Научная статья на тему 'Результаты применения рейтинговой электронной таблицы оценивания учебной деятельности'

Результаты применения рейтинговой электронной таблицы оценивания учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЙТИНГ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / РЕЙТИНГОВАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мойко Михаил Анатольевич

Статья посвящена исследовательской работе, связанной с раскрытием возможностей применения электронной рейтинговой таблицы оценивания учебной деятельности студентов при выборе ограниченных параметров оценки в общеобразовательном учебном заведении. Основное внимание уделено описанию элементов математического аппарата таблицы, а также результатам и анализу данных, полученных в ходе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мойко Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты применения рейтинговой электронной таблицы оценивания учебной деятельности»

УДК 37.013

М. А. Мойко

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена исследовательской работе, связанной с раскрытием возможностей применения электронной рейтинговой таблицы оценивания учебной деятельности студентов при выборе ограниченных параметров оценки в общеобразовательном учебном заведении. Основное внимание уделено описанию элементов математического аппарата таблицы, а также результатам и анализу данных, полученных в ходе эксперимента.

Ключевые слова: оценка учебной деятельности, рейтинг, преемственность, рейтинговая электронная таблица.

Abstract. The article is devoted to the research related to the disclosure of possible application of the electronic rating table for student’s learning assessment when choosing limited assessment parameters at secondary schools. Emphasis is placed on describing the elements of the table’s mathematical apparatus, as well as on the results and data analysis obtained during the experiment.

Key words: evaluation of educational activities, rating, continuity, rating spreadsheet.

Одними из важнейших проблем современного образования стали формирование положительной мотивации к обучению, развитие процессов самовоспитания и самостимулирования учащихся по мере их взросления. Важность решения этих проблем отмечал Ю. К. Бабанский еще в 1982 г., выделяя две большие группы мотивов учения: «познавательного интереса, долга и ответственности в учении» [1]. Группа мотивов познавательного интереса останется неизменной всегда, так как любой человек испытывает интерес к той или иной профессиональной сфере деятельности общества. Выявляя на раннем этапе обучения творческие способности индивидуума и его профессиональные наклонности, педагог должен развивать интерес обучаемого и показывать его успешность в изучении учебных дисциплин, связанных с его будущим профессиональным выбором. Что же касается второй группы мотивов, то надо признать, что на сегодняшний момент процесс их формирования и развития является одной из наиболее трудно решаемых проблем процесса обучения, и обусловлено такое положение объективными причинами, связанными с развитием современного информационного общества, с теми социальными процессами, которые происходят в нем. Применение рейтинговой таблицы оценивания с открытой оценкой учебной деятельности учащегося, доступной ему для своевременного ознакомления, на наш взгляд, позволяет решить эту проблему, опираясь на свободу выбора методов и форм профессионального обучения индивидуума. Использование рейтинговой таблицы оценивания учебной деятельности в системе «общее - высшее профессиональное образование» способствует выполнению образовательной и воспитательной целей процесса обучения, является как инструментом педагогического воздействия, позволяющим формировать, стимулировать и развивать творческую и учебную активность обучаемого, так и методом обеспечения преемственности в оценке учебной деятельности в данной системе образования.

i2i

Результаты и анализ проведенного эксперимента с применением разработанной нами электронной рейтинговой таблицы оценивания учебной деятельности школьников (ЭРТШ) описаны в статьях [2, 3]. Однако перед нами возникла проблема использования подобных электронных таблиц в высших учебных заведениях, так как системы оценивания учебной деятельности школьников и студентов различны. Для решения данной проблемы нам пришлось разработать новый математический аппарат оценивания учебной деятельности обучающихся с учетом специфики образовательного процесса в высших профессиональных учебных заведениях. Он был использован в ходе создания электронной рейтинговой таблицы оценивания результатов учебной деятельности студентов (ЭРТС) и позволил расширить количество оцениваемых параметров учебной работы. Целью создания такого инструмента было повышение объективности оценки работы обучающихся в профессиональных учебных заведениях. Мы разбили параметры оценивания на две большие группы: качественные и количественные. Под количественными параметрами мы подразумеваем традиционную оценку за качество ответа на занятии или выполненную самостоятельную работу, под качественными - оценивание активности обучающихся, посещаемости занятий, степени самостоятельности и своевременности выполнения работ, творческую активность обучаемого и т.п.

