Научная статья на тему 'Стимулирующая роль рейтинговой системы в оценке знаний студентов'

Стимулирующая роль рейтинговой системы в оценке знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / RATING SYSTEM / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / УРОВЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОМПЕТЕНТНОСТИ / FORMATION COMPETENCE LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дяйкин А.Д.

В статье рассматривается стимулирующая роль рейтинговой системы в оценке знаний студентов, показана комплексная оценка уровня сформированности компетентности будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STIMULATING ROLE OF THE RATING SYSTEM IN ASSESSMENT OF STUDENTS '' KNOWLEDGE

The paper discusses the stimulating role of the rating system in assessment of students ‘ knowledge, shows a comprehensive assessment the formation competence level of future specialists

Текст научной работы на тему «Стимулирующая роль рейтинговой системы в оценке знаний студентов»

УДК 371 (075)

СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

А.Д. Дяйкин

В статье рассматривается стимулирующая роль рейтинговой системы в оценке знаний студентов, показана комплексная оценка уровня сформированности компетентности будущего специалиста

Ключевые слова: рейтинговая система, оценка, уровень формирования сомпетентности

В современных условиях, когда осуществляется переход системы высшего образования на новую компетентностную парадигму, остро встает вопрос о контроле сформированности компетентности будущего специалиста. Очевидно, что традиционная система педагогического контроля была направлена, прежде всего, на оценку знаний студентов. Сегодня, когда в процессе профессионального образования будущий специалист должен приобрести не только профессиональные знания, умения и навыки, но и первичный профессиональный опыт, развить личностные профессионально значимые качества, овладеть общекультурными компетенциями, зачетов и экзаменов недостаточно для объективной оценки, которая должна носить комплексный характер. Следует также учитывать и психологический фактор - меры ответственности преподавателя, объективность отношения к тому или иному студенту, принципиальность и многое другое.

По мнению В.П. Беспалько «... субъективность оценок при контроле знаний традиционными методами и невоспроизводимость (неповторимость) результатов, не позволяют принять реалистичные и действенные решения о дидактических процессах и путях их совершенствования» [2, с. 38].

М.А. Чошанов отмечает, что традиционная дискретно-сессионная система контроля и оценки знаний «имеет существенный недостаток, который заключается в том, что все «нити» контроля и «рычаги» управления находятся в руках преподавателя. Это лишает обучающегося инициативы, самостоятельности и состязательности в процессе обучения [5, с. 88].

К недостаткам действующей системы проверки и оценки знаний следует отнести: нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование преподавателем характерных черт читаемого курса и условий деятельности, стихийность, несистематичность ее проведения.

Дяйкин Антон Дмитриевич - ВИВТ, аспирант; НИУ «Высшая школа экономики», ст. преподаватель, e-mail: adyaikin@hse.ru

Личные качества отражаются на характере преподавания, а также на процессе контроля знаний.

Субъективность оценки знаний связана в определенной мере и с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко выставленная отметка оценивает знания студентов выборочно проверяются отдельные, иногда второстепенные вопросы, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении, навыков.

Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Можно сделать вывод, что для объективной оценки сформированности

компетенций студентов необходимо использование системы методов и средств оценивания.

Одним из эффективных методов является рейтинговая система контроля и оценки знаний обучающихся. Главной особенностью рейтинговой системы является передача функций контроля от преподавателя к обучающемуся.

Рейтинговая система контроля состоит в накоплении студентами баллов за различные виды работ (ответы на вопросы, выполнение практических, творческих работ, подготовку презентаций и т.д.) в течение семестра. Это многобалльная шкала отметки, отражающая текущее положение знаний обучаемого как в абсолютном, так и в относительном (среди студентов группы, в сравнении со своими предыдущими результатами) плане. Она формирует рейтинг путем суммирования результатов текущей деятельности обучающегося внутри каждой дисциплины [4, с. 65].

Суть рейтинговой системы в следующем:

• итоговая оценка по курсу, которая вносится в зачетку, отражает результаты всей учебной работы, проделанной студентом в течение семестра, а не только итоги сдачи зачета или экзамена;

• для того чтобы объективно оценить результаты этой работы студента, в учебный процесс вводится система различных по форме и содержанию форм контроля, каждая из которых

оценивается определенным числом баллов (это могут быть тестирование, презентации,

коллоквиумы, письменные творческие здания и др., за успешное выполнение которых студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы);

• итоговый рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за выполнение заданий, включая финальные формы контроля - зачет/экзамен;

• итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему - частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.

Рейтинг - это индивидуальный индекс успеваемости обучающегося, полученный им путем набора баллов по результату контроля знаний: текущего, промежуточного или итогового. Каждый вид контроля составляет определенный процент в общей оценки знаний студента. К примеру, это может выглядить следующим образом:

- текущий - дает до 30-35 % общей максимальной оценки;

- промежуточный - 20-25 %;

- практические занятия и курсовые работы -до 25 %;

- итоговая доля баллов, полученных на экзамене (зачете) - около 20 %.

В разных модификациях системы оценки знаний в зависимости от видов применяемого контроля используется различная классификация рейтинга.

При этом, при окончательном рейтинге обучающихся возможно учитывать поощрительные баллы за научную деятельность (участие в научно-исследовательской работе, научно-практических конференциях и т.д.), участие в олимпиадах и конкурсах научных работ и т.д.

