Научная статья на тему 'Рецепт выживания'

Рецепт выживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецепт выживания»

Сбываются прогнозы экспертов фармрынка, предрекавших, что к 2010 году более половины аптечного сектора (около $6 млрд.) как в целом по стране, так и в столице приберут к свои рукам пять крупных сетевых компаний. Так что самое время присмотреться к тем, кто правит российскими аптеками.

Рецепт выживания

По экспертным данным, весь объем фармрынка России, куда входят и розничный рынок, и дополнительное лекарственное обеспечение, и госпитальное потребление, составил в прошлом году около $11 млрд. При этом на долю продаж через аптеки пришлось около $6 млрд. Для сравнения: всего два года назад этой цифрой характеризовался весь фармрынок. Так что нет ничего удивительного в том, что несколько наиболее мощных и крупных аптечных сетей начали интенсивную скупку как игроков послабее, так и отдельных аптек, преимущественно муниципальных.

Исполнительный директор компании

«Фармэксперт» Николай Демидов: «Как и два года назад, этот сектор продолжает меняться. Происходит много сделок по слиянию-поглощению, постоянно меняется количество аптек в сетях, оборот компаний. В результате усиливается влияние на рынке аптечных сетей, которым сегодня удается отстаивать наиболее выгодные условия в отношениях с дистрибьюторами в том, что касается ассортимента, цены, отсрочки платежей, дискаунта и бонусов. А розничный рынок для дистрибьюторов — основной».

Не случайно компании, имевшие в своем активе и сеть, и дистрибьюторскую фирму,

Ирина ВОРОБЬЕВА

зачастую решают продать фирму и сосредоточиться на развитии сети.

Покупка сетями новых аптек, как правило, сочетается с интенсивным открытием точек «с нуля». Словом, конкуренция среди сетевых игроков усиливается, причем наиболее высока она, по мнению Николая Демидова, не в Москве, а в регионах. Причина проста — в денежной столице много покупателей с разным достатком, в результате у владельцев московских аптечных сетей больше возможностей для экспериментов с форматом торговли, ассортиментом, сервисными услугами. В регионах в основном бороться приходится за покупателей с небольшим и средним, по сравнению со столицей, доходом, так что даже старожилы регионального рынка стремятся найти место под столичным солнцем.

Николай Демидов: «Лекарственный рынок, особенно в столице, настолько фрагментирован и широк, что на нем всегда найдется место аптечной сети или отдельным розничным организациям, которые позиционируют себя, например, как дискаунтер или специализируются на продаже специфических препаратов, рассчитанных на узкую категорию потребителей. Сейчас аптечные сети активно дифференцируются. Все больше, в частности, становится фарма-маркетов, то есть аптечных сетей с очень большим выбором безрецептурных препаратов на стеллажах в торговом зале (на языке профессионалов такая продажа называется открытой формой торговли). Эти препараты соседствуют с биологически активными добавками, предметами гигиены, товарами народного потребления, косметикой. Фармамаркеты нацелены на людей со средним и более высоким доходом». Так что не удивительно, что в лидеры рынка в основном выбились сети фармамаркетов. К аптечным сетям, нацеленным на аудиторию менее обеспеченную, относится лишь один участник нашего рейтинга — аптечная сеть «Фармакор».

Примерно той же точки зрения придерживается и Михаил Колосов, менеджер

по отношениям с инвесторами и корпоративным коммуникациям ОАО «Аптечная сеть 36,6»: «Где конкуренция выше — в Москве или в регионах? На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Нужно смотреть на каждый рынок отдельно. В Москве конкуренция довольно жесткая, ее вполне можно оценить на пять из пяти баллов, но при том рынок в столице все еще не насыщен. Здесь достаточно места не только для развития старых игроков, но и для появления новых. Что до провинции, то здесь ситуация зависит от региона. Например, в Санкт-Петербурге или в городах Поволжья наша сеть испытывает серьезную конкуренцию со стороны крупных региональных игроков. Но есть и регионы, где конкуренция практически отсутствует».

