Научная статья на тему 'Кредитнорейтинговая система: опыт ТулГУ'

Кредитнорейтинговая система: опыт ТулГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Н., Жигунов В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитнорейтинговая система: опыт ТулГУ»

лом специалиста, причем именно после первых двух лет, поскольку к третьему курсу соответствующие учебные программы существенно расходятся.

Кроме того, в новых ГОС ВПО вузам должна быть предоставлена возможность самостоятельно (при последующей аккредитации образовательной программы) конструировать образовательные программы подготовки специалистов и магистров исходя из набора учебных курсов университетского уровня по запросам регионов и наличия соответствующей учебно-научной базы.

Литература

1. Федоров И.Б., Коршунов С.В. О ходе разработки проектов государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальности в области инженерного образования / Доклад на Координационном совете УМО и НМС,

МГСУ, 25.03.04 г. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

2. «Мягкий путь» вхождения российских ву-

зов в Болонский процесс. - М., 2005.

3. KohlerJ. Workshop Report on the Construction

of a Campus Europe, produced for the HRK Conference on Quality Assurance. - Bonn, 2002.

4.Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. - М., 2004.

5. Понимание Европейского пространства

высшего образования. Коммюнике Конференции министров образования. - Берлин, 19 сентября 2003 г.

6. Шукшунов В.Е. Проблемы вхождения рос-

сийского высшего технического образования в Болонский процесс // Материалы семинара «Опыт и проблемы реализации Болонского процесса». Москва, 2425 февраля 2005 г. - М., 2005. - С. 3-9.

7. Shaping the Future. - Salamanca, 30 March 2001.

8. Предложения по дальнейшему развитию

системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России. - М., 2005.

Н. ФРОЛОВ, профессор, первый проректор

В. ЖИГУНОВ, профессор Тульский государственный университет

К 80-м годам прошлого века было осознано, что сложившаяся в высшей школе технология обучения имеет ряд принципиальных недостатков, проявляющихся, в частности, в отсутствии стимулов для систематической аудиторной и самостоятельной работы студентов, размытости критериев оценки труда обучаемых, крайне слабой индивидуальной работе с учащимися, неэффективном контроле полученных знаний. В связи с этим Минвуз РСФСР начал на базе ряда институтов (Таганрогский радиотехнический, Ивановский энергетический, Мос-станкин, МАТИ, Волгоградский политехнический, Тульский политехнический) эксперимент по организации учебного процесса на

Кредитно-

рейтинговая система: опыт ТулГУ

основе Рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения (РИТМ).

Особенность технологического процесса изучения дисциплин при внедрении РИТМа заключается в том, что он осуществляется по модульному принципу, сущность которого состоит в делении учебного материала на отдельные логически завершенные блоки-модули. Эта система базируется на принципах активизации творческого мышления и состязательности обучения, обусловленной использованием интегральной оценки знаний по дисциплинам и определения качества подготовки с помощью непрерывного вычисления рейтинга студента [1, 2].

Как следующий шаг в модернизации российского высшего образования, предпринимаемый не только с целью преодоления его недостатков, но и для обеспечения возможности его полномасштабного участия в международных интеграционных процессах, следует рассматривать начатую Минобразованием РФ разработку комплексной научно-практической программы по введению кредитной системы.

Предварительный анализ показал, что оптимальное сочетание международного академического опыта с традициями и достижениями российской педагогической школы высшего образования достигается при выполнении трех условий: внедрение в учебный процесс многоступенчатой системы профессионального образования; введение системы учета трудоемкости учебной работы в кредитах (российский эквивалент этого термина - зачетная единица); создание внутривузовской системы оценки качества обучения.

В Тульском государственном университете (ТулГУ) была разработана и реализована в условиях многоступенчатой системы образования модель организации учебной работы в классическом университете, представляющая собой интегральное объединение кредитной системы планирования образовательных программ и рейтинговой системы количественной оценки качества приобретаемых в ходе реализации этих программ знаний, умений и навыков [3-5].

