Ю.В. Исламова
Рецензия на сборник «Коренные малочисленные народы Севера: традиции и инновации»: Материалы дистанционной научно-практической конференции XIII Югорские чтения (20 декабря 2014 г., Ханты-Мансийск). - Воронеж: ООО «МАКС-ПРИНТ», 2015. - 310 с.
Yu.V. Islamova
Review of the collection "Indigenous peoples of the North: traditions and innovations": Materials of the distance scientific-practical conference XIII Ugrian Readings (December 20, 2014, Khanty-Mansiysk). - Voronezh: OOO "MAX-PRINT", 2015. - 310 p.
20 декабря 2014 года в Ханты-Мансийске состоялась дистанционная научно-практическая конференция «XIII Югорские чтения». Форум, посвященный коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, привлек внимание ученых Санкт-Петербурга, ХМАО-Югры, Москвы, Республики Алтай, Мордовии, Дальнего Востока, Якутии, ЯНАО.
Ставшая традиционной конференция собрала под свои знамена постоянных участников и дебютантов. В ней приняли участие как маститые, так и молодые ученые. Неугасающий интерес к конференции свидетельствует о ее авторитете в научном мире России, а также об актуальности тем, выносимых на обсуждение.
Все материалы, представленные в сборнике, соответствуют заявленной тематике. Многие из них являются продолжением цикла публикаций авторов и обобщением результатов их многолетних исследований. Используя традиционную и современную методологии, авторы анализируют свежий материал, имеющий ценность не только в рамках заявленного научного направления, но и в масштабе смежных наук. К анализу филологических, исторических, социологических и других фактов широко привлекается новейшая литература. Сопровождение
материалов статей таблицами, диаграммами, рисунками отражает серьезный научный подход и делает изложение наглядным.
Тематические разделы сборника: «Филологические исследования»; «История. Археология. Этнология»; «Этнопсихология. Этнопедагогика», «Человек и общество» отражают приоритетные направления исследований в целях решения ключевых проблем коренных малочисленных народов.
Раздел, посвященный лингвистическим и литературоведческим исследованиям, традиционно пользуется повышенным вниманием участников конференции.
Не ослабевает интерес исследователей к фольклорному наследию народов России. Этническое творчество финно-угров и эвенков стало объектом изучения в работах Е. Д. Каксиной, М. В. Кумаевой, С. В. Пив-киной, Т. Ю. Сем, Р. К. Слепенковой.
Статья Е. Д. Каксиной являет собой фольклорно-этнографический очерк о формах заключения брака у обских угров, написанный на полевом материале автора. Каждый тип брачного союза проиллюстрирован соответствующей личной семейно-бытовой песней о замужестве, записанной от информантов Белоярского района ХМАО-Югры.
Тема статьи М. В. Кумаевой - «Образное содержание и языковые средства ман-
сийских загадок». Основное внимание автор уделяет лексике этого жанра, однако заявленная тема предполагает комплексное исследование языковых средств. Хочется верить, что в одной из следующих работ автора начатое исследование будет продолжено.
В статье С. В. Пивкиной рассматривается образ мордовской богини Анге-Патяй-Паз. Автор обнаруживает сходства функций мордовского божества и обско-угорских богинь Анки Пугос и Калтащ Ангки. Как и Анге-Патяй-Паз, они дают жизнь и покровительствуют всему живому на земле.
Т. Р. Пятникова на обширном полевом материале с привлечением фольклорных произведений рассматривает роли женщины-ханты в ее разные жизненные этапы.
Т. Ю. Сем анализирует представление о достатке в фольклоре разных групп эвенков. В процессе исследования он приходит к выводу о том, что богатство для них - это не только имущественный достаток, включающий, дом, скот и пр., но и обладание женщиной. Приносящая в дом приданое, она также рассматривается ими как один из источников благосостояния.
В статье Р. К. Слепенковой «Фольклор деревни Пашторы» осуществляется попытка многоаспектного подхода к исследованию полевого материала. К сожалению, формат статьи не позволил автору полностью раскрыть сформулированную тему.
В центре внимания ряда исследований, репрезентованных в сборнике, вопросы описания словаря обских угров.
Тематическую классификацию лексики берестяного промысла представила в своей работе Н. Д. Вальгамова. Анализируемый материал автор сопровождает ценными этнографическими сведениями.
Особенности образования и функционирования имен прилагательных в хантыйских народных сказках стали предметом исследования в статье С. Д. Дядюн и В. Н. Соловар.
В работе Ф. М. Лельховой описывается семантика глаголов с общим значением «преодоление препятствий».
Л. Н. Панченко анализирует мансийские лексико-семантические единицы с компонентом сым «сердце». В статье представлена
лексико-семантическая классификация анализируемых лексем, разработанная автором.
В русле лингвистики текста подготовлена работа Л. П. Водясовой, описывающей функциональную нагрузку всех типов сложных синтаксических целых на материале прозаических произведений мордовского писателя К. Г. Абрамова.
К полемическому вопросу о происхождении палеоазиатских языков обращается А. М. Харитонов. В статье Р. М. Потпот описано представление о хантыйском доме как о сакральном пространстве, определяющем картину мира человека.
Е. В. Благославская анализирует современные этноязыковые процессы в Республике Алтай. Автор отмечает положительные тенденции в области расширения общественных функций алтайского языка и сфер его применения, наметившиеся с принятием закона Республики Алтай «О языках».
