—330—360 м2 на указанное выше число ученических мест, исходя из 0,43—0,73 м? на одного воспитанника вместо предложенных ГСИ 2 м2. Не учтено и второе замечание ГСИ — уменьшение наполняемости спальных комнат. Проекты спален, ныне осуществляемые, рассчитаны, например в Ленинграде, на 14—16—30 человек и даже более.
Вопрос о- потребности в отдельных комнатах для приготовления уроков до сих пор не решен, как и вопрос о комплектовании спален.
Мы попытались ответить на эти вопросы.
Исследованием было охвачено 8 школ-интернатов Ленинграда в 1957—1958 гг. и повторно в 1959 г. Многократные посещения школ для наблюдения за процессом приготовления уроков и беседы с учителями, с учениками и родителями показали, что приготовление уроков производится в присутствии дежурных педагогов в тех же классах, что и учебные утренние занятия. В первое время учащиеся рассаживались на свои места и готовили уроки в порядке единой для всех последовательности, в присутствии дежурных педагогов, затем для повышения самостоятельности учеников в некоторых школах были установлены дополнительные столы или парты у задней стены класса (площадь класса 50 м2, учеников на класс 30 человек), где рассаживаются школьники по одиночке. В некоторых школах, из тех же соображений уроки готовят по колоннам; в соседних колоннах занимаются различными предметами. Нередко, а в некоторых школах и классах систематически дежурные педагоги направляют занятия детей, иногда громко разъясняют отдельные вопросы к сведению всего класса; самостоятельное приготовление уроков провести в полной мере не удается. Иногда с разреше-
ния педагога отдельные школьники выходят в коридор, где повторяют уроки (в особенности стихотворения) вслух, часто повторяют или учат уроки шепотом, оглядываясь на соседей, на дежурного, закрывая уши, принимая обычную при шумной обстановке позу человека, желающего сосредоточиться на какой-либо мысли.
Для определения мнения учащихся относительно удобства приготовления уроков в общем классе были опрошены путем безымянной анкеты учащиеся 4-х, 5-х,
Таблица 1
Продолжительность григотовления уроков (в I роцентах к числу о: рошенных)
Классы
6-х и 7-х классов. Анкеты раздавались воспитателем после приготовления уроков и разъяснения целей опроса. Заполненные анкеты учащиеся клали на стол учителя. Всего в анкете было 5 вопросов Было обработано 1272 анкеты: 355 анкет учащихся 4-х классов, 290— 5-х классов, 293 — 6-х классов, 334 — 7-х классов.
Длительность приготовления уроков, как это не раз было установлено в школах общего -типа, в старших классах повышается и занимает у большинства школьников 4-х и 5-х классов 2 часа, 6-х и 7-х классов — 24* часа. По нашим данным (табл. 1), 63 и 53% школьников 4-х и 5-х классов готовят домашние задания в классе 2 часа и более, в 5-х и 7-х классах 29,5 и 32% — 2 часа, 35,8 и 51 % — 24 г часа и дольше.
Продолжительность приготовления домашдих уроков (в часах) 4-е 5-е 6-е 7-е
1 16.6 11,4 6,6 0,8
17* 20,6 35.6 28 1 16,4
2 38.4 38 3 29,5 32,0
2'/, 19.6 10.8 32,4 34.2
3 4.5 2,4 3,4 14,2
Более 3 о,з 1,5 2,4
Таблица 2
Способы подготовки уроков (в процентах к итогу)
Классы
Способ подготовки уроков •е 5 -е 6-е 7-е
все уроки стихотворения все уроки стихотворения все уроки стихотворения все уроки стихотворение
Вслух ............ Про себя.........• . 41,5 58,5 59,2 40,8 46,1 53,9 75,6 24,4 67,8 32,2 73,4 26,6 59,1 40,9 75 25
Таблица 3 Способ подготовки урсков (в [роцентах к числу о. рошенных)
Вывод из сказанного не может быть сделан в пользу общего класса как места для приготовления уроков для учеников начиная по крайней мере с 4-х классов. Как предпочитают готовить уроки школьники,— вслух или про себя, — видно из табл. 2. Ученики, начиная с 5-х классов и главным образом с 6-х, явно предпочитают готовить все уроки вслух. Едва ли можно сомневаться в том, что готовить уроки вслух в общем классе непроизводительно. Поэтому комнаты для приготовления уроков, для самостоятельных занятий учащихся необходимы. Их можно использовать и для чтения, и для многих других нужд.
Приготовление заданий Классы
4-е 5-е 6-е 7-е
В одиночку Вдвоем .... Втроем .... Всем классом 58.6 36.7 1,4 3,3 42,0 41,6 8.0 8,4 35,4 55,0 6,0 3,6 25,7 67,1 3,6 3,6
Мы также выяснили, как предпочитают готовить уроки школьники, в одиночку, вдвоем, втроем или всем классом. Данные об этом приведены в табл. 3.
