РЕМШииМ июнь 2003
ГЛАВНАЯ ТЕМА: АПТЕЧНЫЕ СЕТИ
выгодных ценах для покупателей в сетевой индивидуальной аптеке — всего лишь только миф.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
В целом можно отметить следующие тенденции в развитии аптечных сетей. В настоящее время в России существую-ет уже более 100 аптечных сетей, среди которых имеются как мега- и крупные сети, так и средние и мелкие. Например, в Москве крупнейшими являются аптечная сеть «36 и 6», «Ригла», «Доктор Столетов», в Самаре — «Вита» и «Имплозия», в Татарстане — «Таттехмедфарм», в Омске — «Лекарства Сибири», в Иркутске — «Авиценна». В целом по стране в данный момент следует отметить преобладающую численность мелких аптечных сетей. Однако процессы концентрации капитала в аптечном сегменте, которые начались с Москвы и Санкт-Петербурга, уже охватили крупнейшие регионы России, а значит, есть несомненные перспективы развития в этом направлении в будущем.
Следует подчеркнуть, что во многих случаях объединение аптек еще нельзя назвать сетью в полном смысле этого слова, т.е. аптеками с едиными закупками, ассортиментом, ценами, фирменным стилем, услугами, технологией управления и т.д. Одним из основных вопросов будущего является — кто будет владеть крупнейшими аптечными сетями, поскольку несомненна их инвестиционная привлекательность по мере развития этого рынка розничными операторами. В этой связи возникает второй вопрос: как будет в дальнейшем развиваться законодательство в этой сфере5 и осуществляться ее регулирование. Эти вопросы носят вполне практический характер, поскольку неконтролируемая концентрация капитала в области розничной торговли ЛС теоретически может привести к монополизации сферы со всеми вытекающими негативными последствиями. Однако в настоящий момент начального, хотя и бурного развития сетей они способствуют структуризации розничной торговли, привлечению в нее инвестиций, развитию и внедрению прогрессивных маркетинговых технологий.
Тарас МАХРИНСКИЙ
✓
СТРУКТУРА АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ УКРАИНЫ
И НЕМНОГО О РОЗНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ УКРАИНСКОГО ФАРМРЫНКА'
По данным ДП «БИИТ» на 1 июня 2002 г., розничную торговлю ЛС в Украине осуществляли около 4500 субъектов предпринимательской деятельности, которым принадлежали 9000 аптек, 5900 аптечных пунктов и 7700 аптечных киосков (всего — около 22 600 торговых точек). Для сравнения: по данным Государственного комитета статистики Украины (Госкомстата) на 1 января 2002 г. («Еженедельник АПТЕКА», №15 (336) от 15 апреля 2002 г.), в Украине функционировали 11 460 аптек и аптечных пунктов, а также 5780 аптечных киосков (всего — 17 240 торговых точек). Напомним, что в своей отчетности Госкомстат не разделяет аптеки и аптечные пункты. При подготовке настоящей публикации мы не учитывали различия между аптечными пунктами и аптечными киосками и рассматривали
их как торговые подразделения аптек2
На 9000 аптек приходится 13 600 торговых подразделений, или около 1,5 на 1 аптеку. Отметим, что в Киеве аналогичный показатель составляет 1,3. Ниже мы покажем, что этот показатель имеет определенное значение, несмотря на то, что количество подразделений в разных аптечных сетях может существенно различаться.
✓
5 Известен тот факт, что в некоторых европейских странах, например, в Германии, создание аптечных сетей запрещено законом.
СТРУКТУРА СЕТЕЙ
Структура аптечных сетей рассматривалась на всем массиве данных. Напомним, что, на наш взгляд, следует различать аптечные сети «холдингового» и «централизованного» типа. Кроме того, существуют сети «смешанного» типа, в которых «холдинговая» структура сочетается с «централизованной». Как уже отмечалось, применяемая нами методика не позволяет проанализировать сети холдингового или смешанного типа в той части, где они работают как холдинговые. Таким образом, в настоящей статье дан анализ только централизованных сетей и сетей смешанного типа в той части, где они работают как централизованные. Представлено распределение организаций в зависимости от количества торговых точек, принадлежащих этим организациям.
