Научная статья на тему 'Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок: история становления (1991-2009 гг. )'

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок: история становления (1991-2009 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
428
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБСКИЕ УГРЫ / СОВРЕМЕННОЕ ЭТНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СБОР ФОЛЬКЛОРА / ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ / ЯЗЫКОЗНАНИЕ / ЭТНОГРАФИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ИСТОРИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ОБСКО-УГОРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК / OB UGRIANS / MODERN ETHNIC DEVELOPMENT / COLLECTION OF FOLKLORE / FINNO-UGRIC STUDIES / LINGUISTICS / ETHNOGRAPHY / SOCIO-ECONOMIC PROCESSES / HISTORY OF SCIENTIFIC RESEARCH / OB-UGRIC INSTITUTE OF APPLIED RESEARCH AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волдина Т. В.

В 2016 г. отмечается 25-летие создания Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. В статье освещается история становления научного учреждения и вошедших в его состав научных фольклорных архивов, специфика научных исследований, вклад сотрудников института в науку.За годы своего существования институт прошёл путь от небольших практических шагов по изучению родных языков, культуры и социально-экономического развития народов ханты, манси и лесных ненцев, включая сбор фольклора, до проведения фундаментальных исследований в области языкознания, литературоведения, этнологии, экономики, социологии и проведения на этой базе прикладных исследований. С момента создания научного учреждения деятельность его сотрудников является весомым фактором современного общественного развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Создание института неразрывно связано с именами Е. А. Нёмысовой, Е. И. Ромбандеевой, Т. Г. Харамзина, Г. И. Бардина, А. И. Сайнаховой, К. В. Афанасьевой, М. А. Лапиной, С. А. Поповой, Т. А. Молдановой и многих других, кто стоял у истоков его зарождения, участвовал в формировании основных научных направлений. Весомый вклад в становление института был сделан выдающимися учеными-североведами Н. В. Лукиной, Е. Шмидт и многими другими, кто принимал непосредственное участие в его деятельности, в формировании научной среды и подготовке научных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development: history of establishment (1991-2009)

N 2016 the Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development celebrates 25th anniversary of its creation. The article describes the history of establishment of the scientific institution and included in its structure scientific folklore archives, the specificity of scientific research, contribution of researchers of the Institute in science.Over the years of its existence the Institute has passed a way from small, practical steps in study of the native languages, culture and socio-economic development of the Khanty, Mansi and forest Nenets peoples, including the collection of folklore, to conducting basic research in the field of linguistics, literary studies, ethnology, economics, sociology and conducting of applied research on this basis. Since the establishment of the scientific institution the activities of its employees is an important factor of modern social development of indigenous people of the North of KhantyMansiysk Autonomous Okrug Yugra.The establishment of the Institute is inseparably linked with the names of E. A. Nyomysova,E. I. Rombandeeva, T. G. Kharamsin, G. I. Bardin, A. I. Sainakhova, K. V. Afanasyeva,M. A. Lapina, S. A. Popova, T. A. Moldanova and many others who stood at the cradle of its origin, participated in the formation of the main research directions. A significant contribution to the establishment of the Institute was made by outstanding scientists researchers of the North N. V. Lukina,E. Schmidt, and many others who directly participated in its activities, in the formation of scientific environment and scientific training.

Текст научной работы на тему «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок: история становления (1991-2009 гг. )»

УДК 001.89;930.1

Т. В. Волдина

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок: история становления (1991-2009 гг.)

Аннотация. В 2016 г. отмечается 25-летие создания Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. В статье освещается история становления научного учреждения и вошедших в его состав научных фольклорных архивов, специфика научных исследований, вклад сотрудников института в науку.

За годы своего существования институт прошёл путь от небольших практических шагов по изучению родных языков, культуры и социально-экономического развития народов ханты, манси и лесных ненцев, включая сбор фольклора, до проведения фундаментальных исследований в области языкознания, литературоведения, этнологии, экономики, социологии и проведения на этой базе прикладных исследований. С момента создания научного учреждения деятельность его сотрудников является весомым фактором современного общественного развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Создание института неразрывно связано с именами Е. А. Нёмысовой, Е. И. Ромбандее-вой, Т. Г. Харамзина, Г. И. Бардина, А. И. Сайнаховой, К. В. Афанасьевой, М. А. Лапиной, С. А. Поповой, Т. А. Молдановой и многих других, кто стоял у истоков его зарождения, участвовал в формировании основных научных направлений. Весомый вклад в становление института был сделан выдающимися учеными-североведами Н. В. Лукиной, Е. Шмидт и многими другими, кто принимал непосредственное участие в его деятельности, в формировании научной среды и подготовке научных кадров.

Ключевые слова: обские угры, современное этническое развитие, сбор фольклора, фин-но-угроведение, языкознание, этнография, социально-экономические процессы, история научных исследований, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок.

T. V. Voldina

Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development: history of

establishment (1991-2009)

Abstract. In 2016 the Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development celebrates 25th anniversary of its creation. The article describes the history of establishment of the scientific institution and included in its structure scientific folklore archives, the specificity of scientific research, contribution of researchers of the Institute in science.

Over the years of its existence the Institute has passed a way from small, practical steps in study of the native languages, culture and socio-economic development of the Khanty, Mansi and forest Nenets peoples, including the collection of folklore, to conducting basic research in the field of linguistics, literary studies, ethnology, economics, sociology and conducting of applied research on this basis. Since the establishment of the scientific institution the activities of its employees is an important factor of modern social development of indigenous people of the North of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.

The establishment of the Institute is inseparably linked with the names of E. A. Nyomysova, E. I. Rombandeeva, T. G. Kharamsin, G. I. Bardin, A. I. Sainakhova, K. V. Afanasyeva, M. A. Lapina, S. A. Popova, T. A. Moldanova and many others who stood at the cradle of its origin, participated in the formation of the main research directions. A significant contribution to the establishment of the Institute was made by outstanding scientists - researchers of the North N. V. Lukina, E. Schmidt, and many others who directly participated in its activities, in the formation of scientific environment and scientific training.

Key words: Ob Ugrians, modern ethnic development, collection of folklore, Finno-Ugric studies, linguistics, ethnography, socio-economic processes, history of scientific research, Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development.

Финно-угроведение как гуманитарная научная дисциплина, предметом которой является описательное и сравнительно-историческое изучение языков и культур финно-угорских народов, или, в более широком понимании, всех народов уральской языковой семьи, в том числе самодийских, активно развивается в ведущих научных центрах России, и прежде всего на территориях проживания этих народов. Не является исключением в этом плане и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее по тексту: ХМАО, ХМАО - Югра). Исторически эта территория связана с формированием культур хантов, манси и лесных ненцев. В целях комплексного изучения их исторических, социально-экономических, межнациональных, демографических, лингвистических, правовых проблем, подготовки научных кадров из числа представителей народов Севера решением исполкома Ханты-Мансийского окружного Совета народных депутатов № 28 от 28 ноября 1991 года был создан Научно-исследовательский институт социально-экономического и национально-культурного возрождения обско-угорских народов (НИИ ВОУН). Его организатором и первым директором стала отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ, заслуженный работник образования ХМАО, к. пед. н. Е. А. Нёмысова [1; 2, 2-3].

Почти одновременно с возникновением НИИ возрождения обско-угорских народов (далее в тексте, наряду с другими его названиями и аббревиатурами, - институт) в ХМАО формируется целая сеть научных фольклорных архивов: Белоярский научный фольклорный архив северных ханты (создан в 1991 г., основатель и первый руководитель - действительный член Венгерской академии наук, к. и. н. Е. Шмидт); Березовский научный фольклорный фонд народа манси (создан в 1993 г., основатель и первый руководитель - С. А. Попова); Сур-гутско-Варьёганский научный фольклорный архив (создан в 1994 г., основатели -А. С. Сопочина (Песикова) и Ю. К. Айвасе-да (ненецкий поэт Юрий Вэлла); Окружной

научный фольклорный фонд (создан в 1994 г., основатель и первый руководитель -Т. А. Молданов). Научные фольклорные архивы коренных малочисленных народов ХМАО возникали как самостоятельные структуры, но при направляющей научной роли НИИ ВОУН. Окружной научный фольклорный фонд и Сургутско-Варьёганский научный фольклорный архив сразу же после возникновения влились в институт [3, 68-76]. С 2005 г. фольклорные архивы на территории округа становятся филиалами института.

