Научная статья на тему 'Рейтинговая технология как основание для формирования перспективной модели преемственности в оценке учебной деятельности обучающихся в системах общего и высшего профессионального образования'

Рейтинговая технология как основание для формирования перспективной модели преемственности в оценке учебной деятельности обучающихся в системах общего и высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТЕКУЩИЙ РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЙТИНГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ / MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS / CONTINUITY / CURRENT RATING CONTROL / RATING TABLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Мойко Михаил Анатольевич

Предметом теоретического исследования является организация учебно-воспитательного процесса с применением электронного текущего рейтинга оценивания учебной деятельности обучающихся. Цель – разработка перспективной модели, обеспечивающей преемственность оценки учебной деятельности в системах общего и высшего профессионального образования и вы­явление педагогических условий, влияющих на эффективность ее применения. Результаты исследования приведены в виде теоретического описания перспективной модели образовательного процесса и его организационной структуры с использованием текущего (непрерывного) рейтингового контроля. Особое внимание уделено обоснованию необходимости организовать процесс преемственности в оценке учебной деятельности учащихся в системе общего среднего образования и высшего образования с использованием электронных рейтинговых таблиц. Эти таблицы, по мнению авторов, имеют большое практическое значение. Авторы подчеркивают в выводах, что эффективность применения электронных таблиц рейтинговой оценки студентов в высших учебных заведениях и учащихся общеобразовательных учебных заведений требует новой модели организации учебного процесса и реализации ряда педагогических условий, описанных в данной публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Мойко Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING TECHNOLOGY AS THE BASIS OF FORMATION OF PERSPECTIVE SUCCESSION MODEL IN EVALUATION OF STUDENT STUDY ACTIVITY IN SYSTEMS OF SECONDARY AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The subject of theoretical studies is the organization of the educational process using the current electronic rating evaluation of educational activity of students. The study aims at development of a prospective model to ensure the continuous evaluation of training activities in systems of secondaryl and higher education and the identification of pedagogical conditions affecting the efficiency of its usage. The result of the study is provided in the form of a theoretical description of a prospective model of the educational process and organizational structure thereof using the continuous rating control. Particular attention is paid to the sunstantiation of the need to organize the process of succession in the evaluation of study activities of students in secondary education and higher education, using electronic rating tables. These tables, according to the authors, are of great practical importance. In their conclusions the authors emphasize that the effectiveness of using the electronic rating assessment tables of students in higher education institutions and students of secondary educational institutions requires a new model of organization of the study process and implementation of series of pedagogical conditions described in this publication.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая технология как основание для формирования перспективной модели преемственности в оценке учебной деятельности обучающихся в системах общего и высшего профессионального образования»

УДК 37.013

А. С. Мещеряков, М. А. Мойко

РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОЦЕНКЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМАХ ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Предметом теоретического исследования является организация учебно-воспитательного процесса с применением электронного текущего рейтинга оценивания учебной деятельности обучающихся. Цель - разработка перспективной модели, обеспечивающей преемственность оценки учебной деятельности в системах общего и высшего профессионального образования и выявление педагогических условий, влияющих на эффективность ее применения. Результаты исследования приведены в виде теоретического описания перспективной модели образовательного процесса и его организационной структуры с использованием текущего (непрерывного) рейтингового контроля. Особое внимание уделено обоснованию необходимости организовать процесс преемственности в оценке учебной деятельности учащихся в системе общего среднего образования и высшего образования с использованием электронных рейтинговых таблиц. Эти таблицы, по мнению авторов, имеют большое практическое значение. Авторы подчеркивают в выводах, что эффективность применения электронных таблиц рейтинговой оценки студентов в высших учебных заведениях и учащихся общеобразовательных учебных заведений требует новой модели организации учебного процесса и реализации ряда педагогических условий, описанных в данной публикации.

Ключевые слова: модель учебно-воспитательного процесса, преемственность, текущий рейтинговый контроль, рейтинговые таблицы.

