ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
© ГОРОДЕЦКАЯ И.В., ЗАГНОЙКО Э.А., 2014
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВГМУ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
ГОРОДЕЦКАЯ И.В., ЗАГНОЙКО Э.А.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», Республика Беларусь
Резюме.
Проанализированы результаты анкетирования 660 студентов лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов ВГМУ. Обобщены мнения студентов о необходимости использования результатов рейтинга при выставлении итоговой оценки в зачетную книжку и о влиянии рейтинговой оценки на экзаменационную итоговую оценку, а также предложения студентов по усовершенствованию рейтинговой системы оценки знаний. Установлено, что большинство студентов всех факультетов считают целесообразным использовать рейтинг при выставлении итоговой оценки в зачетную книжку. Рейтинг повысил итоговые оценки на экзаменах студентам с отличной успеваемостью и уменьшил - студентам со средней и низкой успеваемостью. Основными предложениями студентов по усовершенствованию рейтинговой системы оценки знаний являются: не использовать рейтинг для понижения итоговой оценки, объявлять оценки в конце каждого занятия, упростить и сделать бесплатной процедуру повышения рейтинга, не применять рейтинговую систему для непрофилирующих предметов, своевременно знакомить студентов с рейтингом. Ключевые слова: рейтинг, инновационная педагогика.
Abstract.
The results of the questionnairing of 660 students of medical, pharmaceutical and stomatological faculties of VSMU have been analyzed. The students’ opinions about the necessity of using their rating results while deciding on an over-all mark in the record-book, and about the influence of the rating mark on the final examination mark, as well as the students’ suggestions concerning the improvement of the rating system of knowledge assessment have been generalized. It has been established that the majority of the students of all faculties consider the use of their rating marks expedient while deciding on an over-all mark. The rating marks have raised the final marks at examinations of the students with excellent academic achievement and reduced those of the students with average and low academic achievement. The main proposals of the students concerning the improvement of the rating system of knowledge assessment are: not to use rating marks for the lowering of a final mark, to announce the marks at the end of each lesson, to simplify and make free of charge the procedure of rating mark increasing, not to use the rating system with regard to not specialized subjects, to acquaint the students with their rating marks in due time.
Key words: rating, innovative pedagogics.
Рейтинговая система - это принцип, который позволяет количественно, путем накопления условных единиц (баллов) оценить результаты учебной деятельности студентов при изучении ими дисциплин за весь период обучения [1]. Цель использования рейтинговой системы - активизация учебной деятельности студентов, стимуляция их планомерной, систематической работы над изучением учебного материала, формирование побуждения заниматься в течение всего периода обучения [2].
Главными задачами использования рейтинговой системы являются: 1) стимулирова-
ние студентов к активному и равномерному усвоению образовательных программ высшего профессионального образования; 2) повышение уровня организации образовательного процесса; 3) получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных достижениях студентов для их материального поощрения, рекомендации для обучения в магистратуре и аспирантуре [3-6].
Цель - выяснить отношение студентов Витебского государственного медицинского университета (ВГМУ) к необходимости ис-
169
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИИ
пользования результатов рейтинга при выставлении итоговой оценки в зачетную книжку и о влиянии рейтинговой оценки на экзаменационную итоговую оценку, а также обобщить предложения студентов по усовершенствованию рейтинговой системы оценки знаний.
Методы
Материалы исследования: было опрошено 660 студентов: 300 студентов лечебного (2 курс - 60, 3 курс - 60, 4 курс - 60, 5 курс - 60, 6 курс - 60), 240 студентов фармацевтического (2 курс - 60, 3 курс - 60, 4 курс - 60, 5 курс - 60) и 120 студентов стоматологического (2 курс - 30, 3 курс - 30, 4 курс - 30, 5 курс - 30) факультетов.
Были предложены следующие вопросы:
1) «Ваше отношение к использованию результатов рейтинга при выставлении итоговой оценки в зачетную книжку».
2) «Как повлиял рейтинг на Ваши итоговые оценки на экзаменах?».
3) «Ваши предложения по усовершенствованию рейтинговой системы».