Реализация многоступенчатой системы высшего профессионального образования

Введение многоступенчатой структуры высшего образования имело целью расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки с учетом имеющихся потребностей экономики и рынка труда. В сочетании с системой непрерывного образования она должна, с одной стороны, позволить граж-

данину выбрать любую образовательную траекторию и реализовать свои интересы в образовании, а с другой - подготовить специалиста для производственной, коммерческой, научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности [6].

В ТулГУ с 1991 г. организовано обучение по более чем 300 образовательным программам высшего профессионального образования (ВПО) в рамках многоступенчатой системы по схемам «бакалавр ® дипломированный специалист»и «бакалавр® магистр». При этом построение образовательных программ осуществляется последовательно по ступеням по принципу ветвящегося дерева [7].

Принятый в 2004 г. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО - ОК 009 - 2003) содержит 28 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. ТулГУ работает в 26 укрупненных группах, которые объединяют специальности и направления подготовки, относящиеся к определенной широкой предметной области, и соответствуют заданию для формирования кадрового заказа.

Срок обучения «по профилю» на первой ступени составляет 2,5 года, в течение которых студент получает общее высшее образование. Оно включает в себя в основном фундаментальную часть государственных образовательных стандартов (ГОС), входящих в профиль специальностей и направлений. В течение последующих 1,5 лет изучаются дисциплины направления и часть специальных дисциплин - таким образом реализуются ГОС по подготовке бакалавров. В каждом из профилей по существующей классификации оказывается от двух до пяти бакалавриатов. По окончании теоретического обучения все студенты защищают выпускные бакалаврские работы перед аттестационной комиссией и получают диплом государственного образца, что свидетельствует о получении высшего образования по направлению.

При обучении на третьей ступени в течение 1,5 лет изучаются специальные дис-

циплины и дисциплины специализаций; в конце срока обучения в ГАК защищаются дипломные проекты и присваивается квалификация «специалист».

Магистры обучаются в течение двух лет по соответствующему учебному плану. Окончив теоретическое обучение, они защищают магистерские диссертации.

Следует отметить, что при внедрении многоступенчатой системы образования приходится сталкиваться с определенными затруднениями. Так, некоторые государственные образовательные стандарты являются нетехнологичными с точки зрения разработки высшими учебными заведениями своих образовательных программ - даже разработанные одним и тем же УМО стандарты бакалавров и дипломированных специалистов содержат различные названия одних и тех же дисциплин, одноименные дисциплины имеют неоправданно различную трудоёмкость. Существенные трудности возникают при реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по родственным специальностям, но разработанным различными УМО. Отмечаются рассогласования примерных программ дисциплин, предложенных УМО и НМС по дисциплинам. В ряде ГОС не соблюдены требования макетов Минобразования в части предельной загрузки студентов аудиторными занятиями. Особо следует отметить большой разброс требований разных УМО к объёмам и срокам выполнения выпускных работ. Не всегда имеет место сопряжение направлений подготовки бакалавров и магистров с традиционными специальностями высшего профессионального образования.

Тем не менее при определенных усилиях организация образовательного процесса по изложенной выше схеме возможна и позволяет реализовать более гибкие, чем существовавшие прежде, образовательные траектории (учебный план по выбору). В перспективе необходимо осуществить модульное структурирование учебных дисциплин в соответствии с выработанными

совместно с отечественными и зарубежными вузами-партнерами общими подходами к содержанию программ высшего образования. Решение проблемы аккредитации образовательных программ в некотором сообществе вузов должно явиться следующим шагом в направлении, определенном Болонским процессом.

Система зачетных единиц

В ТулГУ за основу применяемой системы зачетных единиц взят вариант кредит-но-рейтинговой системы, описанный в работе [5]. При расчете трудоемкости изучения дисциплины в рамках этой системы учитывается общее количество часов, отводимых на ее изучение, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы, а также время для прохождения практик и аттестаций.

