Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие К. А. Бекяшева, Е. Г. Моисеева «Право Евразийского экономического союза»'

Рецензия на учебное пособие К. А. Бекяшева, Е. Г. Моисеева «Право Евразийского экономического союза» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие К. А. Бекяшева, Е. Г. Моисеева «Право Евразийского экономического союза»»

"Т^ЕСТНИК

в M УНИВЕРСИТЕТА

ЩЬ имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

191

1) преступления, направленные против стабильности международных отношений (терроризм, захват заложников, наемничество, преступления, направленные против безопасности гражданской авиации, хищение ядерного материала);

2) преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество, нелегальная миграция, контрабанда, легализация преступных доходов, киберпреступления, коррупция);

3) преступные посягательства на личные права человека (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, рабство и работорговля, торговля женщинами и детьми, распространение порнографии, пытки);

4) преступления, совершаемые на море (пиратство, акты, направленные против безопасности морского судоходства, акты, направленные против безопасности стационарных платформ и т.п.).

Но, несмотря на различный подход к данной классификации, практически все составы преступлений международного характера в учебнике рассмотрены квалифицированно.

Учебник «Международное уголовное право» написан на основе анализа международно-правовых актов, национального законодательства Российской Федерации, решений органов международной уголовной юстиции с привлечением широкого массива трудов российских и зарубежных ученых. Данный учебник может быть полезен как студентам магистратуры, бакалавриата, специалитета, аспирантам и преподавателям международного права, так и практикующим специалистам.

И. Н. Лебединец,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Бекяшев, К. А., Моисеев, Е. Г. Право Евразийского экономического союза : учебное пособие. — М. : Проспект, 2015. — 160 с.

29 мая 2014 года в Москве главами государств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Союз, ЕАЭС). В январе 2015 г. к нему присоединилась Республика Армения, а в мае того же года — Кыргызская Республика. Таким образом, можно говорить о том, что на большей части постсоветского пространства наступил новый этап евразийской интеграции.

Идею формирования Евразийского союза государств впервые выдвинул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года во время выступления в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. В ее основу был положен разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе1.

Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. М., 2014. С. 10. 11Р1_: http://eec.eaeunion.org/ru/Documents/eaes_voprosy_otvety.pdf

А I S

X

I □

m

обозрение'

6/2015

>

92 КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

в- ^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Новация состояла в том, чтобы наряду с дальнейшим совершенствованием СНГ создать новую интеграционную структуру, целью которой стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития. В соответствии с проектом интеграцию в Евразийском союзе обеспечивает более четкая и развернутая институциональная структура нового интеграционного объединения и достаточный объем его регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах2.

Этот нелегкий путь ряда государств СНГ к евразийской интеграции и его результаты нашли отражение в учебном пособии «Право Евразийского экономического союза»3. В нем в кратком виде изложены основные положения правового статуса Евразийского экономического союза, действующего с 1 января 2015 года на части территориального пространства бывшего Советского Союза. Рецензируемое учебное пособие стало первым пособием, которое вышло в свет сразу же после решения государств-учредителей о заключении соответствующего международного договора о создании Евразийского экономического союза.

Учебное пособие «Право Евразийского экономического союза» подготовлено профессионалами кафедры международного права Университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА) К. А. Бекяшевым и Е. Г. Моисеевым. Первый из них является известным специалистом по праву международных организаций, автором ряда научных работ по правовому статусу ЕАЭС4, а второй — ведущим ученым по международно-правовым основам постсоветской интеграции и учреждению ЕАЭС5. Пособие состоит из двух частей, включающих 20 тем. Первая часть озаглавлена «Учреждение Евразийского экономического союза». Эта часть содержит шесть тем.

В первой теме речь идет о глобализации и интеграции в современном мире. Помимо общих вопросов интеграции здесь представлен краткий материал о ряде созданных и действующих региональных интеграционных объединений: Европейском Союзе (ЕС), Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), Общем рынке стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Форуме — Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Более обстоятельно освещены вопросы о том, как поэтапно страны Содружества Независимых Государств (СНГ) прошли путь к экономической интеграции, начиная с момента создания Содружества.

Во второй теме авторы пособия отслеживают, как начиналось и шло формирование основ Евразийского экономического союза, рассматривают ряд важных документов, положенных в фундамент данного интеграционного объединения.

Рассмотрены положения Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, в которой были сформулированы очень важные идеи о новом интеграционном объединении.

Там же.

К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев. Указ. соч.

Например, см.: Бекяшев К. А. ЕАЭС — Международная (межгосударственная) организация или межгосударственное интеграционное объединение // Евразийский юридический журнал. 2014. № 11.

Из последних работ см.: Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза. М., 2014.

2

3

4

в

1 > * I им^

УНИВЕРСИТЕТА КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 193

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

В третьей теме на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года охарактеризован правовой статус Союза, его основные принципы и цели, компетенция, право, международная деятельность, доступ и опубликование, вступление в Союз, государства-наблюдатели, порядок внесения изменений в Договор, его регистрация, оговорки, выход из Договора.

В четвертой теме рассмотрен правовой статус органов Союза: Высший совет, Межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия.

Пятая тема содержит положения о Суде Союза: целях его деятельности, составе, компетенции, судопроизводстве, актах.

В шестой теме говорится о бюджете Союза, его формировании, контроле за исполнением, а также внешнем аудите (контроле).