Результаты
На первый вопрос: «Ваше отношение к использованию результатов рейтинга при выставлении итоговой оценки в зачетную книжку» студенты лечебного факультета ответили следующим образом: 24% студентов с отличной успеваемостью, 43% со средней и 45% с низкой успеваемостью считают, что нужно использовать рейтинг при выставлении итоговой оценки (рис. 1). С вариантом ответа «не нужно использовать» согласны 42% студентов с отличной успеваемостью, 33% со средней и 34% с низкой успеваемостью (рис. 2). Вариант ответа «затрудняюсь ответить» выбрали 34% студентов с отличной успеваемостью, 24% со средней и 21% с низкой успеваемостью (рис. 3).
Студенты фармацевтического факультета ответили так: 45% отличников, 51% среднеуспевающих студентов и 27% респондентов с низкой успеваемостью ответили, что нужно использовать рейтинг при выставлении итоговой оценки в зачетную книжку (рис. 1). 32% студентов с отличной успеваемостью, 14% со средней
студенты с студенты со студенты с низкой
отличной средней успеваемостью
□ лечебный факультет
и фармацевтический факультет
ы стоматологический факультет
успеваемостью успеваемостью
Рисунок 1 - Результаты распределения ответа «нужно использовать рейтинг при выставлении итоговой
оценки в зачетную книжку».
□ лечебный факультет
ЕЗ фармацевтический факультет
студенты с студенты со студенты с низкой □ стоматологический
отличной средней успеваемостью факультет
успеваемостью успеваемостью
Рисунок 2 - Результаты распределения ответа «не нужно использовать рейтинг при выставлении итоговой
оценки в зачетную книжку». 170
170
ВЕСТНИК ВГМУ, 2014, ТОМ 13, №в3
студенты с студенты со студенты с низкой
отличной средней успеваемостью
успеваемостью успеваемостью
□ лечебный факультет
Н фармацевтический факультет
□ стоматологический факультет
Рисунок 3 - Результаты распределения ответа «затрудняюсь ответить о необходимости выставления итоговой оценки в зачетную книжку с учетом рейтинга».
и 22% с низкой успеваемостью посчитали, что его не нужно использовать (рис. 2). Вариант ответа «затрудняюсь ответить» выбрали 23% студентов с отличной успеваемостью, 35% со средней и 51% с низкой успеваемостью (рис. 3).
Среди студентов стоматологического факультета вариант ответа «нужно использовать» результаты рейтинга выбрали 39% студентов с отличной успеваемостью, 50% со средней и 31% с низкой успеваемостью (рис. 1). С вариантом ответа «не нужно использовать» согласны 29% студентов с отличной успеваемостью, 35% со средней и 22% с низкой успеваемостью (рис. 2). Вариант ответа «затрудняюсь ответить» отметили 32% студентов с отличной успеваемостью, 15% со средней и 47% с низкой успеваемостью (рис. 3).
В целом по факультетам: 36% студентов с отличной успеваемостью, 48% со средней и 34% с низкой успеваемостью считают, что нужно использовать рейтинг при выставлении итоговой оценки в зачетную книжку. С этим не согласны 34% респондентов с отличной успеваемостью, 27% со средней и 26% с низкой успеваемостью.
На второй вопрос: «Как повлиял рейтинг на Ваши итоговые оценки на экзаменах?» студенты лечебного факультета ответили следующим образом: оценки повысились у 28% студентов с отличной успеваемостью, у 40% со средней и у 20% с низкой успеваемостью (рис.
4). Вариант ответа «оценки снизились» выбрали 36% студентов с отличной успеваемостью, 30% со средней и 40% с низкой успеваемостью (рис. 5). Вариант ответа «оценки не изменились» отметили 36% студентов с отличной успеваемостью, 30% со средней и 40% с низкой успеваемостью (рис. 6).
Студенты фармацевтического факультета ответили так: 40% студентов с отличной успеваемостью отметили, что оценки повысились, аналогично ответили 31% студентов со средней успеваемостью и 19% с низкой успеваемостью (рис. 4). 20% студентов с отличной успеваемостью, 44% со средней и 32% с низкой успеваемостью указали, что оценки снизились (рис. 5). Вариант ответа «оценки не изменились» выбрали 40% студентов с отличной успеваемостью, 25% со средней и 49% с низкой успеваемостью (рис. 6).
Среди студентов стоматологического факультета вариант ответа «оценки повысились» выбрали 30% студентов с отличной успеваемостью, 24% со средней и 46% с низкой успеваемостью (рис.4). Вариант ответа «оценки снизились» указали 35% студентов с отличной успеваемостью, 38% со средней и 30% с низкой успеваемостью (рис. 5). Вариант ответа «оценки не изменились» выбрали 35% респондентов с отличной успеваемостью, 38% со средней и 24% с низкой успеваемостью (рис. 6).