A. S. Meshcheryakov, M. A. Moyko

RATING TECHNOLOGY AS THE BASIS OF FORMATION OF PERSPECTIVE SUCCESSION MODEL IN EVALUATION OF STUDENT STUDY ACTIVITY IN SYSTEMS OF SECONDARY AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The subject of theoretical studies is the organization of the educational process using the current electronic rating evaluation of educational activity of students. The study aims at development of a prospective model to ensure the continuous evaluation of training activities in systems of secondaryl and higher education and the identification of pedagogical conditions affecting the efficiency of its usage. The result of the study is provided in the form of a theoretical description of a prospective model of the educational process and organizational structure thereof using the continuous rating control. Particular attention is paid to the sunstantiation of the need to organize the process of succession in the evaluation of study activities of students in secondary education and higher education, using electronic rating tables. These tables, according to the authors, are of great practical importance. In their conclusions the authors emphasize that the effectiveness of using the electronic rating assessment tables of students in higher education institutions and students of secondary educational institutions requires a new model of organization of the study process and implementation of series of pedagogical conditions described in this publication.

Key words: model of the educational process, continuity, current rating control, rating table.

Возникающая проблема выбора будущей профессиональной деятельности решается индивидуумом под воздействием ряда факторов. Они могут быть обусловлены состоянием здоровья, материальным обеспечением и т.д. К примеру, мобильностью, когда часть обучающихся предрасположена к смене места проживания с целью улучшения материального положения и условий труда, или, наоборот, стабильностью - для обучающихся, принявших решение оставаться в данном регионе. Кроме этого возникает необходимость учитывать и объективно обусловленные потребности региона в специалистах той или иной профессии, которые в современном обществе постоянно изменяются в связи с такими процессами, как расширение или ликвидация производства, изменение уровня требований, предъявляемых к качеству подготовки специалиста, его знаний и навыков, личностных характеристик, или появление новых видов профессиональной деятельности и набора штата сотрудников соответствующей квалификации. Периодическое изменение в необходимом количестве специалистов и качестве их подготовки напрямую связано с развитием производительных сил. Очевидно, что с внедрением в производство и сферу обслуживания новейших компьютерных и коммуникационных технологий возрастает потребность в более качественной подготовке специалистов, работающих с соответствующим оборудованием. Использование современного промышленного оборудования предусматривает наличие высококвалифицированных специалистов на производстве. С другой стороны, в современном информационном обществе уже появились и появляются новые профессии, а также свои профессиональные требования, предъявляемые к способностям и качеству обучения работников.

Таким образом, индивид попадает в ситуацию весьма сложного выбора, самостоятельного определения направления будущего профессионального обучения и деятельности, а в современных условиях для успешности такого выбора он заранее должен определиться и с дополнительной профессиональной подготовкой. Для помощи в решении этой задачи работы по профориентации в ее классическом представлении уже не достаточно, требуется более широкое привлечение к этому процессу возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Рассматривая вопрос о профессиональном самоопределении обучающихся в общеобразовательном учреждении, заметим, что определенные профессиональные интересы появляются у учащихся выпускных классов, тогда как склонности к определенным видам профессиональной деятельности можно выявить раньше и поддерживать их через развитие уважительного отношения к труду, самостоятельности, творческой активности, тем самым задействовав одну из самых эффективных воспитательных составляющих системы образования. Основную работу по подготовке личности к профессиональному самоопределению целесообразно начинать в старших классах общеобразовательных учебных заведений с целью снижения ошибки при выборе дальнейшей профессиональной подготовки в вузе. По нашему мнению, именно этот период связан с активными исследованиями профессиональных склонностей и предпочтений учащихся, оказанием помощи в поиске работодателей, заинтересованных в подготовке для своего предприятия будущих специалистов, и привлечении к сотрудничеству в процессе обучения предста-

вителей фирм, организаций и т.д. Однако, на наш взгляд, мало затронуты вопросы непрерывности проведения этой работы в системах общего и высшего профессионального образования раздельно на перспективу с учетом возможностей ИКТ и технологий, позволяющих сохранять здоровье обучающихся. В системе общего образования основной является подготовка учащихся в сфере фундаментальных теоретических знаний и не достаточно уделяется внимание подготовке обучаемого к использованию полученных знаний на практике, а также предоставлению обучаемому возможности предварительного ознакомления с реальной стороной выбранной им профессиональной деятельности, что может в дальнейшем существенно негативно отразиться на его профессиональной адаптации в современном обществе.