За время своего существования институт сменил несколько своих наименований: НИИ возрождения обско-угорских народов (НИИ ВОУН), НИИ обско-угорских народов (НИИ ОУН) (с 2000 г.), НИИ угроведения (с 2002 г.), Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок (ОУИПИ и Р) (с 2005 г.). В разные годы институтом руководили к. пед. н. Е. А. Нёмысова (1991-1998), к. и. н. М. А. Лапина (1998-2001), к. и. н. Т. В. Волдина (2002-2004), к. и. н. С. А. Попова (2005-2006), В. А. Белов и О. А. Кравченко (2007-2009, в качестве и. о.), к. и. н. В. И. Сподина (с 2010 г. - по настоящее время). Организацией научной работы в институте в разные годы занимались также к. геогр. н. Г. И. Бардин, С. А. Герасимова, к. филол. н. А. Д. Каксин, к. и. н. Т. А. Молданова, С. Н. Нестерова (Молданова), к. филол. н. С. В. Онина, к. пед. н. Р. Г. Решетникова, к. филол. н. А. И. Сайнахова, к. э. н., д. соц. н. Т. Г. Ха-рамзин... Курирующим ведомством института и сети фольклорных архивов с момента их возникновения являлся окружной Департамент по вопросам малочисленных народов Севера, с 2006 г. - Департамент образования и молодежной политики ХМАО - Югры.

25-летие ОУИПИиР является прекрасным поводом вспомнить знаменательные события его истории, имена тех, кто стоял у истоков его создания, внес свою лепту в его деятельность. Цель данной статьи: представить вклад института в изучение языков и культур хантов, манси и лесных ненцев за время его становления в 1991-2009 гг.

История института этих лет получила достаточное освещение в литературе. Сложилась определенная источниковая база, позволяющая осмыслить становление института и его роль в современной культуре коренных народов Югры. Этот период раз-

делён мною на три основных этапа, имеющих свои особенности: 1991-1996 гг.; 19972004 гг.; 2005-2009 гг. Современный этап: с 2010 по настоящее время - требует отдельного освещения с учетом новых реалий и выработки новых подходов.

Этнокультурные и исторические предпосылки возникновения института

Кроме исторически обусловленной связи Югры с народами ханты, манси и лесными ненцами можно назвать и другие предпосылки возникновения научного центра коренных малочисленных народов Севера на её территории [4, 24-30]:

1. Более трехсот лет, начиная с экспедиций Российской академии наук в Сибирь в XVIII в., насчитывают традиции изучения языков и культур обско-угорских народов. С середины XIX в. значительный вклад в изучение языков, фольклора и культуры коренных народов Югры внесли представители родственных им народов - венгров и финнов, последователи А. Регули и М. А. Кастрена [5, 22-25; 6, 5-7; 7, 19-34]. В конце 1920-х - 1930-е гг. эти исследования были продолжены сотрудниками научно-исследовательской ассоциации Института народов Севера (Ленинград). Для коренных малочисленных народов Севера создается письменность и первые учебные пособия. Наиболее значительные шаги в изучении хантов и манси были сделаны выдающимися исследователями В. Н. Чернецовым, В. Штейницем, А. Н. Баландиным, позднее в эту работу включились первые учёные обских угров: ханты - Н. И. Терёшкин и манси - Е. И. Ромбандеева [8, 47-70; 7, 3654]. Труды этих ученых заложили фундамент для дальнейшего изучения языка, фольклора и традиционной культуры хан-тов и манси в последующие периоды.

2. Во второй половине ХХ в. набирает силу активная деятельность хантыйской и мансийской интеллигенции по сбору образцов фольклора, высокая научная ценность которого для изучения многих сторон этнической культуры, истории и, в первую очередь, языка отмечалась исследователями самых разных отраслей науки. Образцы фольклорных текстов были обнародованы молодыми поэтами и писателями, учителя-

ми, журналистами в средствах массовой информации - в газетах (с 1958 г.) и на радио (с конца 1960-х гг.). Многие из этих записей после 1970-х гг. приобрели научный статус благодаря их поступлению в научные учреждения [7, 78-104].

3. С середины 1950-х гг. совершаются регулярные экспедиции филологов и этнографов в места компактного расселения коренных народов на территории Югры, которые способствовали установлению долгосрочного сотрудничества учёных с национальной интеллигенцией, что привело к началу исследовательской деятельности многих ее представителей. Среди тех, кто оказывал такое влияние, особая роль принадлежит Н. В. Лукиной и Е. Шмидт. Например, в конце 1980-х гг. Н. В. Лукина проводила среди хантыйской интеллигенции, студентов и учащихся беседы с целью привлечь их к изучению культуры собственного народа [9, 13].

4. Начиная с 1970-х гг. стали наблюдаться разрушительные тенденции для существования коренных малочисленных народов Севера. Процессы частичной, а в ряде мест полной утраты родных языков, традиций и обычаев, сложнейшие социально-экономические проблемы, поставили под угрозу существование их этнической самобытности и уникальной культуры. Именно в этот период времени у венгерской фольклористки и этнографа Е. Шмидт появляется идея о необходимости создания специальных архивов в местах компактного проживания хантов и манси: на один диалект - один архив, состоящий из местных сотрудников: «В каждом архиве должна быть своя любительская сеть: ведь в каждой деревне всегда найдется один, кто может записать народный фольклор у своих односельчан. Таким образом, все, что будет записано, можно будет в будущем воспроизвести» [7, 105].

Изменение общественно-политической ситуации в стране в конце 1980-х гг. повлекло за собой рост национального самосознания народов России. В результате переосмысления предшествующего этапа в среде национальной интеллигенции хантов, манси и лесных ненцев начинает набирать силу движение за социально-экономическое и духовное возрождение коренных народов Югры. В 1990-е годы правительством ХМАО были предприняты ряд важнейших мер в этом направлении. В связи с этим, особое значение приобретает научное изучение обско-угорских языков и культур и, прежде всего, силами представителей этих народов.

5. В 1980-х гг. в учреждениях образования и культуры ХМАО зарождается целая плеяда ученых из числа обско-угорских народов, которая составит костяк будущего института. Так, в Институте повышения квалификации педагогических кадров научную степень кандидатов педагогических наук получили Е. А. Нёмысова (ханты) и К. В. Афанасьева (манси). В НИИ национальных школ МО РСФСР (г. Москва) дистанционно работала С. А. Попова (манси), занимавшаяся написанием учебников и учебных пособий для округа. В Ханты-Мансийск возвращаются к. э. н. Т. Г. Харамзин (ханты); известный полярник, к. геогр. н. Г. И. Бардин (ханты) и исследовательница мансийского языка, к. филол. н. А. И. Сайнахова (манси). Исследовательскую работу краеведческого характера ведут такие известные деятели как А. М. Сенгепов (ханты) и А. М. Тахтуе-ва (ханты). Одним из мест проведения исследовательской работы становится окружной Центр культуры и искусства народов Севера (в настоящем - Дом народного творчества), именно там начала свою научную деятельность первый хантыйский этнограф Т. А. Молданова.

В 1989 г. для работы в Ханты-Мансийский округ приглашена первый мансийский учёный, к. филол. н. Е. И. Ромбан-деева, которая возглавила Научно-исследовательскую лабораторию комплексных исследований по языку, фольклору, материальной и духовной культуре народов ханты и манси. Создание этой лаборатории предшествовало появлению института. «Идея же создания будущего научного центра по изучению языков и культуры народов ханты и манси в г. Ханты-Мансийске была выдвинута В. А. Чуриловым, тогдашним первым секретарем окружного комитета КПСС, 21 февраля 1989 г. на заседании исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа» [9, 4; 10, 4].

6. Существенную роль в становлении финно-угорского научного направления играют контакты между финно-угорскими народами: внутрироссийские и зарубежные, включая установившиеся современные связи с финно-угорскими научными центрами. Участие представителей обских угров в международных конгрессах, конференциях, и других мероприятиях финно-угорского мира способствовало повышению национального самосознания и стимулировало интерес к исследовательской деятельности. Так, в Международных конгрессах финно-угроведов, проходивших в Сыктывкаре (1985) и венгерском городе Дебрецене (1990), принимали участие представители национальной интеллигенции коренных народов Югры.

7. Востребованность знаний по языкам и культуре коренных народов Югры в учреждениях образования, культуры, СМИ и т. п. на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Начальный этап становления Института и научных фольклорных архивов (1991-1996 гг.)

Основные направления научной работы НИИ ВОУН были определены еще программой научной лаборатории, возглавляемой Е. И. Ромбандеевой в 1989 г. Эта программа включала в себя исследования по языку и фольклору, по материальной и ду-

ховной культуре, разработку учебных пособий для начальной школы. Спустя годы в своих воспоминаниях Евдокия Ивановна писала, что разработанный для лаборатории план 1989 г. был объёмным по фольклористике, педагогическим проблемам,

культуре, а сроки по неопытности намечались очень короткие, над выполнением этой программы институт трудился многие годы [11, 5-8].

