Научная статья на тему 'Рецензия на учебник «Право международных организаций», под ред. И. П. Блищенко, А. Х. Абашидзе'

Рецензия на учебник «Право международных организаций», под ред. И. П. Блищенко, А. Х. Абашидзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
522
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебник «Право международных организаций», под ред. И. П. Блищенко, А. Х. Абашидзе»

в

i > * I Uíf J^

УНИВЕРСИТЕТА КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 161

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Право международных организаций : учебник / под ред. И. П. Блищенко, А. Х. Абашидзе. — М. : РУДН, 2013. — 597 с.

По количеству книг важнейшая отрасль международного публичного права — право международных организаций — вне сомнения, занимает лидирующее положение. В Российской Федерации широко известны монографии И. П. Блищенко, А. Я. Капустина, С. А. Малинина, Г. И. Морозова, Е. А. Шибаевой, Г В. Шармазанашвили и других ученых. Специалисты юридического факультета СПбУ выпустили 2 тома Энциклопедии международных организаций. Первый том — «Международные межправительственные организации» вышел в свет в 2003 г, второй том — «Международные неправительственные организации» — в 2006 г

Из зарубежных работ отмечу содержательные монографии Х. Альвареза, Ш. Аме-расинха, П. Беккера, А. Лимблона, Т. Сато, Х. Шермерса и Н. Блоккера, Е. Су и многих других авторитетных специалистов.

Рецензируемый учебник является вторым, исправленным и дополненным изданием1. В нем детально рассматриваются вопросы структуры международных организаций и их деятельности, а также привилегии и иммунитеты, как самих организаций, так и их сотрудников; вопросы правосубъектности, внутреннего права международных организаций, ответственности и т.д. Освещается деятельность международных организаций в различных сферах сотрудничества: освоение космоса, регламентации миграции, защиты прав человека и окружающей среды, образования, энергетики, спорта и т.д.

Учебник состоит из двух глав, разбитых на параграфы.

Первая глава содержит ценные сведения об истории создания международных организаций. Соглашусь с авторами в том, что « историю международных организаций следует рассмотреть через призму эволюции международных отношений и человеческого общества в целом, так как они возникли и развивались в ходе длительного процесса международных отношений. Это было вызвано обусловленными объективными экономическими и политическими как факторами, так и потребностями субъектов международного общения того времени» (с.9).

В целом историю создания и развития международных организаций авторы разделили на 4 этапа: первый этап — с древнейших времен до 1815 г. (т.е. Венского конгресса); второй этап — 1815—1919 гг. (т.е. до создании Лиги Наций); третий этап — 1919—1945 гг. (т.е. до создания ООН); четвертый этап — с 1945 по настоящее время. На основе большого нормативного материала и фактологических данных авторы обосновывают свою позицию о поэтапном развитии международных организаций.

Такая периодизация становления института международных организаций возражений не вызывает, тем более она совпадает с историей международного публичного права.

Вторая глава — наиболее обширная, как бы состоит из двух частей: первая часть касается основ права международных организаций, а вторая — структуры и деятельности организаций, занимающихся конкретными аспектами международных отношений.

В учебнике предлагается следующее авторское определение международной (межправительственной) организации: это постоянно действующее объединение го-

1 Первое издание этого учебника вышло в свет в изд-ве РУДН в 1994 г

6/2015

А I

X

I □

m

ОБОЗРЕНИЕ'

>

Ьс КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

в- ^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

сударств, созданное на основе международного договора в целях решения определенных задач, имеющее необходимую для этого систему органов и самостоятельные права и обязанности (с. 29).

Ранее нами было предложено более развернутое определение международной организации. На мой взгляд, более точным является следующее определение международной организации: это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в конкретной области (политической, экономической, финансовой, культурной и т.д.), имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов2. Как явствует из этого определения, международная межправительственная организация должна соответствовать по крайней мере шести условиям, которые указаны в приведенном выше определении.

На мой взгляд, в учебнике не раскрыт такой важный (по существу, ключевой) вопрос, как правосубъектность международной организации.

Более того, правосубъектность отождествляется с правоспособностью, что далеко не одно и то же (с. 33).

По моему мнению, правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента: правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности; деятельность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; способность участвовать в процессе международного правотворчества; способность нести юридическую ответственность за свои действия.

В разделе о компетенции международных организаций, к сожалению, произошло смещение компетенции с полномочиями, что не одно и то же. Компетенция — это объем прав организации, а полномочия — это пределы прав организации.

Не могу согласиться с выводом авторов учебника о том, что международные организации обладают наднациональностью. Под этим понятием они понимают «передачу государствами-членами части своих суверенных полномочий международной организации и наделение ее соответствующей компетенцией по их реализации, а также право принимать нормы прямого действия не только для государств-членов и органов организации, а также для физических и юридических лиц государств-членов» (с. 50).

