Научная статья на тему 'Потенциальные возможности использования удельной оценки интегрального рейтинга учебной деятельности студентов в системе профессионального образования'

Потенциальные возможности использования удельной оценки интегрального рейтинга учебной деятельности студентов в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА / OBJECTIVE ASSESSMENT / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ СТУДЕНТОВ / УДЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИНТЕГРАЛЬНОГО РЕЙТИНГА СТУДЕНТОВ / THE INTEGRAL RATING OF STUDENTS / THE SPECIFIC APPRAISAL OF THE INTEGRAL RATING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Мойко Михаил Анатольевич

Актуальность и цели. Одной из актуальных проблем в системе высшего образования является проблема повышения объективности результатов учебной деятельности студентов. Цель работы выявить влияние применения удельной оценки текущего интегрального рейтинга обучаемых в учебно-воспитательном процессе на выполнение воспитательной цели обучения. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа результатов изменения удельной оценки интегрального рейтингового балла студентов, полученных в ходе проведения эксперимента. Методологический потенциал включает сравнительный анализ рейтинга по среднему арифметическому баллу и удельной оценки интегрального рейтингового балла студентов. Результаты. Исследовано положительное и отрицательное влияние оценивания учебной деятельности студентов на достижение воспитательной цели процесса обучения. Проанализированы результаты проведения эксперимента с применением удельной оценки интегрального рейтинга студентов в процессе профессионального обучения и выявлены ее потенциальные возможности для воспитательного процесса. Выводы. Применение удельной оценки интегрального рейтинга студентов является эффективным инструментом педагогического воздействия, способствующим эффективному достижению учебно-воспитательных целей процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Мойко Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT IS THE POTENTIAL USING OF A SPECIFIC APPRAISAL OF THE INTEGRAL RATING OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION

Background. One of the current problems in the system of higher education is a problem of increasing the objectivity of the results of learning activities of students. Purpose to identify the impact of the application specific integrated assessment of the current rankings of students in the educational process for the execution of educational learning goals. Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved by analyzing the results of changes in the specific evaluation of the integral rating score of students obtained in the course of the experiment. Methodological potential includes a comparative analysis of the rating on the arithmetic mean and the specific evaluation of the integral rating score of students. Results. The authors have investigated the positive and negative effect of evaluation of learning activities students to achieve educational goals of the learning process. The article analizes the results of the experiment with the use of specific evaluation of the integral rating of students in the vocational education and its potential for the educational process. Conclusions. Application specific integrated rating assessment of students is an effective tool of pedagogical influence and it is contributing to the effective attainment of educational goals of the learning.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности использования удельной оценки интегрального рейтинга учебной деятельности студентов в системе профессионального образования»

УДК 37.013

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УДЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ИНТЕГРАЛЬНОГО РЕЙТИНГА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. С. Мещеряков, М. А. Мойко

IT IS THE POTENTIAL USING OF A SPECIFIC APPRAISAL OF THE INTEGRAL RATING OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION

A. S. Mescheryakov, M. A. Moyko

Аннотация. Актуальность и цели. Одной из актуальных проблем в системе высшего образования является проблема повышения объективности результатов учебной деятельности студентов. Цель работы - выявить влияние применения удельной оценки текущего интегрального рейтинга обучаемых в учебно-воспитательном процессе на выполнение воспитательной цели обучения. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа результатов изменения удельной оценки интегрального рейтингового балла студентов, полученных в ходе проведения эксперимента. Методологический потенциал включает сравнительный анализ рейтинга по среднему арифметическому баллу и удельной оценки интегрального рейтингового балла студентов. Результаты. Исследовано положительное и отрицательное влияние оценивания учебной деятельности студентов на достижение воспитательной цели процесса обучения. Проанализированы результаты проведения эксперимента с применением удельной оценки интегрального рейтинга студентов в процессе профессионального обучения и выявлены ее потенциальные возможности для воспитательного процесса. Выводы. Применение удельной оценки интегрального рейтинга студентов является эффективным инструментом педагогического воздействия, способствующим эффективному достижению учебно-воспитательных целей процесса обучения.

Ключевые слова: объективная оценка, интегральный рейтинг студентов, удельная оценка интегрального рейтинга студентов.

Abstract. Background. One of the current problems in the system of higher education is a problem of increasing the objectivity of the results of learning activities of students. Purpose - to identify the impact of the application specific integrated assessment of the current rankings of students in the educational process for the execution of educational learning goals. Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved by analyzing the results of changes in the specific evaluation of the integral rating score of students obtained in the course of the experiment. Methodological potential includes a comparative analysis of the rating on the arithmetic mean and the specific evaluation of the integral rating score of students. Results. The authors have investigated the positive and negative effect of evaluation of learning activities students to achieve educational goals of the learning process. The article analizes the results of the experiment with the use of specific evaluation of the integral rating of students in the vocational education and its potential for the educational process. Conclusions. Application specific integrated rating assess-

ment of students is an effective tool of pedagogical influence and it is contributing to the effective attainment of educational goals of the learning.

