Научная статья на тему 'О перспективах внедрения электронных рейтинговых таблиц студентов и школьников с целью обеспечения преемственности, эффективности обучения и воспитания'

О перспективах внедрения электронных рейтинговых таблиц студентов и школьников с целью обеспечения преемственности, эффективности обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТЕКУЩИЙ РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЙТИНГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ / THE CONTINUITY / THE CURRENT CONTROL RATING / THE RATING TABLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Мойко Михаил Анатольевич

Статья посвящена исследовательской работе, связанной с рассмотрением вопроса о необходимости и перспективах внедрения электронных рейтинговых таблиц студентов и школьников с целью обеспечения преемственности и создания педагогических условий, обеспечивающих эффективность учебного процесса и воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Мойко Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROSPECTS OF IMPLEMENTING OF ELECTRONIC RATING TABLES OF STUDENTS AND PUPILS IN ORDER TO ENSURE CONTINUITY, EFFICIENCY TRAINING AND EDUCATION

Article focuses on research relating to the review of the need and prospects for the implementation of electronic rating tables of students and pupils in order to ensure continuity and to create pedagogical conditions for effective teaching and upbringing.

Текст научной работы на тему «О перспективах внедрения электронных рейтинговых таблиц студентов и школьников с целью обеспечения преемственности, эффективности обучения и воспитания»

УДК 37.013

О ПЕРСПЕКТИВАХ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕЙТИНГОВЫХ ТАБЛИЦ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

А. С. Мещеряков, М. А. Мойко

ON THE PROSPECTS OF IMPLEMENTING OF ELECTRONIC RATING TABLES OF STUDENTS AND PUPILS IN ORDER TO ENSURE CONTINUITY, EFFICIENCY TRAINING AND EDUCATION

A. S. Meshcheryakov, M. A. Moyko

Аннотация. Статья посвящена исследовательской работе, связанной с рассмотрением вопроса о необходимости и перспективах внедрения электронных рейтинговых таблиц студентов и школьников с целью обеспечения преемственности и создания педагогических условий, обеспечивающих эффективность учебного процесса и воспитания личности.

Ключевые слова: преемственность, текущий рейтинговый контроль, рейтинговые таблицы.

Abstract. Article focuses on research relating to the review of the need and prospects for the implementation of electronic rating tables of students and pupils in order to ensure continuity and to create pedagogical conditions for effective teaching and upbringing.

Key words: the continuity, the current control rating, the rating table.

В процессе исследования мы ввели некоторые уточнения, касающиеся понятий «преемственность», «система» и «общее образование».

Сегодня ситуация как в сфере общего образования, так и высшего профессионального образования существенно изменилась: вступительные экзамены в вузы отменены, абитуриенту требуется выдержать ЕГЭ, минуя вуз, для чего ему нужно добиться только проходного балла по случайно выбранному профилю или направлению обучения в предполагаемом вузе. В связи с этим у педагогов системы общего образования возникают трудности в прогнозировании конкретных перспектив учащихся и в обеспечении им равных возможностей для продолжения образования на принципах преемственности в контексте классического определения этого понятия.

В современной литературе определение «преемственность» трактуется как «связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». В педагогике преемственность означает связь между различными ступенями (этапами) воспитательной системы [1], сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию [2, 3]. Преемственность в образовании трактуется как «непрерывающаяся связь между различными этапами и стадиями в историческом развитии образовательной теории и практики, базирую-

щаяся на сохранении и последовательном обогащении общих традиций и более частного позитивного опыта, на их постоянном качественном обновлении с учетом изменений, происходящих в жизни общества, и нового содержания образовательных потребностей» [1, 4]. В нашем исследовании представлено как общее, так и высшее профессиональное образование. Термин «общее образование», в соответствии с терминологией англо-русского глоссария, трактуется как «период формального образования, следующий за начальным образованием, завершение которого требуется для продолжения образования в высшей школе» [5]. С. М. Вишнякова определяет понятие «преемственность обучения» как «один из видов дидактики, предусматривающий определенный порядок и последовательность в освоении знаний, достижении понимания и формировании умений», и указывает на то, что «посредством преемственности достигаются целостность пожизненного образовательного процесса и его восходящий характер» [1]. Коллектив ученых Российского государственного профессионально-педагогического университета рассматривает данный термин как педагогический принцип, обеспечивающий органическую взаимосвязь содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса [4]. Э. Ф. Зеер в качестве одной из тенденций, характеризующих современное образование и влияющих на его реформирование, выделяет переход от преемственности всех уровней образования к целостному, совокупно интегрированному образованию, предполагающему совместную ответственность за процесс и результат образования и предусматривающему способность к самоопределению. К принципам развития современного образования он относит преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и высшего) с ориентацией на целостное образование [6]. И, наконец, «преемственность в воспитании» трактуется как «многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества. При этом каждая ступень вытекает из предыдущей, логически вписывается в последующую, образуя таким образом непрерывность воспитательной деятельности» [1]. В данных формулировках заложена иерархия ступеней образовательного пространства. Такое определение этого понятия для педагогических систем общего образования позволяет ориентировать их на вызовы динамических изменений в образовании в целом. Но именно динамизм сегодняшнего времени заставляет нас мыслить на перспективу, ставить перед обучающимися близкую, среднюю и далекую цель. Естественно, что для выпускников общеобразовательных учреждений (ОУ), равно как и для студентов вузов, интерес представляет средняя и дальняя перспектива, связанная с планированием своего будущего, в том числе и получением профессионального образования.