Во второй части учебного пособия речь идет о деятельности Евразийского экономического союза, регулировании его внутреннего рынка, внешнеторговой политике, таможенно-тарифном, нетарифном и техническом регулировании. В последующих главах пособия нашли отражение вопросы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, защиты прав потребителей, Едином экономическом пространстве, финансах, налогах, конкуренции, государственном ценовом регулировании.

Далее освещены вопросы естественных монополий, энергетики, транспорта, государственных (муниципальных) закупок, интеллектуальной собственности, промышленности, агропромышленного комплекса, а также трудовой миграции.

Необходимо отметить, что в рецензируемом учебном пособии показано, как поэтапно государства — члены СНГ шли к более тесной интеграции в экономической, социальной и иных сферах сотрудничества.

Государства — члены СНГ прошли стадию создания зон свободной торговли. Подписав в 1995 году соответствующие соглашения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация начали работу по формированию Таможенного союза, в рамках которого создавалась зона свободной торговли государств-участников.

В 1996 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В нем в числе основных целей интеграции были провозглашены формирование единого экономического пространства, предусматривающего функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем.

В 1999 году пять государств — Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация и Республика Таджикистан — подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым приняли решение о продолжении формирования Таможенного союза и создании на его основе Единого экономического пространства.

В целях повышения эффективности взаимодействия, развития процессов интеграции и углубления сотрудничества в различных областях в 2000 году названные государства учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). При- н оритетами новой международной организации стали повышение эффективности ж взаимодействия и дальнейшее развитие интеграции. н

Исходя из принятой в СНГ концепции разноуровневой и разноскоростной инте- е грации, в 2003 году Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Феде- обозрение1

6/2015

>

194 КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

'И ^^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

рация и Украина заключили Соглашение о формировании Единого экономического пространства с целью создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств и повышения уровня жизни их населения.

В августе 2006 г. на неформальном саммите глав государств — членов Евразийского экономического сообщества было принято решение об активизации работы по формированию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России с дальнейшим возможным присоединением к нему Кыргызстана и Таджикистана. На основе достигнутых на саммите договоренностей Беларусь, Казахстан и Россия в октябре 2007 года подписали Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Начался второй этап интеграции. Тогда же Договором от 6 октября 2007 года была учреждена Комиссия Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, основной задачей которого было обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.

Катализатором евразийской интеграции послужил, в том числе, и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. Повсеместное падение рынков и производства «запустило» в «таможенной тройке» интенсивный поиск новых эффективных форматов сотрудничества, которые обеспечили бы устойчивость экономического роста, а также разработку моделей минимизации экономических рисков и сближения национальных экономических стратегий6.

С 1 января 2010 года «стартовал» Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, в рамках которого были установлены единый таможенный тариф и единая номенклатура внешнеэкономической деятельности, вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза и Комиссия Таможенного союза. Последняя осуществляла свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором об ее учреждении, другими международными договорами между Сторонами, а также решениями Высшего органа Таможенного союза, и которой была передана часть полномочий государственных органов Сторон.

С 1 июля 2011 года был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах и тем самым было завершено формирование единой таможенной территории. Таможенный союз заработал в полноформатном режиме. Это обеспечило в Таможенном союзе первую «классическую свободу» — свободу передвижения товаров на всей единой таможенной территории, где действуют единый механизм таможенного и внешнеторгового регулирования (таможенно-тарифного и нетарифного), единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающее применение единых перечней подконтрольной продукции; единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней; оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми Сторонами.

С 1 января 2012 года начался следующий, третий, этап экономической интеграции — формирование Единого экономического пространства (ЕЭП), представляющего собой более высокую ступень интеграции, предусматривающую не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, единые

Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. Указ. соч. С. 13.

6

"Т^ЕСТНИК

Ш МУНИВЕРСИТЕТА

ЩЬ имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

195

правила и принципы конкуренции, регулирования естественных монополий. В ЕЭП создаются единый рынок в 170 миллионов потребителей, условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В основу ЕЭП положены согласованные действия в ключевых областях регулирования экономики — в макроэкономике, в сфере конкуренции, в области промышленных и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, энергетики.

Кроме того, с 1 января 2012 года начал свою деятельность Суд ЕврАзЭС, обращаться в который по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса, могли не только государства, но и участники экономической деятельности, а с 1 февраля 2012 года — Евразийская экономическая комиссия, заменившая Комиссию Таможенного союза, — постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП, которому государства передали часть национальных полномочий.

Новый этап интеграции стартовал с 1 января 2015 года, когда начало функционировать новое интеграционное объединение — Евразийский экономический союз (Союз, ЕАЭС), договор о создании которого был подписан президентами Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 года. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.

Евразийский экономический союз — самый амбициозный и, вместе с тем, наиболее реалистичный, опирающийся на четко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды, интеграционный проект в современной Евразии. Это — качественно новый уровень экономического взаимодействия сопредельных государств, открывающий перед ними широкие перспективы экономического роста, формирующий новые конкурентные преимущества и дополнительные возможности в современном глобальном мире.

Преодолевая последствия кризиса, мир вступает в эпоху «взрывного» развития интеграционных объединений. Евразийский союз, формирующийся с учетом передовых интеграционных практик, находится на треке этого глобального движения, отвечая на вызовы времени и добиваясь успеха7.

Возвращаясь к рецензируемому учебному пособию, хотелось бы пожелать его авторам дальнейшей проработки проблемных вопросов данного специального курса, поскольку его содержательная часть представляет определенные трудности для изучения студентами бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

А. Я. Капустин,

доктор юридических наук, профессор, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

7 Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. Указ. соч. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.