После открытия в НИИ ВОУН была приглашена д. и. н. Н. В. Лукина, которая «кроме работы над индивидуальной научной темой, консультировала многих сотрудников по вопросам, связанным с организацией научных исследований», опираясь на опыт, приобретенный в Томском университете. В работе над некоторыми научными темами участвовал её коллега и этнограф, д. и. н. В.М. Кулемзин [9, 13]. При сотрудничестве с НИИ ВОУН им опубликована работа «Отношения «человек - общество», «человек - вещь», «человек - природа» в культурах Сибири» (1997). Поддержку молодому научному учреждению на начальном этапе оказали и другие маститые этнографы. В рамках такого сотрудничества были подготовлены и изданы «Северная Сосьва: Исторические и современные проблемы развития коренного населения» (1992) и «Касум-ёх: материалы для обоснования проекта этнической статусной территории» А. В. Головнёва (1993); «Легенды Вут-ими: Путешествие по Оби и её притокам к ханты и манси» З. П. Соколовой (1993) [12, 20, 30].

Большинство сотрудников молодого научного учреждения представляли собой одновременно и носителей и исследователей языка и культуры коренных народов. Следовательно, источниками изучения у них являются собственные знания, усвоенные с детства, а также информация, собранная уже на научном уровне. Немалая часть этих сведений прежде была недоступна приезжим исследователям, изучающим обско-угорские народы «со стороны» [13, 3-10; 14, 97-101]. Характеризуя становление научных коллективов коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийске и Салехарде, Н. В. Лукина подчеркивала: «научные сотрудники, обладающие не только народным и научным знанием своей традиционной культуры, в наибольшей степени способны выразить суть, основные достижения и своеобразие своей этнической культуры» [15, 23].

В этот начальный период трудно было говорить о крупных фундаментальных исследованиях. Исключение составляют филологические труды Е. И. Ромбандеевой, она прошла академическую школу, проработав многие годы в Институте языкознания АН СССР (ныне РАН). В этот период вышел её очерк «Фонетические и грамматические процессы в современном мансийском языке» (1994, переиздан в 1996) и монография «Сыгвинский диалект мансийского (вогульского) языка» (1995) [12, 27].

Первые работы по этнографии носили больше описательный характер, в том числе и опубликованные отдельными изданиями Е. И. Ромбандеевой по духовной культуре манси (1991, 1993) и А. М. Тахтуевой по материальной культуре юганских хантов (1993) [12, 18-20]. Эти работы основаны на практических знаниях по своей родной культуре, хранимых в кругу родственников. В связи с этим, несмотря на слабость в аналитическом плане, эти работы представляют собой несомненную научную ценность своей информативностью.

Первые работы сотрудников института (1991-1993) публиковались в сургутском издательстве «Северный дом» (руководитель Р. В. Перевалова), которое передало позднее эстафету московскому издательству «ИКАР» (руководитель В. О. Квитков-ский). Важную роль в становлении института сыграло издательство Томского университета (руководитель В. С. Сумарокова), где за 15 лет с момента создания института вышло в свет более 40 изданий, подготовленных его сотрудниками [9, 15].

Издательская деятельность начинающих исследователей этого времени представлена брошюрами, небольшими сборниками статей и пособиями. Среди них: фольклорные сборники Е. Н. Вожаковой (1991); Е. И. Ромбандеевой (1996), Ю. К. Айваседы (1996); публикации хантыйских и мансийских песен (соавт. Т. А. Молданова, А. И. Сайнахова, О. В. Мазур и Г. Е. Солдатова) (1993); «Русско-мансийский разговорник» (сост. С. А. Попова, Е. И. Ромбандева) (1993) и «Русско-хантыйский разговорник» (сост. Е. А. Нёмысова, С. П. Кононова, Е. Н. Вожакова) (1996); работы, посвященные искусству обских угров, С. А. Поповой и Н. Д.

Иванова «Мастер: (О жизни и творчестве самородка, резчика по дереву П. Е. Шешкина) (1992) и творческий сборник Т. А. Молданова «Кань кунш олау» (1996). На основе воспоминаний издана книга Г. И. Бардина «От Чукотки до Антарктиды: Записки полярного синоптика» (1993). Высокую оценку коллег и читателей получила книга на хантыйском языке А. М. Сенгепова «Касум ики путрат» (1994), на русском языке она была издана позднее, в 1998 г. [12, 4, 28, 29, 60-61]. Многие из этих работ носят литературно-художественный или научно-популярный характер.

Учёные института участвуют в проектах других научных центров. Так, при участии Т. Г. Харамзина коллективом авторов под руководством д. э. н. В. П. Пахомова (г. Екатеринбург) была издана работа «Проблемы социально-экономического развития малочисленных народов Севера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа)» (1996). Е. П. Поворознюк принимала участие в коллективной работе по изучению медицинских проблем коренных народов Севера, возглавляемой д. м. н. В. И. Хаснулиным (г. Новосибирск), на основе которой позднее выйдет книга «Современный взгляд на народную медицину Севера» (1998) [12, 31, 42].

Отдельным направлением в деятельности института стала разработка учебников, учебных и методических пособий, рекомендаций и книг для внеклассного чтения, подготовленных Е. Н. Вожаковой, Е. А. Нёмы-совой, А. С. Песиковой, С. А. Поповой, Р. Г. Решетниковой, Е. И. Ромбандеевой, А. И. Сайнаховой, А. М. Сенгеповым, В. Н. Соло-вар [12, 57-61].

С 1994 г. работы сотрудников НИИ ВОУН и научных фольклорных архивов публикуются в сборниках серии «Народы Северо-Западной Сибири», основанной Н. В. Лукиной специально для начинающих исследователей из числа коренных малочисленных народов Севера [16, 3-5]. Вот как вспоминает историю его возникновения Надежда Васильевна: «Когда институт был создан <...>, многие из его сотрудников не имели опыта научной работы, и первые их статьи не отвечали или отвечали слабо требованиям научных публикаций. У меня то-

гда возникла идея создать серийный сборник для начинающих авторов, чтобы дать им возможность публиковаться. Одновременно эта серия могла бы показать, как растет научная подготовка авторов, улучшается качество из статей» [9, 15].

Н. В. Лукиной осуществлен перевод с немецкого языка и издание работы венгерского ученого Й. Папаи «Божество слова: Памяти Антала Регули» (1993 г.) и труда финского исследователя К. Ф. Карьялайне-на «Религия югорских народов: в 3-х т.» (1994, 1995) [12, 21].

С возникновением специального научного учреждения были созданы условия для систематической и целенаправленной подготовки научных кадров из числа представителей коренных народов Югры [17, 165-166]. Под руководством М. И. Череми-синой в Новосибирске заканчивают очную аспирантуру и защищают диссертации по филологии В. Н. Соловар по теме «Структурно-семантические типы простого предложения казымского диалекта хантыйского языка» (1992) и А. Д. Каксин по теме «Категория наклонения в хантыйском языке (формы и функции)» (1994). Миссию по подготовке первых этнографов из народа ханты взяла на себя Н. В. Лукина. Под ее руководством в 1994 г. подготовлена диссертация к. и. н. Т. А. Молдановой по теме «Орнамент северных хантов (1940-1980)». Работа над этими диссертациями была начата еще до создания НИИ ВОУН [12, 22, 28-29].

Становление фольклористического направления на территории округа в этот период связано с именем венгерской исследовательницы Е. Шмидт. Каждый из сотрудников возглавляемого ею фольклорного архива прошёл у неё индивидуальную подготовку, связанную с изучением северных диалектов хантыйского и мансийского языков, историей финно-угроведения, источниковедением, лингвистикой-диалектологией, записью текстов в русской и финно-угорской транскрипции, работой на компьютере, аудио- и видеоаппаратурой. Её учениками стали Т. А. Молданов, Т. А. Молданова, С. С. Успенская, Л. Р. Хомляк, Т. Р. Пятникова, Л. Ф. Котова, С. Л. Волдин, Р. К. Слепенкова [7, 108; 15, 16]. В этот период сотрудники архи-

ва занимаются только сбором и обработкой фольклорных материалов.

Владение методом визуальной антропологии в этнографическом исследовании позволило Т. А. Молданову и Т. А. Молда-новой сделать в 1990-е гг. полную видеозапись и расшифровку шести медвежьих игрищ хантов, организованных ассоциацией «Спасение Югры в разных уголках округа.

