Научная статья на тему 'Управление качеством обучения студентов на кафедре клинической микробиологии ВГМУ с использованием рейтинговой системы'

Управление качеством обучения студентов на кафедре клинической микробиологии ВГМУ с использованием рейтинговой системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка знаний / рейтинговая система / медицинская микробиология / Knowledge evaluation / rating system / medical microbiology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Генералов И. И., Зубарева И. В., Беренштейн Т. Ф., Железняк Н. В., Данющенкова Н. М.

В работе показано значение рейтинговой системы оценки знаний студентов по микробиологии, вирусологии и иммунологии для управления качеством обучения. Рейтинговая система оценки знаний на кафедре клинической микробиологии представляет собой комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий, которые базируются на учебно-методическом обеспечении всех видов деятельности кафедры. Авторы предлагают положение об итоговом рейтинге при обучении на кафедре микробиологии, который заключается в выставлении экзаменационной оценки по предмету, исходя из оценки по практическим навыкам и устному собеседованию. Дополнительно на итоговую оценку на экзамене влияют показатели текущего и итогового рубежного рейтинга студентов. Предложенная рейтинговая оценка знаний студентов по микробиологии, вирусологии и иммунологии не требует сложных математических расчетов и является вполне достаточной для повышения уровня учебной, методической и воспитательной работы кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Генералов И. И., Зубарева И. В., Беренштейн Т. Ф., Железняк Н. В., Данющенкова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objectives of this work were to assess the use of students ranking (the so-called «rating system») for quality control and management of microbiology, immunology and virology training at higher medical schools. Students rating score introduced at clinical microbiology department of Vitebsk state medical university comprises the complex of organizing, educational and control measures based on various forms of studying. The developers of the project propose a number of rating regulations according to which the final student's mark is given proceeding from the results obtained while checking practical skills as well as at oral examination in the subject. This final score is strongly influenced by current and colloquia rates. The ranking system is characterized as easy, natural, and transparent being deprived of complex entangled rating calculations. It seems to be relevant as an additional tool to foster the learning of microbiology

Текст научной работы на тему «Управление качеством обучения студентов на кафедре клинической микробиологии ВГМУ с использованием рейтинговой системы»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ ВГМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

ГЕНЕРАЛОВ И.И., ЗУБАРЕВА И.В., БЕРЕНШТЕЙН Т.Ф., ЖЕЛЕЗНЯК Н.В., ДАНЮЩЕНКОВА Н.М.,

ОКУЛИЧ В. К., ФРОЛОВА А.В.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Резюме. В работе показано значение рейтинговой системы оценки знаний студентов по микробиологии, вирусологии и иммунологии для управления качеством обучения. Рейтинговая система оценки знаний на кафедре клинической микробиологии представляет собой комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий, которые базируются на учебнометодическом обеспечении всех видов деятельности кафедры. Авторы предлагают положение об итоговом рейтинге при обучении на кафедре микробиологии, который заключается в выставлении экзаменационной оценки по предмету, исходя из оценки по практическим навыкам и устному собеседованию.

Дополнительно на итоговую оценку на экзамене влияют показатели текущего и итогового рубежного рейтинга студентов. Предложенная рейтинговая оценка знаний студентов по микробиологии, вирусологии и иммунологии не требует сложных математических расчетов и является вполне достаточной для повышения уровня учебной, методической и воспитательной работы кафедры.

Ключевые слова: оценка знаний, рейтинговая система,

медицинская микробиология.

Abstract. The objectives of this work were to assess the use of students ranking (the so-called «rating system») for quality control and management of microbiology, immunology and virology training at higher medical schools. Students rating score introduced at clinical microbiology department of Vitebsk state medical university comprises the complex of organizing, educational and control measures based on various forms of studying.

The developers of the project propose a number of rating regulations according to which the final student’s mark is given proceeding from the results obtained while checking practical skills as well as at oral examination in the subject. This final score is strongly influenced by current and colloquia rates. The ranking system is characterized as easy, natural, and transparent being deprived of complex entangled rating calculations. It seems to be relevant as an additional tool to foster the learning of microbiology

Key word: knowledge evaluation, rating system, medical microbiology.

Адрес для корреспонденции: Республика

Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный медицинский

университет» - Г енералов И.И.

Медицинское образование в 21 веке должно осуществляться на основе научной организации и совершенствования обучения и воспитания с использованием инновационных процессов (1).

Методическая основа образовательной деятельности построена на внедрении современных методик контроля качества учебного процесса, который является неотъемлемой частью инновационных образовательных технологий и обеспечивает подготовку высококвалифицированных врачей и провизоров (5).

Процесс подготовки будущих специалистов в вузе включает обучение, воспитание, развитие студентов, их научно-исследовательскую работу, профессиональную деятельность преподавателей и студентов (2).

