Научная статья на тему 'Экономические и правовые предпосылки формирования системы специальных правил налогообложения косвенными налогами в ЕАЭС'

Экономические и правовые предпосылки формирования системы специальных правил налогообложения косвенными налогами в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / АКЦИЗ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шередеко Елена Владимировна

В данной статье рассматриваются экономические и правовые предпосылки формирования применяемой в настоящее время в Евразийском экономическом союзе системы специальных правил налогообложения косвенными налогами (НДС, акциз). Статья выполнена в рамках Государственного задания Финансовому университету в 2016 г. по теме: "Гармонизация налогового и таможенного законодательства стран ЕАЭС".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические и правовые предпосылки формирования системы специальных правил налогообложения косвенными налогами в ЕАЭС»

4.Федеральный Закон РФ № 353-ФЗ от 21.12.2013 г. «О потребительском кредите (займе)» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/ cons/ cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=155986 (дата обращения 01.03.2014).

5.Федеральный Закон РФ № 234-ФЗ от 23.07.2013 г. «О внесении изменений в закон «Об организации страхового дела в РФ» [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15 7042/ (дата обращения 01.03.2014).

MODERN TRENDS IN THE MARKET BAXTROBAN IN RUSSIA

Chernysheva Anna Andreevna, magister

(e-mail: [email protected])

Volgograd State Technical University

Str. Lenina. 28, Volgograd, Russia, 400005

Chehovskaya Irina Alexandrovna associate professor, k.e.n.

Volgograd State Technical University

Str. Lenina. 28, Volgograd, Russia, 400005

(e-mail: [email protected])

In this article we are talking about bancassurance as a way of organization of sales of insurance products on the territory of the Bank, offering a potential customer any insurance product without recourse to the insurance company.

Keyowords: Bankinsurance, Bank, insurance company, insurance service, cross-selling.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРАВИЛ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОСВЕННЫМИ НАЛОГАМИ В ЕАЭС Шередеко Елена Владимировна, научный сотрудник (e-mail: [email protected])

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г.Москва, Россия

В данной статье рассматриваются экономические и правовые предпосылки формирования применяемой в настоящее время в Евразийском экономическом союзе системы специальных правил налогообложения косвенными налогами (НДС, акциз). Статья выполнена в рамках Государственного задания Финансовому университету в 2016 г. по теме: "Гармонизация налогового и таможенного законодательства стран ЕАЭС".

Ключевые слова: косвенные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз.

Одной из современных доминирующих тенденций является динамичная реализация интеграционных процессов в различных регионах мира. Значение интеграции определяется создаваемой ею возможностью усиливать конкурентные позиции объединяющихся стран в борьбе за мировые рынки, источники сырьевых и энергетических ресурсов, новые технологии,

инвестиции и т.д.[1] Кроме этого, создание интеграционных объединений способствует как коллективному противодействию крупнейшим транснациональным и национальным экономическим структурам, из которых могут исходить реальные угрозы суверенитету развивающихся стран и формирующихся рынков, так и стагнации и кризисным явлениям мировой экономики.

Процесс интеграции на евразийском пространстве начался более двадцати лет назад. Практически сразу после распада Советского Союза новые независимые государства предприняли шаги для сохранения существовавших хозяйственно-экономических связей. В новых на тот момент рыночных реалиях встал вопрос о необходимости разработки и применения правил налогообложения косвенными налогами внешнеторговых операций между лицами, зарегистрированными на территориях разных стран.

В эволюции правил налогообложения косвенными налогами до формирования Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) можно выделить два этапа.

Первый этап, начинающийся в 1991 г. с образования Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), характеризуется установлением принципа уплаты косвенных налогов «по стране назначения». Принцип «страны назначения» в значительной степени основан как на положениях налоговой теории, так и на требованиях статьи 3 ГАТТ-1947, касающихся обеспечения национального режима при налогообложении внешнеторговых операций внутренними налогами.