Если рассматривать степень охвата исследованиями диалектно-этнографических групп обско-угорских народов, то наи-

большее внимание уделено северным группам. Объективными причинами такого «перекоса» является то, что эти группы сохранили свой язык и культуру, и представители именно этих групп занимались исследовательской работой. Работа по восточным хантам и лесным ненцам на территории ХМАО носила в основном практический характер по сбору фольклора и решению этнополитических задач (А. С. Сопочина, Ю. К. Айваседа и др.).

Этноконсолидирующая роль института в 1997-2004 гг.

Приблизительно с 1997 г. в институте публикуются крупные фундаментальные работы: монографии, фольклорные сборники, сборники научных статей. Наряду с работами по языкам, фольклору, современному состоянию коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, появляются специальные исследования, связанные с историей изучения обских угров и историей обско-угорской науки. На изданиях института появляется логотип (автор С. Савин), в верхней части которого изображены треугольные формы, символически отображающие природу, традиции и орнамент обских угров. В нижней части: «Развернутые страницы олицетворяют лодку знаний, плывущую по реке науки на слиянии двух рек Оби и Иртыша». Стилизованное весло, оно же перо-ручка - инструмент труда ученого [18, 6].

В конце 1990-х гг. установилось сотрудничество между НИИ обско-угорских народов и кафедрой финно-угроведения в Марийском госуниверситете, ею заведовал профессор д. филол. н. Ю. В. Андуганов. В рамках этого сотрудничества в 1999-2001 гг. проходили летние курсы повышения квалификации по финно-угроведению и финскому языку для молодых учёных народов ханты и манси. Некоторые курсанты из Ханты-Мансийска поступили в аспирантуру и докторантуру МарГУ. Ю. В. Андуганов стал научным руководителем для начинающих обско-угорских исследователей - С. В. Ониной, Ф. М. Лонгортовой (Лельховой), Л. А. Цюпер, выступил в качестве научного консультанта при подготовке докторских

диссертаций Е. И. Ромбандеевой и А. Д. Каксина [19, 8].

Этот период является самым продуктивным для института в плане защит научных диссертаций. В 1998 г. состоялась защита первой докторской диссертации «Структура современного мансийского (вогульского) языка», подготовленной Е. И.Ромбандеевой, вторую - по социологии на тему «Традиционное природопользование как элемент культуры малочисленных народов Тюменского Севера» в 2003 г. защитил Т. Г. Харамзин. Под руководством д. и. н. Н. В. Лукиной в институте подготовили кандидатские диссертации по этнографии М. А. Лапина по теме «Традиционная хантыйская этика» (1997) и Т. В. Волдина по теме «История изучения хантыйского фольклора (Х1Х-ХХ вв.)» (2000); под руководством д. и. н. В. М. Кулемзина -Т. А. Молданов по теме «Картина мира в медвежьих игрищах северных хантов (XIX-XXI вв.)» (2002) и С. А. Попова по теме «Мужской и женский миры в системе отношений традиционной культуры манси: обряды перехода» (2002). Степень кандидата социологических наук получает Л. Г. Лазарева, написав диссертацию по теме «Отношение к национальной культуре учащейся молодёжи (на примере коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа)» (1998); степень кандидата геолого-минералогических наук -

С. Х. Хакназаров с диссертацией по теме «Использование энергетических и минеральных ресурсов и охрана окружающей среды в интересах коренных народов

ХМАО» (2002); степень кандидата филологических наук - С. В. Онина, подготовив диссертацию по теме «Оленеводческая лексика в хантыйском языке» (2002); степень кандидата педагогических наук получила Р. Г. Решетникова - диссертация по теме «Эстетическое воспитание дошкольников средствами орнаментального искусства об-ско-угорских народов» (2003) [12, 21, 29; 20, 13-15].

О состоявшейся интеграции института в сообщество финно-угорских научных центров говорит факт вхождения в 2004 г. представителей НИИ угроведения (М. А. Лапиной и Т. В. Волдиной) в состав Комитета финно-угроведов РФ.

В данный период можно говорить о расширении как тематического спектра исследований, так и охвата ими диалектно-этнографических групп обских угров. Например, работу по документации стремительно исчезающего говора обских (шер-кальских) хантов ведёт Л. В. Кашлатова, в сферу научного внимания попадает фольклор ваховских хантов, изучением которого занималась Л. В. Кунина, этническая история обских манси - предмет исследования Р. К. Бардиной. В 2003 г. в НИИ угроведения разрабатывалось около 30-ти актуальных для сохранения и развития языков и культуры обско-угорских народов научно-исследовательских тем. В этнографическом изучении коренных народов по-прежнему центральное место занимает духовная культура и основной источник ее изучения - фольклор.

Сотрудники института принимают активное участие во многих региональных, всероссийских, международных конгрессах, конференциях и семинарах. Институт и сам выступает организатором подобных мероприятий. Большую популярность в среде национальной интеллигенции округа получила тематическая конференция «Югорские чтения», которая проводится ежегодно, начиная с 1997 г. Одно из ярких событий этого времени - проведение Международной научной конференции под эгидой ЮНЕСКО «Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблема их устойчивого развития» [21, 4-6], которой предшествовало

участие представителей института (М. А. Лапиной и Т. В. Волдиной) в мероприятиях ЮНЕСКО, проходивших в 20012002 гг. в г. Якутске.

Данный период ознаменован выходом фольклорных сборников, подготовленных Е. Н. Вожаковой (1997), Ю. К. Айваседа (1998 - в соавторстве с О. Г. Корниенко; 2003 - с В. И. Сподиной и П. Я. Айваседа), Е. И. Ромбандеевой (1998), М. А. Лапиной (1997, 1999), Т. Д. Слинкиной (2002); В. С. Ивановой (2004) [12, 4, 9-10, 18; 20, 16-17].

Положено начало серийным изданиям фольклора. Первый сборник фольклорной серии Белоярского научного фольклорного архива северных хантов «Арэм-моньщем ед ки манд...» («Если моя песня-сказка дальше пойдёт...») под редакцией Е. Шмидт, подготовленный Л. Р. Хомляк, вышел в 1997 г., составитель его второго выпуска - Р. К. Слепенкова (2003). В 1997 г. увидел свет I выпуск материалов окружного научного фольклорного фонда «Кань кунш олад» («Земля кошачьего локотка») (автор-составитель Т. А. Молданов, научный редактор Н. В. Лукина), последующие выпуски серии выходили ежегодно в 20012004 гг. (вып. 2-4). Первый выпуск научного фольклорного фонда народа манси «Сказки оленевода. Рассказы-сказки народа Сосьвы-Сыгвы» (составитель С. А. Попова) издан в 2001 г. В 2002 г. вышел сборник «Касум мув моньщат-путрат = Сказки-рассказы Земли Казымской. Вып. 1», подготовленный С. С. Успенской [12, 14; 20, 1619].

В рамках 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» СО РАН, началась подготовка четырех томов по фольклору обских угров, авторы-составители Е. И. Ромбандеева (мансийские тома - поэтический и прозаический), Т. А. Молданов и Т. А. Молданова (хантыйский поэтический), М. А. Лапина (хантыйский прозаический).

В подготовке статей для «Энциклопедии Ханты-Мансийского автономного округа «Югория» (Т. 1-3, 2000 г., т. 4 (дополнительный) - 2004 г.) приняли участие Г. И. Бардин, Т. В. Волдина, А. Д. Каксин, М. А. Лапина, Т. А. Молданов, Т. А. Молданова, Е. А. Нё-мысова, С. В. Онина, Р. Г. Решетникова,

Е. И. Ромбандеева, А. М. Сенгепов, С. Х. Хак-назаров, Т. Г. Харамзин и др.; в состав её редколлегии вошла Е. И. Ромбандеева. В рамках международного проекта «Энциклопедия уральских мифологий» был подготовлен том «Мифология хантов» (2000), его авторы-составители В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина, Т. А. Молданов и Т. А. Молданова [12, 11-14, 49-54].

