ОСОБЕННОСТИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕЙТИНГОВЫХ ТАБЛИЦ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
НПО, СПО И ВПО
МОЙКО М.А.
Новые требования, выдвигаемые к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов, во многом связаны с информатизацией и социально-экономическим развитием нашего общества. Для успешности процесса социализации и профессиональной адаптации обучаемому требуется не только определенный запас профессиональных знаний и умений, но и навыки работы с огромным и постоянно обновляющимся потоком информации. Кроме того, уже давно созрела необходимость в формировании и развитии таких черт характера личности как самостоятельность, ответственность, творческая активность, мобильность, умение критически и избирательно подходить к информации, анализировать её и делать собственные выводы. Без развития этих свойств личности невозможно на данном этапе получить высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного и в то же время обладающего необходимыми для успешной социализации в современных условиях чертами характера. Таким образом, возникла необходимость разработки методики и инструментария, которые позволили бы начать процесс формирования такой личности еще на этапе общего среднего образования и плавно перенести его на профессиональное и высшее. При этом необходимо учитывать личностные свойства индивидуума, его профессиональные склонности и способности, свободу его выбора. В сложившейся ситуации среди огромных возможностей для решения этой проблемы можно выделить процесс применения рейтинговых таблиц оценивания деятельности обучаемых с возможностью проследить текущий результат процесса подготовки индивидуума к профессиональному обучению. Таким образом, применение информационных технологий и компьютерного программного обеспечения получает новое направление, обусловленное изучением психологопедагогического влияния программ контрольно-статистического характера на развитие черт индивидуума, влияющих на дальнейшее успешное профессиональное образование.
В выступлении Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» от 8 февраля 2008 года было сказано, что «развитие человека -это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе - наш абсолютный национальный приоритет.
Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.
Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики» [1].
Применение в процессе обучения методик, позволяющих формировать ответственность, активность и самостоятельность обучаемых является одной из основополагающих причин для его дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Высокий уровень развития ответственности создает потенциальную возможность самореализации индивидуума и воздействует на развитие других качеств личности, необходимых для успешной профессионализации и социальной адаптации личности в современном обществе.
Задачей, и более того, педагогическим долгом перед будущими специалистами является создание в вузе с учетом новых социальных реалий такой системы обучения, которая способствовала бы развитию социально значимых личностных качеств индивидуума.
В статье Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева «Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов» отмечается, что «в российской педагогике технологизация процесса обучения в большей степени связана с построением таких систем обучения, которые обеспечивают полноценное развитие личности обучаемых, гибкое управление этим процессом с учетом его гуманизации, вот почему нетрадиционные технологии обучения называют, как правило, личностно ориентированными. Построение обучения на технологической основе способствует развитию активности сознания студента, в таком обучении содержатся предпосылки для развития и саморазвития его сущностных сил, поскольку технологии организовывают учебно-воспитательный процесс сообразно природе деятельности познающего субъекта»[2].
Все это подтверждает целесообразность введения электронных рейтинговых таблиц в системе НПО, ССПО и ВПО. При этом необходимо учитывать специфику оценивания деятельности студентов в отличие от оценивания учащихся общеобразовательных учреждений. Для решения этой проблемы необходимо пересмотреть математический аппарат оценивания работы, включив в него не только качество выполняемой студентами работы, но и такие критерии, как уровень посещаемости занятий, активность и степень самостоятельности выполненной работы.
С целью создания таких таблиц был разработан новый математический аппарат оценивания учебной деятельности студентов. В нем была осуществлена попытка подойти к процессу аттестации обучаемого более качественно с учетом разнообразия требований, предъявляемых к нему в процессе получения профессиональных знаний на современном этапе.
Оценивание осуществляется из расчета максимального балла за полностью выполненные критерии оценивания учебной деятельности обучаемых. Таким образом, максимальная оценка обусловлена требо-
ваниями учебного заведения. В данном примере за максимальную оценку выбрано 100 баллов. Она выставляется:
1. за посещаемость (БП) - за полностью посещенные занятия;
2. за активность (БА) - за активную учебную деятельность на всех занятиях (ответы доклады, дополнения и пр.).
Это так называемые «фиксированные» баллы. Для их выставления учитывается количество ответов и посещений соответствующих занятий.