А правильная стратегия в условиях жесткой конкурентной борьбы основывается на изучении спроса, динамики продаж. В хорошей аптеке обязательно, и практически на следующий день, появится препарат, который посетители несколько раз спрашивали накануне. Конечно, успехов в овладении искусством маркетинга в силах добиться и несетевая аптека, но у сетевого учреждения больше финансовых возможностей для воплощения своих планов.

Одна из ярких тенденций в торговой политике сетей последнего года — повышение лояльности клиентов. Николай Демидов: «Все игроки и на уже завоеванных рынках, и на новых рассчитывают, что именно их брэнд будет наиболее интересен потребителю. Для этого проводится ребрэндинг (его, кстати, сейчас завершает один из ведущих игроков

— аптечная сеть «Ригла»), запускаются всевозможные программы лояльности, например «Малина», в которой участвует «36,6».

Система скидок—давно уже не главное оружие в этой борьбе, скидки предоставляются почти во всех торговых сетях, они превратились в настолько привычный атрибут торговли, что «Аптечная сеть 36,6» решила вовсе отказаться от скидок». В Москве действует лишь 5%-ная скидка по социальной карте москвича. Правда, в регионах у компании унифицированная скидочная система — накопительные дисконтные карты.

Всего в России около 60 тыс. розничных точек продаж лекарственных препаратов (аптек, аптечных пунктов и киосков). Их них «опутано сетями» около 20-25 тыс. аптек. Но игроков национального уровня, по экспертным оценкам, лишь два.

Николай Демидов: «К отличительным особенностям национальной аптечной сети относится не только значительный оборот, но и наличие аптек сети во всех федеральных округах. И тем и другим обладают только две компании на рынке — «Аптечная сеть 36,6» и «Ригла».

С них мы и начнем наш рассказ.

Большой выбор безрецептурных препаратов на открытых стеллажах — неотъемлемый атрибут фармамаркетов

Нормальная температура

Лидер рынка — ОАО «Аптечная сеть 36,6», инициатор создания Российской ассоциации аптечных сетей, единственный игрок, чьи акции торгуются на фондовом рынке. Кстати, владельцы компании не только первыми провели IPO на рынке — выпускник МГИМО Артем Бектемиров и питомец ММА имени Сеченова Сергей Кривошеев первыми же перенесли западный опыт на российскую почву, внедряя на родных просторах такой формат торговли, как аптечная сеть.

Дебют партнеров на фармниве состоялся в пору развала госсистемы лекарственного снабжения — как и многие нынешние фармворотилы, они покупали лекарства за границей и продавали их изнывавшим от отсутствия товара московским аптекам. По признанию самого Бектемирова, беготня

Ведущие аптечные сети России

Место 1 2 3 4 5

Владельцы

Число аптек

Аптечная сеть 36,6

Артем

Бектемиров,

Сергей

Кривошеев

838

Ригла

Вадим

Якунин

636

347,0

Фармакор

Александр

Афанасьев

196

і ■

247,° 139,14

т

ш ■*

Имплозия

Грант

Безрученко

372

Вита

Татьяна

Карпачева,

Константин

Дурнев

209

90,2 83,2

т

__

I

Сеть

|прямые инвестиции /№06 (62) £007 | реальный сектор

собственники

собственники

по нарождавшемуся московскому рынку принесла весьма полезные связи

В 1992 году партнеры основали предшественницу ОАО «Аптечная сеть 36,6», компанию «Время». Помимо посредничества между московскими аптеками и фармпро-изводителями, она занялась поставками оборудования и лекарств московским больницам. На рынке поговаривают, что наши герои добились успеха во многом благодаря административному ресурсу: мол, среди главных козырей Бектемирова и Кривоше-ева всегда была поддержка Московского правительства — за последние десять лет они умудрились купить или заполучить в аренду более 200 аптек в столице.