Я неоднократно писал о том, что ни одна международная организация не обладает наднациональными функциями и полномочиями3. Во-первых, данная концепция противоречит основам международного права, поскольку над государствами — первичными субъектами этого права — нет и не может быть верховной власти. Во-вторых, наделение ряда международных организаций управленческими полномочиями не означает передачу им части суверенитета государств или их суверенных прав. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать не могут. В-третьих, обязательность непосредственного исполнения государствами-членами решений международных организаций основывается на положениях учредительных актов и не более. В-четвертых, ни одна международная организация не вправе вмешиваться во внутренние дела государства без согласия последнего, ибо иное означало бы грубое

2 См.: Международное публичное право / отв. ред. К. А Бекяшев. М., 2011. С. 356.

3 Подробнее см.: Международное публичное право / отв. ред. К. А. Бекяшев. М., 2011. С. 356—357.

в

i > * I Uif J^

УНИВЕРСИТЕТА КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 1bJ

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства с вытекающими для такой организации негативными последствиями. В-пятых, обладание «наднациональной» организацией полномочиями (как полагают авторы рецензируемого учебника) на создание действенных механизмов контроля и принуждения к соблюдению обязательных правил является всего лишь одним из качеств правосубъектности организации. И поэтому не случайно учредительный акт (устав, конвенция, статут, трактат и т.д.) ни одной организации не содержит даже намека на наднациональный характер такой организации. Любая международная межправительственная организация (даже ООН)—всего лишь вторичный субъект международного права и не может ни в коей мере конкурировать с государствами, а тем более управлять или командовать ими.

Неоднозначными являются и изложение авторами учебника принципов деятельности международных организаций (с. 56—59). Например, не всем международным организациям применимы принципы равного представительства групп государств и политического представительства.

В целом профессионально изложена проблема правотворчества международных организаций. Этот процесс включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену Х. Альварез (США) правотворческий процесс международных организаций объединяет в три группы: а) создание норм, составляющих право международных организаций; б) правотворческий процесс под эгидой международных межправительственных организаций; в) создание с помощью процедур разрешения международных споров судебного прецедента4.

В международно-правовой литературе высказаны две точки зрения относительно оснований для правотворческого процесса международной организации.

Одни авторы полагают, что международная организация вправе разрабатывать и утверждать нормы права даже в том случае, если об этом нет конкретных указаний в ее учредительном акте.

Другие считают, что правотворческие способности международной организации должны базироваться на ее учредительном акте. Иными словами, если международная организация уставом не наделена правотворческими функциями, то она не вправе заниматься ими.

Анализ правотворческой деятельности международных организаций показывает, что первая группа авторов придерживается более реальной позиции. Например, в уставах многих организаций не содержатся положения об их правомочии одобрять нормы международного права. Однако они принимают активное участие на всех стадиях нормотворческого процесса. Другое дело, и данное обстоятельство необходимо особо подчеркнуть, международные организации не обладают равными возможностями (точнее, компетенцией) участвовать в формировании международно-правовых норм. Правотворческая деятельность международных организаций всегда носит специальную направленность и должна полностью согласовываться с целями такой организации. Конкретные формы и степень участия международной организации в нормотворческом процессе в конечном итоге зависят от выполняе- Н

мых ею функций.

См.: Alvares J. International Organizations as Law — Makers. Oxford University Press. 2005. R 7. □ED3PEHI/IE1

I □

m

6/2015

>

4

164 КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

'И ^^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении соответствующего международного договора;

б) выступать как автор проекта текста подобного договора; в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;

г) сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;

д) после заключения договора выполнять функции депозитария;

е) пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при его участии.

Таким образом, содержание правотворчества международной организации может иметь различные формы: от участия во вспомогательном процессе до создания самой организацией правовых предписаний, обязательных для государств-членов, а в некоторых случаях даже для государств — не членов организации.

Раздел рецензируемого учебника об участии международных организаций в международном правотворчестве особых нареканий не вызывает, за исключением одного следующего положения. По мнению авторов, правотворческая функция международных организаций следует из учредительного договора, в связи с этим обязательность принимаемых организацией правовых норм для государств следует из их обязательств по данному договору (с. 156).

В учредительных документах многих межправительственных организаций даже нет намека о правотворческих полномочиях. Тем не менее они — активные творцы норм международного права. Основанием для этого является признание организации субъектом международного права. Международный суд ООН неоднократно указывал на то, что все межправительственные организации являются субъектами международного права, вне зависимости от того, имеется или нет упоминание об этом в учредительных актах таких организаций5. Именно правосубъектность является основанием для широкомасштабной деятельности в нормотворческом процессе.

Я посоветовал бы авторам более осторожно обращаться с тезисом об обязательности принимаемых организацией правовых норм для государств. Ни одна организация не одобряет нормы, которые сразу же являются обязательными для государств-членов. Для этого необходимо выполнить сложнейшие процедуры, предусмотренные в уставе такой организации и в законодательстве государств-членов.

В целом учебник «Право международных организаций» РУДН является полезным изданием. Данный предмет я преподаю многие годы и намерен рекомендовать его бакалаврам и магистрантам Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в качестве обязательной литературы.

К. А. Бекяшев,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Подробнее см.: Международное право / отв. ред. К. А. Бекяшев. 2014. С. 20—21.

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.