Между странами -участниками СНГ были заключены двусторонние и многосторонний договоры, в которых были определены принципы обложения косвенными налогами экспорта и импорта. В соответствии со ст. 2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ (Москва, 25 ноября 1998 г.)[2] «принцип взимания при экспорте» заключается в том, что ни одна из сторон не облагает косвенными налогами товары (работы, услуги), экспортируемые на территорию другой стороны. Экспортируемые товары (работы, услуги) облагаются НДС по нулевой ставке, либо полностью освобождаются от его уплаты, в сочетании с отказом от взимания акцизов. При этом нулевая ставка означает обложение товаров (работ, услуг) по ставке 0 %, что в свою очередь наделяет налогоплательщика правом на зачет или возмещение из бюджета сумм НДС, ранее уплаченного по этим товарам (работам, услугам). Освобождение же от налога — освобождение от налогообложения при продаже товаров (работ, услуг), при этом последний продавец не получает право на зачет или возмещение налога на добавленную стоимость, ранее уплаченного. Отдельно было оговорено, что каждая сторона самостоятельно регулирует порядок возмещения НДС в соответствии со своим законодательством.

«Принцип взимания при импорте», согласно ст. 3 Соглашения, сводится к тому, что импортированные на таможенную территорию одной стороны

товары (работы, услуги), которые экспортированы с таможенной территории другой стороны, облагаются косвенными налогами в государстве — импортере в соответствии с его национальным законодательством.

Необходимость заключения двусторонних договоров с участием государств СНГ была обусловлена особенностями экономических отношений, сложившихся между отдельными странами, и возможностью отражения положений (изъятий), позволяющих взимать косвенные налоги в определенных случаях не по принципу страны назначения.

В 1993-1994 гг. в рамках действующих международных соглашений была предпринята попытка создания на базе 12 стран СНГ Экономического союза. Достижение цели планировалось путем поэтапной интеграции: межгосударственная зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также валютный (денежный) союз [3]. Именно на базе СНГ и заключенных между странами соглашений о порядке взимания косвенных налогов должна была далее формироваться система специальных правил налогообложения косвенными налогами. Однако, принятие практических мер по реализации интеграционных инициатив откладывалось в силу отсутствия реальной политической воли со стороны руководителей заинтересованных государств [4], а также рекомендательным, а не обязывающим характером большинства интеграционных документов для государств СНГ.

Существующих международных соглашений было недостаточно для преодоления в 2000-х гг. тенденции ухудшения позиций России на рынках стран СНГ. Средневзвешенная доля России в экспорте стран СНГ уменьшилась с 42 % в 1995 г. до 28 % в 2000 г. и до 15-16 % в 2008-2009 гг., в импорте - с 48 % до 45 % и до 32,5-33 % соответственно. В импорте России доля стран СНГ также неуклонно снижалась: в 1990-е гг. она достигала 30 % и более, а к 2009 г. сократилась до 13 %. Среди главных причин, например, С.А. Кулик, называет низкую конкурентоспособность отечественных обработанных изделий (за немногими исключениями) по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья; неготовность нашей страны удовлетворить растущий инвестиционный и потребительский спрос государств СНГ на качественные товары с высокими технико-экономическими свойствами; отсутствие действенных финансовых и иных механизмов стимулирования экспорта[5].

В настоящее время аналитики дают позитивный прогноз относительно стран СНГ: улучшение показателей торговых балансов, совокупный ВВП в 2016 г. возобновит рост на 1,5-2,5 % [6]. Однако, для устранения указанных выше проблем и реализации возможных выгод в СНГ исследователи отмечают необходимость разработки новых механизмов интеграционного сотрудничества [7].