Рассматривая процесс преемственности учебной деятельности в системе «школа-военный вуз», В. П. Жуковский определяет, что в основу этой системы положен принцип кооперации [7]. Соглашаясь с В. П. Жуковским, добавим, что кооперация как система в образовании, направленном на воспитание и гармоническое развитие личности, предполагает и разнонаправленность состава участников этой системы, различный «характер частных задач» [1], решить которые в одиночку не в состоянии ни один из участников образовательной системы.

Ю. А. Кустов считает, что принцип мотивации учения и труда придает системе преемственности профессиональной подготовки личностную направленность на непрерывное целостное развитие. Так, для учащихся и студентов у него выделены следующие ступени: выработка перспективной целевой установки и стремления к ее выполнению; трудовое воспитание, обучение, закрепление профессионального выбора; повышение интеллектуальных способностей; формирование самостоятельности в учебе и труде; развитие навыков комплексного применения знаний к решению конкретных производственных задач, рационализаторских умений [8]. Мы считаем, что принцип мотивации и труда также напрямую связан с применением постоянного рейтинга учебной деятельности обучающихся и эффективно влияет как на процесс воспитания, так и на профориентацию и самоопределение личности.

Помимо понятия «преемственность» в своем исследовании мы использовали понятия «система» и «рейтинг». Одно из классических определений термина «система» трактуется так: «множество элементов (предметов, явлений, идей, образовательных факторов и т.д.) находятся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство» [2, 5]. Целостность или единство этого множества в рамках системного подхода в образовании предполагает проектирование материальных или идеальных (абстрактных) систем. Для нас важно обратить внимание на абстрактные системы, позволяющие выявить научные знания, как продукт мыслительной деятельности человека, в котором он, абстрагируясь от реальности, имеет возможность мысленно «вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны и состояния предмета» [5], достигая тем самым «научного объективного познания», поскольку «абстракция является средством образования понятий» [3]. Понятие рейтинга формулируется как показатель и степень популярности какого-нибудь лица [9]. Г. П. Савельева рассматривает рейтинг как оценку, определение класса или разряда, некоторую численную характеристику какого-либо качественного понятия [10]. В. Н. Рыжов подразумевает под понятием рейтинга уровень, положение, ранг обучающегося, который он имеет по результатам обучения и контроля знаний [11]. Ближе всего нам понятие рейтинга студента как интегральной оценки результатов всех видов деятельности студента в высшем учебном заведении [12].

Опираясь на существующие формулировки понятий «преемственность», «рейтинг», «система», мы предлагаем переработанное с учетом требований, предъявляемых к выполнению триединой цели процесса обучения (воспитания, образования, развития), свое понимание определения текущего (постоянного) рейтинга учебной деятельности обучающегося в системах общего и профессионального образования. Мы понимаем его как:

- оценку, в совокупности определяющую текущие (на данный момент времени) качественные и количественные учебные достижения обучаемого;

- оценку, позволяющую гибко, в течение всего процесса обучения контролировать тенденцию изменения этих достижений;

- оценку, создающую условия для развития процесса воспитания личности;

- оценку, снижающую негативные влияния стрессовых ситуаций;

- оценку, формирующую и развивающую процессы профессионального самоопределения личности и преемственности профессионального воспитания и качество учебной деятельности в системах общего и профессионального образования.