Key words: objective assessment, the integral rating of students, the specific appraisal of the integral rating of students.

Взаимосвязь объективных и субъективных факторов развития общества, экономики и государства затрагивает и учебно-воспитательный процесс как одну из сфер практической деятельности людей. Субъективные факторы (воля человека, сознание, опыт, сформированные знания, умения и навыки, воспитание) являются основой влияния на развитие или изменение объективных факторов (природная среда, способы производства, системы экономических отношений и т.п.). Однако сами субъективные факторы в свою очередь зависят от объективных.

Рассматривая процесс обучения, заметим, что на формирование индивидуума и на его профессиональное самоопределение существенное влияние оказывают те объективные условия, в которых он находится в период получения образования. От их социальной значимости зависит не только качество подготовки студентов, но и дальнейшая профессиональная направленность и ценность будущего специалиста в современном информационном обществе. Таким образом, появилась необходимость создания инструментов педагогического воздействия, которые при учете индивидуальных особенностей обучаемых станут объективными факторами, помогающими в профессиональном самоопределении студентов, в формировании и развитии учебных знаний, умений, навыков, ключевых компетенций и позволяющими эффективно решать воспитательную цель процесса обучения.

На наш взгляд, создание условий, при которых успешная учебная деятельность обучаемых, проявленная ими творческая активность, дисциплинированность, своевременность выполнения работы и т.д. будут мотивированы открытой для ознакомления студентов удельной оценкой интегрального рейтингового балла, связанной с промежуточной аттестацией студентов, эффективно повлияет на учебно-воспитательный процесс. Вопрос о важности своевременного и объективного оценивания учебной деятельности учащихся остается актуальным всегда, так как непосредственно влияет на решение воспитательной цели обучения и, следовательно, на эффективность этого процесса. Однако, на наш взгляд, применение для оценивания среднего арифметического балла не обеспечивает такой объективности. Кроме того, резкий переход от среднего арифметического балла, до сих пор используемого в общеобразовательных учебных заведениях, к рейтинговой оценке работы студентов в системах высшего профессионального образования создает стрессовую ситуацию для абитуриента и будущего студента. Именно это, по нашему мнению, является одним из весомых аргументов, которые обуславливают целесообразность введения рейтинговой системы оценивания учебной работы учащихся на старшей ступени обучения в общеобразовательных учебных заведениях, а также в системах начального и среднего профессионального образования. Другим не менее важным фактором является обеспечение условий для начала формирования процесса профессионального самоопределения на более ранних ступенях обучения с целью обеспечения правильности выбора профессии.

С учетом этих факторов для создания необходимых условий для формирования профессионального самоопределения и развития профессионально значимых черт характера личности нами было предложено использовать специализированную рейтинговую таблицу оценивания учебной деятельности студентов (ЭРТС) с применением удельного интегрального рейтингового балла (УИРС). Основное отличие данной оценки от используемых в системах общего и профессионального образования состоит в следующем:

- общий интегральный балл складывается по нескольким критериям оценивания (посещаемость занятий, качество ответа, своевременность выполнения заданий, наличие конспектов и т.п.);

- итоговая оценка распределяется не по количеству заработанных баллов, а по количеству пройденных на данный момент занятий;

- при оценивании учащихся не снижается балл, если студент отсутствовал на занятии по уважительной причине (болезнь, соревнование, конкурс, конференция и т.п.);

- созданы условия для отработки пропусков с последующим изменением рейтинговой оценки.

Использование такой оценки и своевременное доведение до обучаемых информации об изменении ее текущего значения, на наш взгляд, является подготовительным этапом к работе с рейтинговой оценкой в вузах. Основная цель ее применения - формирование, развитие и закрепление мнения учащихся о том, что результаты их учебной деятельности целиком и полностью зависят от них самих, от проявленного ими стремления к учебе, качества и своевременности выполнения работы, дисциплинированности и других факторов, напрямую связанных с будущим успешным профессиональным образованием, профессиональной деятельностью и социальной адаптацией в современном обществе.

Рассматривая возможность наиболее объективного оценивания учебной работы студентов, мы пришли к выводу, что использование среднего арифметического балла, а также периодического (непостоянного, текущего) оценивания в течение полугодия (семестра) или даже по контрольным точкам (срезовым контрольным работам) не позволяет решить задачу: качественно и эффективно выставлять оценку всей учебной деятельности обучаемых. Для повышения объективности нами были разработаны, введены и апробированы УИРС и интегральный рейтинг учебной деятельности студентов (ИРС) [1]. С целью оперативности проведения вычисления данных баллов была доработана электронная рейтинговая таблица оценивания учебной деятельности студентов (ЭРТС).

Результаты проведенных экспериментов с первичной таблицей ЭРТС (без использования УИРС) и их анализ публиковались нами ранее в статьях [2-5]. В 2013-2014 учебном году на базе Юридического колледжа Пензенского государственного университета была использована новая, усовершенствованная ЭРТС (с использованием УИРС). В качестве подтверждения результатов влияния открытого текущего рейтинга на процесс развития активности и самостоятельности студентов мы приводим данные, показывающие количество выполненных студентами самостоятельных работ - решение задач, подготовка докладов и т.п. (табл. 1 и рис. 1).