Перевод действующих государственных образовательных стандартов в систему зачетных единиц осложняется тем, что в них не определяется или определяется неоднозначно ряд параметров, описывающих образовательные программы для различных специальностей и направлений подготовки. Например, при характеристике трудоемкости обучения в одних ГОС число часов теоретического обучения указывается с учетом экзаменационных сессий, а в других - без учета; при теоретическом обучении трудоемкость измеряется в часах, а при прохождении практик и итоговой аттестации - в неделях и т.д.

Система зачетных единиц, разработанная в ТулГУ, имеет следующие особенности:

• экзаменационные сессии включаются в количество недель теоретического обучения;

• при подсчете трудоемкости обучения по образовательной программе соответствующего уровня из срока обучения исключаются каникулы и факультативы.

Установлены переводные коэффициенты, равные 36 академическим часам за 1 зачетную единицу (1,5 зачетные единицы за 1 неделю).

Число зачетных единиц (кредитов) пропорционально продолжительности обучения и равно 240 для четырехлетнего периода обучения (бакалавр), 300 - для пятилетнего (дипломированный специалист) и 360 - для шестилетнего (магистр). В среднем должно быть примерно 30 зачетных единиц за семестр и 60 - за год.

Указанный подход нашел отражение в составлении учебных планов дисциплин, примеры которых приведены в работе [8], и позволил ввести единую количественную меру объема каждой изучаемой дисциплины, что дало возможность реализовать достаточно простой, как это будет видно из дальнейшего, алгоритм расчета рейтинга каждого студента. Установление числа кредитов (зачетных единиц) по дисциплинам всех реализуемых университетом в разных формах программ высшего (бакалавриат, подготовка дипломированных специалистов, магистратура) и среднего профессионального образования, а также подсчёт рейтингов студентов выполняется управлением автоматизированного документооборота университета.

В то же время анализ показал, что внедрение некоторых аспектов кредитной системы (планирование и исполнение бюджета каждого из подразделений университета исходя из «освоенных» им зачетных единиц, планирование работы преподавателей с неминуемым отказом от ненормированного рабочего дня и т.д.), не оказывая определяющего влияния на содержательную сторону учебной деятельности, должно сопровождаться серьезными изменениями сложившегося в вузах России организационного механизма, поэтому полномасштабное внедрение кредитно-рейтинговой системы следует рассматривать как следующий этап проводимого эксперимента по модернизации высшего профессионального образования.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов, являясь состав-

ной частью системы качества обучения, внедрялась для осуществления комплексной оценки результативности учебной работы студентов и качества освоения ими предметов избранной основной образовательной программы. Кроме того, предполагалось, что ее использование будет сопровождаться повышением мотивации студентов к освоению образовательных программ за счет более высокой дифференциации оценки их учебной работы, приведет к стимулированию регулярной и результативной аудиторной и самостоятельной учебной работы студентов в семестре, к повышению уровня учебно-организационной и методической работы кафедр и факультетов.

Балльно-рейтинговая система учитывает успешность освоениястудентом учебных дисциплин через балльные оценки и рейтинг и увязывает оценку успеваемости с измеряемой в зачетных единицах трудоёмкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом.

Эта система используется для оценки результатов обучения студентов по всем дисциплинам учебных планов всех форм высшего и среднего профессионального образования ТулГУ с 2003 г. и базируется на следующих положениях.

Оценка по каждой дисциплине определяется по 100-балльной шкале как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре (текущая успеваемость) и на экзамене или зачете (промежуточная аттестация). Максимальное количество баллов, которое может набрать студент по текущей успеваемости, - 60, а на промежуточной аттестации - 40 (рис. 1).

Общий балл по текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:

• посещаемость: студенту, посетившему все занятия, начисляется 15 баллов;

• выполнение заданий по дисциплине в течение семестра (расчетно-графические, контрольно-курсовые, лабораторные работы, типовые расчеты, участие в работе семинаров и т.п. - по усмотрению кафедры и в соответствии с учебным планом): студенту, выполнившему в срок и с высоким каче-

БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

До 60 баллов -текущая аттестация (результаты работы в семестре)

Всего - до 100 баллов

До 40 баллов -промежуточная аттестация (экзамен (или зачет, если нет экзамена))