Литературоведческие работы представлены в меньшинстве. Основные темы и мотивы творчества Ювана Шесталова рассматривает в своей работе С. С. Динисла-мова. В хронологическом порядке автор исследует особенности реализации тем «Родина» и «Природа», пронесенных через все творчество поэта.
Впечатлениями о национально-самобытном творчестве ненецкой писательницы Нины Ядне делится А. С. Измайлова.
В основе работ раздела «История. Археология. Этнология» лежат фольклорные источники ханты и манси, мемуарные записи.
О. Д. Ерныхова обращается к теме Ка-зымского восстания. Анализируя мемуары А. Н. Лоскутова, автор приходит к выводу о необъективности изложенной в них информации.
Работа М. Ф. Ершова, без сомнения, украсила собой рецензируемый сборник. Автор на материале мифов обских угров исследует особенности взаимоотношений носителя традиционной культуры коренных народов Севера с населением русского города. В работе убедительно доказано, что метаморфозы, происходящие с персонажем, перевоплощение в трикстера было для тра-
диционного человека средством адаптации к новым непривычным городским реалиям.
Источниковедческое исследование Л. В. Кашлатовой обобщает описанные в научной литературе варианты изображения женской богини ханты Каттась-Ими. В статье делается вывод о преобладании орни-томорфных ипостасей божества.
Т. Р. Пятникова и Е. Ю. Матросова, анализируя легенды и предания хантов полноватского Приобья, подтверждают известный тезис о ценности исторических событий в народной трактовке как источника информации о культуре этноса.
Безусловно, интересен этнографический материал о традиционных промыслах мордвы-мокши, представленный в работе В. И. Ро-гачева. Оригинальные способы ведения хозяйственной деятельности, приемы выживания людей в экстремальных ситуациях демонстрируют сметливость поволжского народа.
Историческая, топонимическая и географическая информация тесно переплетена в статье Т. Д. Слинкиной, рассказывающей о прошлом и настоящем мансийских деревень Северной Сосьвы.
К теме погребальных традиций обращаются Б. Д. Цибенов и Е. Г. Шалахов. Б. Д. Ци-бенов на основе анализа материалов погребений приходит к выводу о принадлежности носителей владимирской культуры к племени дагоу шивэй. Е. Г. Шалахов, соспоставляя кремниевые изделия, найденные в могильниках разных регионов России: Нижнем При-обье и Усть-Ветлуге (Республика Марий Эл), делает заключение о тождественности археологических находок.
Раздел «Этнопсихология. Этнопедаго-гика» представлен работами психологов и учителей ХМАО-Югры.
Учителя-словесники Л. Г. Карпенко, Г. О. Андреева и М. В. Пакина делятся опытом литературного краеведения в школьной практике. Их статьи репрезентуют методические разработки уроков, посвященных творчеству обско-угорских писателей, а также фольклорному наследию ханты и манси.
В. А. Лобова в процессе анализа адаптационного потенциала коренного и некоренного населения Севера Западной Сиби-
ри приходит к выводу о необходимости проведения психопрофилактических мероприятий, уменьшающих факторы риска изменения работоспособности и повышения эмоциональной напряженности и стресса.
Материалы раздела «Человек и общество» посвящены социально-экономическим проблемам КМНС, а также этноязыковым процессам в ХМАО-Югре.
Т. П. Бахтиярова в своей работе призывает к созданию благоприятной среды для возрождения манси Ивдельского района Свердловской области, оказавшихся, в отличие от других своих соплеменников, в наиболее трудном социально-экономическом положении.
Е. Г. Зленко и В. И. Сморчкова описывают инструменты поддержки коренных малочисленных народов Севера, проживающих в арктических субъектах России.
Ю. В. Исламова и С. Х. Хакназаров изучают языковые ситуации различных территорий ХМАО-Югры. Полевые исследования свидетельствует о критическом положении языков КМНС.
В русле лингвокультурологии выполнена работа Э. М. Рянской и Л. М. Алиевой. В работе предпринимается попытка обоснования роли региональных СМИ как одного из факторов формирования поликультурного общества в регионе.
История экспедиций Института языка, литературы и истории Якутского филиала АН СССР находится в центре внимания А. А. Сулейманова.
Проблемы туризма в Ямало-ненецком автономном округе рассматривает О. С. Ткаченко. В работе отмечено, что в ЯНАО имеются все предпосылки успешного развития туристической отрасли, однако для этого необходимо объединение всех заинтересованных сторон: власти, бизнеса и общества.
В сборнике представлены работы, в которых исследуются социальные проблемы молодого поколения россиян. Н. В. Ткачук анализирует представления молодежи из числа КМНС о традиционных ценностях. Как показали результаты соцопроса, в приоритете у автохтонной
молодежи ХМАО-Югры находятся семейное благополучие, здоровье детей и близких и другие общечеловеческие ориентиры. Качество жизни молодых семей в Республике Алтай - предмет исследования А. В. Тодожековой.
ХШ Югорские чтения стали этапным событием в исследовании и обсуждении проблем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сборник материалов будете интересен работникам образования и науки, сотрудникам органов власти и управления.
Ю. В. Исламова, кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок,
Ханты-Мансийск