Научная статья на тему 'Структура аптечных сетей Украины'

Структура аптечных сетей Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махринский Тарас

По данным ДП «БИИТ» на 1 июня 2002 г., розничную торговлю ЛС в Украи-не осуществляли около 4500 субъектов предпринимательской деятельно-сти, которым принадлежали 9000 аптек, 5900 аптечных пунктов и 7700 аптечных киосков (всего — около 22 600 торговых точек). Для сравнения: по данным Государственного комитета статистики Украины (Госкомстата) на 1 января 2002 г. («Еженедельник АПТЕКА», №15 (336) от 15 апреля 2002 г.), в Украине функционировали 11 460 аптек и аптечных пунктов, а также 5780 аптечных киосков (всего — 17 240 торговых точек). Напом-ним, что в своей отчетности Госкомстат не разделяет аптеки и аптечные пункты. При подготовке настоящей публикации мы не учитывали разли-чия между аптечными пунктами и аптечными киосками и рассматривали их как торговые подразделения аптек 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура аптечных сетей Украины»

 РЕМШииМ июнь 2003

ГЛАВНАЯ ТЕМА: АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

выгодных ценах для покупателей в сетевой индивидуальной аптеке — всего лишь только миф.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

В целом можно отметить следующие тенденции в развитии аптечных сетей. В настоящее время в России существую-ет уже более 100 аптечных сетей, среди которых имеются как мега- и крупные сети, так и средние и мелкие. Например, в Москве крупнейшими являются аптечная сеть «36 и 6», «Ригла», «Доктор Столетов», в Самаре — «Вита» и «Имплозия», в Татарстане — «Таттехмедфарм», в Омске — «Лекарства Сибири», в Иркутске — «Авиценна». В целом по стране в данный момент следует отметить преобладающую численность мелких аптечных сетей. Однако процессы концентрации капитала в аптечном сегменте, которые начались с Москвы и Санкт-Петербурга, уже охватили крупнейшие регионы России, а значит, есть несомненные перспективы развития в этом направлении в будущем.

Следует подчеркнуть, что во многих случаях объединение аптек еще нельзя назвать сетью в полном смысле этого слова, т.е. аптеками с едиными закупками, ассортиментом, ценами, фирменным стилем, услугами, технологией управления и т.д. Одним из основных вопросов будущего является — кто будет владеть крупнейшими аптечными сетями, поскольку несомненна их инвестиционная привлекательность по мере развития этого рынка розничными операторами. В этой связи возникает второй вопрос: как будет в дальнейшем развиваться законодательство в этой сфере5 и осуществляться ее регулирование. Эти вопросы носят вполне практический характер, поскольку неконтролируемая концентрация капитала в области розничной торговли ЛС теоретически может привести к монополизации сферы со всеми вытекающими негативными последствиями. Однако в настоящий момент начального, хотя и бурного развития сетей они способствуют структуризации розничной торговли, привлечению в нее инвестиций, развитию и внедрению прогрессивных маркетинговых технологий.

Тарас МАХРИНСКИЙ

СТРУКТУРА АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ УКРАИНЫ

И НЕМНОГО О РОЗНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ УКРАИНСКОГО ФАРМРЫНКА'

По данным ДП «БИИТ» на 1 июня 2002 г., розничную торговлю ЛС в Украине осуществляли около 4500 субъектов предпринимательской деятельности, которым принадлежали 9000 аптек, 5900 аптечных пунктов и 7700 аптечных киосков (всего — около 22 600 торговых точек). Для сравнения: по данным Государственного комитета статистики Украины (Госкомстата) на 1 января 2002 г. («Еженедельник АПТЕКА», №15 (336) от 15 апреля 2002 г.), в Украине функционировали 11 460 аптек и аптечных пунктов, а также 5780 аптечных киосков (всего — 17 240 торговых точек). Напомним, что в своей отчетности Госкомстат не разделяет аптеки и аптечные пункты. При подготовке настоящей публикации мы не учитывали различия между аптечными пунктами и аптечными киосками и рассматривали

их как торговые подразделения аптек2

На 9000 аптек приходится 13 600 торговых подразделений, или около 1,5 на 1 аптеку. Отметим, что в Киеве аналогичный показатель составляет 1,3. Ниже мы покажем, что этот показатель имеет определенное значение, несмотря на то, что количество подразделений в разных аптечных сетях может существенно различаться.

5 Известен тот факт, что в некоторых европейских странах, например, в Германии, создание аптечных сетей запрещено законом.

