ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Е.И. ЗАМЯТИНА
Миронюк Ю.В.
Миронюк Юлия Викторовна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 44, г. Владимир
Аннотация: в статье приведен анализ рассказов Е.И. Замятина, написанных в революционный период.
Ключевые слова: анализ, Замятин, рассказ, модернизм, реализм.
Новый период творчества Замятина связан с работой в Англии в 1916-17 г.г. и революцией в России. События 1917 г. добавили в произведения писателя мрачных красок. В это время Замятин создает целую серию рассказов, сказок, повестей: «Север» (1918), «Землемер» (1918), «Ловец человеков» (1918), «Дракон» (1918), «Сподручница грешных» (1918), «Иваны» (1918), «Огненное А» (1918).
В 1916 году Замятин был командирован в Англию наблюдать за постройкой кораблей для русского флота. Но с началом революции в России (1917 г.) возвратился на родину. Как говорилось ранее, революция была им воспринята романтически — как нарушение и разрушение установленного порядка, как взрыв вековой косности, как возможность новой, «живой» жизни в противовес жизни «мертвенной».
Это было скорее эстетическое, нежели социальное приятие революции — блоковское, скифское, бунтарское. Не случайно Замятин одно время был близок с группой писателей, объединившихся вокруг журнала «Заветы», возглавлявшейся другом Блока критиком Ивановым - Разумником. Однако скифство (и революция) понималось им более радикально — как сродненность со стихией, как вечное движение и поиск, как бесконечный творческий процесс.
Его энтузиазм, однако, не был продолжительным. Революция с первых же дней показала, что в ее пламени легко сгорают те ценности, которые были для Замятина первостепенными — личность и свобода. Поэтому и отношения писателя с большевистской властью скоро разладились.
В понимании характера русской революции у Замятина и Блока есть нечто общее: оба они показали стихийность революционного чувства у русского народа, то, что они пришли в революцию, ведомые сердцем, а не разумом. Оценили же эту стихийность Блок и Замятин по-разному. Блок видел в ней своеобразную романтику, оправдывал разрушения, которые нес восставший народ, веками его униженного положения. Иной была позиция Замятина. Он с тревогой следил за движениями дубины русского народного гнева, гвоздившей всех без разбору - и правого и виноватого, предупреждал читателей и современников, что Россия рискует потерять своих наиболее образованных и гуманных сынов и дочерей [1].
В замятинских рассказах этого периода особое значение приобретает:
- экспрессивный цветовой образ, цветовая палитра. Замятин, мастер живописи словом, с помощью черного и красного цвета передает трагический накал событий, расколовших Россию на два враждующих друг друга стана;
- мастерство сюжета; заставляет читателя ожидать традиционного для того времени развития действия.
- лаконичные черты внешнего облика героя, передающие суть души;
- образное сказовое слово;
- вера в гуманность, естественные и здоровые жизненные начала;
Само заглавие рассказа Е.И. Замятина - «Дракон» - обозначает главный образ произведения, называет героя. Повествование открывается описанием Петербурга.
«Люто замороженный, Петербург горел и бредил».
Дракон (красноармеец) в рассказе считает себя имеющим право отнимать и дарить жизни. После убийства «морды интеллигентской» вместо человека «был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель». Но, спасая воробушка, положив на пол винтовку, «дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы». Это был теперь рот, а не «дыра в тумане», как прежде. В драконе просыпается человек.
Художественное пространство рассказа «Дракон» поделено на два мира. Первый -это «бредовый, туманный мир», в котором живут «драконо-люди». Второй -«земной», «человеческий». Из одного мира в другой людей несут трамваи. Они, по сути, выполняют те же функции, что и дракон, ведь трамваи - это такие же «проводники» из мира в мир. Образ трамвая рефреном проходит по рассказу. В самом начале произведения, при описании Петрограда он играет важную роль, указывая на зыбкость земного бытия и наличие параллельного мира.
«И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи».
«Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай».
Символично, что трамвай появляется после убийства человека и после спасения воробушка, заглушая трогательные слова дракона. Бег трамвая в другой мир -финальная картина рассказа. Важно, что дракон совершённое убийство характеризует как «путешествие без пересадки» на тот свет. С трамваем в рассказе связана тема жизни и смерти.