Рассматривая возможность формирования и развития процесса преемственности в оценке учебной деятельности и воспитания между системами общего и профессионального обучения, мы считаем, что старым для учащегося является учебно-воспитательный процесс с его методами, формами, оценкой учебной деятельности в общеобразовательном учреждении, а новым выступает тот же процесс в высшем профессиональном учебном заведении. Таким образом, использование открытого текущего рейтингового контроля учебной деятельности обучающихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, на наш взгляд, обеспечивает формирование процесса преемственности в оценке качества подготовки учащегося в системах общего и профессионального образования и оказывает положительное влияние на формирование и развитие профессионального самоопределения личности.

Для реализации такого рейтинга мы использовали электронные рейтинговые таблицы (ЭРТС для студентов и старшеклассников, ЭРТШ для школьников), применение которых, как показал проведенный нами эксперимент, является инструментом педагогического воздействия на обучающихся, позволяющим влиять на формирование и развитие некоторых профессионально значимых качеств личности (основываясь на естественном стремлении каждого человека достичь большего).

Компьютеризация, применение демонстрационно-обучающих учебных программ и электронных таблиц при проведении текущего открытого мониторинга учебной деятельности учащихся позволяют не только добиваться качественного выполнения обучающих и развивающих целей занятия, но и при определенных педагогических условиях и продуманной методике применения данного программного обеспечения на отдельных этапах обучения использовать их огромный потенциал воспитательно-развивающего характера. Такая работа может быть весьма полезной, так как «независимо от того, какую профессию выберет учащийся в будущем, ему необходимы будут такие качества, как выдержка, настойчивость, упорство в работе, добросовестность, прилежность, наблюдательность, внимательность, организованность, самостоятельность, исполнительность, умение переносить неудачи, преодолевать трудности» [13].

К педагогическим условиям, от которых зависят эффективность учебного процесса в целом и применение ЭРТС и ЭРТШ как инструмента педагогического воздействия на обучаемых с целью выполнения воспитательной цели занятий в частности, мы относим следующие:

- психолого-педагогические (сформированность у студентов и школьников мотивационно-ценностного отношения к процессу обучения и труду, проявление творческой активности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, психолого-педагогическая помощь в ходе теоретического и практического обучения с использованием текущего (постоянного) рейтинга учебной деятельности);

- учебно-методические (готовность преподавателей к использованию ЭРТС и ЭРТШ в учебно-воспитательном процессе, сочетание репродуктивных и активных средств обучения);

- организационно-педагогические (создание единой системы организации учебно-воспитательного процесса с использованием однотипных рейтинговых таблиц оценивания учебной деятельности обучающихся, нормативно-правовое обеспечение учебно-воспитательного процесса, реализация автоматической системы текущего (постоянного) рейтингового контроля учебной деятельности обучающихся).

В современных педагогических условиях развития и информатизации общества к вышеперечисленным качествам можно добавить еще ряд необходимых для дальнейшей успешной социализации индивидуума, например, творческую активность, креативность мышления, критический подход к осмыслению и анализу получаемой информации и т.д.

В нашем исследовании мы отмечаем как немаловажный факт и то, что применение открытого рейтингового контроля учебной деятельности обучающегося позволяет снизить негативные последствия стрессовой ситуации, с которой обучающийся встречается в момент сдачи экзаменов или зачетов вследствие образовавшегося дефицита времени. Однако для этого требуется выполнение следующих условий:

- будет обеспечен постоянный открытый доступ к информации о текущем персональном рейтинге для каждого учащегося соответственно;

- рейтинговый балл будет начисляться исходя из учета оценки за все виды учебной деятельности обучающихся;

- будут предусмотрены коррекционные мероприятия, позволяющие обучающимся повысить свой рейтинговый балл в течение всего периода обучения (семестр, четверть);

- информация о критериях оценивания и текущей рейтинговой оценке будет доводиться до сведения учащихся своевременно;

- в системах общего и профессионального образования будет введена и использоваться однотипная рейтинговая таблица оценивания учебной деятельности обучающегося.

На наш взгляд, выполнение данных условий при наличии необходимого программного обеспечения, нормативных документов и подготовленных педагогов обеспечит процесс формирования преемственности в оценке учебной деятельности обучающихся и заставит их проявлять инициативу, ответственность и самостоятельность в той степени, которая потребуется от них при дальнейшем профессиональном обучении. Кроме того, проводя исследование, мы пришли к выводу, что для обучающихся немаловажными для выявления перспектив обучения в вузе являются следующие факторы: заинтересованность работодателя, учебного учреждения, родителей и т.д.