Начиная с 6-х классов ученики предпочитают готовить уроки вдвоем, ученики 4-х и 5-х классов — в одиночку или вдвоем и только в очень немногих, редких случаях — втроем или всем классом. В приписках к анкетам, сделанных учениками 8-х классов по собственной инициативе, часто можно прочитать такие дополнительные замечания: «Соседство мешает», «В классе шумят», «Во время приготовления уроков болит голова». Анкеты восьмиклассников мы не разрабатывали ввиду их малого числа (всего 49 карточек). Педагоги справедливо указывают, что в детских домах предусмотрены помещения для приготовления домашних заданий даже при расположении школы по соседству, а в школах-интернатах их нет. В школах продленного дня также есть такие помещения.
Комнаты для приготовления уроков необходимы, ими следует дополнить набор помещений школ-интернатов.
Таблица 4
Микроклимат в спальнях различного комплектования
<и ¿3 ш р 11 * 5 Время исследования Температура, град. Относительная Величина охлажде- Движение СО,. %.
о'я' 1« £ а по сухому термометру по влажному термометру влажность. % ния. икал в сек. воздуха, м/сек
4 21 час ....... 3 часа ночи .... 6 часов утра .... 21 20,3 20,1 14,6 15 14 40 50 42 2,7 2,2 2,7 0,0025 0,023 0,01 0,57 0,77 0,74
16 21 час ....... 3 часа ночи .... 6 часов утра .... 19,9 19,3 19,6 14 13 14 43 40 42 3.0 3,8 3.1 0,006 0,0025 0,006 0,77 0,75 0,75
Для определения заполняемое™ спален мы использовали следующие методы: учет страдающих энурезом, изучение микроклимата спален с разным числом ночующих, кожной температуры, потоотделения, оксигемометрии, актографии у выделенных воспитанников (здоровых детей одного возраста). Исследования проводили в 4 школах-интернатах, где площадь на одну койку составляла 4 ж2, по 3 дня подряд в не-
Ответные реакции воспитанников школы-интерната в продолжение
Температура кожи .град.
Число кроват« в спаль 4 Время исследования лоб грудина правая кисть правый большой палец левая кисть левый большой палец
4 21 час ....... 3 часа ночи .... 6 часов утра .... 35.0 34,2 33.1 35,3 34.7 33.8 34,5 33,8 31,7 34,1 33,4 32,1 34,5 33,0 31,4 34.6 33.7 30,7
14 21 час ....... 3 часа ночи .... 6 часов утра .... 31,5 31,8 31,3 33,3 33,0 35,0 30,4 30,0 30,8 31,6 30.0 31.1 31,3 32,1 32,5 32,2 30,1 31,6
делю (по одной и по две недели) в апреле, октябре и декабре при закрытых окнах в 21—22 часа (за полчаса до сна), в 3 часа ночи и в 6 часов утра. В 2 школах-интернатах сотрудники кафедры, дежурившие эти ночи, вели дневниковые хронометрические записи реакции воспитанников во сне независимо от актограмм. Возраст исследованных 11—12 лет.
По данным учета, проводимого воспитателями и ночными нянями в 5 школах-интернатах, число больных энурезом составляло в 1957 г. из 150 воспитанников каждой группы одноименных классов; в 1-х — 10,3%, во 2-х—10%, в 3-х —8,4%, в 4-х—12%, в 5-х и 6-х классах — по 3,3%. Следует отметить, что число страдающих энурезом в спальнях со значительным числом коек было больше, чем в спальнях с малым числом детей.
Ввиду многочисленности показателей микроклимата привести их в статье не представляется возможным. Приведем усредненные данные по одной школе-интернату, расположенной на окраине города (Выборгский район), на опушке леса; участок обширный, благоустроенный, оборудованный спортивными и игровыми сооружениями, воспитательная работа и гигиенический режим обеспечены. Отопление, как и во всех других школах, центральное, водяное, низкого давления. Вентиляция естественная, под подоконниками — решетки «шведского» типа. Средние данные исчислены из исследований, проведенных осенью и зимой в течение одной недели (по 3 дня подряд) в 1958 и 1959 гг. в указанные выше часы. Микроклимат определяли в спальнях, в 3 точках по диагонали, на высоте подушки.
Результаты исследования микроклимата в различные отрезки ночи в спальнях с 4 и 16 воспитанниками при одинаковой площади на каждого воспитанника не показали существенных преимуществ в какой-либо из них (табл. 4). Величина охлаждения низка, говорит о затруднительной теплоотдаче, о духоте даже перед сном в 21 час, что можно объяснить закрытыми окнами до сна. Скорость движения воздуха настолько низка, что позволяет признать его практически неподвижным, что также связано с малой величиной охлаждения и значительным потоотделением (см. табл. 4). Микроклимат в обеих спальнях нельзя признать благоприятным.