По нашему мнению, устранению этого недостатка служит использование электронных рейтинговых таблиц оценивания учебной деятельности обучаемых: для общеобразовательных учебных заведений (ОУ) - электронная рейтинговая таблица школьников (ЭРТШ); для выпускных классов ОУ и вузов -электронная рейтинговая таблица студентов (ЭРТС). Это позволяет открыто проводить мониторинг успешности подготовки обучаемого по дисциплинам, связанным с самостоятельным профессиональным выбором. Кроме того, использование ЭРТШ и ЭРТС сопутствует обеспечению преемственности профессионального воспитания и обучения в системах общего и высшего профессионального образования и влияет на формирование процесса профессионального самоопределения обучающихся, характер взаимодействия основных участников учебно-воспитательного процесса, обеспечивая преемственность профессионального воспитания и обучения в этих системах.

Для обеспечения наибольшей эффективности процесса обучения, развития профессионально значимых черт характера и с целью экономии времени, затрачиваемого при самоопределении обучаемых в выборе дальнейшей профессиональной деятельности, профориентационную работу с ними надо проводить, по возможности, как можно раньше с учетом физиологических особенностей индивидуума и его психологической готовности к выбору профессии. При этом надо создавать условия, при которых учащемуся будет обеспечена возможность получать начальную базу знаний и умений согласно его способностям. Считаем, что проведение текущего (постоянного) рейтингового контроля позволяет обучаемому отслеживать и оценивать тенденцию своей успешности в выбранной им для ознакомления и обучения профессиональной деятельности и создает дополнительную возможность для самостоятельности в принятии решения учащимся о продолжении дальнейшего обучения или изменения своего первоначального выбора. Кроме того, это служит связующим переходным звеном между оцениванием учебной работы обучающихся в вузах и ОУ. Чем раньше будет предпринята данная работа, тем лучше будет результат саморазвития личности. Следовательно, индивид успешнее сможет найти применение своему творческому и профессиональному потенциалу на благо общества и тем самым принести большую пользу для государства. Использование электронных рейтинговых таблиц оценивания учебной деятельности обучаемых в ОУ (ЭРТШ) и вузах (ЭРТС) является эффективным инструментом педагогического воздействия, не только способствующим качественному усвоению учебного материала, но и влияющим на формирование профессионально значимых черт личности, т.е. выполняющим задачу профессионального воспитания учащихся.

Для проведения постоянного рейтинга учебной деятельности обучающихся нами были разработаны графики организации учебно-воспитательного процесса (рис. 1, 2).

Рис. 1. График организации учебно-воспитательного процесса для вузов и старших классов общеобразовательных учебных заведений

Применение рейтинговых электронных таблиц (ЭРТШ и ЭРТС) в процессе обучения потребовало разработки специальной модели учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей процесс преемственности в системах высшего и общего профессионального образования и выявление педагогических условий, необходимых для эффективности этого процесса.

В современной педагогической литературе рассматриваются различные модели образования. Так, например, Н. В. Бордовская и А. А. Реан в своей книге выделяют следующие модели образования:

- модель образования как государственно-ведомственной организации;

- модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.);

- традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.);

- рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.);

- феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.);

- неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) [1].

П од готовительный этап (I четверть)

Ґ------Л------ Занятия

II четверть

Итоговый рейтинг за II четверть

Итоговый рейтинг за III четверть

Занятия

III четверть

Итоговый рейтинг за IV четверть

Занятия

IV четверть

Постоянный рейтинговый контроль (используется ЭРТШ)

V

Постоянный рейтинговый контроль (используется ЭРТШ)

Постоянный рейтинговый контроль (используется ЭРТШ)

Рис. 2. График организации учебно-воспитательного процесса для 7-9-х классов общеобразовательных учебных заведений

В. Д. Симоненко и М. В. Ретивых, говоря о современном профессиональном образовании, отмечают следующие его модели:

- рационалистическую, которая предполагает осуществление профессиональной подготовки на репродуктивной основе, не подразумевающую выполнение дидактических целей формирования самостоятельного мышления, творческой деятельности и коммуникативных способностей, составляющих сущность профессионального развития личности;

- гуманистическую, цель которой заключается в развитии личности как субъекта профессиональной деятельности [2].