На этапе формирования профессионального самоопределения и выбора дальнейшего профессионального обучения применение рейтинговых таблиц позволяет формировать у старшеклассников устойчивый интерес к учебной деятельности в стенах общеобразовательного учебного заведения, а следовательно, увидеть собственные перспективы будущей профессиональной подготовки, что позволит, не уменьшая значимость инструментальной ценности, повысить роль терминальной ценности профессионального образования.

Решение простейших практических задач, «увязывание» содержания данной учебной дисциплины со специальными профессиональными темами вызывают интерес учащихся к точным наукам, помогают расширить свой кругозор и сделать будущий профессиональный выбор. Особенно ценно, если этот материал представляет собой не просто застывший элемент теории для ознакомления, а например, простейшее практическое задание, требующее непосредственного участия индивидуума в его решении. Это может быть создание элементарных приборов или их макетов с последующим описанием принципа их действия и области применения. Следующим этапом такой деятельности может быть использование данных приборов для выполнения практических или лабораторных работ.

Кроме вышеописанного можно использовать также компьютерный вариант выполнения работы, но применять его на более высокой ступени обучения, когда учащиеся уже имеют практический опыт работы с компьютером и офисными программами.

Постепенное внедрение изучаемых понятий и использование межпредметных взаимосвязей развивают у учащихся интерес в той или иной области профессиональной деятельности и приучают к труду, что является начальной ступенью, подготавливающей человека к последующему непрерывному профессиональному образованию. На наш взгляд, начинать такую работу необходимо с начального звена, когда активность и стремление к обучению, к познанию выражены наиболее ярко. Для этого на первом этапе, где усваиваются основные понятия, необходимо вводить простые, доступные для освоения и запоминания учащимися специальные знания и вырабатывать у них простейшие навыки. Каждый обучающийся должен видеть результат своей успешной работы на практике. Успешность этого действия должна оцениваться определенным количеством баллов текущего рейтинга и фиксироваться в соответствующей таблице (ЭРТС или ЭРТШ).

Особенно важно для педагога выявить тот момент, когда обучаемый начинает делать самостоятельные попытки находить межпредметные связи, когда у него появляются чувство личной причастности к решению задач, ответственность, активность, т.е. социально ориентированные качества личности, и именно в этот момент необходимо оказывать поддержку, поощрять работу ученика. Это вселяет уверенность и обеспечивает развитие целеустремленности, самостоятельности и жизненной активности. Однако здесь надо учитывать и тот факт, что на начальном этапе обучения учащиеся еще не умеют находить оптимальные пути решения поставленных задач, не могут синтезировать и находить аналогии в новых теориях, испытывают трудности в выводах и обобщениях полученных результатов, не понимают логической связи между предметами, мало проявляют самостоятельности, ответственности при изучении новых тем и теорий, не могут применять полученные знания на практике. Именно в этот момент необходимы помощь и консультации педагога, но при этом педагог должен помнить о необходимости развития самостоятельности обучаемого. Следовательно, рейтинговая оценка должна учитывать степень самостоятельности выполненной работы, но при этом должна быть разработана система заданий, выполняя которые учащийся постепенно повышал бы свой рейтинг. Для увеличения количества возможных заданий и сокращения времени, требуемого на отработку тех или иных навы-

ков по решению задач как теоретической, так и практической направленности, мы считаем целесообразным применять в совокупности как классические, так и инновационные методы обучения.

Таким образом, на наш взгляд, использование компьютерного программного обеспечения при условии свободного доступа к обучающим ресурсам и тренинговым программам эффективно влияет на следующие основные этапы развития профессионального самоопределения:

- формирование представления о видах, целях, способах и особенностях работы в различных профессиональных сферах человеческой деятельности;

- развитие первоначального профессионального интереса обучающихся;

- формирование и развитие возможностей прохождения предварительной виртуально-ознакомительной практики еще при получении общешкольного образования в тех сферах профессиональной деятельности, в которых они заинтересованы.

Кроме того, открытая система рейтинговой оценки успешности учебной деятельности учащихся в областях тех учебных дисциплин, которые связаны с предварительным профессиональным выбором обучающихся, создает условия для:

- изучения и анализа профессиональных интересов, потребностей и возможностей обучающегося к профессиональному обучению, трудоустройству и выполнению выбранной человеком деятельности;

- консультирования по проблемам, связанным с выбором дальнейшего профессионального обучения.

