УДК 82-32
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
канд. филол. наук, доц. кафедры иностранных языков и методики их преподавания Седова О.В.
Россия, г. Елец, тел. 89092208788 e-mail: [email protected]
О.В. Седова
КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В «ПЕТЕРБУРГСКОМ» ЦИКЛЕ Е.И. ЗАМЯТИНА
В статье исследуется роль цвета в создании образа послереволюционной России в произведениях «петербургского» цикла Е.И. Замятина. Выявлено, что использование ахроматической палитры является художественным приемом, способствующим раскрытию авторской позиции и трагического мироощущения, вызванного революцией 1917 года.
Ключевые слова: цвет, цветообозначения, Е.И. Замятин, символические значения.
O.V. Sedova
COLOUR IMAGE OF POST-REVOLUTIONARY RUSSIA IN «ST. PETERSBURG» CYCLE OF Y.I. ZAMYATIN
The article is concerned with the role of colour in creating the image of post-revolutionary Russia in the works of "St. Petersburg" cycle of Y. I. Zamyatin. It is concluded that the use of achromatic colors is an artistic technique that will reveal the author's position and tragic attitude, caused by the revolution of 1917.
Key words: colour, colour terms, Y.I. Zamyatin, symbolic meanings.
Цвет играет важную роль в художественных произведениях, где он выполняет предметно-описательную, эстетическую, эмоционально-экспрессивную, оценочную, психологическую и символическую функции. Цветообозначения в прозе Е.И. Замятина используются с предельным многообразием подтекста. Они способствуют раскрытию характеров персонажей, участвуют в развитии основных мотивов произведения, выявляют эстетический идеал писателя.
Примечательно, что блистательный мастер живописи словом Е.И. Замятин в произведениях «петербургского» цикла, куда входят рассказы «Мамай», «Дракон», «Пещера», «Все», «Десятиминутная драма» и повесть «Наводнение», предстает талантливым графиком, способным в ахроматических тонах воссоздать образ России в исключительный момент ее истории, на сломе культурных и исторических эпох, в период социальных и политических конфликтов, вызванных революцией 1917 года. Подобно многим его современникам, Замятин воспринимал революцию как неотвратимую апокалиптическую катастрофу, отсюда трагическое мироощущение, характерное для «петербургского» цикла, где изображен умирающий город, захваченный гибельными при-
© Седова О.В., 2015
Bunin Yelets State University The department of foreign languages and methods of their teaching PhD, associate professor Sedova O.V.
Russia, Yelets, 89092208788 e-mail: [email protected]
родными стихиями (морозом, ветром, вьюгой, наводнением), символизирующими революцию. «Люто замороженный» послереволюционный Петербург, в котором торжествует первобытный природный хаос, реконструирует облик всей России, в которой разгорелся огонь братоубийственной войны, взаимной ненависти и насилия. «Рисуя оцепеневший в ледяном горячечном бреду Петербург, писатель, по существу, создает «интегральный» образ России, горящей революционным бредом, несущейся в пустынное пространство, подобно космическому снаряду или замороженному трамваю» [8; с. 61]. И, безусловно, тема России, переживающей страшный революционный катаклизм, требовала соответствующего цветового решения.
Черно-бело-серая гамма «петербургских» произведений Е.И. Замятина во многом соответствует колористике «петербургского текста», у истоков которого стоял Пушкин. В изображении Петербурга в поэме «Медный всадник» доминируют ахроматические тона: «черный», «темный», «бледный»; ср.: «Чернели избы здесь и там» [7; с. 165]; «Уж было поздно и темно» [7; с. 168]; «Над водою остался он как черный куст» [7; с. 177]; «Ночная мгла на город трепетный сошла» [7; с. 173]; «Из-за усталых бледных туч» [7; с. 174]; «И бледный день уж настает» [7; с. 169]. Закованный в гранит Петербург в «Медном всаднике» является городом социальных контрастов и противоречий, отразившихся в трагической судьбе Евгения и Параши, становящихся жертвами созданной по воле Петра I северной столицы. Беспощадность, неумолимость, равнодушие величественного города к судьбе маленького человека проявляется в ахроматической гамме. Ахроматический Петербург предстает в произведении Пушкина грозным вершителем судеб, неумолимо вторгающимся в частную жизнь людей и предопределяющим их драматическую судьбу. Эти же краски присутствуют при описании Петербурга у Гоголя, Достоевского, А. Белого, З. Гиппиус.