экзамен: 40- 60 баллов -«удовлетворительно» 61 - 80 баллов - «хорошо» 181 - 100 баллов - «отлично»\

зачет: 40 - 100 баллов -«зачтено»

При невыполнении на день промежуточной аттестации (экзамен или зачет) расчетно-графических работ, типовых расчетов, контрольно-курсовых, лабораторных работ и т.п. студент не допускается к зачету или экзамену по соответствующей дисциплине. При любом количестве баллов, полученных в процессе текущей аттестации, в экзаменационную ведомость ему проставляется «не допущен», и образуется задолженность. Баллы за выполненные и сданные после последнего дня занятий задания, определяющие допуск к экзамену, не начисляются

Рис. 1. Балльно-рейтинговая система ТулГУ

ством все требуемые задания, начисляется 20 баллов;

• контрольные мероприятия (тестирование, коллоквиумы) первой половины семестра (к первой аттестации) - максимальная оценка 10баллов; второй половины семестра - максимальная оценка 15 баллов; количество и сроки контрольных мероприятий, количество баллов, выделяемое на каждое из них (в рамках действующей шкалы), определяются ведущим преподавателем.

Основные условия балльно-рейтинго-вой системы (рис. 2) носят рамочный характер и являются едиными для студентов всех ступеней обучения, а также для всех кафедр университета. Допускается возможность перераспределения баллов по

указанным составляющим текущей успеваемости (в пределах 20%) по усмотрению кафедры. Содержательное их наполнение для конкретной дисциплины, выбор используемых методических приемов, контрольных процедур, порядка проведения текущей и промежуточной аттестаций, условий допуска к ним, шкалы оценок по отдельным модулям, разделам, заданиям каждой дисциплины является творческой прерогативой преподавателей кафедр, разрабатывается соответствующей кафедрой с учётом регламентаций, устанавливаемых в целом по вузу, утверждается на заседании кафедры. Все особенности требований кафедры своевременно (на первых учебных занятиях семестра) доводятся через препо-

ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ до 60 баллов

Задания по дисциплине (расчетно-графические, контрольно- курсовые лабораторные работы, типовые расчеты и тп.)

Контрольные мероприятия (тестирование , коллоквиумы) к первой аттестации

Посещаемость^ лекционных и/или семинарских (практических) занятий

Контрольные мероприятия (тестирование , коллоквиумы) ко второй аттестации

Количество контрольных мероприятий текущей аттестации , их формы, содержание, конкретное время проведения и соответствующие им балльные оценки сообщаются студентам ведущим преподавателем (лектором) в начале семестра

(\ Итоги текущей успеваемости подводятся дважды :

1 аттестация - по состоянию на 31 марта в весеннем семестре и

на 31 октября в осеннем семестре;

2 аттестация - по состоянию на последний день занятий семестра .

На второй аттестации в экзаменационную ведомость проставляется общее число баллов, полученных студентом по текущей успеваемости в данном

семестре, которое сообщается студентам . Это количество баллов учитывается при определении итоговой оценки , в том числе и при пересдачах дисциплины .

V_)

Рис. 2. Мероприятия текущего контроля успеваемости студентов

давателей до студентов, вносятся в рабочую программу дисциплины и исполняются каждым преподавателем.

Результаты аттестации, которая представляет собой мероприятие рубежного контроля и имеет основной задачей информирование деканата о качестве текущей учебной работы студента, заносятся к определенному сроку (рис. 2) в аттестационную ведомость, которая сдается в управление автоматизированного документооборота.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования и письменного экзамена с возможным последующим устным собеседованием. Для дисциплин социально-гуманитарного цикла по согласованию заведующего кафедрой с администрацией вуза промежуточная аттестация может проводиться в форме устного экзамена. Максимальное число баллов, которое может получить студент на промежуточной аттестации, не превышает 40 баллов.

На переходный период, т.е. до введения соответствующих регламентаций, в ТулГУ перевод балльных оценок в академические отметки производится по следующей шкале: экзамен: 40-60 баллов - «удовлетворительно», 61-80 баллов - «хорошо», 81-100 баллов - «отлично»; зачет: 40-100 баллов - «зачтено».