Значительным выглядит и список монографий вышедших в этот период. По обско-угорскому языкознанию опубликованы работы А. Д. Каксина «Категория наклонения-времени в северных диалектах хантыйского языка» (2000), С.В. Ониной «Оленеводческая лексика хантыйского языка: семантические группы им словарь» (2001 г.) и «Отраслевая лексика хантыйского языка: словарный состав, связанный с оленеводством» (2003 г.) [12, 24, 26; 20, 6]. По этнографии - М.А. Лапиной «Этика и этикет хантов» (1998 г., переиздана в 2008 г.), Т. А. Молданова «Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов» (1999), Т. А. Молданова и Т. А. Молдановой «Боги земли Казымской» (2000), Т. А. Молданова соавторстве с Х. Хироси «Медвежьи игрища сибирских хантов» в Токио на русском и японском языках (2001), Молдановой Т.А. «Орнамент хан-тов Казымского приобья: семантика, мифология, генезис (1999) и «Архетипы в мире сновидений хантов» (2001), С. А. Поповой «Обряды перехода в традиционной культуре манси» (2003). Н. В. Лукиной начата публикация серии своих полевых материалов «Ханты от Васюганья до Заполярья: источники по этнографии» (2004, 2005, 2006) [12, 10, 14, 16-17; 20, 6, 7]. В области экономики, экологии и социологии вышли монографии Т. Г. Харамзина и Н. Г. Хайруллиной «Социально-экономическое развитие обских угров на этапе перехода к рыночным отношениям» (1998), «Обские угры: социально-экономическая ситуация на пороге третьего тысячелетия» (2000) и «Обские угры (социологические исследования материальной и духовной культуры) (2003); Т. Г. Харамзина «Экономика традиционного природопользования коренных народов Севера» (2001), «Традиционный уклад и образ жизни обских угров: по материалам социологических исследований» (2002), «Традиционное природопользование как ос-

нова развития материальной и духовной культуры обских угров» (2004); С. Х. Хакназарова «Полезные ископаемые Ханты-Мансийского автономного округа и охрана окружающей среды» (2001), «Коренные малочисленные народы в условиях интенсивной эксплуатации энергетических ресурсов ХМАО: состояние и перспективы» (2003 г.); а также работа А. С. Песиковой (1998) [12, 31, 35-37; 20, 6-7].

Учебно-методические разработки представлены пособиями Р. Г. Решетниковой (1997, 2000), Р. Г. Решетниковой и С. А. Поповой (1999), сборником «Игры детей обско-угорских народов» (1999), а также целой серией учебников, подготовленных

A. С. Песиковой (2002, 2003), Е. И. Ромбандеевой (2001, 2006, в соавторстве с Т. Д. Слинкиной - 2003), В. Н. Соло-вар (2001, 2004, 2005, в соавторстве с Н. Б. Кошкаревой - 2004) [12, 57-61; 20, 158-159, 162]. К этому же направлению можно отнести пособия «Русско-ненецкий словарь (лесной диалект)» Е. Н. Вожаковой

(1997) и «Мансийско-русский словарь» П. И. Шешкина и И.Д. Шабалиной (1998) методическая часть содержится и в монографии Р. Г. Решетниковой и В. Т. Кудрявцевой «Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров» (2003) [20, 5-6].

В научно-вспомогательных целях институтом подготовлена целая серия библиографических указателей. Они создавались силами сотрудников научной библиотеки института С. П. Берендеевой и Е. П. Степановой при участии Н. В. Величко, Т. В. Волдиной, А. Д. Каксиной, О. А. Кравченко, М. В. Лапиной, Н. В. Лукиной, Л. А. Цюпер, Н. Г. Ширыкаловой. Изданием указателей трудов ученых НИИ угроведения занимались библиографы и Центральной окружной библиотеки (в настоящем - Государственной библиотеки Югры) Т. В. Пуртова и М. Н. Мадьярова. Опубликованы именные указатели, посвященные деятельности первых ведущих ученых института Г. И. Бардина (1997),

B. М. Кулемзина (1997), М. А. Лапиной (2001), Н. В. Лукиной (1997), Т. А. Молдановой (2001), Е. А. Нёмысовой (2001), Е. И. Ромбандеевой (1998), А. И. Сайнаховой

(1998), Т. Г. Харамзина (1998) [12, 55-56]. В 2001 г. Т. В. Волдиной совместно с со-

трудниками Государственной центральной библиотеки ХМАО был реализован проект по созданию биобиблиографического справочника «Учёные обско-угорских народов» [22], где представлено 28 персоналий учёных из народов ханты и манси, работавших как в ХМАО, так и за его пределами. В 2004 г. вышел в свет указатель публикаций сотрудников института за первые 10 лет его существования «Научно-исследовательский институт угроведения: Библиография трудов (1991-2001)» (составители С. П. Берендеева, Л. А. Цюпер) [12]. Первый тематический библиографический сборник «Библиографический указатель по фольклору хантов (1880-1999)» (составитель Т. В. Волдина) был издан в 2000 г. [12, 55].

Н. В. Лукина продолжила работу по переводу с немецкого языка трудов финских исследователей: А. Алквиста «Среди хантов и манси: Путевые записи и этнографические заметки» (1999), А. Каннисто «Статьи по искусству обских угров» (1999), У. Т. Сирелиуса «Путешествие к хантам» (2001), Й. Хэкеля «Почитание духов и дуальная система угров: К проблеме евразийского тотемизма» (2001). Она же подготовила к изданию сборник текстов мансийского фольклора «Земляной братец», записанных В. Н. Чернецовым (1997) [12, 7, 21].

В 2002 году оформилось качественно новое направление в деятельности института - науковедческое. Оно ознаменовано выходом двух монографий. В монографии Н. В. Лукиной «Наука как форма общественного развития северных этносов», анализируя становление научных центров северных народов, автор уделяет особое внимание личности исследователя - представителя северного народа. Рассматриваются такие вопросы как мотивировка обращения к научной деятельности, выбор тематики и круга источников, как воспринимает его традиционное общество, как совмещается в таком исследователе традиционное и научное мировоззрение. В данной монографии приводятся тексты бесед и интервью Н. В. Лукиной с начинающими исследователями, общественными деятелями и представителями власти, а также студентами и преподавателями из числа коренных наро-

дов. По справедливому мнению автора, тексты этих бесед и интервью являются «ценными историческими документами своего времени, отражающими конкретные судьбы и взгляды людей, а в известной мере и общее состояние северных этносов» [13, 7]. Как отмечала Н. В. Лукина, выходом в свет монографии Т.В. Волдиной «Хантыйский фольклор: история изучения» [7] в институте «начаты основательные исследования, посвященные уже самой истории изучения хантов». Таким образом, в институте «осуществляется полный исследовательский цикл этнографической науки, начиная со сбора информации и завершая историографией изучаемых проблем» [13, 39].

В этом же году впервые был разработан и утвержден Ученым советом института стратегический документ учреждения «Концепция развития Научно-исследовательского института угроведения», в котором определены приоритетные направления работы на период до 2010 г. Особое внимание было уделено важности и актуальности исследований, потребности в практической реализации, намечены основные направления работы учреждения. Руководителем рабочей группы являлась Т. А. Молданова. По ее мнению, «учёные из числа хантов и манси внутренне ориентированы не на западный логический путь познания, а на восточный интуитивный, не отделимый от собственного индивидуально-чувственного опыта», а «в обско-угорской среде формируется особый тип исследовательской системы - синтез западной и восточной науки» [21, 2; 13, 41].

В 2004 г. решением Ученого совета НИИ угроведения учрежден периодический научный и культурно-просветительский журнал «Вестник угроведения». Инициатором издания и главным редактором первого номера выступила Т. В. Волдина. Первоначально он задумывался как ежегодное издание, пришедшее на смену серийному сборнику «Народы Северо-Западной Сибири», но с более широкой тематикой и географией авторов, с «публикацией статей, сообщений, обзоров, рецензий и хроникальных материалов по циклу наук, изучающих обско-угорские этносы (хантов и манси), а также соседние и родственные народы».

В этот период ярко отразилась этно-консолидирующая роль института, который становится местом единения национальной интеллигенции обско-угорских народов в период проведения его конференций и других мероприятий, где обсуждались насущные проблемы сохранения и развития коренных народов Югры. Авторитет исследователей значительно вырос, а время поставило перед ними новые задачи. Они становятся консультантами в области языков и культуры коренных народов как внутри округа, так и далеко за его пределами. В ХМАО - Югре стали появляться новые формы сохранения и развития культуры коренных малочисленных народов: детские этнооздоровительные центры, Театр обско-угорских народов, Детский этнокультурный образовательный центр «Лылынг со-юм», Центры культуры, новые этнообразо-вательные программы... По заданию Департамента по вопросам малочисленных народов Севера сотрудники института готовили обоснования, исторические справки, участвовали в создании концепций и т.п.

В этот период существенное значение для развития коренных народов Югры, в том числе для проведения научных исследований, имела деятельность Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера Думы ХМАО - Югры. Благодаря деятельности депутатов В.С. Сондыкова, Е.Д. Ай-пина, Т.С. Гоголевой, Н.Г. Алексеевой, при участии национальной общественности, в округе вступили в силу законы «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО» (2001), «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО» (2003) и др., где установлены меры поддержки национальных языков и фольклора коренных народов Юг-ры. Среди них: принятие целевых программ, реализация права граждан на получение образования на родном языке, создание условий для научных исследований, возможность установления мер поощрения за изучение, исследование и пропаганду языков коренных малочисленных народов [24, 15-17].