Качество обучения определяется выбором форм, методов, средств, которые регулируют педагогический процесс, направленный на конечный результат подготовки будущих врачей, провизоров, стоматологов, способных к самообучению и творческому мышлению.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим медицинским образованием, которые смогут приобретать и совершенствовать свои знания самостоятельно на протяжении всей жизни, необходимо активно внедрять в учебный процесс самостоятельную работу студентов. Управление качеством обучения целесообразно проводить с использованием рейтинговой системы (3).

Считается, что введение рейтинговой системы позволит стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов, повышать качество знаний и умений за счет поэтапной и дифференцированной оценки всех видов учебной и научно-исследовательской работы (2, 4).

Рейтинговая система позволяет повысить объективность оценки качества знаний вне зависимости от характера межличностных отношений преподавателей и студентов, изменить направленность мотивации на достижение успеха, то есть снизить элемент субъективизма в педагогическом процессе (4).

Рейтинговая система оценки знаний по медицинской микробиологии

Традиционная система оценки знаний, базирующаяся только на итоговом контроле в форме экзамена или зачета, недостаточно стимулирует систематическую работу студентов. Оценка, получаемая студентом на экзамене, в некоторой степени зависит от ряда случайных фактов (выбора билета, психологического и физического состояния студента и экзаменатора и др.).

При такой системе нет достаточной дифференцировки в оценке знаний и умений обучаемых, а также практически отсутствует соревновательность между студентами в овладении знаниями. В то же время текущая и итоговая оценка в ряде случаев не отражает творческие возможности студентов, способность к получению и использованию теоретических знаний на практике. Традиционная система оценки знаний также не стимулирует углубленного изучения студентами предмета, овладение методами не только в рамках программы, участие в научной и научно-практической деятельности. Эти и некоторые другие соображения побуждают по опыту многих зарубежных и отечественных вузов обратиться к рейтинговой системе оценки успеваемости.

Основными целями введения рейтинговой системы являются:

стимулирование повседневной систематической работы студентов; снижение роли случайных факторов при сдаче экзаменов и зачетов; повышение

состязательности в учебе путем определения реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами; повышение мотивации студентов к освоению профессиональных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы; создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (ординатура, аспирантура и т.д.); но и как всякая система, не исключает

возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных

студентов.

Рейтинговая система оценки знаний студентов по микробиологии, вирусологии и иммунологии представляет собой комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий, базирующихся на учебно-методическом обеспечении всех видов деятельности по данному предмету. Это итоговая оценка результатов всех видов деятельности студента за каждый семестр.

Рейтинговая система вводится на кафедре клинической микробиологии для студентов лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов с целью стимулирования и активизации

текущей работы студентов, повышения объективности оценки их знаний, умений и навыков, обеспечения четкого контроля за ходом учебного процесса.

Рейтинговая система направлена на высококачественную подготовку специалистов, глубокое усвоение студентами изучаемого материала и включает всестороннюю оценку работы студентов в семестре, а также ее учет при выставлении итоговой оценки на экзамене. При этом повышается объективность итоговой экзаменационной оценки, усиливается ее зависимость от результатов ежедневной работы студентов в течение семестра, снижается роль случайных факторов при сдаче экзаменов и зачетов.

При использовании рейтинговой системы на кафедре клинической микробиологии успеваемость студентов оценивается в ходе текущего, рубежного и итогового контроля на курсовом экзамене. Текущий контроль осуществляется в течение семестра на каждом лабораторном занятии в форме устных фронтальных опросов, тестов, рефератов.

Рубежный контроль проводится на итоговых занятиях по разделам «Морфология и физиология микроорганизмов, санитарная бактериология, генетика», «Иммунология», «Общая и частная вирусология, бактериофагия», «Частная бактериология» в виде компьютерного тестирования, письменных работ или устного опроса.

Итоговый контроль представляет собой курсовой экзамен в период сессии и проводится трехэтапно. На первом этапе экзамена осуществляется компьютерное тестирование, далее студенты сдают экзамен по практическим навыкам, следующим этапом является устное собеседование.

Рейтинговая оценка как интегральный показатель формируется на основе оценки знаний студента в ходе итогового текущего, итогового рубежного и итогового контроля на курсовом экзамене. Оценка по всем видам деятельности выставляется по 10-балльной шкале.

Мы ознакомились с положениями об итоговом рейтинге студента в Белорусском государственном университете, Белорусском государственном

экономическом университете, на ряде кафедр ВГМУ. Руководствуясь «Положением о курсовых экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях» (Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.1994 г. №235-А) как основным нормативным документом, определяющим порядок установления итоговой оценки студенту при освоении учебной дисциплины (микробиологии, вирусологии, иммунологии на лечебном, фармацевтическом и стоматологическом факультетах), и с учетом распоряжения по ВГМУ о разработке рейтинговой методики оценки знаний студентов, кафедра клинической микробиологии разработала и утвердила следующую методику выставления экзаменационной оценки по предмету (итоговый рейтинг) с учетом индивидуального рейтинга студента.