Так или иначе, но с арендой и покупкой

Владельцы ОАО «Аптечная сеть 36,6» Игорь Кривошееви Артем Бектемиров ради дальнейшего расширения сети не исключают продажи производства — компании «Верафарм»

аптек партнеры преуспели не только в Москве. 70% аптек сети расположены в регионах. Однако исключительно на розничной продаже Бектемиров с Кривошеевым решили не зацикливаться и в 1992-1993 годах скупили акции заводов в Воронеже и Белгороде, которым поставляли сырье, а позже приобрели предприятие онкопрепаратов у компании «ЛэнсФарм». Все три завода вошли в еще один актив, помимо аптечной сети Бектемирова и Кривошеева, — производственную компанию «Верофарм».

Причем, по словам Михаила Колосова, менеджера по отношениям с инвесторами и корпоративным коммуникациям ОАО «Аптечная сеть 36,6», акционеры не исключают, что в ближайшем будущем «Верофарм» может быть продан, а вырученные деньги пойдут на дальнейшее активное развитие аптечной сети. Стоит напомнить, что партнеры почти прекратили развивать менее перспективное, по их оценкам, направление бизнеса — оптовую торговлю лекарственными препаратами.

Но вернемся к аптечной сети, которую владельцы планируют активно развивать,

как в Москве, так и в регионах.

Михаил Колосов: «Московский фарм-рынок — один из самых развитых в стране, к тому же в столице сосредоточено население с высокими доходами, вполне сопоставимыми с доходами жителей Восточной Европы. В Москве конкурентную борьбу можно выиграть только за счет уникального предложения покупателю. Наша компания, в частности, предлагает потребителям удобное местоположение, квалифицированный персонал и уникальный ассортимент, который можно приобрести только в наших аптеках. Но этот товар, естественно, продается в дополнение к базовому набору лекарственных препаратов и косметических товаров сегмента масс-маркет. Мы заключаем эксклюзивные договоры с производителями на продвижение и продажу их товаров. Такие договоры, в частности, у нас есть с британским производителем Boots, чьи брэнды представлены эксклюзивно в наших аптеках, и с производителем декоративной косметики «Экпипс». Кроме того, мы запустили проект по производству товаров под собственной торговой маркой. Мы — единственная аптечная компания, развивающая подобный проект, очень, кстати, успешный».

К конкурентным особенностям компании ее представители относят и набор дополнительных услуг, которых в большинстве других аптечных учреждений нет. Михаил Колосов: «Я имею в виду банкоматы, возможность оплаты мобильной связи через кассы аптек. Как раз сейчас запускается проект по продаже полисов добровольного медицинского страхования — от стоматологии до педиатрии. Наша компания пытается выяснить, что в данный момент необходимо потребителю, и предложить ему этот товар или услугу. Мы рассматриваем аптеку как магазин шаговой доступности, где покупатель может максимально удовлетворить свои потребности, связанные со здоровьем и красотой».

Добавим, что в Москве 60% товара этой аптечной сети не относится к лекарствам. В

По числу аптек на душу населения Россия отстает от Европы, так что пока место на рынке есть и роскошным фармамаркетам, и скромным дискаунтерам

регионах—ситуация противоположная, причем 40% парафармацевтики (биологически активных добавок, шампуней, кремов и так далее) в товарном ассортименте рискует удерживать в регионах только эта аптечная сеть.

Михаил Колосов: «Во многих регионах, в которые мы выходим, формат аптеки-супермаркета — новинка. До сих пор в некоторых городах тип подобного магазина кажется прямо-таки революционным. Но думаю, что со временем соотношение лекарственных препаратов и нелекарственных товаров и в регионах будет таким же, как в Москве. В регионах вообще есть куда развиваться, о чем и свидетельствует очень бурный и вполне закономерный рост аптечного бизнеса, более активный, чем в столице. Большинство региональных рынков еще не насыщено аптечными учреждениями. По числу аптек на душу населения мы отстаем от Европы. Количество аптек резко увеличивается, они стараются быть как можно ближе к месту работы и постоянного проживания своих клиентов».

На вопрос о том, почему в аптеках этой сети нет дешевых товаров, нам ответили следующее: «Компания не ориентируется на дорогие лекарства. Наоборот, если сравнить цены, то наша аптечная сеть в среднем довольно дешевая. Мы проводим мониторинг цен и устанавливаем на основную часть ассортимента средние тарифы в каждом регионе. Какие-то лекарства будут дешевле в других аптечных сетях, какие-то — в аптеках нашей сети. По лекарственному ассортименту не может быть эксклюзивного предложения, это запрещено законом. «Виагра», к примеру, не может продаваться только в одной сети.