Результаты исследований НИИ угроведения по вопросам языкознания, истории,

искусствоведения, фольклористики, финноугроведения оказались востребованы в учебных заведениях, учреждениях культуры, комитетах, управлениях Ханты-Мансийского автономного округа. Они активно внедряются в учебный процесс, используются педагогами средних и высших учебных заведений. С этого времени ученые института стали активными участниками различных экспертных комиссий, жюри, деятельность которых связана с образованием, воспитанием, развитием и отдыхом детей коренных малочисленных народов Севера, оказывают консультативную и методологическую помощь детским эт-нооздоровительным центрам. Они принимают участие в различных проектах, становятся организаторами многих значимых для своего этноса мероприятий (традиционных праздников, обрядов). «Их труды имеют большой общественный резонанс», - писала о роли ученых обско-угорских народов Н. В. Лукина, - «<...> показывает их высокий потенциал, возможности включения в современную цивилизацию» [13, 23].

А вот слова выдающегося этнографа-сибиреведа А.М. Сагалаева: «на наших глазах происходит становление нового направления в сибиреведении, в котором впервые право голоса получает сам народ. Объект становится субъектом. И мы вправе ожидать, что саморефлексия субъекта откроет для нас иные горизонты понимания и толкования иной этнической культуры <...>. Научное творчество самих носителей обско-угорских культур оборачивается «реставрацией» ряда явлений культуры этноса (в частности, медвежьего праздника) <...>. Это исключительно интересное и значительное явление: этническая культура начинает «возвращаться» к своим носителям, благодаря собирательской, научной и просветительской деятельности самих представителей северного народа. Трудно переоценить важность этой тенденции. Ведь, по сути, речь идёт о новых механизмах воспроизводства и понимания смыслового ядра этнической культуры.» [25, 27].

В этот период в столице Югры появляется сеть учреждений высшего образования: это филиалы факультета экономики и традиционного природопользования Тю-

менской сельскохозяйственной академии и филологического факультета Нижневартовского пединститута, а позднее возникший на их основе Югорский государственный университет (2001). В ЮГУ был создан факультет обско-угорской филологии (2003), постепенно переросший в Институт языка, истории и культуры народов Югры, который возглавил приглашенный из Мар-ГУ профессор Ю. В. Андуганов (2004). Именно там были востребованы труды НИИ угроведения, на основе которых разрабатывались программы, спецкурсы по обско-угорским языкам, традиционной культуре и современному социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера автономного округа. Сотрудники института, имеющие научную степень, активно включились в преподавательскую деятельность, продол-

жив свою научную деятельность в качестве вузовских работников. В конце 2004 г. в ЮГУ была открыта аспирантура и начата подготовка специалистов по финно-угорским и самодийским языкам [19, 9-10], многие из которых спустя годы будут работать в ОУИПИ и Р, а также учреждениях образования, культуры и в национальных СМИ.

В 2004-2005 гг. в России произошло разделение сферы полномочий в проведении научно-исследовательских работ: фундаментальные исследования остаются прерогативой учреждений, находящихся в подчинении федеральных ведомств, прикладные - организаций, курируемых региональными органами власти. Соответственно, это повлекло изменения и в дальнейшей судьбе института.

Прикладные исследования и разработки института в 2005-2009 гг.

С 2005 г. НИИ угроведения был переименован в Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, а научные фольклорные архивы в Белоярском, Берёзово и Лянторе становятся филиалами окружного фольклорного архива, объединившись в его структуре ОУИПИ и Р. Его документальный и аудиовизуальный фонд был представлен полевыми и научными материалами, собранными сотрудниками архивов с начала 1990-х гг.: это образцы речи разных групп хантов, манси и лесных ненцев, памятники устного народного творчества, а также записи различных конференций, праздников, семинаров, фотографии по истории, культуре, быту коренных народов Югры. Для сохранения аудиовизуального фонда была начата работа по его переводу на электронные носители (оцифровка). Следующей задачей стала интеграция информационных ресурсов в общее пространство: «расширение доступа к документной информации, создания новых ин-струментариев архивного поиска, новых форм издания материалов на нетрадиционных носителях, которые в конечном итоге призваны удовлетворять потребности в информационном богатстве архива». Это стало возможным на основе внедрения ком-

плексной автоматизированной архивно-музейной информационной системы КА-МИС 2000, разработанной для создания электронной базы данных по музейным фондам и фольклору. Как отмечает руководитель Фольклорного центра ОУИПИ и Р О. Д. Ерныхова: «Цель создания электронной базы данных связана с решением фундаментальной проблемы сохранения фольклора обско-угорских народов, а также использования базы данных в научно-исследовательских, методических и образовательных целях» [26, 208-210]. Но для реализации этой программы понадобились годы.

Вышли издания фольклорных текстов, подготовленные Л. Е. Куниной (2005); Н. Б. Кошкарёвой (2006); Р. К. Слепенко-вой и Л. А. Федоркив (2007); Л. В. Кашла-товой (2007); С. Д. Дядюн (2006, 2008); Е. Шмидт и Т. Р. Пятниковой (2006) [20, 18-19]. Но приостановился выход серийных сборников, начатых в предшествующий период, они выйдут только в 2010 г.

В 2005 г. в издательстве «ИКАР» вышел первый номер журнала «Вестник угроведения» [23]. За это время было опубликовано только два выпуска. Второй номер

журнала был опубликован под редакцией С. А. Поповой, в 2006 г.

Под руководством Н. В. Лукиной защищает кандидатскую диссертацию по этнографии Р. К. Бардина по теме «Этносоциальная история обских и нижнесосьвинских манси в конце XVIII - начале XXI вв.»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2007). По филологии научную степень получили С.С. Динисламова, представив диссертацию по теме «Проблема эволюции творчества Ю. Шесталова» (2007) и Ф. М. Лельхова - по теме «Структурно-семантические типы словосочетаний в хантыйском языке» (2007) [20, 15].

В рамках серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» СО РАН вышел в свет том «Мифы, сказки, предания манси (вогулов)», составленный Е. И. Ромбандеевой (2005). В другом международном проекте Института языкознания РАН «Унифицированное описание диалектов уральских языков» с монографией «Казымский диалект хантыйского языка» принял участие А. Д. Каксин (2007, переиздана в 2010). Им же подготовлена монография «Модальность и средства её выражения в хантыйском языке» (2008). Опубликована монография В. Н. Соловар «Парадигма простого предложения в хантыйском языке (на материале казымского диалекта)» (2009) [20, 9-10].

С 2007 г. в ОУИПИ и Р сформировалось литературоведческое направление, которое представлено монографическими исследованиями С. С. Динисламовой «Творчество Ювана Шесталова» (2007) и С. Н. Нестеровой в соавторстве с Е. С. Роговер «Творчество Еремея Айпина» (2007). Вышли в свет монографии по этнографии: Р. К. Бардиной «Обские и нижнесосьвинские манси: этносоциальная история в конце XVIII - начале XXI в.» (2009), С. А. Поповой «Мансийские календарные праздники и обряды»

(2008), Т. Р. Пятниковой «Традиционные обряды хантов усть-казымского Приобья» (2008), О. А. Кравченко «Этносоциопедагоги-ка казымских хантов» (2007). В области социологии - монографии Т. Г. Харамзина «Мониторинг социального самочувствия об-

ских угров» (2006) и С. Х. Хакназарова «Природные ресурсы и обские угры» (2006) [20, 79].

Прикладной характер института выразился в осуществлении проектной деятельности, направленной на участие в деятельности детских этнографических стойбищ. Среди них - реализация проекта по развитию внутреннего туризма «Неотрадиционные стойбища Югры» (О. А. Кравченко), проект «Время поющих стрел» с участием детского стойбища «Мань ускве» (д. Ясунт). По результатам проекта «Мультимедиа на службе древних культур» были подготовлены электронные ресурсы «Носители обско-угорского фольклора» (С. А. Попова), «Финно-угорский мир в куклах и игрушках А. М. Тахтуевой» (В. А. Белов,

С. П. Берендеева), «Казым. Земля Кошачьего локотка» (О. А. Кравченко, И. Казанская, А. Тользина), мультфильм по мотивам хантыйской сказки «Щащи па хилы "Бабушка и внучек"» (О. А. Кравченко) [27, 28].