В целом по факультетам: 33% студентов с отличной успеваемостью, 32% со средней и 28% с низкой успеваемостью считают, что в результате использования рейтинга оценки на экзамене повысились. 30% студентов с отличной успеваемостью, 37% со средней и 34% с низкой успеваемостью указали, что рейтинг снизил их оценки на экзамене.
Третий вопрос: «Ваши предложения по усовершенствованию рейтинговой системы».
Студенты лечебного и фармацевтического факультетов с отличной успеваемостью внесли следующие предложения:
- использовать только повышающий рейтинг;
171
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИИ
отличной средней успеваемостью
успеваемостью успеваемостью
□ лечебный факультет
ЕЗ фармацевтический факультет
□ стоматологический факультет
Рисунок 4 - Результаты распределения ответа «оценки повысились».
отличной средней успеваемостью
успеваемостью успеваемостью
□ лечебный факультет
ЕЗ фармацевтический факультет
□ стоматологический факультет
Рисунок 5 - Результаты распределения ответа «оценки снизились».
студенты с отличной успеваемостью
студенты со средней успеваемостью
студенты с низкой успеваемостью
□ лечебный факультет
Н фармацевтический факультет
□ стоматологический факультет
Рисунок 6 - Результаты распределения ответа «оценки не изменились».
- не использовать рейтинг за цикл, который меньше 5 дней (меньше 5 оценок);
- рейтинг (раз он существует) должен приносить пользу студентам, его нужно использовать в целях помощи студенту и учитывать только в том случае, если это повысит оценку в зачётке и не использовать для понижения.
Студенты стоматологического факультета, имеющие высокий балл успеваемости считают, что необходимо регулярно обновлять рейтинг на кафедрах.
Студенты лечебного факультета со сред-
ней успеваемостью предлагают сделать бесплатным повышение рейтинга.
На стоматологическом факультете студенты со средним баллом успеваемости считают необходимым:
- пересмотреть пункты, понижающие рейтинг;
- при пропусках по уважительной причине в рейтинг выставлять не минимальную оценку, а среднюю за семестр;
- не применять рейтинговую систему при сдаче зачетов по непрофилирующим предметам.
172
ВЕСТНИК ВГМУ, 2014, ТОМ 13, №в3
Заключение
Литература
1. Большинство студентов всех факультетов считают целесообразным использовать рейтинг при выставлении итоговой оценки в зачетную книжку на экзаменах.
2. Рейтинг повысил итоговые оценки на экзаменах студентам с отличной успеваемостью и уменьшил - со средней и низкой.
3. Основные предложения студентов по усовершенствованию рейтинговой системы: не использовать рейтинг для понижения итоговой оценки, упростить и сделать бесплатной процедуру повышения рейтинга, не применять рейтинговую систему для непрофилирующих предметов.
1. Боброва, Л. Н. Рейтинговая система оценки качества обучения / Л. Н. Боброва // Наука и школа. - 2005. - № 6. - С. 2-4.
2. Касимов, Р. Л. Рейтинговый контроль / Р. Л. Касимов // Высшее образование в России. -
1994. - № 2. - С. 83.
3. Кругликов, В. И. Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе / В. И. Кругликов // Высшее образование в России. - 1996. -№ 2. - С. 100-102.
4. Рейтинговая система оценки знаний глазами студентов / Н. Ю. Коневалова [и др.] // Вестник ВГМУ. - 2012. - Т. 11, № 3. - С. 116-124.
5. Городецкая, И. В. Лаборатория инновационной педагогики ВГМУ / И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова // Вестник ВГМУ. - 2013. - Т. 12, № 1. - С. 117-122.
6. Городецкая, И. В. Проблема лидерства в студенческой среде ВГМУ / И. В. Городецкая, В.
В. Горбачёв, Н. А. Клопов // Вестник ВГМУ. - 2014. - Т. 13, № 1. - С. 121-128.
Поступила 12.09.2013 г. Принята в печать 05.08.2014 г.
Сведения об авторах:
Городецкая И.В. - д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Загнойко Э.А. - студентка 4 курса лечебного факультета УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».
Адрес для корреспонденции: Республика Белурусь, 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра нормальной физиологии. Тел. раб.: +375 (212) 37-07-54 - Городецкая Ирина Владимировна. 173
173