Таким образом, будучи более продвинутой, кредитно-рейтинговая система в то же время достаточно органично сочетается с существующей системой оценки знаний, что позволяет использовать ее и в переходный период, т.е. в условиях неполноты нормативной базы для её юридически корректного применения.

Применение 100-балльной шкалы обеспечивает высокую степень дифференциации оценки, когда, например, оценке «отлично» соответствует диапазон от 80 до 100 баллов. Особенно это заметно для дисциплин или их разделов, изучение которых завершается качественной оценкой «зачтено» и на которые в российских вузах приходится до 40-50% объёма всей учебной нагрузки. Высокая степень дифференциации оценки учебной работы обеспечивается тем, что каждое действие студента, выполненное в течение семестра (ответ на каждое задание теста, решение каждой задачи, отчет по каждой лабораторной работе, посещение занятия и т.п.), получает оценку в баллах и определяет итог текущей аттестации. Смещение акцента на мероприятия текущего контроля (на них приходится 60 баллов из ста) осуществляется для стимуляции более регулярной, чем ранее, самостоятельной учебной работы студентов в семестре, а следовательно, для формирования более глубоких и обширных остаточных знаний.

Балльно-рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за ритмичную учебную работу в семестре обеспечением возможности получения семестровой оценки («удовлетворительно», «зачтено») без сдачи экзаменов или зачётов.

Балльно-рейтинговая система позволяет получать следующую информацию: рейтинг студентов группы, курса, факультета по дисциплине за семестр, за учебный год, за все время изучения дисциплины; рейтинг студентов группы, курса, факультета по всем дисциплинам или группе родственных дисциплин за семестр, за учебный год, за все время обучения. При этом военная подготовка и факультативные дисциплины при расчете рейтинга не учитываются.

Рейтинг студента по дисциплине за семестр - это его оценка по 100-балльной шкале (В). Рейтинг студента по дисциплине за все время изучения этой дисциплины рассчитывается по формуле:

=

где В. - оценка студента по 100-балльной шкале по данной дисциплине в 1-том семестре, N. - трудоемкость дисциплины в зачетных единицах в 1-том семестре. Рейтинг студента за семестр (за год, с начала обучения) рассчитывается по аналогичной формуле:

где В. - рейтинг по 1-той дисциплине, N. -ее трудоемкость в зачетных единицах в данном семестре.

При расчете рейтинга студента за все время обучения (общий средний показатель успеваемости [9]) суммирование осуществляется по всем дисциплинам, изученным во всех с начала обучения семестрах. При этом для каждого студента может быть определено место, которое он занимает в группе, на курсе, на факультете, в университете.

Особенностью рейтинговой составляющей балльно-рейтинговой системы является то, что в ней весовые коэффициенты дисциплин определяются не через экспертные оценки, а через их объем в государ-

ственном образовательном стандарте. С внедрением балльно-рейтинговой системы осуществляется переход от смешанной качественно-количественной шкалы(«зачте-но» и оценки по четырехбалльной шкале) к полностью количественной шкале. Сочетание оценок и трудоёмкостей дисциплин дает возможность учитывать «удельный вес» оценок, тогда как в существующей системе одинаковые оценки по курсам, объём которых отличается в несколько раз, вполне равноправны.

Использование общего среднего показателя успеваемости дает более адекватное представление об итоговых результатах изучения «многосеместровой» дисциплины, когда в приложении к диплому указывается не последняя из полученных по ней оценок, а усредненное количество баллов. Этот параметр позволяет объективно оценить академические успехи студента и дать более глубокий анализ результатов обучения по группам и циклам дисциплин (например: теоретическая механика, сопротивление материалов, теория машин и механизмов, детали машин - условная группа «инженерная механика»; макроэкономика, организация и планирование деятельности предприятий, маркетинг, основы бухгалтерского учета - группа «экономика»). Анализ зарубежного опыта [9] показывает, что чем больше длительность срока обучения, тем устойчивее становится общий средний показатель успеваемости студента, все более объективно характеризуя уровень его подготовленности к профессиональной деятельности. Это позволяет повысить уровень обоснованности использования результатов оценки успешности освоения программ в различных аспектах учебно-воспитательной практики вузов (для управления образовательным процессом, решения вопросов назначения на государственную академическую стипендию, трудоустройства выпускников и т.д.). Общий средний показатель успеваемости можно рассматривать как количественный критерий, определяющий возможность продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре.

