Научная статья на тему 'Рейтинговая система оценки знаний глазами студентов'

Рейтинговая система оценки знаний глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / RATING / ASSESSMENT OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коневалова Н. Ю., Городецкая И. В., Загнойко Э. А., Герасименко Ю. Э.

С целью выяснения отношения студентов к введению рейтинговой системы оценки знаний и для её усовершенствования студенческим сектором лаборатории инновационной педагогики ВГМУ было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие студенты лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов. Подавляющее большинство студентов считают нецелесообразным использование «понижающего» коэффициента. Большая часть студентов высказалась за пересчет рейтинга после пересдач. По вопросу о том, что при подсчете рейтинга необходимо учитывать только 50% лучших оценок мнения студентов разделились больше половины студентов лечебного и фармацевтического факультетов полагают это целесообразным, а большинство студентов-стоматологов, что нет. Большинство студентов лечебного и фармацевтического факультетов и практически все студенты стоматологического факультета считают целесообразным повышение рейтинга за счёт внеучебной деятельности. Таким образом, основная масса студентов заинтересована во введении рейтинговой системы оценки знаний. Вместе с тем, результаты анкетирования показали, что необходима дальнейшая работа по ее усовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коневалова Н. Ю., Городецкая И. В., Загнойко Э. А., Герасименко Ю. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the purpose of clarification of the relation of students to introduction of rating system of an assessment of knowledge and for its improvement by student's sector of laboratory of innovative pedagogics of VGMU anonymous questioning in which students of medical, pharmaceutical and stomatologic faculties took part was carried out. The vast majority of students consider inexpedient use of «lowering» factor. The most part of students supported rating recalculation after a repeating an examination. That at calculation of a rating is necessary to consider only 50% of the best estimates of opinion of students were divided more than a half of students of medical and pharmaceutical faculties believe it expedient, and the majority of students stomatologists that isn't present. The majority of students of medical and pharmaceutical faculties and practically all students of stomatologic faculty consider expedient rating increase at the expense of extracurricular activities. Thus, the bulk of students is interested in introduction of rating system of an assessment of knowledge. At the same time, results of questioning showed that further work on its improvement is necessary.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая система оценки знаний глазами студентов»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

КОНЕВАЛОВА Н.Ю.*, ГОРОДЕЦКАЯ И.В.**, ЗАГНОЙКО Э.А., ГЕРАСИМЕНКО Ю.Э.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра общей и клинической биохимии, * кафедра нормальной физиологии**

Резюме. С целью выяснения отношения студентов к введению рейтинговой системы оценки знаний и для её усовершенствования студенческим сектором лаборатории инновационной педагогики ВГМУ было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие студенты лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов. Подавляющее большинство студентов считают нецелесообразным использование «понижающего» коэффициента. Большая часть студентов высказалась за пересчет рейтинга после пересдач. По вопросу о том, что при подсчете рейтинга необходимо учитывать только 50% лучших оценок мнения студентов разделились: больше половины студентов лечебного и фармацевтического факультетов полагают это целесообразным, а большинство студентов-стоматологов, что нет. Большинство студентов лечебного и фармацевтического факультетов и практически все студенты стоматологического факультета считают целесообразным повышение рейтинга за счёт внеучебной деятельности. Таким образом, основная масса студентов заинтересована во введении рейтинговой системы оценки знаний. Вместе с тем, результаты анкетирования показали, что необходима дальнейшая работа по ее усовершенствованию.

Ключевые слова: рейтинг, оценка знаний.

Abstract. With the purpose of clearing out the attitude of the students to the introduction of rating system for assessment of knowledge and for its improvement an anonymous poll was conducted by the students’ sector of innovatory pedagogics laboratory of VSMU. Students of the medical, pharmaceutical and stomatological faculties took part in it. The overwhelming majority of the students consider the use of «lowering» coefficient to be inexpedient. The major part of the students supported the idea of recalculation of their rating after retaking of an examination. The students were not unanimous with respect to the question whether only 50% of the best marks should be considered on rating calculation: more than a half of the medical and pharmaceutical students consider it to be rational, but the majority of the stomatological students have an opposite opinion. The majority of the students of the medical and pharmaceutical faculties and practically all the students of the stomatological faculty consider expedient to increase their rating at the expense of extracurricular activities. Thus, the great bulk of the students are interested in the introduction of rating system to assess their knowledge. At the same time, the results of the poll have shown that further work aimed at its improvement is necessary.

