Финно-угорский мир. 2010. № 1
Результаты научных исследований - в практику
(из опыта работы Обско-угорского института прикладных исследований и разработок)
Ф. М. Лельхова,
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела хантыйской филологии и фольклористики Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск, РФ)
72
Основной задачей Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (далее - ОУИПИиР) является проведение научно-прикладных исследований по языкам, традиционной культуре и современному положению коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Институтом проделана большая работа по различным направлениям исследования социально-экономических, межнациональных, исторических, лингвистических, этнопедагогических проблем обско-угорских народов.
Отдел социально-экономического развития и мониторинга занимается изучением и выявлением тенденций современных этноэкономических и этносоциальных процессов, прогнозированием перспектив социально-экономического развития коренных малочисленных народов округа, социологической диагностикой этнокультурной ситуации в регионе. В рамках мониторинга «Экологическое и социально-экономическое развитие КМНС ХМАО - Югры» (2008 г) были проведены социологические опросы, связанные с выявлением степени владения населением родным языком, уровня образования, с вопросами межэтнических браков, межэтнических отношений и т д. Судя по результатам
анкетных данных, уровень образования в округе в последние 30-40 лет значительно повысился; национальный язык вытесняется не только из производственной сферы, но и из бытового общения; наблюдается тенденция неуклонного уменьшения количества детей, обучающихся родному языку и т д.1.
Сотрудники института принимали активное участие в решении проблем социально-экономического и культурного развития обско-угорских народов, разрабатывая различные проекты, концепции, внося существенные предложения, которые учитывались при реализации законопроектов, программ, мероприятий и были внедрены в практику. Ученые занимаются в первую очередь комплексным исследованием хантыйского и мансийского языков, сбором языкового материала по диалектам и говорам обских угров, так как изучение и фиксация исчезающих говоров малочисленных народов необходимы в целях сохранения этих языков для истории.
Для практического использования в высших и средних учебных заведе-
1 Карамзин Т. Г., Хайруллина И. Г. Мониторинг социального самочувствия обских угров. СПб., 2006. С. 58-62.
ниях, а также национальных школах округа сотрудниками института изданы «Графика, орфография и пунктуация мансийского языка» (2006 г.), «Русско-мансийский словарь» (2005 г.) (автор -д. фил. н. Г. И. Ромбандеева), «Ка-зымский диалект хантыйского языка», «Модальность и средства ее выражения в хантыйском языке» (2008 г.) (автор - к. фил. н. А. Д. Каксин). Готовится монография по синтаксису словосочетаний хантыйского языка (к. фил. н. Ф. М. Лельхова). Изучением топонимов и гидронимов Приполярного Урала занимается Т. Д. Слинкина.
Одно из приоритетных направлений в институте - исследование фольклора, традиционной материальной и духовной культуры народов региона. Наши ведущие исследователи принимают участие в составлении фольклорных томов в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». В 2006 г выпущен мансийский фольклорный том «Мифы, сказки, предания», составленный Г. И. Ромбандеевой. В той же серии ведется подготовка хантыйского прозаического фольклорного тома «Мифы, предания, сказки хантов», написанного к. ист н. М. А. Лапиной, и тома «Медвежий праздник казымских хантов», составленного к. ист н. Т. А. Молдановым.
© Лельхова Ф. М., 2010
Перспективы
Системная работа ведется по исследованию мифологиии наших народов. Так, вышли монография «Мифология хантов» (2000 г.) с переводом на английский язык, материалы научнопрактического семинара «Мифология хантов» (2008 г.). В сборнике представлены работы, посвященные мифологии и культуре народа (Т. Р. Пятниковой, Л. В. Кашлатовой, С. С. Успенской, Р. К. Слепенковой, М. А. Лапиной и др.). Т. А. Молданов работает над словарем мифологии и обрядности.