У нас в аптеках есть ряд недорогих препаратов, выпускающихся под маркой «36,6», аналоги известных лекарств: капли в нос, спазмалитики, средства от аллергии и так

реальный сектор | ПРЯМЫЕ инвестиции / №06 (6£) 2007 I

далее. Редкие лекарства, например сложные антибиотики, вы, скорее всего, в аптеках нашей сети сразу не купите, но их можно заказать, срок доставки — один-два дня».

Компания планирует остаться в лидерах рынка не только за счет финансовых вливаний в развитие, но и благодаря ассортименту и сервису. Михаил Колосов: «У нас действуют очень жесткие стандарты обслуживания в аптеках. Собственный учебный центр, где все сотрудники обязательно проходят стажировку, проводит постоянную ротацию с тем, чтобы персонал из разных аптек перенимали опыт друг у друга. Новые работники обязательно стажируются с опытными провизорами».

Собственную продукцию компания выпускает не только на заводах «Верофарма».

Михаил Колосов: «Зубные пасты делаются в Германии, презервативы — на Тайване на специализированных заводах, гели для душа и шампуни — на заводах «Красной линии».

В денежном выражении основные продажи компании приходятся на медикаменты. Михаил Колосов: «60% продаж в прошлом году составили лекарства, 38% принесла парафармацевтика (товары для красоты и здоровья, БАДы и средства гигиены), 2% — продажи оптики».

К 1 апреля этого года ОАО «Аптечная сеть 36,6» объединяла 854 аптеки, работающие в 26 регионах. За последние три месяца сеть открыла 25 аптек, из них семь

— астраханская сеть «Добрый лекарь». При этом в прошлом году компания приобрела 18 сетей, то есть 352 аптеки. С нуля было открыто 75 аптек. «Приоритетные для нас направления развития, — продолжает Михаил Колосов, — Москва и Московская область, города Урала, Западная Сибирь и юг России. Там ненасыщенный рынок, при этом растет платежеспособный спрос, по-

ложительное восприятие нашего брэнда. В течение этого года мы рассчитываем увеличить сеть еще на 600 аптек».

Развиваться компания планирует не только за счет кредитов и возможной продажи «Верофарма» — рассматривается возможность продажи и обратной аренды торговых площадей. Михаил Колосов: «Этих средств хватит для обеспечения высоких темпов роста в течение двух ближайших лет». Объем продаж сети в прошлом году превысил $347 млн. При этом только за последние три месяца продажи сети достигли $141 млн., увеличившись на 94% по сравнению с I кварталом 2006 года.

Аптечные сети сегодня контролируют почти половину розничного рынка России

Оптом и в розницу

Единственным конкурентом на национальном уровне в аптечной сети №1 признают аптечную сеть «Ригла», планирующую завершить в этом году весьма успешный, по предварительным результатам и признанию участников рынка, ребрэндинг.

«Ригла» — единственный лидирующий игрок, чей владелец, начинавший с оптовой продажи медикаментов, от этого актива своего бизнеса до сих пор не избавился по вполне очевидной причине. Главному акционеру «Риглы» Вадиму Якунину принадлежит и крупнейшая дистрибьюторская компания России «Протек» — старожил дистрибьюторского рынка. Правда, «великим комбинатором», сделавшим «Протек» ведущим общероссийским дистрибьютором, обслуживающим более 400 иностранных фирм-производителей, конкуренты называют не Вадима Якунина, а его бывшего совладельца и сокурсника по МФТИ Григора Хачатурова. Именно он в 1990 году сколотил с дру-

гом Вадимом контору, занимавшуюся продажей таблеток и продуктов питания.