СТРУКТУРА СЕТЕЙ

Структура аптечных сетей рассматривалась на всем массиве данных. Напомним, что, на наш взгляд, следует различать аптечные сети «холдингового» и «централизованного» типа. Кроме того, существуют сети «смешанного» типа, в которых «холдинговая» структура сочетается с «централизованной». Как уже отмечалось, применяемая нами методика не позволяет проанализировать сети холдингового или смешанного типа в той части, где они работают как холдинговые. Таким образом, в настоящей статье дан анализ только централизованных сетей и сетей смешанного типа в той части, где они работают как централизованные. Представлено распределение организаций в зависимости от количества торговых точек, принадлежащих этим организациям.

Учитывая то, что количество мегасетей в Украине незначительно, часть графика, на котором отражены мегасети, не приводится ввиду его неинформативности. Однако необходимо отметить, что в Украине существуют чрезвычайно крупные аптечные сети, насчитывающие более 100 и даже более 500 торговых точек. Напомним, что ранее нами было предложено разделение аптечных сетей на 4 категории: малые розничные сети, в состав которых входит 1-5 торговых точек, средние (6-10), крупные (11-24) и «мегасети», включающие более 25 торговых точек. Если следовать этому принципу деления, то в настоящее время в Украине функционируют около 70 мегасетей, которые объединяют около 3800 торговых точек, то есть около 17% всех торговых точек. На территории страны наиболее крупные мегасети распределены неравномерно. Во-первых, 4 из 10 наиболее крупных ме-гасетей, которые объединяют около 1900

1 «Еженедельник АПТЕКА» №42 (363), 28.10.2002.

2 Данные, которые находятся в распоряжении операторов рынка, достаточно противоречивы, поэтому необходимость уточнения сведений о количественном и качественном составе аптечной сети очевидна для всех операторов. Методологические сложности при составлении базы данных торговых точек (аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков) приводят к определенной погрешности. В настоящей статье для того, чтобы отразить эту погрешность, данные приводятся с точностью до двух знаков перед запятой.

^ o í E

g Й s

V, ■< я

2 я S Ü S

s s

я s

и

S ΠS

tí ^

g 43

3 s: ы

« ^ 2

Í ï S

о T3

» та о

0 N ™

J, C¿> о

1 s -

S та g

Сй bi о

о G »

■л Я ~

° та о

м гс гс

03 Sa tí

« гс Я

S> ta -

Й S-g

™ ñ s

^ w

M M

« S

н з

я tí

? о

я

о я N » ® та Е п S Е

5

N -ä п Я

Я -3 ГС та 03 о

о та ГС

0\ 03 я 03 та

tr -3 та ^

та о ГС я

tr 0J та g п

я ГС я

я ГС п гс в ё tr я я о о

я ГС я я

о ta tr Я Я Я » о to о о\ я о о

8 о -ä Я о ё ГС Я о 03 ta » я ta ГС

» Ht Я Л

я tr tr ^

§ я та о й -ä п Я ГС

g о\ ia О Л п о Я

ГС ГС ГС я оз та О

О » g а >4 я g GJ 03 О

О ^ ia

ta g та ГС »

О о я Я -ä ГС -ä

съ

sil § g £

s л " S

Я i-гч

" ° 1

о

s ^ s

Я ^ а

о о £

О à= «

g ай ff SÄ

я Ё

о го

P£M£EJUUM

июнь 2003

ГЛАВНАЯ ТЕМА: АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

выми точками. Развитие розничного рынка в Украине в настоящее время происходит не столько за счет появления новых аптек и малых аптечных сетей, сколько за счет развития сетей, существовавших ранее.

В последнее время на украинском фармацевтическом рынке утвердилась концепция разделения дистрибьюторов лекарст-

венных средств на «общенациональных», «региональных» и «локальных». Заключив всего 1200 договоров со средними, крупными и мегасетями, дистрибьюторская компания может охватить 2/3 аптечного сегмента украинского фармацевтического рынка. Достаточно ли этого для того, чтобы именовать себя «общенациональным» дистрибьютором? Так называемым

локальным дистрибьюторам также остается немалый сегмент фармрынка в виде малых и, частично, средних и крупных аптечных сетей.

Значительный интерес представляют региональные особенности развития розничного сегмента фармрынка Украины, что и будет предметом последующих публикаций.

Алла БОЛОТОВА, Евгения СОКОЛОВСКАЯ, Ирина ШПАГИНА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЧТО НЕСУТ НАМ НАШИ СЕТИ?