Комплексным исследованием фольклора занимаются сотрудники филиалов ОУИПИиР, которые находятся в районах, где сохраняются язык и традиционный уклад жизни народа. Работы руководителя Березовского филиала Л. В. Кашлатовой касаются вопросов традиционного мировоззрения обских угров (статьи «Овас вот ойка в фольклоре и верованиях обских угров», «Обрядовые куклы обских угров»), а также посвящены женскому божеству Каттащ-ими. К. ист. н. С. А. Попова исследует мансийские календарные праздники и обряды, обряды перехода в традиционной культуре манси.
Плодотворно трудятся в указанном выше направлении сотрудники Бело-ярского филиала. Семейным, промысловым, календарным традиционным обрядам хантов усть-казымского При-обья посвящена книга Т. Р. Пятниковой, увидевшая свет в 2008 г. Традиционную систему хантыйского прозаического фольклора в комплексе исследует С. С. Успенская, результаты которой отражены как в научных статьях, так и в сборниках фольклорных текстов.
Работы А. С. Сопочиной, сотрудницы Сургутского филиала, также посвящены традиционному мировоззрению, духовной и материальной культуре восточных хантов, которые отличаются от других локальных групп хантов особенностями не только языка, но и материальной и духовной сферы.
Одна из основных задач института -сбор, расшифровка и публикация фольклорных материалов, которые необходимо донести до потомков. Учеными учреждения подготовлены и изданы фольклорные сборники «Кань кунш оланг» (в 5 книгах, Т. А. Молданова), «Песни тетушки Лимы из рода Шишки» (Л. В. Кашлатова), «Маньси мойтыт»
(Г. И. Ромбандеева, Т. Д. Слинкина), «Иис путар Ас тый ики оланган» (Р. К. Слепенкова), «Фольклор Тэк ех» (М. Л. Лапина), «Касум мув моныщп-путрат» (С. С. Успенская) и многие другие. Тексты сборников представляют собой источник лингвистических, фольклорных, культурологических сведений, их можно использовать в методическом плане в средних учебных заведениях на уроках литературы, в вузах при изучении устного народного творчества, этнографии, краеведения, диалектологии и т. д.
Для применения на практике издана книга «Эволюция становления семьи манси (вогулов) (по данным фольклора несвященных сказок)» Г. И. Ромбандеевой, которая является достоверным источником ценных сведений по фольклористике для учителей, преподавателей, студентов и учащихся школ. Выпущены «Методические рекомендации по мансийскому детскому фольклору» (М. В. Кумаева), «Детские сказки варьеганских ханты» (А. С. Со-почина), которые можно использовать как в дошкольных и школьных учреждениях, так и в высшей школе.
Коллектив института
Финно-угорский мир. 2010. № 1
74
Большая работа организована в отделе этнологии, сотрудники которого исследуют духовную культуру, социальную организацию, этнографию, этнопсихологию, этические традиции обско-угорских народов, проводят полевые исследования по традиционной культуре, собирают социологический, этнографический материал в местах компактного проживания обско-угорских народов.
Неизменным спросом у учащихся учебных заведений, а также у преподавателей, учителей школ пользуется монография руководителя отдела этнологии М. А. Лапиной «Этика и этикет хантов», в которой впервые достоверно и подробно освещаются вопросы этноэтики. Майна Афанасьевна выросла в хантыйской семье, где сохранился традиционный уклад жизни, соблюдались и чтились народные традиции, обряды. Ею написан ряд статей психологопедагогического характера, раскрывающих этические традиции, нравственно-этические ценности хантов, этику социальных взаимоотношений, своеобразную жизненную философию народа («Этические традиции в воспитании детей обско-угорских народов», «Хантыйская этика, связанная с пищей», «Традиционный хантыйский этикет», «Нормативные установки в обращении с рыбой»). В своих работах исследователь рассматривает тенденции развития хантыйских этических традиций в современном мире (статья «Современное состояние этических традиций»). М. А. Лапина также занимается изучением музыкальной и танцевальной культуры обско-угорских народов, в 1990-е гг. она преподавала в Ханты-Мансийском педагогическом колледже на национальном отделении предмет этноцикла «Песенно-танцевальное искусство обско-угорских народов». Результатом работы стал сборник «Музыка и танец в культуре обско-угорских народов», в котором освещаются музыкальные и танцевальные традиции хантов и манси, раскрывается практическое использование этих традиций в со-временных условиях.