Применение рейтинговых электронных таблиц текущей оценки учебной деятельности обучающихся в системах общего и высшего профессионального образования в процессе профессионального обучения и воспитания позволило:

- реализовать организацию образования через широкую совместную деятельность образовательных систем различного типа, что соответствует модели развивающего обучения;

- сохранять и передавать учащимся знания, умения и навыки, ценности и идеалы цивилизации, способствующие развитию личности, что является основной ролью образования в традиционной модели образования;

- предусматривать индивидуальный подход к обучению и воспитанию с учетом особенностей обучающихся, к персональным интересам, потребностям, склонностям и способностям, что создает условия для самопознания, профессионального самоопределения и самореализации и является основой феноменологической модели образования;

- способствовать развитию профессионально значимых черт характера личности и развивать ее как субъект профессиональной деятельности, что является целью гуманистической модели образования.

Применение текущего рейтинга учебной деятельности обучающегося также влияет на профессиональное самоопределение личности в условиях постоянно изменяющихся требований к подготовке специалиста, предъявляемых ему развитием современного информационного общества, бурным ростом науки и техники, а также на расширение информационной составляющей жизни человечества. Все это порождает возникновение ряда новых профессий и изменение требований к уже существующим видам деятельности. При этих условиях основой успешности социальной адаптации личности будет ее возможность к мобильности и, соответственно, к профессиональному переобучению.

Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются создание благоприятных условий для развития разнообразных профессиональных задатков и способностей, поддержание и развитие интереса у обучающихся, связанного с различными направлениями профессиональной деятельности.

Проанализировав модели профессионального обучения, мы разработали и применили свою модель организации учебно-воспитательного процесса в системах общего и высшего профессионального образования с использованием текущего рейтингового контроля обучения (рис. 3).

В процессе исследования потенциальных возможностей данной модели обучения мы выявили ряд определенных педагогических условий, необходимых для эффективности ее практической реализации (табл. 1).

Целевой блок

Цели:

формирование процесса преемственности профессионального воспитания и обучения; развитие профессионально значимых качеств личности; практическое формирование профессиональной ориентации обучающихся; повышение качества обучения студентов и школьников; развитие процесса профессионального самоопределения личности.

Задачи:

стимулирование регулярности и интенсивности работы обучающихся (студентов и школьников);

совершенствование системы контроля качества учебно-воспитательного процесса; стимулирование самостоятельности и творческой активности обучающихся; формирование и развитие познавательного интереса у обучаемых; воспитание целеустремленности, трудолюбия, ответственности и других профессионально значимых черт характера личности, способствующих дальнейшему успешному развитию процессов непрерывного профессионального образования, профессиональной ориентации и социальной адаптации личности.

Принципы:

системности, рациональности, развития, управления, информативности, индивидуализации.

Содержательный блок

Информационный:

выполнение условий, связанных с требованиями нормативно-правовых документов, регулирующих использование персональной информации личности; приказы руководства учебных заведений и предприятий, входящих в системы общего и высшего профессионального образования, о выборе графика и организации учебновоспитательного процесса;

разработка плана мероприятий по использованию постоянного рейтингового контроля в системах общего и высшего профессионального образования; заполнение соответствующих электронных рейтинговых таблиц оценивания ЭРТШ (для учащихся общеобразовательных заведений 7—9-х классов) и ЭРТС (для студентов и старшеклассников).

Подготовительный:

- разработка автоматизированной системы текущего (постоянного) рейтингового контроля для студентов ЭРТС и школьников ЭРТШ;

- подготовка преподавателей к использованию текущего рейтинга обучающихся с использованием ЭРТС и ЭРТШ;

- разработка и совершенствование учебно-методического комплекса по учебным дисциплинам с учетом корректирующих мероприятий, направленных на повышение рейтинга обучающихся;

- формирование исходных данных для использования ЭРТС и ЭРТШ.