Таким образом, исследования института, проводимые на протяжении 1991-2009 гг., оказали значительное влияние на общественное самосознание обских угров, стимулировали интерес молодого поколения хантов и манси к своим корням, родным языкам и культуре, играя важную роль в практической деятельности по передаче наиболее значимых для существования северных этносов знаний. А это имеет первостепенное значение для выработки новых механизмов, определения дальнейшего развития культуры, языков малочисленных народов Севера, испытывающих большие сложности в своём воспроизводстве в последние десятилетия. Наука стала одним из факторов общественной жизни обско-угорских народов.

За небольшой исторический период коллективом института был проделан путь, позволивший создать солидную научную основу по языкам, фольклору, традиционной культуре и другим областям изучения обских угров, тем самым внести весомый вклад в современное финно-угроведение и сибиреведение.

Литература

1. Нёмысова, Е. А. Институт возрождения обско-угорских народов и его сотрудники [Текст] / Е. А. Нёмысова. - Ханты-Мансийск : Ханты-Мансийская типография, 1996. - 24 с.

2. Молданова, Т. А. Историческая справка [Текст] / Сост. Т. Г. Харамзин, Р. Г. Решетникова // Научно-исследовательский институт обско-угорских народов. - М. : ИКАР, 2001. - С. 2-3.

3. Волдина, Т. В. Устное народное творчество в научно-фольклорных архивах Ханты-Мансийского автономного округа [Текст] / Т. В. Волдина // Финно-угроведение. - 2000. - № 1. - С. 68-75.

4. Волдина, Т. В. Этнокультурные и исторические предпосылки развития финно-угроведения в Ханты-Мансийском автономном округе [Текст] / Т. В. Волдина // Вестник Югорского государственного университета. - 2006. - № 2. - С. 24-30.

5. Лукина, Н. В. Предисловие [Текст] / Н. В. Лукина // Мифы, предания, сказки хантов и манси. -М. : Наука, 1990. - С. 22-57.

6. Соколова, З. П. Обско-угорская этнография в трудах финских ученых в XIX - начале XX вв. [Текст] / З. П. Соколова // Народы Сибири: история и культура (Серия «Этнография Сибири»). - Новосибирск : Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. - С. 5-7.

7. Волдина, Т. В. Хантыйский фольклор: история изучения [Текст] / Т. В. Волдина. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. - 258 с.

8. Баландин, А. Н. Изучение обско-угорских языков в советский период [Текст] / А. Н. Баландин // Ученые записки. - Т. 167. - Л. : ЛГПИ, 1960. - С. 47-70.

9. Лукина, Н. В. Томский университет в судьбе НИИ угроведения [Текст] / Под ред. С. А. Поповой // История и современность: воспоминания сотрудников Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2006. - С. 12-15.

10. Ромбандеева, Е. И. Институт обско-угорских народов. История и современность [Текст] / Сост. Т. В. Волдина, С. Ю. Волженина [и др.] ; отв. ред. Т. В. Волдина // Ученые обско-угорских народов : биобиблиографический справочник. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2001. - С. 4-11.

11. Ромбандеева, Е. И. Обско-угорский институт Ханты-Мансийского автономного округа -Югры [Текст] / Под ред. С. А. Поповой // История и современность: воспоминания сотрудников Об-ско-угорского института прикладных исследований и разработок. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2006. - С. 3-11.

12. Научно-исследовательский институт угроведения: Библиография трудов (1991-2001 гг.) [Текст] / Сост. С. П. Берендеева, Л. А. Цюпер ; отв. ред Н. В. Лукина. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2004. - 140 с.

13. Лукина, Н. В. Этнограф-северянин как субъект научной деятельности [Текст] / Н. В. Лукина // Народы Северо-Западной Сибири. - Вып. 7. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 3-10.

14. Волдина, Т. В. Изучение духовной культуры обских угров в НИИ угроведения (г. Ханты-Мансийск) [Текст] / Т. В. Волдина // Материалы Международного интердисциплинарного научно-практического конгресса «Сакральное глазами "профанов" и "посвященных"« (Москва, 21-30 июня 2004 г.): этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. - Том 10. - Ч. 1. - М. : ИЭА РАН, 2004. - С. 97-101.

15. Лукина, Н. В. Наука как форма общественного развития северных этносов [Текст] /

H. В. Лукина. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. - 348 с.

16. Лукина, Н. В. От редактора [Текст] / Н. В. Лукина // Народы Северо-Западной Сибири. - Вып.

I. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. - С. 3-5.

17. Лапина, М. А. Участие молодых ученых в научных исследованиях [Текст] / М. А. Лапина // Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 1999. - С. 165-166.

18. Решетникова, Р. Г. Научно-исследовательский институт обско-угорских народов [Текст] / Р. Г. Решетникова, Т. Г. Харамзин. - М. : ИКАР, 2001. - 19 с.

19. Волдина, Т. В. Основатель финно-угорского центра России / Т. В. Волдина // Вестник Югорского государственного университета. - 2006. - Вып. 2. - С. 7-10.

20. Научные труды и публикации Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (2001-2011 гг.): библиографический указатель [Текст] / Сост. С. П. Берендеева, Е. П. Степанова, Н. М. Постика. - Ханты-Мансийск : Новости Югры, 2012. - 416 с.

21. Научно-исследовательский институт угроведения [Текст] / Сост. С. Н. Нестерова, С. Х. Хакназаров. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2003. - 17 с.

22. Ученые обско-угорских народов. Биобиблиографический сборник [Текст]. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2001. - 294 с.

23. Вестник угроведения [Текст] / Гл. ред. Т. В. Волдина. - 2005. - № 1. - 269 с.

24. Волдина, Т. В. Роль научных учреждений коренных малочисленных народов Севера в сохранении и развитии их культуры [Текст] / Т. В. Волдина // Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития. Материалы Международной научной конференции (г. Ханты-Мансийск, 23-26 июня 2003 г.). - М. : ИКАР, 2004. - С. 20-28.

25. Тарханов, И. А. О законах Думы ХМАО «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО» и «О фольклоре коренных малочисленных Севера, проживающих на территории ХМАО» [Текст] / И. А. Тарханов // О реализации законов «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО» и «О фольклоре коренных малочисленных Севера, проживающих на территории ХМАО». - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2005. - С. 15-17.

26. Ерныхова, О. Д. Перспективы сохранения фольклора коренных народов Югры в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок [Текст] / Под ред. Ф. М. Лельховой // Фольклор коренных народов Югры и Ямала: общее и особенное: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2008. - С. 208-210.

27. Попова, С. А. Деятельность Обско-угорского института прикладных исследований и разработок за 15 лет и его перспективы [Текст] / С. А. Попова // Обские угры: научные исследования и практические разработки: материалы Всероссийской научной конференции VII Югорские чтения. -Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. - С. 8-19.

28. Историческая справка об институте: Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ouipiir.ru/node/2 (дата обращения: 07.11.2016).

References

1. Nyomysova E. A. Institut vozrozhdenija obsko-ugorskih narodov i ego sotrudniki [Institute of revival of Ob-Ugric peoples and its staff]. Khanty-Mansiysk: Hanty-Mansijskaja tipografija Publ., 1996. 24 p.

2. Moldanova T. A. Istoricheskaja spravka [Historical notes]. Nauchno-issledovatel'skij institut obsko-ugorskih narodov [Scientific research Institute of Ob-Ugric peoples]. Moscow: Izdatel'stvo «IKAR» Publ., 2001.pp.2-3.

3. Voldina T. V. Ustnoe narodnoe tvorchestvo v nauchno-fol'klornyh arhivah Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga [Folklore in the scientific and folklore the archives of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug]. Finno-ugrovedenie [Finno-Ugric studies], 2000, no. 1, pp. 68-75.

4. Voldina T. V. Jetnokul'turnye i istoricheskie predposylki razvitija finno-ugrovedenija v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge [Ethno-cultural and historical background of the development of the Finno-Ugric studies in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug]. Vestnik Jugorskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Yugra State University], 2006, no. 2, pp. 24-30.

5. Lukina N. V. Predislovie [Foreword]. Mify, predanija, skazki hantov i mansi [Myths, legends, tales of the Khanty and Mansi]. Moscow: Nauka Publ., 1990. pp. 22-57.

6. Sokolova Z. P. Obsko-ugorskaja jetnografija v trudah finskih uchenyh v XIX- nachale XX vv. [Ob-Ugric ethnography in the writings of Finnish scientists in the XIX - early XX centuries]. Narody Sibiri: istorija i kul'tura (Serija «Jetnografija Sibiri») [Peoples of Siberia: history and culture (series «Ethnography of Siberia»)]. Novosibirsk: Institut arheologii i jetnografii SO RAN Publ., 1997. pp. 5-7.