А спустя три года Хачатуров, окончив American University of Business Administration в Сан-Франциско, решил создать профессионального фармдистрибь-ютора заграничного образца — с отделами маркетинга, логистики, системой обучения и

Акционер аптечной сети №2 на российском рынке «Ригла» Вадим Якунин будет по-прежнему активно скупать локальные аптечные сети и крупных региональных игроков

продвижения сотрудников. Протековцы первыми договорились о прямых поставках с российскими представительствами иностранных компаний.

Изначально в оформлении витрин и торговых залов сети преобладал сумрачный цвет моря в непогоду. Новыми красками «Ригла» засияла в прошлом году — ее фирменным отличительным знаком стала разноцветная ромашка. «Ребрэндинг для нас, — поясняет Ольга Шелудченко, гендиректор аптечной сети «Ригла», — это не просто изменение фирменного стиля, но и новая стратегия развития компании. Мы предложили покупателям новый формат торговли — супермаркеты здоровья, где любой посетитель легко сможет найти необходимый ему товар. Сейчас мы сосредоточены на внедрении разнообразных дополнительных услуг. Так, в Центрах здоровья кожи можно бесплатно пройти компьютерную диагностику состояния кожи и волос и с помощью компетентного консультанта подобрать средства для лечения и ухода. Мы открываем в аптеках отделы оптики, где покупатели могут бесплатно проверить зрение и получить консультацию врача-офтальмолога, подобрать контактные линзы и заказать очки. Сейчас в аптеках сети действуют 25 отделов оптики, в этом году планируется открытие еще 60».

А еще в аптеках сети сотрудники по просьбе клиента измеряют ему давление. «Наш персонал, — продолжает Ольга Шелудченко, — проходит специальное обучение, поэтому каждый наш посетитель может получить подробную информацию об артериальном давлении и его нормах, о важности и необходимости контроля давления, рекомендации по измерению в домашних условиях. Для удобства клиентов компания устанавливает терминалы экспресс-оплаты, через которые можно вносить коммунальные платежи, оплачивать услуги мобильной связи и интернет, взносы по кредитам и штрафы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ /№06 [62] £007 | реальный сектор

собственники

собственники

ГИБДД. С февраля в аптеках нашей сети можно приобрести подарочные карты».

Добавим, что инвестиции в ребрэндинг составили $15 млн., о чем в компании не жалеют — ведь темпы роста сети в 2006 году достигли 128%. Стоит сказать, что в прошлом году группа компаний «Протек» приобрела аптечную сеть «Озон» из 146 аптек у владельца группы «Курс» Максима Климова. Климов, напомним, образовал «Озон», купив у структур Романа Абрамовича сеть аптек «Чудо-доктор» и бывшие аптеки ICN Pharmaceuticals. «Акционеры,

— говорит Ольга Шелудченко, — рассматривают приобретение этой сети как отдельный бизнес-проект». Что до отношений двух сетей в рамках одной группы, то «Ригла» заключила договор франчайзинга с сетью «Озон». По условиям соглашения между сторонами, эта сеть получила право на использование брэнда «Ригла». «С 1 марта этого года, — поясняет гендиректор сети, — началось переоборудование аптек «Озон» в супермаркеты здоровья под брэндом «Ригла». К концу июля под брэндом «Ригла» будут работать все московские аптеки «Озон». Главным результатом соглашения стало значительное усиление позиций «Риглы» в тех регионах, где наши аптеки уже есть, прежде всего в Москве и Московской области. Здесь по количеству аптек с открытой формой торговли мы стали лидерами».

В 2006 года объем продаж «Риглы» составил $247 млн., что на 128% больше, чем в предыдущем году. В этом году «Ригла» планирует открыть не менее 70 супермаркетов и достичь объема продаж в $450 млн., продолжив, по словам представителей компании, региональную экспансию, скупая местные сети и открывая новые аптеки.

Ольга Шелудченко: «Покупка действующих аптечных сетей — приоритетный способ развития в регионах для нашей компании. Несмотря на то что этот шаг сопряжен со значительными инвестициями, приобретение сетевых аптек существенно увеличивает объемы продаж и позволяет в необходимые сроки окупить вложенные средства. Получая готовый бизнес, мы не тратим времени на переоборудование розничных точек и привлечение покупателей. А повышение качества обслуживания и оптимизация ассортимента в аптеках присоединяемой сети в соответствии с высокими стандартами «Риглы» позволяют улучшить как привлекательность аптек для покупателей, так и экономические показатели бизнеса. Безусловно, нас интересуют крупнейшие локальные игроки, однако целесообразно купить сеть, занимающую незначительную долю регионального рынка, что позволяет детально изучить местный рынок».