Рейтинг - категория педагогической ква-лиметрии. Это уровневый результирую щий показатель учебной, научной и

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет, кафедра нормальной физиологии, тел. 8 (0212) 37-07-54 - Городецкая И.В.

творческой деятельности студентов, отражающий ее продуктивность и качество.

Цель введения рейтинга - через объективную оценку работы студентов улучшить качество образовательного процесса в вузе.

Задачи рейтинга:

• повысить интенсивность обучения,

объективизировать и дифференцировать результаты труда студентов;

• создать мотивацию для стимулирования их личностного роста;

• совершенствовать систему материального и морального поощрения наиболее эффективной части студентов;

• обосновать принимаемые управленческие решения в области кадровой политики.

С целью выяснения отношения студентов к введению рейтинговой системы оценки знаний и для её усовершенствования студенческим сектором лаборатории инновационной педагогики ВГМУ было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие студенты лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов. Были предложены следующие вопросы:

1. «Считаете ли Вы целесообразным введение «понижающего» коэффициента?»

2. «Считаете ли Вы необходимым пересчитывать рейтинг после пересдач?»

3. «Ваше отношение к тому, что при подсчёте рейтинга необходимо учитывать только 50% лучших оценок?»

4. «Целесообразно ли повышение рейтинга за счёт внеучебной деятельности?»

По первому вопросу: «Считаете ли Вы целесообразным введение «понижающего» коэффициента?» студенты лечебного факультета высказались следующим образом: на 1 курсе «за» проголосовали 26% учащихся, на 2-9%, на 3 курсе - 5%, на 4-7%. Мнения студентов 5 и 6 курсов сошлись - по 11% респондентов проголосовали «за» (рис. 1).

Студенты фармацевтического факультета проголосовали так: «за» - 13% студентов 1 курса, 6% студентов 2 курса. А вот студенты 3, 4, и 5 курсов единогласно проголосовали против введения понижающего коэффициента (рис. 2).

Рис. 1. Считаете ли Вы целесообразным введение «понижающего» коэффициента? Высказывания студентов лечебного факультета.

100

80

60

40

20

0

-

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

100

80

60

40

20

/—7\

/—71

____

и-ґ

0

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Рис. 3. Считаете ли Вы целесообразным введение «понижающего» коэффициента?

Высказывания студентов стоматологического факультета.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Лечебный Фармацевтический Стоматологический

факультет факультет факультет

Рис. 4. Считаете ли Вы целесообразным введение «понижающего» коэффициента?

Высказывания студентов всех факультетов.

Студенты стоматологического факультета высказались следующим образом: с 1 по 4 курс единогласно «против», 5 курс - 20% «за» (рис. 3).

Итак, в целом по факультетам: «за» -только 12% студентов лечебного факультета, 10% - фармацевтического и 4% - стоматологического факультета (рис. 4).

Были высказаны следующие аргументы в пользу своих ответов:

«За»

- Студент будет серьёзнее относиться к учебе.

- Это будет являться неким стимулом для подготовки к итоговым занятиям и экзаменам.

- Бывает большая нагрузка, с первого раза не всегда удается подготовиться по всем дисциплинам.

- Стимулирует студентов к подготовке к каждому занятию.

- У студента есть стимул к сдаче итогового с первого раза.

- Не стоит уравнивать в оценках тех, кто сдал с первого раза, и тех, кто сдал с последующих.

«Против»

- Это метод контроля дисциплины, а не знаний.

- Мы считаем, что учёба в медицинском университете сложна и понижающий «коэффициент» будет отрицательно влиять на успеваемость.

- Нужно проявлять жалость к студентам.

- Количество попыток не имеет значения, главное - получение знаний в процессе обучения.

- Студенты не могут быть за то, чтобы были ниже оценки.

- Не нужно портить рейтинг студентам!

- Так как оценки у студентов стали ниже, это не на руку студенту, а также деканату и в целом университету.

- Так как нагрузка большая, с первого раза хорошо подготовиться по всем дисциплинам не удается.

Второй вопрос: «Считаете ли Вы необходимым пересчитывать рейтинг после пересдач?»

Студенты лечебного факультета высказались следующим образом: 1 и 4 курс единогласно «за», 2, 3 и 5 курсы «за» 89%, 6 курс -86% (рис. 5).