Данные исследования физиологических реакций организма 4 школьников 11—12 лет, исследованных в те же часы ночи, в той же спальне на 4 человека и в спальне на 14 человек площадью в первой по 4 м2, а во второй по 4,3 м2 на ребенка, в те же дни (среда, четверг, пятница) приведены в табл. 5.
Таблица 5
ночи в спальнях на 4 человека (16 м2) и на 14 человек (60 м-)
Потоотделение
лоб грудина правая кисть правый большой палец левая кисть левый большой палец Оксигенация, %
20 000 17 000 13 200 12 500 11 500 96—94—92
— 18 000 16 000 14 000 12 700 11 900 96—91—83
17 000 15 700 14 000 15 700 11 900 96—93—91
20 000 19 500 33 000 26 000 25 000 22 000 ! 96—94—93
15 000 15 000 28 100 29 000 26 000 20 000 96-92-86
17 000 25 000 28 000 31 000 26 000 20 000 96—93—91
4 Гигиена и санитария, N° 7
49
спальная
тдлбндя
ш
комната
комната
["ИМ
РОЛЬ НОР
Г5ПППП
пдялная
комната
комната
л о н а з а т е л и
Наименование 1 зт Ззт всего
Спальни? комнаты 422,74 422,74 843,4 ё
Групповые [комнаты дневного пребывания) 259,30 259,50 5/8,60
Полезная площадь 857,48 857,48 /7/4,90
/ Ол7к/>б'тб/и балкон // ■ Номната занятии /8,9/иг /// -Номна та дневного пребывания 38,0м 2 /V -¿/ельебоя
Фрагмент этажа с комнатами для занятий (приготовление домашних уроков) и для дневного пребывания дополняющими их.
Как видно, ответные реакции у пользовавшихся спальнями большого комплектования незначительно отличаются от реакций воспитанников небольших спален. Наиболее убедительны показатели потоотделения. Актография показала длительность периода засыпания в начале сна учащихся, пользующихся спальней на 16 человек, тревожный сон в середине ночи и в особенности после 5 часов ночи. Значительно более спокойная кривая отмечена у школьников, проводивших сон в спальне на 4 человека. Ровная кривая только к 7 часам утра нарушала свое нормальное течение.
Сотрудники, наблюдавшие сон учащихся, отмечают более частые случаи сбрасывания одеяла учащимися в спальне с большим числом учеников, вскакивания, бормотания во сне, посещения уборной. Эти явления в малой спальне не имеют места.
Полученные данные нельзя считать достаточно убедительными для нормирования спален малого комплектования. Возможно, что более продолжительные, систематические наблюдения за реакцией воспитанников во сне и сравнительные наблюдения за ними в течение учебного дня дали бы более убедительные показатели. В методы исследования надлежало бы включить добавочные показатели, основанные на психогигиенических и клинических исследованиях. Основываясь на полученных данных, нам удалось убедить проектные организации и отдел народного образования в целесообразности выделения для старших классов комнат для приготовления домашних заданий и спален на меньшее число учащихся. Потребовались, разумеется, новые формы общей планировки корпуса с тем, чтобы не выйти из установленных лимитов. Проект был оформлен 3-й мастерской (руководитель В. И. Евдокимов) проектного института «Ленпроект» и показан на чертеже 2-го этажа, где размещены школьники старших классов (см. рисунок). Спальни рассчитаны на 16 человек каждая (4 спальни по 55,86 м2—3,5 м2 на школьника,
3 спальни по 60,7 м2—3,8 м2 на школьника). На этом этаже представлены четыре комнаты дневного пребывания с выходом на открытый балкон, гостиная, которые могут быть использованы для приготовления уроков, и две учебные комнаты. Общая площадь этих семи комнат этого этажа 259,4 м2 или 2,3 м2 на школьника и соответствует (даже несколько превышает) рекомендации ГСИ, которые можно признать обоснованными.
Поступила 9/XI 1959 г.
PRELIMINARY DATA ON CERTAIN HYGIENIC BACKGROUND FOR DESIGNING OF BOARDING SCHOOL BUILDINGS
A. La. Gutkin
The authors studied conditions under which homework is prepared in boarding schools and the hygienic features of existing dormitories. Data obtained from questionai-res filled by 1272 students, from the 4-th to the 7-th classes, from 8 boarding schools in Leningrad throw light on time required for and means of preparation of homework, that on the microclimate prevailing in autumn and winter in dormitories of different sizes (fo.
4 and 16 persons) at night and on body reactions developing in response to environmental factors. The author recommends designing of small size rooms intended for preparation of homework and to be used as dormitories.
Ъ it •tc