Следующий тип баллов - баллы «не фиксированные». Это балл за качество ответа (БКО) и балл за уровень самостоятельности при выполнении работы (УСВР). Их выставляет преподаватель данной учебной дисциплины в зависимости от распределения баллов по критериям оценивания, приведенным в рейтинговой таблице заранее в соответствии с существующим по учебному заведению на странице (закладке) под названием «Критерии и баллы». Балл за качество ответа (БКО) выставляется непосредственно в графу таблицы напротив фамилии студента на тех страницах (закладках), где обозначен данный вид занятия: лекции, практические, контрольные, лабораторные работы, курсовые проекты. Балл за уровень самостоятельности (УСВР) выставляется непосредственно в итоговую таблицу на странице «Итоговый результат».
Итоговый результат (ИР) деятельности студентов подсчитывается как среднее значение всех баллов за все виды выбранных критериев на всех обозначенных видах занятий. В соответствии с заранее проставленным проходным баллом рейтинговая таблица автоматически определяет готовность к допуску каждого конкретного обучаемого, о чем и делает соответствующую запись на странице «Итоговые результаты».
Балл за посещаемость занятий рассчитывается следующим образом:
БП = ((1\1пр - Ипз)/Изз)* Бпос.тах
где Ыпр - количество пройденных на данный момент занятий;
N пз - количество пропущенных занятий;
Ызз - количество запланированных занятий;
Б пос.тах - максимальный балл за посещаемость (в данном случае 100).
Балл за учебную активность, проявленную на занятиях рассчитывается как:
БА = (Ыотв./Изз)* Б акт.тах
где Nотв - количество ответов студента на данный момент времени;
Ызз - количество запланированных занятий;
Б акт.тах - максимальный балл за активность (в данном случае 100).
Балл за качество ответа на каждом конкретном занятии преподаватель выставляет самостоятельно с учетом распределения баллов по критериям оценивания по оценкам. На странице рейтинговой таблицы «Итоговые результаты» вычисление БКО каждого обучающегося производится согласно следующей формуле:
БКО = І (БО)/ №з
где І(БО) - сумма всех баллов, полученных студентом за ответы на данный момент времени;
№з - количество запланированных занятий;
Расчет итогового результата (ИР) происходит следующим образом:
ИР = (І (БП) + І(БА) + І (БКО) + І (УСВР)) / ^рит.
где І(БП) - сумма баллов за посещаемость всех запланированных занятий;
І(БА) - сумма баллов за учебную активность студента на всех запланированных занятиях;
І(БКО) - сумма всех баллов по качеству ответа на всех запланированных занятиях;
І(УСВР) - сумма всех баллов за уровень самостоятельности при выполнении работы студентом на всех запланированных занятиях
N крит - количество запланированных к оцениванию критериев.
Все результаты вносятся в рейтинговую таблицу преподавателем, ведущим данный курс после каждого проведенного занятия или в конце учебной недели (см. рис.). Итоговый результат высчитывается таблицей автоматически, исходя из количества заданных критериев для оценки учебной деятельности обучаемых и тех баллов, которые студенты набрали по всем обозначенным в данном семестре преподавателем видам работ. В процессе сравнения набранного балла с введенным заранее на странице «Критерии и баллы» проходным итоговым результатом, проставленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми в учебном заведении, делается вывод о допуске студента к сессии.
Для достижения максимальной эффективности использования такой ехсе1-таблицы необходимо, чтобы студент еще до начала процесса оценивания с помощью этого инструмента был психологически готов к этому и заранее знал критерии, согласно которым будет оцениваться его учебная деятельность, распределение баллов по ним, минимально допустимый проходной балл. Обучаемые должны иметь доступ к ознакомлению с результатами своей работы и оценкой текущих результатов своей деятельности с целью самостоятельного принятия решения о дальнейших предпринимаемых действиях по устранению замечаний педагога или низкого рейтинга. Таблица обязательно должна быть защищена от несанкционированного вмешательства. Таким образом, право на самоопределение личности не ущемляется, однако постоянно
напоминающий о результатах инструмент оценки деятельности заставляет индивидуума задумываться о своих дальнейших действиях, которые должны быть предприняты для улучшения учебных результатов. Объективность оценки в данном случае обусловлена учетом различных критериев работы студента.