В ближайшее время аптеки «36,6», которые все больше напоминают супермаркеты, начнут продавать даже полисы добровольного медицинского страхования

Первый во второй столице

На третьем месте — питерская сеть аптек «Фармакор». Компания, которую эксперты рынка относят к сетям, чьи основные клиенты — люди со скромным достатком. «Фармакор» — один из активов депутата Госдумы, заместителя председателя думского Комитета по охране здоровья, 42летнего Александра Афанасьева, выпускника Ленинградского химико-фармацевтического института. Помимо лекарств, Александр Афанасьев интересуется ресторанами — он владелец ресторанной группы «Тритон».

Все бизнес-структуры депутата действуют в северной столице. «Приоритетное направление развития аптечной сети, — поясняют в компании, — открытие торговых точек в регионах России». Интересно, что в Москве аптек «Фармакор» нет. «Открыть аптеку в Москве технически несложно — здешний рынок менее жесткий, чем в Петербурге, проще с помещениями, — считает Александр

Хозяин питерской аптечной сети «Фармакор» Александр Афанасьев считает, что традиционные аптеки более привлекательны для россиян

Афанасьев. — Но я не вижу смысла открывать аптеку, которая погоды не сделает. Зачем? Чтобы всем показать — у нас аптека в Москве? Это не для нас. Мы следуем принципу: «Быть, а не казаться». Если бы мы могли открыть в Москве за год 40 аптек, мы бы обязательно это сделали».

К тому же в столице, добавим, наиболее перспективно открывать фармамаркеты, а не аптеки с традиционной формой торговли, когда о любом товаре спрашивают у продавца за прилавком. Такие аптеки рассчитаны на покупателей со скромным достатком, что более актуально для регионов. «В России намного прибыльнее открывать обычные традиционные аптеки, которые еще долго будут востребованы», — считает Александр Афанасьев.

На вопрос: за счет каких конкурентных преимуществ фирма рассчитывает обойти игроков на столичном и региональном рынках, в компании говорят о «многолетнем опыте, отточенных на практике технологиях и высококвалифицированных кадрах». Что касается формирования лояльности клиентов, то представители «Фар-макора» согласны с необходимостью работы в этом направлении. «Но раскрывать свои авторские подходы мы не станем. Скажу лишь, что штампы мы не приемлем, они неэффективны», — сообщил нам глава пресс-службы «Фармакора» Николай Дмитриев.

Сейчас у компании около 200 аптек, большая часть в Санкт-Петербурге. В этом году в планах компании открытие более 100 аптек в регионах — от Ставрополья до Сибири, и еще 20 аптек — в родном городе.

Николай Дмитриев: «Сеть развивается достаточно равномерно во всех регионах с учетом экономической целесообразности, вытекающей из рыночной ситуации, происходит это в том числе за счет открытия точек «с нуля». В развитие мы инвестируем собственные средства, а также используем кредиты. В частности, в 2006 году Сбербанк России открыл компании «Фармакор» кредитную линию в размере 600 млн. руб. Добавлю, что зарегистрирован проспект облигаций ООО «Фармакор Финанс». В перспективе рассматривается возможность выхода компании на IPO. Однако говорить о сроках пока преждевременно. Объем продаж сети в 2006 году достиг $139,14 млн. Выручка по сравнению с 2005 годом выросла на 22%».

Пара самарских

Завершают пятерку лидеров две самарские компании — «Имплозия» и «Вита». Свой объем продаж в компаниях не раскрывают. По данным компании «Фармэкс-перт», продажи «Имплозии» в прошлом году составили примерно 26% от объема ли-

реальный сектор | ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №06 [62] 2007 [

Грант Безрученко, гендиректор «Имплозии», развивает сеть не для продажи

дера рынка «Аптечной сети 36,6» — около $90,2 млн., «Виты» — немногим меньше, около $83,2 млн. Обе сети в основном развивают традиционные аптеки с закрытой формой торговли.