Студенты фармацевтического факультета проголосовали так: 1-й, 2-й и 4-й курс «за» 100%, 3 курс - 92%, 5 курс - 63% (рис. 6).

Студенты стоматологического факультета, проголосовавшие «за»: 1 курс - 60%, 2 курс - 50%, 3 и 4 курсы - 100%, 5 курс - 40% (рис. 7).

В целом по факультетам: лечебный факультет «за» 92%, фармацевтический - 91%, стоматологический - 70% респондентов (рис. 8).

Были высказаны следующие аргументы:

«За»

- После пересдач рейтинг повышается и это положительно скажется на итоговом рейтинге.

- Все имеют право на исправление, даже хороший человек может оступиться!

100п

0

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

Рис. 5. Считаете ли Вы необходимым пересчитывать рейтинг после пересдач? Высказывания студентов лечебного факультета.

100 80 60 40 20

0

1 □ за

□ против

Ц-

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

100

80

60

40

20

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Рис. 7. Считаете ли Вы необходимым пересчитывать рейтинг после пересдач? Высказывания студентов стоматологического факультета.

100

80

60

40

20

0

Лечебный

факультет

Фармацевтический Стоматологический факультет факультет

Рис. 8. Считаете ли Вы необходимым пересчитывать рейтинг после пересдач? Высказывания студентов всех факультетов.

- Студент повысил свои знания по той или иной дисциплине, разобрался в своих ошибках.

- Пересдача предполагает повышение оценки и, как следствие, увеличение рейтинга.

«Против»

- Это нецелесообразно.

На третий вопрос: «Ваше отношение к тому, что при подсчёте рейтинга необходимо учитывать только 50% лучших оценок?» положительно ответили 44% студентов

1 курса лечебного факультета, 70% студентов

2 курса, 90% студентов 3 курса, 87% студентов 4 курса, 70% студентов 5 курса и 53% студентов 6 курса (рис. 9).

Студенты фармацевтического факультета так определились со своим выбором: «за» на 1 курсе - 69% респондентов, на 2 курсе -

65%, на 3 курсе - 77%, на 4 курсе - 33%, на 5 курсе - 56% (рис. 10).

Студенты стоматологического факультета: 1, 2 и 4 курсы все против, 3 и 5 курсы - по 20% «за» (рис. 11).

Итак, в целом по факультетам высказались «за»: лечебный факультет - 69%, фармацевтический - 60%, стоматологический - 8% респондентов (рис. 12).

Были предложены следующие обоснования:

«За»

- Рейтинг станет выше!

- Но только при условии, что студент готовится к каждому занятию и получает оценку на каждом занятии.

- Увеличивается вероятность получения более высокой оценки на экзамене.

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

Рис. 9. Ваше отношение к тому, что при подсчёте рейтинга необходимо учитывать только 50% лучших оценок?

Высказывания студентов лечебного факультета.

80

70

60

50

40

30

20

10

0

1за □ против

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Рис. 10. Ваше отношение к тому, что при подсчёте рейтинга необходимо учитывать только 50% лучших оценок?

Высказывания студентов фармацевтического факультета.

100

80

60

40

20

0

/ /1

0

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Рис. 11. Ваше отношение к тому, что при подсчёте рейтинга необходимо учитывать только 50% лучших оценок?

Высказывания студентов стоматологического факультета.

100 80 60 40 20 0

Лечебный факультет Фармацевтический Стоматологический

факультет факультет

Рис. 12. Ваше отношение к тому, что при подсчёте рейтинга необходимо учитывать

только 50% лучших оценок?

Высказывания студентов всех факультетов.

- В силу различных причин студент может и не подготовиться один раз, и это не должно влиять на его успеваемость. Все мы люди!

- Это поможет студентам со средней успеваемостью получить хороший рейтинг.

- Если рейтинг будет направлен в сторону студента, от этого не будет хуже ни преподавателям, ни администрации.

- Нужно учитывать все оценки, так как студент их заслуженно получал в течение семестра.

«Против»

- Должны учитываться все оценки, во имя справедливости.

- Рациональней учитывать все оценки.

Четвертый вопрос: «Целесообразно ли повышение рейтинга за счёт внеучебной деятельности?»

Студенты лечебного факультета проголосовали следующим образом - «за»: 1 курс -70%, 2 и 3 курсы по 82%, 4 курс - 63%, 5 курс

- 67%, 6 курс - 56% (рис. 13).