Вид рейтинговой таблицы и её составляющих элементов
Microsoft Excel - Мойко М А Рейтинговая таОтица дпя оценивания учебной деяте пьности в НПО. ССПО и ВПО
А
Счетчик пройденных
ПрЛКТИЧОСКИХ_________
Ф-И .обучаемо г о
Ив.чнов 11ет|>
Погром В.ІСИЯИЙ
IH и
Е14
Сидоров Юрии
Воронов Евіений
Степов Борис
Волков Антон
Сонном Дмитрий Сомов Кладипир
Степнов Ярослав
Сидоров Антон
С ; D : Е F I В ; Н I J і К I L М N : О I Р . Q R ; S і Т
Дата проведения занятия
Счетчик пройденных часов
Выставляемый балл за работу или отметка о пропуске занятия
\ ШШШШъШЗМ Укпмшш и fiannhi / Приімм / Ппдктмчйгкир У Пдпгтдтшпныр I Кпнтпппьний пдппткі / Купггвыр пдпптн /
А Критерии оцени
1 Пр актнче ски^работы ведите количество О.ІЛЛОВ
2 Отлично(зачтено) 95 < балл < = 100
3 Хорошо^зачтено) 80 < балл < = 95
4 Удовл етв о рител ь но (з ачтен о ) 60 < балл < = 80
5 Неудовлетворительно^ие зачет! 40 < балл < = 60
6 Не готов к занятию |не зачет) балл <20
7
8
9 Лабораторные работы Введите количество баллов
10 Отлично(зачтено| 95 < балл < = 100
11 Хорошо(зачтено) 80 < балл < = 95
12 Удовл етв о рител ь но (з ачтен о ) 60 < балл < = 80
13 Неудовлетворительно(не зачет! 40 < балл < = 60
14 Не готов к занятию (не зачет) балл <20
15
16
17 Контрольные работы Введите количество баллов
18 Отлично|зачтено| 95 < балл с = 100
19 Хорошо(зачтено) 80 < балл < = 95
20 Удовл е тв о рител ь но (зачтен of 60 < балл < = 80
21 НеудовлетворительноШе зачет) 40 < балл < = 60
22 Не готов к занятию |не зачету балл < 20
23
24
25
26 Курсовые проекты Введите количество баллов
27 Отлично(зачтено) 95 < балл < = 100
28 Хорошо(зачтено) 80 < балл < = 95
29 Уд о в л е тв о рител ь но (з ачтен о) 60 < балл < = 80
30 Неудовлетворительно<не зачет) 40 < балл < = 60
31 Не готов к занятию (не зачет) балл <20
“гпптщтштгттртщгаг"
максимально
П0СЄЩЄНИЄ ГфЯКТИКИ
максимально
Посещение лабораторных
_________максимально________
Посещение контрольных
максимально
ое количество баллов
Активность на практике
максимально
Активность на лабораторных
максимально
Введите максимальное количество баллов
Проходной
итоговым
результат
{Балл)
60
Уровень самостоятельности в выполнении работ
L
Запись проходного балла
Критерии оценки Умение самостоятельно работать с учебной литеротурой _________________________Отлично__________________________
__________________________Хорошо__________________________
___________________Удовлетворительно______________________
Умение рассказывать материал грамотно без опоры на конспект
_________________________отлично__________________________
__________________________хорошо__________________________
удовлетворительно
Введите максимальное количество баллов
2 Посещаемость (балл) Активность (балл) Качество ответов (балл) * Уровень самостоятельности в выполнении работы (балл) заполняется преподавателем вручную Итоговые результаты
3 с с Ü ФДлЙтемого Лекции Практика Лабораторные Контрольные Практика Лабораторные Практика Лабораторные контрольные Курсовой проект Практика Лабораторные работы Контрольные работы Курсовой проект ИЩвын результат И.Р. Вывод 0 допуске к сессии
4 1 Иванов Петр 1D0JD0 77,78 ООО юоло 5,56 оло ООО оло 60Л0 оло 57.22 нет допуска
5 2 Петров Василий 813 10000 оло 100 ло 11,11 оло 90 Л0 ООО 80Л0 оло ИМ допуск
6 3 Сидоров Юрий 93,75 юоло ООО юоло 16,67 оло 46.67 ООО 95 ЛО ОЛО 75.35 допуск
7 4 Воронов Евгений 100,00 88,89 ООО юоло 11,11 оло 90 Л0 оло 65 Л0 ОЛО Ш допуск
8 5 Степов Борис 100,00 юооо ООО юоло 16,67 оло юоло оло 65 Л0 ОЛО 80.28 допуск
9 6 Волков Антон 87Í0 100 ло оло юоло 1<Ш оло 86,67 оло 95 Л0 ОЛО тя допуск
10 7 Сонном Дмитрий 1П0Л0 100 00 ООО юоло 16,67 оло 80,67 оло 65 Л0 ОЛО ш допуск
11 8 Сонов Владимир 93,75 юооо оло юоло 11,11 оло 70,00 оло 80 Л0 оло 75.81 допуск
12 9 Степнов Ярослав 100,00 8333 оло юоло 536 оло оло оло 80Л0 оло допуск
13 10 Сидоров Антон 8125 94 ¿4 оло юоло 11,11 оло 80Л0 оло 95Л0 ОЛО Ш допуск