«Дракон» - это рассказ - метафора, где с помощью нескольких новаторских приемов, не впадая в пафос и публицистику, автор создает апокалиптический, фантастический, гротескный мир революции [2].
Рассказ «Сподручница грешных» написан в 1918 году. С приходом Советской власти начались гонения на Русскую Православную церковь. Гонения начались с конца 1917 года, причем массовый и ожесточенный характер они приняли с утверждением декрета об отделении церкви от государства, ставившим церковь в бесправное положение.
В своем рассказе Е. Замятин отражает тяжелое положение церкви в то время. Он начинает свой рассказ описанием монастырских стен.
«Сквозь черное - высоко над головой монастырские белые стены с зубцами, над зубцами - звезды».
Эти стены с белыми зубцами напоминают зубы. Белые же зубы выступают как символ смерти.
В рассказе многопланово представлен функциональный спектр колористики. Цветовые образы многофункциональны. Е. Замятин использует 6 цветов: черный, белый, красный, желтый, синий и зеленый.
Черный - цвет негативных сил и печальных событий, символизирует тьму, смерть, отчаяние, горе, скорбь и зло.
Белый - абсолютный цвет света и поэтому - символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности.
Появление красного цвета в основном наполняется символическим смыслом.
«Взобрались кверху, к зубцам. И вот у стены костерок красный, у костра - красная собака, вниз - вверх, мигнет - потухнет, и красный мужик - обхватил колени, в коленях ружье».
Красный костер окрашивает и собаку и сторожа. Красный цвет совмещает в себе такие смыслы, как жизнь, страсть, энергия. В монастыре кипит жизнь.
Синий цвет символизирует вечность, истину, веру, духовную жизнь.
«Глаза - как отрыгнувшая весенняя ветка: ясные, синие».
У Нафанаилы глаза такие же синие, как и у Богородицы на чудотворной иконе «Сподручницы грешных».
Синий ассоциируется с цветом неба, поэтому часто символизирует дух и истину.
Синий цвет может нести как позитивную, так и негативную окраску.
«Из лога вылез месяц, посинелый, тоненький, будто на одном снятом молоке рос. Вылез - и скорее вверх по ниточке - от греха подальше, и на самом верхотурье ножки поджал».
Здесь безобидный синий цвет устрашает. Он символизирует смерть.
Е. Замятин описывает комнату, которая принадлежала Нафанаиле, с помощью желтого цвета.
«Штора желтая, позолочено все в комнате, веселое: посуда в горке позолочена». Желтый - из всех основных цветов наиболее противоречивый по своей символике -от позитивного до негативного, в зависимости от контекста и оттенка. Теплые желтые тона разделяют солнечную символику золота. Золотой - духовный цвет. Желтый цвет содержит в себе такие смыслы, как жизнь, энергия.
Цветопись в творчестве Е. Замятина является важнейшим экспрессивным средством и поэтому выполняет эмоционально - экспрессивную функцию. Например, экспрессия присутствует в портретной
характеристике Нафанаилы.
«Усохла вся, черненькая, маленькая - жих - морозь, а ходит все так же: хлопотала хозяйка, сухонькая, черненькая».
Замятин сравнивает ее с весной.
«Глаза - прежние: большие, синие, ясные. Дерево, бывает, почернело, скрючилось, а весной отрыгнет какая-то ветка одна - зеленая, и всему дереву глаз радуется».
Глаза у Нафанаилы были как с иконы списаны. Замятин сравнивает глаза с весенней зеленой веткой, с чудом. Зеленый - позитивный символ. Ассоциируется с жизнью растений (в более широком смысле с весной, молодостью, обновлением, свежестью, плодородием и надеждой).
Замятин одним цветом может сказать очень много. Его недосказанность восполняется символикой цвета. У него цвет может выполнять и морально-оценочную функцию.
«набочок желтая головка Зиновей - Лукичева». Здесь желтый цвет символизирует предательство. Иуду в средневековой живописи изображали желтой краской.