Очевидно, что при изображении Петербурга в «петербургском» цикле Замятин следует именно этим колористическим традициям русской литературы, создавая атмосферу тревоги, угнетенности, беспросветности и отчаяния героев.
Однако данные цветовые традиции он использует и развивает применительно к своей современности. Писатель становится свидетелем процесса моральной деградации и вырождения человека в послереволюционной России, превращения его в жестокое, ограниченное животное, обезумевшее от голода, холода и страха. «Умирает человек. Гордый хомо еректус становится на четвереньки, обрастает клыками и шерстью, в человеке - побеждает зверь» [5; с. 403], - писал Замятин в 1919 году в статье «Завтра». Черно-бело-серая гамма «лютозамороженного», «каменного» Петербурга воссоздает мрачную картину пещерного, звероподобного существования людей в первые послереволюционные годы в рассказах «Дракон», «Пещера», «Мамай» и повести «Наводнение».
Цветообозначения «черный», «темный», всегда в русской культуре сопряженные со значениями «траура» и «смерти», преобладают на страницах рассказа «Пещера»: «Ночные, черные, чем-то похожие на дома, скалы, в скалах пещеры» [4; с. 372]. Эпитет «темный» является основным цветовым тоном пещер, в которые превратились неотапливаемые квартиры петербуржцев: «В темной пещере - великое огненное чудо» [4; с. 372]; «Колыхались лохматые, темные своды пещеры» [4; с. 373]. Темным маркировано не только пространство квартиры Мартин Мартиныча и Маши, но также площадка и лестница («на темной обледенелой от ледяных всплесков лестнице» [4; с. 374]) и коридор Обертышева («в темном коридоре» [4; с. 374]; «через темный коридор» [4; с. 374]).
Холод и мрак, царящие в петербургских «пещерах», свидетельствуют о власти зла, духовном порабощении людей и высвобождении темных, животных инстинктов.
Мрачная черная тональность характерна и для рассказа «Мамай», где изображены «жуткий» «темный океан улиц» [4; с. 384] и «полутемные площадки» домов, превращающихся в ночной тьме в «каменные корабли».
Эпитеты «черный», «темный» доминируют также в повести «Наводнение», способствуя созданию атмосферы преступления, совершенного детоубийцей Софьей: «...черная пыль залетала всюду, ее было не отмыть ничем» [4; с. 479]; «Вот будто эта же черная пыль обволокла все и дома» [4; с. 479]; «Она шла мимо еще не замерзших черных канав, мимо заборов из кровельного железа, ей было зимне, пусто» [4; с. 482]; «Она перешла через канаву, отдельно от себя, одними глазами, огляделась кругом: никого, она была на Смоленском поле одна, быстро темнело» [4; с. 490]; «Когда было уже совсем темно, она принесла полный мешок еще раз, зарыла яму и пошла домой» [4; с. 490]; «Под ногами была черная, неровная, распухшая земля, ветер обхлестывал ноги холодными, тугими полотенцами» [4; с. 490].
Доминирование черного и темного цветов в рассказах «Мамай», «Пещера», повести «Наводнение» создает ощущение постоянной, онтологической темноты, независимой от времени суток. А темнота во всех мифологиях мира всегда связывалась с представлениями о смерти. Согласно воззрениям древних славян, именно во тьме появляются страшные, демонические, несущие гибель существа: богиня смерти и зимы Морена, птицы с душами умерших - навьи, упыри, кикиморы и др.
Если же вспомнить, что тьма в дуалистических религиях являлась атрибутом материи, то высвечивается новый смысловой оттенок в восприятии черного и темного: преобладание в петербургских произведениях темных тонов выражает победу материального, плотского, бездуховного над духовными, нравственными началами.