Рассмотрим некоторые формулы математического аппарата оценивания студентов. Вычисление оценки обучающегося на текущий момент времени по отдельному виду учебной работы производится в рейтинговой таблице автоматически по усредненному и по накопительно-относительному баллам отдельно. Расчет усредненного балла по отдельному виду работы производится автоматически по следующей зависимости:

где ву - усредненный балл качества ответов студента на данный момент

всех баллов, полученных студентом по отдельному виду работы на данный период обучения; 0 - количество всех оценок, полученных студентом по данному виду работы на текущий момент обучения; i - счетчик порядковых номеров баллов, полученных студентом в процессе обучения; п - общее количество порядковых номеров баллов на данный момент обучения.

Расчет накопительно-относительного балла по отдельному виду работы производится автоматически по следующей формуле:

где вно - накопительно-относительный балл качества ответов студента на данный момент времени; Z - количество всех пройденных занятий по данному виду работы на текущий момент обучения.

п

П

времени; Oi - балл, полученный студентом

сумма

п

Вычисление оценки качественных показателей деятельности студента по отдельному виду учебной деятельности на текущий момент обучения производится в рейтинговой таблице автоматически по следующей зависимости:

п

аЕ р

P = г=1

2 ’

где а - весовой коэффициент оцениваемых качественных показателей дея-

п

тельности обучаемого; Е р - сумма всех качественных оценок деятельно-

г=1

сти студента по отдельному виду учебной деятельности на текущий момент времени; i - счетчик качественных параметров учебной деятельности студента, выбранных преподавателем для оценивания по данной учебной дисциплине.

Вычисление суммы оценок качественных показателей деятельности студентов по отдельному виду работы на текущий момент обучения производится в рейтинговой таблице автоматически и по разным формулам в зависимости от вида учебной деятельности.

Вычисление общего балла учебной деятельности студента по отдельному виду работы на текущий момент обучения с учетом усредненного и накопительно-относительного балла и оценки качественных показателей производится в рейтинговой таблице автоматически согласно следующим формулам:

Оу =ву + Р;

Оно = Рио + Р,

где Р - оценка качественных параметров деятельности студента по отдельному виду учебной деятельности на текущий момент обучения.

Применение данного программного обеспечения и варьирование параметрами оценивания позволяют опытному педагогу добиваться необходимого результата в соответствии с воспитательными или образовательными целями (своевременности выполнения работ, посещаемости, качества выполнения и т.д.). Необходимость и значимость такой работы отмечены в труде М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, которые писали, что «воспитание и обучение в вузе призваны обеспечить формирование личности специалиста с такими качествами, опытом, которые бы соответствовали современным требованиям и гарантировали бы успех практической деятельности с самого начала ее осуществления. Воспитание студентов - это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных качеств - направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.» [4]. Однако положительный эффект возможен только при своевременно проведенной работе по выставлению оценки и предоставлению данных рейтинга обучающимся. Это является одним из условий успешной организации профессионального обучения. В подтверждение нашего мнения приведем выдержку из книги

В. А. Скакуна: «...учет успеваемости, включающий контроль и оценку уме-

ний и навыков учащихся, качеств, характеризующих основы их профессионального мастерства, дает необходимый учебный и воспитательный эффект только тогда, когда производится своевременно и систематически, а не от случая к случаю. Для учащихся своевременный и систематический контроль и оценка их учебных успехов являются определенными стимулирующими факторами, определяющими мотивы их учебно-производственного труда» [5].

Рассматривая целесообразность использования рейтинговых таблиц оценивания учебной деятельности школьников и студентов, мы привели ряд особенностей применения этих таблиц в процессе обучения, которые обуславливают их высокую эффективность и расширяют возможности педагогического воздействия [6]. Поставив себе задачу изучить возможность применения ЭРТС в общеобразовательном учебном заведении с целью обеспечения преемственности в оценке учебной деятельности в системе «общее - высшее профессиональное образование», мы провели работу, в ходе которой для эксперимента отобрали отдельные, наиболее приемлемые, на наш взгляд, в общеобразовательном учебном заведении параметры оценивания обучающихся. Результаты этой работы мы приводим в данной статье.

Констатирующий эксперимент, проведенный в январе 2012 г. (до использование ЭРТС в общеобразовательном учебном учреждении) с целью определения первоначальной оценки деятельности учащихся, переведенной в соответствующий балл рейтинговой таблицы, показал значение текущего рейтинга (по усредненному баллу, т.е. только по средней оценке за качество выполнения работы) для исследуемой экспериментальной группы (10-й класс), равное 19,29 баллам. Определяя размер репрезентативной выборки для данной экспериментальной группы при заданной ошибке 5 баллов (что соответствует ошибке в 0,4 балла в пятибалльной системе оценки), мы получили следующие результаты. Количество респондентов при работе с рейтингом: по усредненному баллу - 26 человек; по накопительно-усредненной оценке -11 человек. Экспериментальная группа составляла 28 человек, что позволяет говорить об адекватном отражении картины генеральной совокупности.