АПТЕЧНЫМ СЕТЯМ 5 ЛЕТ

В этом году исполняется 5 лет с тех пор, как в России открылась первая сетевая аптека. За это время развитие аптечных сетей стало значительным по масштабности явлением. По некоторым оценкам, в разных регионах России на аптечные сети сейчас приходится от 25 до 40%, а порой и до 50% объемов продаж розничного фармацевтического рынка. Мы провели небольшое исследование, целью которого было выяснить, что представляют собой современные аптечные сети, каковы тенденции их развития и куда движется глобальный процесс объединения розничных фармацевтических организаций.

Только в Москве на сегодняшний день расположено более 20 аптечных сетей, не считая сетевых структур, состоящих только из аптечных киосков (табл.). Сети включают от 3 до 100 точек, которые могут быть расположены как в столице, так и за ее пределами. Учитывая то, что в Москве 773 аптеки, можно предположить, что на сегодняшний день аптечным сетям принадлежит больше 40% столичного розничного фармацевтического рынка.

Конечно, по количеству торговых точек трудно судить о масштабности бизнеса самой сети, поскольку в ее состав могут входить как фармамаркеты, так и стационарные аптеки, а также аптечные пункты и киоски. Так, например, в аптечной сети «Итек» 33 точки, из которых всего 5 аптек, остальные — аптечные киоски, расположенные в метро, а у «Доктора Столетова» 46 точек — 23 фармамаркета, 8 аптек, 15 киосков. Однако данные по обороту сетевых аптек и аптечных сетей говорят о значительном размахе. Если ежемесячный оборот средней российской аптеки составляет около 1—1,2 млн. руб., то оборот сетевой аптеки — 2—2,5 млн.рублей. В прошлом году оборот сети «Старый лекарь» (21 аптечный пункт) составил 17,5 млн. долл., сети «Фармир» (21

торговая точка) — 18 млн.долл., а оборот одной из крупнейших аптечных сетей «36,6» (45 торговых точек) — 63,4 млн. долларов.

Высокая концентрация сетей аптек как в Москве, так и в крупных городах России, с большим товарооборотом и высоким уровнем доходов обостряет конкуренцию в этом сегменте рынка и диктует свои условия развития, приемы продвижения и способы получения прибыли.

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

Как и на заре развития («зарей» можно считать лето 1998 г., когда в Москве открылась первая сетевая аптека «36,6» на Тверской), аптечные сети по-прежнему контролируются, в основном, производственными и дистрибьюторскими фармацевтическими компаниями. Помимо уже известных «36,6» и «ICN», которые были открыты, соответственно, ЗАО «Время» и международной фармацевтической корпорацией «ICN Pharmaceuticals», аптечная сеть «Старый лекарь», например, была образована на базе регионального фармацевтического дистрибьютора ООО «Морон»; стратегическим партнером и поставщиком более 2500 наименований лекарственных препа-

ратов в аптеки интенсивно развивающейся сети «Ригла» является один из крупнейших дистрибьюторов «ЦВ Протек». Безусловно, владение аптечной сетью повышает для дистрибьютора и производителя устойчивость сбыта, оборот продукции, упрощает контроль за дебиторской задолженностью и увеличивает доступ к наличным средствам. Однако современные сети развиваются не только благодаря инвестициям из секторов фармбизнеса. Фармацевтический рынок всегда имел инвестиционную привлекательность и для других финансово-емких отраслей. И уже сейчас реализуются проекты, когда аптечные сети инвестируются участниками с других рынков: «Доктор Столетов» является брэндовой сетью холдинга ООО УХК «Металлоин-вест», «Итек» — дочернее предприятие станкостроительной компании «Техност-рой», одним из основных акционеров с.-петербургской компании ОАО «Фарма-цея», открывшей недавно первый из шести аптечных супермаркетов сети «Новая аптека», является ООО «Феникс Групп» (владелец компании, специализирующейся на бункеровке судов); в Ижевске развивают аптечную сеть владельцы сети автозаправок и т.д.

Структура управления аптечными сетями в их современном исполнении также неоднозначна и строится на разных принципах взаимодействия. В строгом смысле, аптечная сеть — это совокупность аптечных предприятий, работающих под единым брэндом, имеющая единую правовую форму, логистику и менеджмент. Многие новые аптечные сети продолжают работать по такому же принципу, например, «Старый лекарь», «Доктор Столетов», «Чу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.