Мрачный колорит послереволюционного Петербурга в произведениях Замятина усилен серым цветом. Мотив серого тона сопутствует в рассказе «Пещера» образу «се-рохоботого мамонта», символизирующего пещерно-звериное существование людей в заледенелом городе. В «Драконе» упоминаются «шпили и седые решетки» [4; с. 324] петербургской набережной. В повести «Наводнение» над Петербургом нависают «серые, городские, низкие, каменные облака» [4; с. 488]. Вообще же серый цвет в произведениях «петербургского» цикла дан неявно и чаше всего в неколористических образах, связанных с эпитетом «каменный»: дома, похожие на скалы, каменная тропинка, каменный топор, каменные лепешки в «Пещере»; «шестиэтажные каменные корабли» в «Мамае».
За серым цветом издревле в русской культуре закреплено значение «хищного» и «дурного». А в русской литературе он часто сопряжен с семантикой «смерти», «вражды», «тоски», «скуки», «мучения».
Восприятие серого цвета как знака призрачного, ирреального бытия характерно для А. Белого, который в статье «Священные цвета» писал: «Воплощение небытия в бытие, придающее последнему призрачность, символизирует серый цвет» [1; с. 201].
Можно утверждать, что Замятин в «петербургском» цикле рассказов учел все смысловые оттенки серого цвета, встречающиеся в русской литературе и прежде всего в поэзии символистов. Серый цвет в «петербургских» произведениях символизирует скорбную, тоскливую, страшную в своем однообразии и беспросветности жизнь людей, их душевную опустошенность и духовно-нравственную смерть.
Белый цвет не смягчает минорной темно-черно-серой тональности рассказов и повести Замятина. Употребленный всегда в паре со словом «пыль», белый цвет в «Пещере», например, получает грязно-серый оттенок, характерный для пыли: «И не известно кто... раздувает белую снежную пыль» [4; с. 372]; «Легкий ледяной сквознячок сдувает из-под ног белую пыль, и никому не слышная - по белой пыли, по глыбам, по пещерам, по людям на корточках - огромная, ровная поступь какого-то мамонтейшего мамонта» [4; с. 380]. Белый цвет здесь только усиливает впечатление смерти, тления и гибельности, создаваемое черным, темным и серым цветами.
Черно-бело-серый Петербург в «петербургском» цикле предстает городом туманов, вызывая вновь ассоциации с произведениями Пушкина, Гоголя, Достоевского, у которых Петербург всегда предстает туманным, инфернальным городом, поскольку туман, согласно народным поверьям, является знаком нечистой силы. Определение «туманный» выражает «жуткую, призрачную, прозрачную душу Петербурга», под гранитными набережными которого затаился на время укрощенный культурой природный хаос. Показателен в этом отношении рассказ Замятина «Дракон», в котором изображен фантасмагорический, бредовый мир драконо-людей, главной приметой которого является именно туман: «Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане» [4; с. 324].
Определение «туманный» не является колористическим образом, однако имплицитно указывает на разные цвета. В первую очередь на серый (цвет каменных домов, площадей, бульваров) и белый (цвет петербургских белых ночей). Кроме того, в нем пусть и неявно, содержатся и другие цветообозначения, ассоциативно экспонированные «петербургским текстом» русской литературы, например черный. Так, в рассказе А. Куприна «Черный туман» Петербург окутан «черным туманом», который и «на улицах, и в сердцах, и в головах у людей». Город погружен во мглу, «которая, точно обвисшее брюхо черной змеи, спускалась в коридор улицы и затаилась и замерла, нависнув, как будто приготовилась кого-то схватить» [6; с. 244]. В «туманном» городе из рассказа Замятина «Дракон» отражен и Петербург А. Белого, сжатый до красного пятна, напоминающего преисподнюю: «Так из финских болот тебе покажется место своей безумной оседлости красным, красным пятном: и пятно то беззвучно издали зрится на темноцветной ночи. издали ты увидишь красной крови пятно, вставшее в темноцветную ночь; ты испуганно скажешь: Не есть ли там местонахождение геенско-го пекла?» [2; с. 49]. В контексте творчества самого Замятина слово «туман» сопровождается колористическими уточнениями «рыжий» и «желтый». Так, в повести «На куличках» неоднократно упоминаемый «рыжий туман» оказывается то желтым, то ржавым, ржавящим, то серым: «И туман - желтый гад ползучий.» [4; с. 174]; «Полз ржавый, ржавящий, желтый туман» [18, 180]; «Склизкое, туманно-серое утро» [4; с. 172].