Выполнение рутинной работы по переводу наборов балльных оценок для 16-тысячного студенческого контингента в общий средний показатель успеваемости для последующей комплексной оценки результативности учебной работы по освоению образовательной программы каждого студента стало возможным только в условиях действия в ТулГУ системы автоматизированного документооборота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинги студентов по отдельным дисциплинам и по любому их набору с помощью этой системы по локальным сетям доводятся до деканатов и кафедр и через Интернет сообщаются студентам.

Анализ опыта применения балльно-рейтинговой системы

Одним из недостатков существующей системы обучения является совмещение в одном лице функций обучения и контроля [9], что существенно увеличивает влияние субъективного фактора на выставляемую оценку, в связи с чем резко снижается востребованность рейтинга как со стороны обучаемых, так и со стороны потребителей специалистов. Здесь необходимо отметить, что оценка текущей успеваемости - это, как правило, результат учебной работы нескольких преподавателей, поэтому происходит усреднение их оценок и частичное разделение функций преподавателя по обучению и оценке результатов обучения. Таким образом, учет текущей учебной работы при определении итоговой оценки промежуточной аттестации уменьшает зависимость студента от преподавателя, проводящего экзамен. Положительной особенностью системы балльно-рейтинговой оценки результатов обучения является и то, что студенты сами могут определять для себя достаточное, с их точки зрения, количество баллов по всем видам занятий, а следовательно, и соответствующую рейтинговую оценку.

Балльно-рейтинговая система - это система с обратной связью. При ее внедрении, с одной стороны, автоматически реализуются условия для повышения мотива-

ции студентов к систематическому и успешному освоению образовательных программ, а с другой - «провоцируется» рост уровня их претензий к организации образовательного процесса в вузе, качеству предлагаемых образовательных услуг, их соответствию международным стандартам. Поощряя самостоятельную работу, балльно-рейтинговая система вынуждает использовать в обучении компьютерные технологии, которые обеспечивают, благодаря гибкости электронных обучающих программ, высокий уровень индивидуализации обучения. Разумное их применение дает возможность облегчить труд преподавателя, особенно при проведении мероприятий текущего контроля успеваемости, позволяя использовать такой вид измерения объема и глубины знаний студентов, как тестирование, которое в Тульском государственном университете является неотъемлемой частью всех испытаний текущей и промежуточной аттестаций. Очевидно, что при недостаточной валидности и прогностической надежности тестов практика тестирования не позволяет провести надежных измерений уровня интеллекта, креативности и профессиональной компетентности студентов [10], поэтому разработка банка тестов должна проводиться строго на основе государственных образовательных стандартов, и база тестов должна быть обязательно сертифицирована (например, соответствующим УМО). Следует учитывать, что тестирование, весьма часто направленное на определение правильности и оценку скорости разрешения искусственно сконструированных ситуаций, не может и не должно подменять ни письменного экзамена, ни устного собеседования преподавателя со студентом.

Анализируя данные аттестации студентов, ведущий преподаватель по дисциплине может выявить несоответствие результатов контрольных мероприятий по различным видам учебной деятельности (лабораторные работы, семинары, практические занятия и т.п.), установить причины этого и при необходимости оказать методическую

помощь менее квалифицированному коллеге. Тем самым реализуется механизм преемственности педагогического опыта, что оказывает позитивное влияние на качество учебного процесса.

При внедрении балльно-рейтинговой системы каждая кафедра вынуждена провести определенный объем работ по методическому обеспечению ее деятельности. Своеобразное самообследование кафедры позволяет выявить такие виды учебных занятий (это особенно касается раздела «задания по дисциплине»), которые иногда не несут в должном объеме обучающей функции и настолько не проработаны методически, что, по мнению самих преподавателей, их учет сводится только к учету посещаемости.