Учитывая то, что количество мегасетей в Украине незначительно, часть графика, на котором отражены мегасети, не приводится ввиду его неинформативности. Однако необходимо отметить, что в Украине существуют чрезвычайно крупные аптечные сети, насчитывающие более 100 и даже более 500 торговых точек. Напомним, что ранее нами было предложено разделение аптечных сетей на 4 категории: малые розничные сети, в состав которых входит 1-5 торговых точек, средние (6-10), крупные (11-24) и «мегасети», включающие более 25 торговых точек. Если следовать этому принципу деления, то в настоящее время в Украине функционируют около 70 мегасетей, которые объединяют около 3800 торговых точек, то есть около 17% всех торговых точек. На территории страны наиболее крупные мегасети распределены неравномерно. Во-первых, 4 из 10 наиболее крупных ме-гасетей, которые объединяют около 1900
1 «Еженедельник АПТЕКА» №42 (363), 28.10.2002.
2 Данные, которые находятся в распоряжении операторов рынка, достаточно противоречивы, поэтому необходимость уточнения сведений о количественном и качественном составе аптечной сети очевидна для всех операторов. Методологические сложности при составлении базы данных торговых точек (аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков) приводят к определенной погрешности. В настоящей статье для того, чтобы отразить эту погрешность, данные приводятся с точностью до двух знаков перед запятой.
^ o í E
g Й s
V, ■< я
2 я S Ü S
s s
я s
и
S Œ S
tí ^
g 43
3 s: ы
« ^ 2
Í ï S
о T3
» та о
0 N ™
J, C¿> о
1 s -
S та g
Сй bi о
о G »
■л Я ~
° та о
м гс гс
03 Sa tí
« гс Я
S> ta -
Й S-g
™ ñ s
^ w
M M
« S
н з
я tí
? о
я
о я N » ® та Е п S Е
5
N -ä п Я
Я -3 ГС та 03 о
о та ГС
0\ 03 я 03 та
tr -3 та ^
та о ГС я
tr 0J та g п
я ГС я
я ГС п гс в ё tr я я о о
я ГС я я
о ta tr Я Я Я » о to о о\ я о о
8 о -ä Я о ё ГС Я о 03 ta » я ta ГС
» Ht Я Л
я tr tr ^
§ я та о й -ä п Я ГС
g о\ ia О Л п о Я
ГС ГС ГС я оз та О
О » g а >4 я g GJ 03 О
О ^ ia
ta g та ГС »
О о я Я -ä ГС -ä
съ
sil § g £
s л " S
Я i-гч
" ° 1
о
s ^ s
Я ^ а
о о £
О à= «
g ай ff SÄ
я Ё
о го
P£M£EJUUM
июнь 2003
ГЛАВНАЯ ТЕМА: АПТЕЧНЫЕ СЕТИ
выми точками. Развитие розничного рынка в Украине в настоящее время происходит не столько за счет появления новых аптек и малых аптечных сетей, сколько за счет развития сетей, существовавших ранее.
В последнее время на украинском фармацевтическом рынке утвердилась концепция разделения дистрибьюторов лекарст-
венных средств на «общенациональных», «региональных» и «локальных». Заключив всего 1200 договоров со средними, крупными и мегасетями, дистрибьюторская компания может охватить 2/3 аптечного сегмента украинского фармацевтического рынка. Достаточно ли этого для того, чтобы именовать себя «общенациональным» дистрибьютором? Так называемым
локальным дистрибьюторам также остается немалый сегмент фармрынка в виде малых и, частично, средних и крупных аптечных сетей.
Значительный интерес представляют региональные особенности развития розничного сегмента фармрынка Украины, что и будет предметом последующих публикаций.
Алла БОЛОТОВА, Евгения СОКОЛОВСКАЯ, Ирина ШПАГИНА
ЧТО НЕСУТ НАМ НАШИ СЕТИ?