Таким образом, прилагательное «туманный» у Замятина синтезирует в себе разные тона: серый, белый, черный, красный, рыжий, желтый. Эта неопределенность, «неопределяемость», смазанность цветов - знак отсутствия полнокровной, многогранной, цветущей жизни в городе, пережившем страшный социальный катаклизм. В туманном мире Петрограда все представляется не тем, чем кажется: предметы теряют свои очертания, исчезают за «туманной занавесью», люди лишаются человеческих качеств и превращаются в драконов.
Итак, мир послереволюционного Петербурга, представленный в «петербургских» произведениях в туманной, черно-бело-серой дымке, получает статус безжизненного, мертвого, ирреального, призрачного бытия, потому что «черное и белое, в конечном счете - односторонности и крайности, впадая в которые человек лишается полноты бытия. Подлинная жизнь лежит в другом цветовом измерении» [3; с. 52].
Исследование колористических особенностей произведений «петербургского» цикла свидетельствует о том, что Замятин не только колоритный живописец слова, но и талантливый график. Виртуозно используя ахроматическую палитру, Замятин оказывает мощное эмоциональное воздействие на читателя. Подобного психологического эффекта он добивается, учитывая символические значения и эмоционально-экспрессивный потенциал цветообозначений писателей XIX - начала ХХ века. Мастерски использованная цветовая гамма способствует раскрытию авторской позиции. Реконструируемая с помощью цвета модель мира представляет в «петербургских» произведениях Замятина действительность, в которой торжествует антигуманное, безнравственное начало, вызывающее вполне оправданное опасение писателя за будущее человечества. Темный, черный, белый, серый цвета, соотносясь с семантикой смерти, воссоздают петербургскую послереволюционную реальность, лишенную полноты бытия, мертвую и безжизненную. За образом Петрограда угадывается вся Россия, заболевшая революцией.
Библиографический список
1. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.
2. Белый А. Избранная проза. М.: Сов. Рос., 1988. 464 с.
3. Гей Н.К. Искусство слова. М.: Наука, 1967. 364 с.
4. Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. М.: Сов. пис., 1989. 768 с.
5. Замятин Е.И. Избранные произведения. М.: Сов. Рос., 1990. 544 с.
6. Куприн А.И. Рассказы. М.: Правда, 1981. 512 с.
7. Пушкин А.С. Избранные произведения. М.: Гос. изд. худ. лит., 1949. 656 с.
8. Шишкина Л.И. Петербург и «петербургский текст» Е. Замятина // Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В X кн. Кн. VII. Тамбов: ТГУ, 2000. С. 53-63.
References
1. Belyiy A. Symbolism as the worldview. M.: Republic, 1994. 528 p.
2. Belyiy A. Selected prose. M: Sov. Ros., 1988. 464 p.
3. Gay N. The art of words. M.: Nauka, 1967. 364 p.
4. Zamyatin E.I. Selected works. Stories, novel, plays. M: Sov. pis., 1989. 768 p.
5. Zamyatin E.I. Selected works. M: Sov. Ros., 1990. 544 p.
6. Kuprin A I. Stories. M: Pravda, 1981. 512 p.
7. Pushkin A.S. Selected works. M., 1949. 656 p.
8. Shishkina L.I. Petersburg and the «Petersburg text» E. Zamyatin // Creative heritage of Yevgeny Zamyatin: A View from today. Scientific reports, articles, essays, notes, abstracts: X volumes. Vol. VII. Tambov: TGU, 2000. P. 53-63.