Данные, полученные в ходе проведения обучающего эксперимента (на период с января по февраль 2012 г.), целью которого было определить качественные и количественные положительные изменения в работе учащихся при внедрении в процесс обучения рейтинговой таблицы оценки их учебной деятельности, представлены в табл. 1. Здесь показано изменение значений текущего рейтинга обучающихся по усредненному баллу и среднего значения текущего рейтинга по накопительно-усредненной оценке (включающей не только балл за качество выполненной работы, но и за ее своевременность, качество выполненной самостоятельной работы, творческую активность, посещение занятий, наличие конспектов и т.д.).

Отметим, что проведение эксперимента сопровождалось повышением процента активности обучаемых, а также снизилось количество пропусков занятий. Наглядно тенденции изменения рейтинговых баллов и процента активности обучаемых представлены на рис. 1, 2.

Исходя из результатов проведенного эксперимента, мы делаем вывод о возможности и целесообразности использования рейтинговой таблицы с выбором тех параметров оценивания учебной деятельности обучаемых, которые необходимы для управления процессом обучения и выполнения воспитательных задач, поставленных преподавателем на конкретном этапе учебной работы.

Таблица 1

Данные обучающего эксперимента по использованию ЭРТС в общеобразовательном учебном заведении (на 26.01.2012 и 7.02.2012)

Дата Значение текущего рейтинга по усредненному баллу Значение текущего рейтинга по накопительно-усредненной оценке Процент активности учащихся

16.01.2012 19,29 Не измерялся Не измерялся

26.01.2012 35,83 28,98 38,5

28.01.2012 36,2 29,4 50

7.02.2012 36,65 32,5 51

11.02.2012 36,7 32,6 68

Рис. 1. Изменение рейтинговых баллов оценки учебной деятельности обучаемых

Однако надо принимать во внимание и тот факт, что чрезмерная перегрузка параметрами оценивания приводит к усложнению таблицы. И хотя это увеличивает объективность оценки работы учащегося, с одной стороны, с другой - усложняет использование данного инструмента педагогического воздействия. Поэтому автор предлагает перед началом использования ЭРТС определять тот необходимый набор параметров, который способствовал бы, наряду с другими методами, достижению наиболее эффективного выполнения образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения. Анализ предварительных результатов исследований, проведенных со студентами и учащимися с целью определения положительной или отрицательной тенденции применения таблиц, позволил нам сделать вывод, что использование данного электронного ресурса возможно и целесообразно. Кроме того, процесс увеличения активности обучаемых, о котором мы уже писали при анализе результатов эксперимента в ходе применения в учебном процессе ЭРТШ [2],

подтвердился и при проведении эксперимента с использованием ЭРТС с ограниченным выбором параметров оценивания в общеобразовательном учебном заведении.

Рис. 2. Изменение процента активности обучаемых Список литературы

1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Мещеряков, А. С. Влияние применения некоторых видов электронных программ в процессе обучения на развитие черт характера, необходимых для дальнейшей социальной адаптации и профессионализации личности / А. С. Мещеряков, М. А. Мойко // Профессиональное образование. Столица. Новые педагогические исследования. - 2007. - № 6. - 200 с.

3. Мещеряков, А. С. Новый подход к оценке результатов учащихся с использованием электронных таблиц и его влияние на динамику профессионализации и социальной адаптации личности / А. С. Мещеряков, М. А. Мойко // Феномен развития в науках о человеке : сб. ст. III Междунар. конф. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2006. - С. 6-9.

4. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Изд-во БГУ, 1978. - 320 с.

5. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения : учеб. пособие / В. А. Скакун. - М. : Форум : Инфра-М, 2007. - 336 с.

6. Мойко, М. А. Актуальная психолого-педагогическая проблема и перспективы использования рейтинговой системы оценивания обучающихся / М. А. Мойко, Е. В. Мойко // Человек. Культура. Общество : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. - С. 97-99.

Мойко Михаил Анатольевич

учитель физики, МОУ «Лицей современных технологий управления № 2» (г. Пенза)

Moyko Mikhail Anatolyevich Teacher of physics, Lyceum of modern management technologies № 2 (Penza)

E-mail: moyel@ramber.ru

УДК 37.013 Мойко, М. А.

Результаты применения рейтинговой электронной таблицы оценивания учебной деятельности / М. А. Мойко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 3 (23). -

С.121-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.