Второй этап - 2000 - 2014 гг. - связан с учреждением Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан Евразийского Экономического Со-

общества[8] (далее - ЕврАзЭС) - международной организации, созданной для продвижения процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства. В течение 2007 - 2012 гг. был согласован и подписан блок международных соглашений, который:

1) завершил с 2010 г. формирование Таможенного союза (далее - ТС) между тремя государствами-членами ЕврАзЭС (Россией, Беларусью, Казахстаном). Подобная форма государственной интеграции сопровождается не только устранением препятствий в торговых отношениях между государствами, но также проведением согласованной таможенной, таможенно-тарифной и иной политики, касающейся внешнеэкономических отношений с третьими странами. Аналитики отмечали, что создание ТС позволит стимулировать экономическое развитие путем установления «свободы движения товаров», и может дать дополнительно до 15 % ВВП стран-участниц к 2015 г. Так, Россия получит прибыль около 400 млрд. долларов США, а Беларусь и Казахстан - по 16 млрд. Полное использование потенциала организации может привезти к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу в четыре раза. Однако, ТС не предполагает единого налогового и валютного регулирования - это происходит в рамках единого экономического пространства [9];

2) завершил с 2012 г. формирование Единого экономического пространства (далее - ЕЭП), в рамках которого были обозначены свободы движения услуг, капиталов и рабочей силы, и действующий для всех государств -членов общий правовой режим косвенного налогообложения (НДС, акциз)[10]:

- при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта;

- при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами;

- при оказании работ и услуг на территории России налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством РФ.

Несмотря на положительную динамику основных макроэкономических показателей по государствам - членам ТС и ЕЭП [11], в применении правил косвенного налогообложения на территории государств выявлялись методологические и практические сложности.

Методологические сложности могут возникать при формировании экономических союзов, таких как таможенные союзы, поскольку в этом случае государства - члены союза, как правило, принимают решение о создании единой таможенной территории и, соответственно, отсутствии таможенных границ между членами союза.

Возникает методологический вопрос: должны ли операции между лицами, зарегистрированными в различных государствах - членах союза, рас-

сматриваться как внешнеторговые, то есть налогообложение которых требует подтверждения права на нулевую ставку в одной стране (место регистрации продавца) и уплаты налога в другой стране (место регистрации покупателя); либо операции между такими лицами следует рассматривать как операции на внутреннем рынке и, соответственно, механизм налогообложения косвенными налогами должен быть максимально приближен к тем подходам, которые используются при налогообложении операций между лицами одной страны.

На первый взгляд, второй вариант представляется более предпочтительным, так как создание таможенного союза направлено на максимальное снятие барьеров в экономических отношениях между странами и соответственно, «идеальный» союз должен функционировать таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты «не замечали», что они зарегистрированы (находятся) в разных странах.

Однако такой подход реализовать достаточно сложно в условиях того, что поступления от уплаты косвенных налогов формируют не «союзный» бюджет, а бюджеты государств - членов, что с учетом особенностей «зачетного» механизма косвенного налогообложения (особенно в части НДС) неизбежно обуславливает/приведет к тому, что при проведении операций между лицами различных стран - членов союза, покупатель будет требовать вычет той суммы налога, которая фактически в бюджет данной страны не уплачивалась (продавец, предъявивший налог, уплатил бы его в бюджет страны своей регистрации).

С учетом изложенного, для России более обоснованным представляется первый путь, предусматривающий отношение к операциям между лицами, зарегистрированными в различных странах - членах союза, как к внешнеторговым.

В этом случае, однако, классический механизм налогообложения внешнеторговых операций: подтверждение права на нулевую ставку при вывозе товаров помещенных под определенные таможенные процедуры, и фактически вывезенных с таможенной территории страны экспорта; уплата налогов при ввозе в составе таможенных платежей не может быть использован в связи с созданием союза.

Таким образом, возникла необходимость выработки особого механизма администрирования косвенных налогов при налогообложении операций между лицами различных государств - членов союза.

Выделяются и иные трудности, в частности, в отношении акциз. Нормы налогового законодательства стран-участниц ТС и ЕЭП имеют различия в установленном размере ставок акцизов, порядке исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию и в составе подакцизных товаров. Исследования показали, что в России самые высокие ставки на рассматриваемые виды продукции, в связи с чем увеличиваются поступления более дешевых сигарет и алкогольной продукции из стран-участниц ТС, что приводит к огромным суммам недополученных налоговых доходов бюджета

РФ [12]. Для избежать дальнейших потерь бюджета из-за нелегальной продукции из Беларуси и Казахстана, был поднят вопрос о необходимости гармонизации ставок акцизов.