Шкала рейтинговых оценок известна и преподавателю и обучающемуся. В результате исчезает фактор предвзятости, субъективизм [5, с. 218].

Как отмечает Т.М. Захожая, рейтинговая система контроля и оценки знаний опирается на общие функции контроля - обучающую,

воспитательную, диагностическую, развивающую, мотивационную [3, с. 32].

Мотивационная функция - направлена на стимулирование обучающихся к дальнейшей учебной работе, самостоятельному углублению своих знаний. Оценивая знания обучающегося, преподаватель не просто констатирует состояние знаний, умений и навыков обучающихся, но и направляет его в учебной работе, дает дополнительную мотивацию к познавательной деятельности.

Обучающая функция - позволяет преподавателям определить степень владения знаниями и пробелы в них.

Воспитательная функция способствует развитию ответственности, дисциплинированности, самостоятельности и других личностных профессионально значимых качеств.

Диагностическая функция - проявляется в объективном оценивании знаний обучающихся по всем циклам учебных дисциплин. Помогает определить причины отставания отдельных студентов в усвоении учебного материала, негативного отношения к обучению и т.д. Иначе говоря, контроль в этом случае служит инструментом диагностики - устанавливает сильные и слабые стороны успеваемости и развития обучающегося, помогает понять причины и наметить пути к успешному обучению и интенсивному развитию умственных способностей студентов.

Развивающая функция - преподаватель имеет возможность отслеживать уровень умственного развития обучающегося, успехи или отставание в этом развитии: особенности восприятия, типов и процессов памяти, развития мыслительной деятельности, речи, воображения. Это позволяет лучше учитывать индивидуальные особенности развития познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого.

Следует отметить, что при использовании рейтинговой системы необходимо ввести понятия: нормативный рейтинг, накопленный (или фактический) рейтинг, проходной рейтинг.

-нормативный рейтинг- это максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины. Нормативный рейтинг дисциплины зависит от длительности освоения дисциплины и может

составлять от 50 баллов, до 100 баллов, о чем студент должен знать заранее;

-накопленный рейтинг- это фактический рейтинг по всем освоенным к данному моменту разделам дисциплины, включая их текущий, рубежный и итоговый контроль;

-проходной рейтинг- это минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине. Проходной рейтинг для дисциплины устанавливает преподаватель. К примеру, он может составлять 50% от нормативного рейтинга. Если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга -дисциплина считается неосвоенной, т.е. студент получает двойку.

Основным преимуществом рейтинговой системы можно считать ее объективность, так как выполнение разнообразных заданий и накопление баллов позволяет оценивать уровень знаний практически по всем темам дисциплины (отсутствует выборочность оценки знаний как на экзамене), к тому же учитывается научно-исследовательская работа, активность и инициативность студентов. Баллы также позволяют более точно оценить выполнение задания, чем принятые «удовлетворительно», «хорошо», или «отлично». Ведь все известно, что тройка тройке рознь. Тоже касается и четверки, и пятерки. Баллы позволяют устранить этот недостаток. Немаловажно и то, что исключается решающая роль итогового контроля - экзамена или зачета. Нередки случаи, когда студент хорошо или даже отлично занимался в течение семестра, а на экзамене отвечал не очень хорошо - растерялся, переволновался и т.д. Преподаватель вынужден ему поставить посредственную оценку. В рейтинговой системе такая ситуация исключается.

Использование рейтинговой системы контроля и оценки знаний также позволяет:

- развивать самостоятельность, инициативность, дисциплинированность,стремление занять более высокое место в рейтинге в процессе изучения учебной дисциплины;

- учитывать индивидуальные качества обучающихся и соответственно разрабатывать индивидуальные темпы изучения учебного материала;

- реализовать«индивидуальные траектории профессионального развития будущего специалиста,

позволяя ему удовлетворять свои интересы в данной области, выбирать темпы изучения материала» [1, с. 126];

- получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел студента, группы за любой промежуток времени и на текущий момент;

- регулировать учебный процесс в соответствии с целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;

- использовать в процессе обучения компьютерные системы, вычислительную и организационную технику;

- свободно выбирать в соответствии со способностями и наклонностями обучающихся уровень и направленность подготовки.

Таким образом, рейтинговая система является одним из эффективных методов оценки не только знаний студентов, но и компетентности будущего специалиста, формируемой в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Литература

1. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста/ И.Ф. Бережная. - Воронеж, ИПЦ «Научная книга», 2012. - 220 с.

2. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.

3. Захожая Т.М. Рейтинговая система контроля: опыт использования в Российской высшей школе / Т.М. Захожая // Журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». - 2009. -№ 4(2). - С.31-40.

4. Педагогический энциклопедический словарь / Глав.ред. Б.М. Бим-Бад - М., 2002. - 528 с.

5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. -М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

6. Комарова Э.П. Психолого педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. - 2012. - Т.8. - №10.2 - С 25-27.

7. Комарова Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-

нравсвенного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10. - №3.2 -С.43-46.

Национальный исследовательский университет «Высшей школы экономики», г. Воронеж Воронежскийинститутвысокихтехнологий

THE STIMULATING ROLE OF THE RATING SYSTEM IN ASSESSMENT OF STUDENTS '

KNOWLEDGE

A. D. Dyaikin

The paper discusses the stimulating role of the rating system in assessment of students ' knowledge, shows a comprehensive assessment the formation competence level of future specialists

Key words. Rating system, assessment, formation competence level

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.