АПТЕЧНЫМ СЕТЯМ 5 ЛЕТ
В этом году исполняется 5 лет с тех пор, как в России открылась первая сетевая аптека. За это время развитие аптечных сетей стало значительным по масштабности явлением. По некоторым оценкам, в разных регионах России на аптечные сети сейчас приходится от 25 до 40%, а порой и до 50% объемов продаж розничного фармацевтического рынка. Мы провели небольшое исследование, целью которого было выяснить, что представляют собой современные аптечные сети, каковы тенденции их развития и куда движется глобальный процесс объединения розничных фармацевтических организаций.
Только в Москве на сегодняшний день расположено более 20 аптечных сетей, не считая сетевых структур, состоящих только из аптечных киосков (табл.). Сети включают от 3 до 100 точек, которые могут быть расположены как в столице, так и за ее пределами. Учитывая то, что в Москве 773 аптеки, можно предположить, что на сегодняшний день аптечным сетям принадлежит больше 40% столичного розничного фармацевтического рынка.
Конечно, по количеству торговых точек трудно судить о масштабности бизнеса самой сети, поскольку в ее состав могут входить как фармамаркеты, так и стационарные аптеки, а также аптечные пункты и киоски. Так, например, в аптечной сети «Итек» 33 точки, из которых всего 5 аптек, остальные — аптечные киоски, расположенные в метро, а у «Доктора Столетова» 46 точек — 23 фармамаркета, 8 аптек, 15 киосков. Однако данные по обороту сетевых аптек и аптечных сетей говорят о значительном размахе. Если ежемесячный оборот средней российской аптеки составляет около 1—1,2 млн. руб., то оборот сетевой аптеки — 2—2,5 млн.рублей. В прошлом году оборот сети «Старый лекарь» (21 аптечный пункт) составил 17,5 млн. долл., сети «Фармир» (21
торговая точка) — 18 млн.долл., а оборот одной из крупнейших аптечных сетей «36,6» (45 торговых точек) — 63,4 млн. долларов.
Высокая концентрация сетей аптек как в Москве, так и в крупных городах России, с большим товарооборотом и высоким уровнем доходов обостряет конкуренцию в этом сегменте рынка и диктует свои условия развития, приемы продвижения и способы получения прибыли.
КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?
Как и на заре развития («зарей» можно считать лето 1998 г., когда в Москве открылась первая сетевая аптека «36,6» на Тверской), аптечные сети по-прежнему контролируются, в основном, производственными и дистрибьюторскими фармацевтическими компаниями. Помимо уже известных «36,6» и «ICN», которые были открыты, соответственно, ЗАО «Время» и международной фармацевтической корпорацией «ICN Pharmaceuticals», аптечная сеть «Старый лекарь», например, была образована на базе регионального фармацевтического дистрибьютора ООО «Морон»; стратегическим партнером и поставщиком более 2500 наименований лекарственных препа-
ратов в аптеки интенсивно развивающейся сети «Ригла» является один из крупнейших дистрибьюторов «ЦВ Протек». Безусловно, владение аптечной сетью повышает для дистрибьютора и производителя устойчивость сбыта, оборот продукции, упрощает контроль за дебиторской задолженностью и увеличивает доступ к наличным средствам. Однако современные сети развиваются не только благодаря инвестициям из секторов фармбизнеса. Фармацевтический рынок всегда имел инвестиционную привлекательность и для других финансово-емких отраслей. И уже сейчас реализуются проекты, когда аптечные сети инвестируются участниками с других рынков: «Доктор Столетов» является брэндовой сетью холдинга ООО УХК «Металлоин-вест», «Итек» — дочернее предприятие станкостроительной компании «Техност-рой», одним из основных акционеров с.-петербургской компании ОАО «Фарма-цея», открывшей недавно первый из шести аптечных супермаркетов сети «Новая аптека», является ООО «Феникс Групп» (владелец компании, специализирующейся на бункеровке судов); в Ижевске развивают аптечную сеть владельцы сети автозаправок и т.д.
Структура управления аптечными сетями в их современном исполнении также неоднозначна и строится на разных принципах взаимодействия. В строгом смысле, аптечная сеть — это совокупность аптечных предприятий, работающих под единым брэндом, имеющая единую правовую форму, логистику и менеджмент. Многие новые аптечные сети продолжают работать по такому же принципу, например, «Старый лекарь», «Доктор Столетов», «Чу-
✓