Основал «Имплозию» на заре рыночных отношений в 1991 году выпускник Самарского политехнического института, 45-летний Грант Безрученко, правда, изначально «Имплозия» отношения к лекарствам не имела (имплозия — взрыв, направленный внутрь) — так Безрученко окрестил сначала молодежный центр, а потом новую фирму, занимавшуюся, как и многие другие на заре капитализма, всем, что подвернется под руку, — от разведения пушных зверей до торговли цветными металлами.

Продолжалась это до 1993 года, когда Безрученко попробовал продавать лекар-

ства. Начинал с опта, а потом обратился к рознице. Сейчас под брэндом «Имплозия» работает более 370 аптек, 6 из них — в Москве.

«Вита» — ближайший конкурент «Имплозии», развивавшийся буквально по тому же пути. «Вита» была создана как дистрибьюторская фирма в 1993 году супругами Константином Дурневым и Татьяной Карпаче-вой. Через два года они начали развивать аптечную сеть, гендиректоров которой стала Татьяна, и настолько преуспели в аптечном бизнесе, что дистрибьюторское направление решили закрыть.

Так же, как и «Имплозия», «Вита» старается удержать и привлечь разных покупателей, открывая, помимо обычных, аптеки с открытой формой торговли и так называемые социальные аптеки, где действуют специальные скидки для пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей, учащихся средних и высших учебных заведений. Всего в компанию в конце 2006 года входило 209 аптек, из них 35 было открыто, по нашим данным, в течение прошлого года. Аптеки «Виты», помимо столицы и Самары, есть в Тольятти, Ульяновске, Димитровграде, Пензе, Оренбурге и Екатеринбурге. На достигнутом самарцы останавливаться не собираются, планируя и дальше открывать новые аптеки и покупать уже действующие в разных

регионах России, вполне обоснованно рассчитывая на успех.

В той же Самаре немало покупателей, которые отнюдь не спешат мигрировать в сети варягов. «В аптеках «Имплозии», — говорит одна из наших собеседниц, — я могу купить все нужные мне лекарства. Не знаю, как в Самаре, но в аптеках «36,6» в Москве я не всегда могла их найти. Кроме того, если нужно выяснить, в каких аптеках сети есть необходимые препараты, то, в отличие от «36,6», в «Имплозии» не нужно звонить по справочным телефонам — там установлены специальные автоматы. Да и лекарства благодаря накопительной дисконтной карте не такие дорогие, как в столице. Моя скидка достигла уже 20%».

Возможно, что в скором времени рейтинг лидеров снова изменится. По крайней мере, нынешние лидеры рынка четко заявляют о своем намерении расширять сети за счет покупки других игроков, причем не обязательно мелких. Так, например, весь прошлый год рынок обсуждал возможную покупку «Виты» британской компанией Boots. Сделка не состоялась, но возможно, что владельцы «Виты» договорятся о наиболее выгодных для себя условиях с другими соискателями и в рейтинге лидеров появится новая компания. Ц

ПРЯМЫЕ

ВЕСТИ

ции

ЖУРНАЛ О РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Составляющие успеха Вашей конференции — наши большие возможности:

• организация и проведение мероприятий любого формата "под ключ" (круглые столы, конференции, семинары, конгрессы, форумы) команда высококвалифицированных специалистов с большим опытом работы в области организации деловых мероприятий • сотрудничество с авторитетными аналитиками в области экономики # личные контакты в сферах бизнеса, органов власти, СМИ • актуальные базы данных

“У Вас есть небольшой информационный повод -обращайтесь, и мы сделаем из него большую конференцию”.

г. Москва, ул. Бумажный проезд, дом 14, стр. 1. Контактный телефон (495) 775 21 96 Директор отдела конференций — Немонтова Марианна. E-mail: m_nemontova@interprice.ru Заместитель директора отдела конференций — Гаврилова Юлия E-mail: gavrilova@interprice.ru

собственники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.