"Т^ЕСТНИК
в M УНИВЕРСИТЕТА
ЩЬ имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
191
1) преступления, направленные против стабильности международных отношений (терроризм, захват заложников, наемничество, преступления, направленные против безопасности гражданской авиации, хищение ядерного материала);
2) преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество, нелегальная миграция, контрабанда, легализация преступных доходов, киберпреступления, коррупция);
3) преступные посягательства на личные права человека (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, рабство и работорговля, торговля женщинами и детьми, распространение порнографии, пытки);
4) преступления, совершаемые на море (пиратство, акты, направленные против безопасности морского судоходства, акты, направленные против безопасности стационарных платформ и т.п.).
Но, несмотря на различный подход к данной классификации, практически все составы преступлений международного характера в учебнике рассмотрены квалифицированно.
Учебник «Международное уголовное право» написан на основе анализа международно-правовых актов, национального законодательства Российской Федерации, решений органов международной уголовной юстиции с привлечением широкого массива трудов российских и зарубежных ученых. Данный учебник может быть полезен как студентам магистратуры, бакалавриата, специалитета, аспирантам и преподавателям международного права, так и практикующим специалистам.
И. Н. Лебединец,
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Бекяшев, К. А., Моисеев, Е. Г. Право Евразийского экономического союза : учебное пособие. — М. : Проспект, 2015. — 160 с.
29 мая 2014 года в Москве главами государств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Союз, ЕАЭС). В январе 2015 г. к нему присоединилась Республика Армения, а в мае того же года — Кыргызская Республика. Таким образом, можно говорить о том, что на большей части постсоветского пространства наступил новый этап евразийской интеграции.
Идею формирования Евразийского союза государств впервые выдвинул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года во время выступления в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. В ее основу был положен разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе1.
Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. М., 2014. С. 10. 11Р1_: http://eec.eaeunion.org/ru/Documents/eaes_voprosy_otvety.pdf
А I S
X
I □
m
обозрение'
6/2015
>
92 КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
в- ^ 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
Новация состояла в том, чтобы наряду с дальнейшим совершенствованием СНГ создать новую интеграционную структуру, целью которой стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития. В соответствии с проектом интеграцию в Евразийском союзе обеспечивает более четкая и развернутая институциональная структура нового интеграционного объединения и достаточный объем его регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах2.
Этот нелегкий путь ряда государств СНГ к евразийской интеграции и его результаты нашли отражение в учебном пособии «Право Евразийского экономического союза»3. В нем в кратком виде изложены основные положения правового статуса Евразийского экономического союза, действующего с 1 января 2015 года на части территориального пространства бывшего Советского Союза. Рецензируемое учебное пособие стало первым пособием, которое вышло в свет сразу же после решения государств-учредителей о заключении соответствующего международного договора о создании Евразийского экономического союза.
Учебное пособие «Право Евразийского экономического союза» подготовлено профессионалами кафедры международного права Университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА) К. А. Бекяшевым и Е. Г. Моисеевым. Первый из них является известным специалистом по праву международных организаций, автором ряда научных работ по правовому статусу ЕАЭС4, а второй — ведущим ученым по международно-правовым основам постсоветской интеграции и учреждению ЕАЭС5. Пособие состоит из двух частей, включающих 20 тем. Первая часть озаглавлена «Учреждение Евразийского экономического союза». Эта часть содержит шесть тем.
В первой теме речь идет о глобализации и интеграции в современном мире. Помимо общих вопросов интеграции здесь представлен краткий материал о ряде созданных и действующих региональных интеграционных объединений: Европейском Союзе (ЕС), Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), Общем рынке стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Форуме — Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Более обстоятельно освещены вопросы о том, как поэтапно страны Содружества Независимых Государств (СНГ) прошли путь к экономической интеграции, начиная с момента создания Содружества.
Во второй теме авторы пособия отслеживают, как начиналось и шло формирование основ Евразийского экономического союза, рассматривают ряд важных документов, положенных в фундамент данного интеграционного объединения.
Рассмотрены положения Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, в которой были сформулированы очень важные идеи о новом интеграционном объединении.
Там же.
К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев. Указ. соч.
Например, см.: Бекяшев К. А. ЕАЭС — Международная (межгосударственная) организация или межгосударственное интеграционное объединение // Евразийский юридический журнал. 2014. № 11.
Из последних работ см.: Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза. М., 2014.
2
3
4
в
1 > * I им^
УНИВЕРСИТЕТА КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 193
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
В третьей теме на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года охарактеризован правовой статус Союза, его основные принципы и цели, компетенция, право, международная деятельность, доступ и опубликование, вступление в Союз, государства-наблюдатели, порядок внесения изменений в Договор, его регистрация, оговорки, выход из Договора.
В четвертой теме рассмотрен правовой статус органов Союза: Высший совет, Межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия.
Пятая тема содержит положения о Суде Союза: целях его деятельности, составе, компетенции, судопроизводстве, актах.
В шестой теме говорится о бюджете Союза, его формировании, контроле за исполнением, а также внешнем аудите (контроле).
Во второй части учебного пособия речь идет о деятельности Евразийского экономического союза, регулировании его внутреннего рынка, внешнеторговой политике, таможенно-тарифном, нетарифном и техническом регулировании. В последующих главах пособия нашли отражение вопросы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, защиты прав потребителей, Едином экономическом пространстве, финансах, налогах, конкуренции, государственном ценовом регулировании.