Этот список может быть дополнен. Использование ИКТ для обеспечения составляющих процесса формирования и развития предварительного самоопределения обучаемых играет положительную роль. Однако немаловажную роль в этом процессе играют и личностные характеристики человека, например, мобильность, коммуникабельность, толерантность индивидуума. Не учитывать характер личности, ее физические и интеллектуальные возможности при анализе возможного будущего профессионального обучения -значит многое потерять в будущей успешной социализации личности.

Возникает проблема, связанная с психологическими особенностями обучающихся и с их еще не всегда оформившимися профессиональными предпочтениями. Поэтому на этапе определения будущего профессионального обучения ученик под воздействием внешних факторов не всегда правильно ориентируется в выборе будущей профессии. Впоследствии это приводит к появлению специалиста, не стремящегося пополнять свои знания и развивать свои профессиональные умения, т.е. к человеку, выполняющему свои функции грамотно и качественно, но без дальнейшей профессиональной мотивации, либо получившему образование и не работающему по своей специальности. Решение данной проблемы возможно различными способами, но неотъемлемой частью при этом будет процесс формирования и распространения информации о будущей профессиональной деятельности и условиях ее выполнения, доступной для каждого потенциального обучающегося.

Кроме того, на наш взгляд, все участники образовательного процесса должны знать о профессиональных предпочтениях будущего обучаемого и развивать профессионально значимые качества личности на всех этапах обу-

чения. Именно возможности использования компьютерных и информационных технологий нашего времени позволяют создавать условия для процесса формирования и развития содержательно-операционного и ценностно-волевого элементов структуры самоуправления личности, что служит последующей успешной профессиональной самореализации человека. Поэтому мы полагаем, что возможности информационных технологий должны быть использованы для проведения работы, позволяющей вести рейтинговую оценку учебной деятельности обучающихся (основанную на учете различных критериев), и считаем, что целесообразно начинать работу по созданию условий для развития черт личности, необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения, и формированию основ трудовых и профессиональных навыков на более раннем этапе обучения, отмечая ее как составляющую основ методики трудового и профессионального воспитания и обучения.

Список литературы

1. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НЦМ СПО, 1999. -538 с.

2. Дербеденева, Н. Н. Проблема преемственности в обучении с позиции различных наук / Н. Н. Дербеденева // Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования : материалы Всерос. методол. семинара : в 2 т. - СПб., 2004. -Т. II. - C. 24-25.

3. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд. -М. : Советская энциклопедия, 1983. - 1600 с.

4. Профессионально-педагогические понятия : словарь / сост.: Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк ; под ред. Г. М. Романцева. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456 с.

5. Англо-русский глоссарий по профессиональному образованию - English-Russian Glossary of Vocational Education / сост.: Т. А. Знаменская, И. В. Осипова, В. В. Пузырев, О. В. Тарасюк, Б. А. Ускова. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. - 74 с.

6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. - М. : Изд-во Моск. психол.-социол. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. - 480 с.

7. Жуковский, В. П. Преемственность учебной деятельности в системе «Школа-военный вуз» : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Жуковский В. П. - Тольятти, 1999. - 40 с.

8. Кустов, Ю. А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профессионально-технических училищах и технических вузах : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Кустов Ю. А. - Казань, 1989. - 367 с.

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН ; Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АЗЪ, 1994. - 928 с.

10. Савельева, Г. П. Рейтинговые технологии в управлении качеством подготовки выпускников в вузе : учеб.-метод. пособие / Г. П. Савельева. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 35 с.

11. Рыжов, В. Н. Дидактика / В. Н. Рыжов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 318 с.

12. Положение о модульно-рейтинговой системе подготовки студентов. - Саратов : Изд-во СГСЭУ, 2005. - 24 с.

13. Симоненко, В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения : книга для учителя / В. Д. Симоненко. - М. : Просвещение, 1985. -223 с.

Мещеряков Анатолий Семенович доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет E-mail: Mikel1969@mail.ru

Мойко Михаил Анатольевич

учитель,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей современных технологий управления» № 2, г. Пенза E-mail: Mikel1969@mail.ru

Meshcheryakov Anatoliy Semenovich doctor of pedagogical sciences, professor, department of welding and foundry engineering, materials science, Penza State University

Moyko Mikhail Anatolievich teacher,

municipal of budget educational institution «Lyceum of modern management technologies» № 2, Penza

УДК 37.013 Мещеряков, А. С.

О перспективах внедрения электронных рейтинговых таблиц студентов и школьников с целью обеспечения преемственности, эффективности обучения и воспитания / А. С. Мещеряков, М. А. Мойко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). - С. 264-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.