Студенты фармацевтического факультета - «за»: 1 курс - 82%, 2 и 3 курсы - 77%, 4 курс - 67%, 5 курс - 63% (рис. 14).

Стоматологический факультет: «за» по 80% студентов 1 и 5 курса и все студенты 2 - 4 курсов (рис. 15).

В целом, по факультетам высказались

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

1— □ за

— □ портив

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

100 80 60 40 20 0

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Рис. 14. Целесообразно ли повышение рейтинга за счёт внеучебной деятельности? Высказывания студентов фармацевтического факультета.

100 80 60 40 20 0

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Рис. 15. Целесообразно ли повышение рейтинга за счёт внеучебной деятельности? Высказывания студентов стоматологического факультета.

Лечебный Фармацевтический Стоматологический

факультет факультет факультет

Рис. І6. Целесообразно ли повышение рейтинга за счёт внеучебной деятельности? Высказывания студентов всех факультетов.

«за»: лечебный факультет - 70%, фармацевтический - 73, стоматологический - 92% (рис. 16).

Были высказаны следующие обоснования по этому вопросу:

«За»

- Любая деятельность должна поощряться.

- Это дополнительная возможность по

высить рейтинг + дополнительные знания для студента + повышение мотивации к учебе.

- Занимаясь внеучебной деятельностью, студент приобретает новые знания, которые глубже учебной программы. К тому же это поможет набрать максимальный рейтинг.

- Рвение студента к научной деятельности обязательно должно поощряться.

- Внеучебная деятельность студента во благо нашего любимого университета должна поощряться.

- Не каждый, кто одарён тягой к знаниям и удачей в учёбе, одарён талантом в творчестве и умением завоёвывать внимание людей своей деятельностью, связанной с искусством. Но не каждый такой человек одарён ценным интеллектом для достижения научных вершин. Если одних оценивают за знания, то почему других нельзя оценивать за вклад в культурную жизнь университета. Ведь те и другие в некоторой степени помогают друг другу в студенческой жизни.

«Против»

- В случае, если эта внеучебная деятельность - пение, танцы, КВН, то нет. Но если это участие и работа в научных кружках, то да.

- На первом курсе нет возможности принимать участие во внеучебной деятельности.

- Основная задача в университете - хорошо усвоить учебный материал.

- Студенты должны учиться и будут врачами, а не певцами и танцорами.

- Это лазейка для недобросовестных студентов, которые, не добирая учебного рейтинга, занимаются внеучебной деятельностью.

- Внеучебная деятельность должна влиять на обеспечение студентов общежитием, на прибавку к стипендии и т.д.

- Внеучебная деятельность не взаимосвязана с учебой, т.е. это несправедливо к тем, кто ею не занимается. Внеучебная деятель-

ность - это личное предпочтение, таланты и прочее для «души», поэтому её нельзя приравнивать к учебной деятельности.

- Учебная деятельность - обязанность каждого студента, а внеучебная деятельность

- добровольное мероприятие!

Заключение

1. Подавляющее большинство студентов всех факультетов (88-96%) считают нецелесообразным использование «понижающего» коэффициента. Обращает на себя внимание тот факт, что за его введение на лечебном и фармацевтическом факультетах высказались студенты-первокурсники, а на стоматологическом факультете, напротив, старшекурсники.

2. От 70 до 92% студентов всех факультетов высказались за пересчет рейтинга после пересдач. При этом наименьшее количество проголосовавших «за» - это студенты выпускных курсов всех факультетов.

3. По вопросу о том, что при подсчете рейтинга необходимо учитывать только 50% лучших оценок, мнения студентов различных факультетов разделились: больше половины студентов лечебного и фармацевтического факультетов (соответственно 69 и 60%) полагают это целесообразным, а большинство сту-дентов-стоматологов (92%), что нет.

4. Большинство студентов лечебного и фармацевтического факультетов (70 и 73%) и практически все студенты стоматологического факультета (92%) считают целесообразным повышение рейтинга за счёт внеучебной деятельности.

5. Основная масса студентов заинтересована во введении рейтинговой системы оценки знаний. Вместе с тем, результаты анкетирования показали, что необходима дальнейшая работа по ее усовершенствованию.

Поступила 27.06.2012 г. Принята в печать 05.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.