К вопросам традиционного воспитания часто обращается в своих работах исследователь сургутского
диалекта хантыйского языка, автор многих учебных пособий, словарей А. С. Сопочина. Ею написаны статья «Традиционное воспитание детей сургутских ханты», «Картинный словарь хантыйского языка», «Русско-хантыйский разговорник (на сургутском диалекте)», а также учебники для 1-4 классов, актуальность которых определяется отсутствием учебных пособий для не владеющих родным языком.
Подготовлен к изданию «Русско-хантыйский словарь с картинками», составленный Л. В. Кашлатовой. Его ценность, - прежде всего в том, что он создан на материале среднеобского диалекта хантыйского языка, одного из исчезающих диалектов, на котором словарей практически нет.
Вопросы декоративно-прикладного искусства для детей хантов и манси дошкольного возраста исследуются к. п. н. Р. Г. Решетниковой. Ею написаны пособия по изодеятельности и ручному труду, методические рекомендации для воспитателей детских садов, в том числе по развитию устной речи дошкольников, а также монография «Ребенок и декоративноприкладное искусство обских угров». Методическое пособие по развитию речи мансийских детей, не владеющих родным языком, составлено к. ист. н. С. Л. Поповой.
Проблемам образования и воспитания посвящены отдельные статьи наших коллег: «Ребенок и право на образование: национальный аспект (на примере народа ханты)» (Л. Д. Каксин), «Роль традиционной куклы акань в жизни обских угров» (Л. В. Кашлатова), «Детские игрушки, игры и народные обряды» (Т. Р Пятникова), «Этнопсихологические аспекты в обучении обско-угорских детей», «Игры и игрушки обских хантов» (Р. Г. Решетникова) и др.
К вопросам воспитания подрастающего поколения на примере художественных произведений обращается в своих исследованиях С. П. Нестерова (статья «Воспитание в семье у народа ханты на примере художественных произведений»).
В монографии О. А. Кравченко «Эт-носоциопедагогика казымских хантов» представлен ретроспективный анализ
народной педагогики хантов Казыма, раскрыта роль этнической общности как образовательно-воспитательной среды, показаны этапы становления человека в хантыйской культуре.
Отдел инновационных программ работает над созданием мультипликационных фильмов по мотивам народных сказок.
Исследования ученых, монографии, статьи, методические пособия, освещающие вопросы этнообразования, этнопедагогические проблемы, имеют важное значение прежде всего для воспитателей, учителей школ, педагогов высших учебных заведений, а также для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах.
Сотрудники ОУИПИиР в последние десятилетия принимают активное участие в организации и проведении Детских этнических стойбищ, где дети вместе с наставниками в период летних каникул отдыхают, погружаются в традиционную языковую и этнографическую среду, проводят этнокультурные экспедиции, встречаются с детьми из других регионов, стран, знакомятся с культурой народов, делятся впечатлениями, опытом. В последнее время разрабатываются также методические рекомендации по организации этнографического туризма, так как одной из приоритетных тенденций развития в округе является туризм.
Научно-библиографический отдел занимается комплектованием библиотечных фондов, составлением электронных и карточных каталогов, организацией книжных, тематических выставок, фотовыставок, презентаций новых изданий, литературных вечеров, встреч с писателями, учеными. Коллектив отдела активно участвует в семинарах, конференциях, проводимых в институте, а также в подготовке библиографических указателей.
Таким образом, учеными-исследо-вателями Обско-угорского института прикладных исследований и разработок многое делается для сохранения и развития традиционной духовной и материальной культуры. Результаты исследований активно внедряются в учебный процесс, используются студентами, учителями, педагогами средних и высших учебных заведений округа.