Тончайшие цветовые оттенки существуют не сами по себе, а в художественном целом и служат реализацией творческих замыслов художника слова. В использовании цвета, лежит, без сомнения, одна из наиболее индивидуальных черт авторского видения мира и воплощение его в художественной практике. Е.Замятин использует цвет для описания портретов героев, природы, интерьеров помещений. Цветопись в творчестве писателя является важнейшим экспрессивным средством, несет глубокую идейно - художественную и эмоциональную нагрузку. Колористический компонент выступает в роли смыслопорождающей парадигмы в прозе Замятина, организует все уровни текста, способствует раскрытию авторской идеи.
В «Сподручнице грешных» сказ, в своей основе народный, тонко инструментован автором.
«Глухо мукнул, как бык, сторож - и на земле, с сикидинским шарфом гарусным во рту».
Повторяющаяся группа звуков «мук», «бык», «сик» передает глухой звук падающего на землю тела, удачен и неологизм «мукнуть» да еще в соседстве со словом «бык».
«...Сикидин - главнокомандующий, и перед ним ожимается Зиновей Лукич, а уж про старика Онисима и говорить нечего: на всякое слово сикидинское - ротик оником, и все свое - «О?...Во -от!».
Выразителен здесь диалектизм «ожимается» и неологизм «оник». Повторяющиеся в этом фрагменте вопросительное «О» - языковое средство, раскрывающее мягкость
натуры и слабоволие Онисима. Цитаты из «Сподручницы грешных» показывают: Замятин придал сказу большую гибкость и выразительность [3].
Список литературы
1. Давыдова Т.Т. Русский неореализм. Идеология, поэтика, творческая эволюция // Е. Замятин.М.: Флинта: Наука, 2005.
2. Замятин Е.И. Дракон // Полное собрание сочинений в одном томе. М., 2011.
3. Замятин Е.И. Сподручница грешных // Полное собрание сочинений в одном томе. М., 2011.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Арсений С.А.
Арсений Светлана Александровна - студент, кафедра романской филологии, факультет иностранных языков, Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича, г. Черновцы, Украина
Аннотация: в статье рассматривается понятие цифровизации гуманитарных наук. Актуальность данного понятия. Основные цифровые инструменты, которые используют ученые для работы в области цифровых гуманитарных наук и сферы цифровых гуманитарных наук на основные области, согласно М. Таллера. Ключевые слова: цифровые методы в гуманитарных науках, цифровизация, технологии, метод.
Современное общество развивается и идет в ногу с развитием науки. Цифровизация активно влияет на нас и сегодня сложно представить без неё нашу жизнь, ведь наше развитие в современном мире определяет новые высокотехнологичные продукты и услуги. Постепенно гуманитарные науки становятся цифровыми, благодаря цифровым ресурсам и инструментам. Вообще, гуманитарные цифровые науки - это область научной деятельности, которая граничит с компьютерными или цифровыми технологиями и гуманитарными дисциплинами. Это включает в себя систематическое использование цифровых ресурсов в гуманитарных науках, а также анализ их применения. DH (Digital Humanities) можно определить как новый способ получения знаний, включающий совместные, междисциплинарные и вычислительные исследования. Исходя из этого, можно сделать вывод, что цифровизация является основным средством получения, производства и распространения знаний и информации. В наше время это является одним из наиболее развитых направлений в гуманитарных науках. Создавая и используя новые приложения и методы, DH делает возможными новые виды обучения и исследований, в то же время изучая и критикуя их влияние на культурное наследие и цифровую культуру [1]. Таким образом, отличительной чертой DH является развитие двухсторонних отношений между гуманитарными науками и цифровыми технологиями: в этой области используются технологии для проведения гуманитарных исследований, а технологии подвергаются гуманистическому опросу и допросу, часто одновременно. Ученые, работающие в области цифровых гуманитарных наук, используют в своих исследованиях различные цифровые инструменты, которые могут проводиться в такой маленькой среде, как мобильное устройство, или в лаборатории виртуальной реальности. Среды для «создания, публикации и работы с цифровыми обучением включают в себя все - от собственного оборудования до институтов и от программного обеспечения до киберпространства»