Опыт применения балльно-рейтинговой системы показал целесообразность учета в баллах посещаемости студентами учебных занятий. Это оказалось фактором, укрепляющим не только учебную дисциплину студентов, но и трудовую дисциплину некоторых преподавателей, неявно осуществлявших переход с методики очной на методику заочной формы обучения. Контроль преподавателем посещаемости, как любой вид педагогического контроля, направлен не только на деятельность студентов, но и на собственную деятельность и на взаимодействие студентов и педагога [11], поэтому возражения преподавателей против учета посещаемости часто являются косвенным результатом низкой самооценки проводимых ими занятий и желания устраниться от проведения воспитательной работы.

Другим несомненным достоинством балльно-рейтинговой системы является то, что в нее может быть органично введена система РИТМ как подсистема, ориентирующая преподавательский корпус на методические и организационные решения, усиливающие роль и значение самостоятельной работы студентов. Будучи гибким инструментом организации учебной работы, балльно-рейтинговая система не только увеличивает свободу выбора для обучаю-

щегося, открывая возможности применения более вариативных учебных планов, обеспечивающих включение в образовательные программы курсов по выбору, но и способствует реализации целей системы РИТМ и в конечном итоге основных задач образования в целом.

Балльно-рейтинговая система проявляется на всех этапах цикла: а) планирования образовательных услуг; б) их реализации; в) проверки результатов; г) анализа и необходимой корректировки [12] и поэтому должна рассматриваться не только как система оценки знаний студентов, но и как важнейшая составная часть системы контроля качества образовательной деятельности университета. Подробно прописанные в рабочих программах дисциплин мероприятия текущей семестровой работы должны находиться под пристальным вниманием внутреннего аудита, обеспечивающего контроль за их реализацией и уровнем методического обеспечения. Это должно способствовать поддержанию высокого, единого для всех факультетов уровня стандартов преподавания дисциплин, а также приобретению студентами глубоких и прочных базовых знаний, объективности получаемых студентами оценок.

Заключение

Подводя общий итог, можно констатировать, что доминантной идеей разработанной и внедренной в учебный процесс творческим коллективом преподавателей Тульского государственного университета версии кредитно-рейтинговой системы является поощрение и развитие самостоятельности и творческой инициативыобеих сторон процесса обучения: и преподавателей, и студентов.

Несмотря на то, что реализация кредит-но-рейтинговой системы требует внесения определенных изменений в организацию учебного процесса, преимущества её использования достаточно очевидны.

Литература

1. Попов Е.И. Система РИТМ: принципы, орга-

низация, методическое содержание // Высшее образование в России. - 1993. - № 4.

2. Фролов Н.Н. Ритм и качество // Вестник

высшей школы. - 1991. - № 8.

3. Организация вузовской системы образо-

вательных кредитов: Метод. пособие / Н.Н. Фролов, Г.В. Сундуков, В.В. Жигунов, В.А. Голутвин. - Тула, 2003.

4. Жигунов В.В, Фролов Н.Н. Опыт разра-

ботки и эксплуатации рейтинговой системы // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. статей. - Пенза, 2005.

5. Бадарч Д., Нарамцецег Я., Сазонов Б.А.

Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц. - М., 2003.

6. Многоуровневая система образования и

качество подготовки специалистов // Материалы VI межвузовской учебно-методической конференции. - М., 2004.

7. Бляхеров И.С, Руднев С.А, Фролов Н.Н,

Соколов Э.М. Многоступенчатое высшее профессиональное образование: профильный подход // Высшее образование в России. - 2003. - № 4.

8. Фролов Н.Н, Клейнерман А.Л. Реализа-

ция положений Болонской декларации в Тульском государственном университете // Новые образовательные технологии в учебном процессе: Сб. науч. трудов. -Вып. 2. -Тула, 2005.

9. Сазонов Б.А. Система зачетных единиц и

организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования. -Вып. 5. - М., 2005.

10. Равен Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы. -М., 1999.

11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д, 1999.

12. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.