Таблица 1

Количество выполненных студентами самостоятельных работ

Дата Количество выполненных самостоятельных работ

14.01.2014 г. 61 %

11.02.2014 г. 64%

4.03.2014 г. 67%

11.03.2014 г. 80%

1.04.2014 г. 89%

I

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

- Количество выполненных самостоятельных работ

14.01.2014 г. 11.02.2014 г. 4.03.2014 г. 11.03.2014 г. 1.04.2014 г.

Дата

Рис. 1. Количество выполненных студентами самостоятельных работ

Итоговая диаграмма, отражающая УИРС студентов первой и второй экспериментальных групп, позволяет определить наиболее успешных на данный момент обучения учащихся (рис. 2, 3).

Проанализировав диаграммы итогового рейтинга экспериментальных групп № 1 и № 2, мы сделали следующие выводы:

- текущий рейтинг по усредненному баллу (среднее арифметическое) обычно выше, чем по накопительно-усредненной оценке (УИРС);

- разница между данными рейтингами у большинства студентов различна и только в отдельных случаях совпадает (когда студент либо выполняет все требования критериев оценки, либо вообще не выполняет их).

Так, например, в нашем эксперименте полное совпадение среднего арифметического балла наблюдается у самого активного и творческого студента (студент № 12 из экспериментальной группы № 1) и самого неактивного (студент № 26 из экспериментальной группы № 1). Это позволяет уже в ходе начального и среднего профессионального обучения определить наиболее успешных, среднеуспевающих и неуспевающих учащихся.

Исследуя динамику изменения рейтинговой оценки учебной деятельности обучаемых, педагог получает всю необходимую картину процесса обучения и тем самым может более эффективно применять свои профессиональные навыки, умения и знания для организации дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, мы еще раз делаем вывод о том, что применение ЭРТС и УИРС в учебном процессе как инструмента педагогического воздействия для решения воспитательной цели непосредственно влияет и на эффективность обучения.

Студент № 1

Студент № 31 Студент № 29 "

Студент № 2 """""""" Студент № 3

Студент № 28 Студент № 27 Студент № 26 Студент № 25 Студент № 24 Студент № 23 Студент № 22 Студент № 21 Студент № 20

Студент № 19

Студент № 4

Студент № 5 Студент № 6 Студент № 7 Студент № 8 Студент № 9 Студент № 10 Студент № 11 Студент № 12 Студент № 13

Студент № 18

Студент № 17

Студент № 14 Студент № 15

Студент № 16

■ О "Текущий рейтинг Ш (по усредненному баллу, средняя арифметическая оценка) ^^Текущий рейтинг Ш (по накопительно-усредненной оценке, УИРС)

Рис. 2. Итоговый рейтинг экспериментальной группы № 1 (на 04.03.2014)

Студент № 1

" ♦ " Текущий рейтинг И (по усредненному баллу, средняя арифметическая оценка) • Текущий рейтинг И (по накопительно-усредненной оценке, УИРС)

Рис. 3. Итоговый рейтинг экспериментальной группы № 2 (на 04.03.2014)

Список литературы

1. Мещеряков, А. С. Интегральная оценка учебной деятельности обучающихся в системах общего и высшего профессионального образования / А. С. Мещеряков, М. А. Мойко // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. - М. : МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. - С. 79-81.

2. Мещеряков, А. С. Обеспечение преемственности в оценке учебной деятельности в системе «общее - высшее профессиональное образование» / А. С. Мещеряков, М. А. Мойко // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 4. - С. 41-45.

3. Мойко, М. А. Результаты применения рейтинговой электронной таблицы оценивания учебной деятельности / М. А. Мойко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 3 (23). - С. 121-127.

4. Мещеряков, А. С. Анализ результатов применения руйтинговых таблиц оценивания учебной деятельности обучающихся в системе «общее - высшее профессиональное образование» / А. С. Мещеряков, М. А. Мойко // European social science journal. - 2012. - № 10 (2). - Р. 53-61.

5. Мещеряков, А. С. Анализ результатов применения рейтинговых таблиц оценивания учебной деятельности обучающихся в системе «общее - высшее профессиональное образование» / А. С. Мещеряков // European social science journal. - 2012. -№ 10 (2). - P. 53-61.

Мещеряков Анатолий Семенович доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет E-mail: metal@pnzgu.ru

Mescheryakov Anatoliy Semenovich doctor of education, professor, sub-department of welding, foundry and materials, Penza State University

Мойко Михаил Анатольевич

преподаватель физики, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 64 г. Пензы» E-mail: mikel1969@mail.ru

Moyko Mihail Anatolevich teacher of Physics, Municipal Educational Institution Secondary School № 64 of Penza

УДК 37.013 Мещеряков, А. С.

Потенциальные возможности использования удельной оценки интегрального рейтинга учебной деятельности студентов в системе профессионального образования / А. С. Мещеряков, М. А. Мойко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 4 (12). - С. 214-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.