7. Voldina T. V. Hantyjskij fol'klor: istorija izuchenija [Khanty folklore: history of research]. Tomsk: izd-vo Tom. un-ta Publ., 2002. 258 p.

8. Balandin A. N. Izuchenie obsko-ugorskih jazykov v sovetskij period [The study of the Ob-Ugric languages in the Soviet period]. Uchenye zapiski [Scientific notes]. Leningrad: LGPI Publ., 1960. Vol. 167. pp. 47-70.

9. Lukina N. V. Tomskij universitet v sud'be NII ugrovedenija [Tomsk state University in the destiny of Research Institute of Ugric studies]. Istorija i sovremennost': vospominanija sotrudnikov Obsko-ugorskogo instituta prikladnyh issledovanij i razrabotok [History and modernity: memories of the employees of the Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development]. Ed. by S. A. Popova. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2006. pp. 12-15.

10. Rombandeeva E. I. Institut obsko-ugorskih narodov. Istorija i sovremennost'. Uchenye obsko-ugorskih narodov: biobibliograficheskij spravochnik [Institute of Ob-Ugric peoples. History and modernity.

Scientists of the Ob-Ugric peoples: bio-bibliographic reference book]. Comp. by T. V. Voldina, S. Yu. Volzhenina and others. Ed. by T. V. Voldina. Khanty-Mansiysk: GUIPP «Poligrafist» Publ., 2001. pp. 4-11.

11. Rombandeeva E. I. Obsko-ugorskij institut Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry [Ob-Ugric Institute of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra]. Istorija i sovremennost': vospominanija sotrudnikov Obsko-ugorskogo instituta prikladnyh issledovanij i razrabotok [History and modernity: memories of the employees of the Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development]. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2006. pp. 3-11.

12. Nauchno-issledovatel'skij institut ugrovedenija: Bibliografija trudov (1991-2001 gg.) [Research Institute of Ugric studies: bibliography of publications (1991-2001)]. Comp. by S. P. Berendeeva, L. A. Tsyuper. Ed. by N. V. Lukina. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 2004. 140 p.

13. Lukina N. V. Nauka kak forma obshhestvennogo razvitija severnyh jetnosov [Science as a form of social development of the Northern ethnic groups]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 2002. 348 p.

14. Lukina N. Jetnograf-severjanin kak subjekt nauchnoj dejatel'nosti [Ethnographer- northerner as the subject of scientific activity]. Narody Severo-Zapadnoj Sibiri [Peoples of North-Western Siberia]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 2000. Vol. 7. pp. 3-10.

15. Voldina T. V. Izuchenie duhovnoj kul'tury obskih ugrov v NII ugrovedenija (g. Hanty-Mansijsk) [The study of spiritual culture of Ob Ugrians in Research Institute of Ugric studies (Khanty-Mansiysk)]. Materialy Mezhdunarodnogo interdisciplinarnogo nauchno-prakticheskogo kongressa «Sakral'noe glazami "profanov" i "posvjashhennyh"« (Moskva. 21-30 ijunja 2004 g.): Jetnologicheskie issledovanija po shamanstvu i inym tradicionnym verovanijam i praktikam. Tom 10. Ch. 1 [Proceedings of the International interdisciplinary scientific and practical Congress «Sacral through the eyes of the «profane» and «dedicated» (Moscow. 21-30 June, 2004): Ethnological studies of shamanism and other traditional beliefs and practices. Volume 10. Part 1]. Moscow: IJeA RAN Publ., 2004. pp. 97-101.

16. Lukina N. V. Ot redaktora [From the editor]. Narody Severo-Zapadnoj Sibiri [Peoples of Northwestern Siberia]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 1994. Vol. 1. pp. 3-5.

17. Lapina M. A. Uchastie molodyh uchenyh v nauchnyh issledovanijah [The participation of young scientists in research]. Molodezh' Jugry: vchera, segodnja, zavtra [Youth of Yugra: yesterday, today, tomorrow]. Khanty-Mansiysk: GUIPP «Poligrafist» Publ., 1999. pp. 165-166.

18. Nauchno-issledovatel'skij institut obsko-ugorskih narodov [Scientific-research Institute of the Ob-Ugric peoples]. Comp. by T. G. Kharamzin, R. G. Reshetnikova]. Moscow: Izdatel'stvo «IKAR» Publ., 2001. 19 p.

19. Voldina T. V. Osnovatel' finno-ugorskogo centra Rossii [The founder of the Finno-Ugric center of Russia]. Vestnik Jugorskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Yugra State University], 2006, no. 2, pp. 7-10.

20. Nauchnye trudy i publikacii Obsko-ugorskogo instituta prikladnyh issledovanij i razrabotok (20012011 gg.): bibliograficheskij ukazatel' [Scientific works and publications of the Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development (2001-2011): bibliography]. Comp. by S. P. Berendeeva, E. P. Stepanova, N. M. Postika. Ed. by E. V. Kosintseva. Khanty-Mansiysk: OAO «Izdatel'skij dom «Novosti Jugry» Publ., 2012. 416 p.

21. Nauchno-issledovatel'skij institut ugrovedenija [Research Institute of Ugric studies]. Comp. by S. N. Nesterova, S.Kh. Haknazarov. Ed. by A. D. Kaksin. Khanty-Mansiysk: GUIPP «Poligrafist» Publ., 2003.17 p.

22. Uchenye obsko-ugorskih narodov. Biobibliograficheskij sbornik [Scientists of the Ob-Ugric peoples. Bibliographic reference book]. Khanty-Mansiysk: GUIPP «Poligrafist» Publ., 2001. 294 p.

23. Vestnik ugrovedenija [Bulletin of Ugric studies]. Chief ed. T. V. Voldina. 2005, no. 1, 269 p.

24. Voldina T. V. Rol' nauchnyh uchrezhdenij korennyh malochislennyh narodov Severa v sohranenii i razvitii ih kul'tury [The role of scientific institutions of the indigenous peoples of the North in the preservation and development of their culture]. Sohranenie tradicionnoj kul'tury korennyh malochislennyh narodov Severa i problema ustojchivogo razvitija. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Hanty-Mansijsk, 23-26 ijunja 2003 g.) [Preservation of traditional culture of the indigenous peoples of the North and the problem of sustainable development. Materials of International scientific conference (Khanty-Mansiysk, June 23-26, 2003)]. Moscow: Izdatel'stvo IKAR Publ., 2004. pp. 20-28. (In Russian).

25. Tarkhanov I. A. O zakonah Dumy HMAO «O jazykah korennyh malochislennyh narodov Severa, prozhivajushhih na territorii HMAO» i «O folklore korennyh malochislennyh Severa, prozhivajushhih na territorii HMAO» [About the laws of the Duma of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug «On the languages of the indigenous people of the North living on the territory of KhMAO» and «On the folklore of the indigenous people of the North living on the territory of KhMAO»]. O realizacii zakonov «O jazykah korennyh malochislennyh narodov Severa, prozhivajushhih na territorii HMAO» i «O folklore korennyh malochislennyh

Severa, prozhivajushhih na territorii HMAO» [About the implementation of the laws «On the languages of the indigenous people of the North living on the territory of KhMAO» and «On the folklore of the indigenous people of the North living on the territory of KhMAO»]. Khanty-Mansiysk: GUIPP «Poligrafist» Publ., 2005. pp. 15-17.

26. Ernykhova O. D. Perspektivy sohranenija fol'klora korennyh narodov Jugry v Obsko-ugorskom institute prikladnyh issledovanij i razrabotok [Prospects of preservation of folklore of the indigenous peoples of Yugra in the Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development]. Fol'klor korennyh narodov Jugry i Jamala: obshhee i osobennoe: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Folklore of the indigenous peoples of Yugra and Yamal: general and special: materials of Interregional scientific-practical conference]. Ed. by F. M. Lelkhova. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2008. pp. 208-210.

27. Popova S. A. Dejatel'nost' Obsko-ugorskogo instituta prikladnyh issledovanij i razrabotok za 15 let i ego perspektivy [Activity of the Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development for 15 years, and its prospects]. Obskie ugry: nauchnye issledovanija i prakticheskie razrabotki: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii VII Jugorskie chtenija [The Ob Ugrians: research and developments: materials of the All-Russian scientific conference VII Yugra Readings]. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2008. pp. 8-19.

28. Istoricheskaja spravka. Ob institute: Obsko-ugorskij institut prikladnyh issledovanij i razrabotok [Historical information. About the Institute: Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development]. (In Russ.). Available at: https://ouipiir.ru/node72 (accessed November 07, 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.