Далее освещены вопросы естественных монополий, энергетики, транспорта, государственных (муниципальных) закупок, интеллектуальной собственности, промышленности, агропромышленного комплекса, а также трудовой миграции.
Необходимо отметить, что в рецензируемом учебном пособии показано, как поэтапно государства — члены СНГ шли к более тесной интеграции в экономической, социальной и иных сферах сотрудничества.
Государства — члены СНГ прошли стадию создания зон свободной торговли. Подписав в 1995 году соответствующие соглашения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация начали работу по формированию Таможенного союза, в рамках которого создавалась зона свободной торговли государств-участников.
В 1996 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В нем в числе основных целей интеграции были провозглашены формирование единого экономического пространства, предусматривающего функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем.
В 1999 году пять государств — Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация и Республика Таджикистан — подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым приняли решение о продолжении формирования Таможенного союза и создании на его основе Единого экономического пространства.
В целях повышения эффективности взаимодействия, развития процессов интеграции и углубления сотрудничества в различных областях в 2000 году названные государства учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). При- н оритетами новой международной организации стали повышение эффективности ж взаимодействия и дальнейшее развитие интеграции. н
Исходя из принятой в СНГ концепции разноуровневой и разноскоростной инте- е грации, в 2003 году Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Феде- обозрение1
6/2015
>
194 КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
'И ^^ 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
рация и Украина заключили Соглашение о формировании Единого экономического пространства с целью создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств и повышения уровня жизни их населения.
В августе 2006 г. на неформальном саммите глав государств — членов Евразийского экономического сообщества было принято решение об активизации работы по формированию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России с дальнейшим возможным присоединением к нему Кыргызстана и Таджикистана. На основе достигнутых на саммите договоренностей Беларусь, Казахстан и Россия в октябре 2007 года подписали Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Начался второй этап интеграции. Тогда же Договором от 6 октября 2007 года была учреждена Комиссия Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, основной задачей которого было обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.
Катализатором евразийской интеграции послужил, в том числе, и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. Повсеместное падение рынков и производства «запустило» в «таможенной тройке» интенсивный поиск новых эффективных форматов сотрудничества, которые обеспечили бы устойчивость экономического роста, а также разработку моделей минимизации экономических рисков и сближения национальных экономических стратегий6.
С 1 января 2010 года «стартовал» Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, в рамках которого были установлены единый таможенный тариф и единая номенклатура внешнеэкономической деятельности, вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза и Комиссия Таможенного союза. Последняя осуществляла свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором об ее учреждении, другими международными договорами между Сторонами, а также решениями Высшего органа Таможенного союза, и которой была передана часть полномочий государственных органов Сторон.
С 1 июля 2011 года был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах и тем самым было завершено формирование единой таможенной территории. Таможенный союз заработал в полноформатном режиме. Это обеспечило в Таможенном союзе первую «классическую свободу» — свободу передвижения товаров на всей единой таможенной территории, где действуют единый механизм таможенного и внешнеторгового регулирования (таможенно-тарифного и нетарифного), единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающее применение единых перечней подконтрольной продукции; единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней; оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми Сторонами.
С 1 января 2012 года начался следующий, третий, этап экономической интеграции — формирование Единого экономического пространства (ЕЭП), представляющего собой более высокую ступень интеграции, предусматривающую не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, единые
Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. Указ. соч. С. 13.
6
"Т^ЕСТНИК
Ш МУНИВЕРСИТЕТА
ЩЬ имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
195
правила и принципы конкуренции, регулирования естественных монополий. В ЕЭП создаются единый рынок в 170 миллионов потребителей, условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В основу ЕЭП положены согласованные действия в ключевых областях регулирования экономики — в макроэкономике, в сфере конкуренции, в области промышленных и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, энергетики.
Кроме того, с 1 января 2012 года начал свою деятельность Суд ЕврАзЭС, обращаться в который по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса, могли не только государства, но и участники экономической деятельности, а с 1 февраля 2012 года — Евразийская экономическая комиссия, заменившая Комиссию Таможенного союза, — постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП, которому государства передали часть национальных полномочий.
Новый этап интеграции стартовал с 1 января 2015 года, когда начало функционировать новое интеграционное объединение — Евразийский экономический союз (Союз, ЕАЭС), договор о создании которого был подписан президентами Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 года. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
Евразийский экономический союз — самый амбициозный и, вместе с тем, наиболее реалистичный, опирающийся на четко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды, интеграционный проект в современной Евразии. Это — качественно новый уровень экономического взаимодействия сопредельных государств, открывающий перед ними широкие перспективы экономического роста, формирующий новые конкурентные преимущества и дополнительные возможности в современном глобальном мире.
Преодолевая последствия кризиса, мир вступает в эпоху «взрывного» развития интеграционных объединений. Евразийский союз, формирующийся с учетом передовых интеграционных практик, находится на треке этого глобального движения, отвечая на вызовы времени и добиваясь успеха7.
Возвращаясь к рецензируемому учебному пособию, хотелось бы пожелать его авторам дальнейшей проработки проблемных вопросов данного специального курса, поскольку его содержательная часть представляет определенные трудности для изучения студентами бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
А. Я. Капустин,
доктор юридических наук, профессор, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
7 Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. Указ. соч. С. 15.