Подготовительный этап к такой работе должен начинаться на этапе довузовского обучения. Описание подобно вида excel-таблицы для применения общеобразовательных учреждений было опубликовано в статье А.С. Мещерякова, М.А. Мойко «Влияние применения некоторых видов электронных программ в процессе обучения на развитие черт характера, необходимых для дальнейшей социальной адаптации и профессионализации личности»[3]. Первоначальное введение в практику использования рейтинговых электронных таблиц простейшего вида на начальном предпрофессиональном этапе обучения также послужит для формирования необходимых навыков работы с ними. Кроме того, будущий потенциальный работодатель может уже на этапе общего образования осуществлять мониторинг успешности обучаемых. В дальнейшем между этими учениками и предприятием или предпринимателем может быть заключено со-
глашение о последующем профессиональном образовании с негосударственным финансированием, учетом требований производства и профессиональными склонностями учащихся.
Данный электронный продукт разработан с целью развития и использования в процессе обучения и воспитания индивидуума таких компонентов структуры самоуправления, как ценностно-ориентированный и оценочный. Первый компонент выражается развитием нравственно-волевых качеств. Второй - развитием способности к самоконтролю.
Предполагается, что при наличии выхода в Интернет и помещении ссылки на данную электронную таблицу, она будет доступна для ознакомления с любого компьютера, находящегося в глобальной сети, то же справедливо для локальных сетей вуза, если такая возможность предоставлена.
При постоянной и последовательной работе это приведет к тому, что обучающиеся получат возможность в любой момент времени ознакомиться с результатами своей учебной деятельности и самостоятельно принимать решения о необходимости дальнейших действий для увеличения своего учебного рейтинга. Кроме того, применение данной таблицы не нарушает свободы личного выбора, то есть при её использовании полностью осуществляется принцип личностно-направленного обучения. Это в свою очередь является дальнейшим этапом применения таких таблиц с целью обеспечения процесса формирования ответственности, трудовой дисциплины и самостоятельности. «Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее собственный эмоциональный выбор или осознанное решение, то есть регулируются личностью «изнутри»[4, стр.12].
Предлагаемый вид рейтинговой электронной таблицы может быть дополнен или изменён с учетом требований того или иного учебного заведения. Рейтинговая таблица является универсальной по своей сути и может быть использована при обучении в различных типах НПО, СПО и ВПО.
Рассматривая возможности, которые может предоставить наличие данных таблиц в глобальной сети, отметим, что на этапе обучения в учебных заведениях НПО, ССПО и ВПО рейтинговая таблица будет показывать успешность того или иного обучаемого. Это в свою очередь определит целесообразность дальнейшего вложения средств в будущего специалиста и в конечном итоге послужит для обеспечения предприятия будущими высококвалифицированными кадрами. Таким образом, будет решена проблема смены трудовых кадров, которая на данный момент экономического развития стала актуальной для некоторых отраслей производства из-за недостатка профессиональных работников.
Список литературы
1. http://www.edinros.ru/news.html (Выступление Президента РФ Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" 8 февраля 2008 года, Москва, Кремль)
2. http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/chapter4/4_2.html
3. Мещеряков А.С., Мойко М.А. Влияние применения некоторых видов электронных программ в процессе обучения на развитие черт характера, необходимых для дальнейшей социальной адаптации и профессионализации личности». «Профессиональное образование. Столица»// «Новые педагогические исследования», №6, 2007 г. 200 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с