Решение методических и практический трудностей, возникающих при применении правил косвенного налогообложения на территории ТС и ЕЭП, стало возможно только при более высоком уровне государственной интеграции, такой как экономический союз.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.

1. В развитии налогообложения косвенными налогами на евразийском пространстве до образования ЕАЭС можно выделить два этапа: регулирование косвенного налогообложения в рамках СНГ; регулирование косвенного налогообложения в рамках ТС и ЕЭП. На первом этапе страны-участники СНГ в двусторонних и многосторонних соглашениях применили общую международную практику в урегулировании вопросов косвенного налогообложения путем установления принципа «страны назначения». Однако более глубокая интеграция в этой сфере оказалась возможна ограниченным, в сравнении с СНГ, количеством участников в рамках ТС и ЕЭП. Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном на втором этапе были обозначены новые основы сотрудничества, включающие свободы движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Принятые многосторонние соглашения в рамках ТС и ЕЭП установили общий правовой режим косвенного налогообложения (НДС, акциз).

2. Экономическими предпосылками формирования системы специальных правил налогообложения косвенными налогами в ЕАЭС является необходимость устранения искажений торговых отношений между странами-членами ЕАЭС, а также решения методических и практических проблем на более высоком уровне государственной интеграции. Экономический союз, как интеграционная форма взаимодействия государств, предполагает проведение общей налоговой, ценовой, валютной политики, а также единую валютную систему. В области налогообложения государства члены ЕАЭС определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая: гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам; дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле ( в том числе с применением информационных технологий).

Список литературы

1. Хусаинов Б. Д., Махамбеталиев Ж.Ж., Жангалиева К.Н. Компаративный анализ факторов экономического роста ЕАЭС и стран участниц // Экономика.-2016-№2(27) -С. 4-10.

2. См.: Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - №3(3) - С. 160-170.

3. Иванова Е.М. Евразийская интеграция: путь от СНГ до ЕАЭС // Российский экономический вестник. - 2015 - №6 - С. 115.

4. Четвериков А.О. Правовые аспекты формирования Евразийского союза / Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве : монография / под ред. С.Ю. Кашкина - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2013. С. 11-59.

5. Кулик С. А. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ЗАДАЧИ РОССИИ В СНГ. 2010 [Электронный ресурс] : URL : http://economy-ru.com/rossiyskaya-ekonomika-rfyvzaimnaya-torgovlya-tovarami-26241.html

6. Федоров К. С. Страны СНГ: основные макроэкономические показатели и прогнозы // Евразийская Экономическая Интеграци. - 2015.- № 3 (28). - С. 112.

7. Шкваря Л.В. Россия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве: современные особенности // [Электронный ресурс] — URL: CyberLeninka.ru

8. Договор об Учреждении Евразийского экономического сообщества (г. Астана, 10 октября 2000 года).

9. Артемов Н. М. Таможенный союз как основа международной интеграции на постсоветском пространстве // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) - 2014 -№4. - С. 31-32.

10. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г.

11. Об основных социально-экономических показателях государств-членов Таможенного союза и Единого Экономического пространства. Аналитический обзор 06 февраля 2015 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ econstat/ Pages/express.aspx

12. Орлова А.А., Меньшиков А.А. Проблемы и перспективы развития акцизного налогообложения в Евразийском экономическом союзе : Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения // Налоги и финансы. -2014 -№4. С. 23.

FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW, RUSSIA

Sheredeko, Elena Vladimirovna, researcher

Abstract. This article discusses the economic and legal prerequisites for the formation currently used in the Eurasian economic Union system of special rules of taxation indirect taxes (VAT, excise). Article is executed within the State task to Financial University in 2016 on a subject: "Harmonization of the tax and customs legislation of the countries of EEU".

Keywords: indirect taxes, value added tax, excise, Customs union, Common economic space, Eurasian Economic Union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.