Процедурный:

ознакомление студентов и школьников с критериями оценивания их учебной

деятельности и методикой работы с ЭРТС и ЭРТШ соответственно;

проведение текущей (постоянной) аттестации обучающегося по учебным дисциплинам

и специальным занятиям, в том числе и производственной практики;

реализация математической схемы формирования текущего (постоянного) рейтинга

студентов и школьников;

проведение корректирующих мероприятий, направленных на повышение текущего (постоянного) рейтинга обучающихся.

------------------------------т---------------------------------

Рис. 3. Перспективная модель организации учебно-воспитательного процесса в системах общего и высшего профессионального образования с учетом применения текущего (постоянного) рейтингового контроля учебной деятельности обучающихся (начало)

Рис. 3. Перспективная модель организации учебно-воспитательного процесса в системах общего и высшего профессионального образования с учетом применения текущего (постоянного) рейтингового контроля учебной деятельности обучающихся (окончание)

Таблица 1

Педагогические условия эффективности реализации модели учебно-воспитательного процесса с применением текущего (постоянного) рейтингового контроля учебной деятельности обучающихся в системах общего и высшего профессионального образования

Психолого- педагогические Учебно- методические Организационно- педагогические

Сформированность у студентов и школьников мотивационно-ценностного отношения к процессу обучения и труду, проявление творческой активности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, психологопедагогическая помощь в ходе теоретического и практического обучения с использованием текущего (постоянного) рейтинга учебной деятельности Готовность преподавателей к использованию ЭРТС и ЭРТШ в учебновоспитательном процессе, сочетание репродуктивных и активных средств обучения Создание единой системы организации учебновоспитательного процесса с использованием однотипных рейтинговых таблиц оценивания учебной деятельности обучающихся, нормативноправовое обеспечение учебно-воспитательного процесса, реализация автоматической системы текущего (постоянного) рейтингового контроля учебной деятельности обучающихся

Таким образом, для наибольшей эффективности использования текущего (постоянного) рейтингового контроля учебной деятельности обучающихся в системах общего и высшего профессионального образования требуется реализация новой модели организации учебно-воспитательного процесса с применением ЭРТС и ЭРТШ и схемы взаимодействия его основных участников для обеспечения преемственности профессионального воспитания и обучения в системе. Это в свою очередь позволит не только обеспечить одно из условий мобильности личности, но и расширить возможности для широкого поля профессиональной подготовки обучаемого. Потребности в профессиональной подготовке могут измениться в зависимости от объективных причин. Поэтому человек должен иметь возможность получать непрерывное разностороннее профессиональное образование при условии самостоятельного выбора обучения на данном этапе его жизнедеятельности. Следовательно, параллельная дополнительная профессиональная подготовка на производстве, наряду с основным профессиональным обучением, способствует приобретению ключевых компетенций по ряду других специальностей, т.е. удовлетворяет потребности личности в расширении профессиональных интересов, связанных с иными сферами деятельности.

Список литературы

1. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. -СПб. : Питер, 2006. - 304 с.

2. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» : в 2 кн. / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск : Изд-во Брянск. гос. ун-та, 2003. - Кн. 1. - 174 с.

References

1. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika: ucheb. posobie [ ]. Saint Petersburg: Piter, 2006, 304 p.

2. Obshchaya i professional’nayapedagogika: ucheb. posobie: v 2 kn. [ ]. Ed. V. D. Simonenko, M. V. Retivykh. Bryansk: Izd-vo Bryansk. gos. un-ta, 2003, vol. 1, 174 p.

Мещеряков Анатолий Семенович доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет

(г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: meta1@pnzgu.ru

Мойко Михаил Анатольевич

учитель физики, Лицей современных технологий управления № 2 г. Пензы (г. Пенза, ул. Бакунина, 115)

E-mail: moyel@rambler.ru

Meshcheryakov Anatoliy Semenovich Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of welding, casting production and materials science,

Penza State University (Penza, 40 Krasnaya str.)

Moyko Mikhail Anatol'evich Physics teacher, Lyceum of modern management technologies № 2 (Penza, 115 Bakunina str.)

УДК 37.013 Мещеряков, А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинговая технология как основание для формирования перспективной модели преемственности в оценке учебной деятельности обучающихся в системах общего и высшего профессионального образования / А. С. Мещеряков, М. А. Мойко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 2 (26). -С. 177-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.