1. Согласно Положению о проведении экзаменационной сессии в ВГМУ экзаменационная оценка выставляется как средняя по 10-балльной системе, исходя из оценки по практическим навыкам и по устному собеседованию.

Этот показатель является основным для итоговой оценки (итогового рейтинга) студентов. Дополнительно на итоговую оценку влияют (имеют вес) показатели итогового текущего и итогового рубежного рейтинга студентов.

2. Итоговый текущий рейтинг рассчитывается по 10-балльной системе как среднее из всех текущих оценок студента на лабораторных занятиях в течение 2-х семестров с математическим округлением до целых баллов.

3. Итоговый рубежный рейтинг рассчитывается по 10-балльной системе как среднее из оценок студента на итоговых занятиях в течение 2-х семестров (3 или 4 занятия в зависимости от факультета обучения) с округлением до целых баллов.

Пересдачи итоговых занятий для повышения рейтинга, равно как и попытки повышения уже полученных текущих оценок, не допускаются.

3. Итоговый текущий и рубежный рейтинги влияют на итоговую оценку студента на экзамене добавлением соответствующего количества баллов (вес рейтинга) в итоговую оценку по дисциплине следующим образом:

1) Если студент имеет по итогам учебы округленный рейтинг (текущий либо рубежный) в 10 баллов, то при экзаменационной оценке в 9 баллов ему выставляется оценка 10 баллов.

2) Если студент имеет по итогам учебы округленный текущий рейтинг или округленный рубежный рейтинг в 9 баллов, то ему добавляется к получаемой экзаменационной оценке 1 балл, но не более итоговой экзаменационной оценки в 9 баллов.

3) Если студент имеет по итогам учебы округленный текущий рейтинг или округленный рубежный рейтинг 8 баллов, то ему добавляется к получаемой экзаменационной оценке 1 балл, но не более итоговой экзаменационной оценки в 8 баллов. Оценка в 9 или 10 баллов данному студенту выставляется только по итогам экзамена (навыки/собеседование) без учета текущих рейтингов.

4) П.п. 2 и 3 настоящего положения вступают в силу только в случае получения студентом оценки на экзамене не менее 7 баллов (как средней из оценки по практическим навыкам и по устному собеседованию).

5) Студентам, имеющим текущие и рубежные рейтинги 7 баллов и менее, итоговая оценка на экзамене выставляется как средняя из экзаменационной оценки по практическим навыкам и по устному собеседованию.

6) Студенты, занимающиеся на 7-10 баллов по текущему и рубежному рейтингу и принимающие активное участие в студенческом научном творчестве (НИРС), имеют право на творческий рейтинг. Он заключается в увеличении итоговой экзаменационной оценки на 1 балл независимо от ее текущего уровня.

Творческий рейтинг студенту устанавливается заведующим кафедрой по представлению научного руководителя (супервайзера) данного студента и утверждается на совещании кафедры. Для получения творческого рейтинга студент должен подготовить работу на студенческую научную конференцию, включая доклад по теме исследования с публикацией полученных результатов.

В исключительных случаях для студентов, максимально проявивших себя в студенческом научном творчестве (Лауреатов и обладателей дипломов 1 категории Республиканского итогового конкурса на лучшую студенческую научную работу, соавторов изобретений, активных исполнителей научных проектов по темам ГНТП, ОНТП, ФФИ), согласно Инструкции о порядке организации научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений Республики Беларусь (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31.01.2006 г. №27, Глава 4) по решению кафедры допускается выставление студенту итоговой оценки по дисциплине в 10 баллов без проведения опроса во время экзамена.

Заключение

Мы считаем, что предложенная нашей кафедрой рейтинговая оценка знаний студентов по микробиологии, вирусологии и иммунологии объективна, не требует сложных математических расчетов и является вполне сбалансированной и достаточной для повышения уровня учебной, методической и воспитательной работы кафедры.

Литература

1. Беренштейн, Т. Ф. Организация самостоятельной работы студентов на кафедре клинической микробиологии / Т. Ф. Беренштейн, И. В. Зубарева // Инновационные подходы к организации педагогического процесса в медицинском ВУЗе: сб. мат. респ. науч.-практ. семинара. - Витебск, 2008. - С. 13-15.

2. Верещагин, Ю. Ф. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза: учебное пособие / Ю. Ф. Верещагин, В. П. Ерунов. - Оренбург: ОГУ, 2003.

3. Лобанов, А. П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова // РИВШ. - Минск, 2005.

4. Никольский, М. А. Методические рекомендации по рейтинговой системе оценки знаний / М. А. Никольский, Н. Ю. Коневалова, Н. С. Гурина // Методическое образование 21 века: мат. междунар. науч. конф. - Витебск, 2005. - С. 244-247.

5. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы: учебное пособие /

Р. С. Пионова. - Мн., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.