Научная статья на тему 'Рецензия на сборник материалов научно-практической конференции«ХI Югорские чтения. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации». Ханты-Мансийск, 20 декабря 2012 г. / под ред. С. А. Герасимовой. – Ханты-Мансийск:ООО «Технополис», 2013. – 374 с'

Рецензия на сборник материалов научно-практической конференции«ХI Югорские чтения. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации». Ханты-Мансийск, 20 декабря 2012 г. / под ред. С. А. Герасимовой. – Ханты-Мансийск:ООО «Технополис», 2013. – 374 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
158
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Белова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на сборник материалов научно-практической конференции«ХI Югорские чтения. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации». Ханты-Мансийск, 20 декабря 2012 г. / под ред. С. А. Герасимовой. – Ханты-Мансийск:ООО «Технополис», 2013. – 374 с»

Н.А. Белова

Рецензия на сборник материалов научно-практической конференции «XI Югорские чтения. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: Традиции и инновации». Ханты-Мансийск, 20 декабря 2012 г. / Под ред. С.А. Герасимовой. - Ханты-Мансийск: ООО «Технополис», 2013. - 374 с.

N.A. Belova

Review on the information package of scientific and practical conference XI Ugrian readings «Indigenous small people of the North, Siberia and the Far East: Traditions and innovations». Khanty-Mansiysk, 20th of December 2012 / Edited by S.A. Gerasimova. -Khanty-Mansiysk: LLC «Technopolis», 2013. - 374 p.

Научно-практическая конференция «Югорские чтения» проводится на базе Обско-угорского института прикладных исследований и разработок уже более 10 лет. Первые чтения, посвященные Дню Российской науки, состоялись еще в 1998 году. Начиная с 2000 года, конференция стала носить тематический характер. Спектр проблем, попадающих в сферу внимания участников чтений, достаточно широк - от вопросов онтологии и методологии науки, которые оказались в эпицентре III Югорских чтений «Традиционная культура обско-угорских народов: наука и практика» (2000), до изучения базовых концептов традиционной культуры коренных народов, среди которых «Медведь в культуре обских угров» (V Югорские чтения, 2002) и «Героический эпос: наследие и современность» (VI Югорские чтения, 2004). Символично, что, начиная с 2010 года, дата проведения конференции стала постоянной. Будучи приурочены ко дню рождения

Института, Югорские чтения проходят в декабре, одновременно подводя итоги года и намечая перспективы развития.

Сборник XI Югорских чтений «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации» состоит из четырех тематических рубрик: I. Филология; II. История. Археология. Этнология; III. Природопользование. Экономика. Социология; IV. Этнопсихология. Этнопедагогика.

Филологический блок сборника достаточно репрезентативен и наиболее мно-гочисленен с точки зрения количества публикаций. Статьи, входящие в него, отражают самые разные направления, наметившиеся в современном исследовании языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, среди которых проблемы изучения национальных языков в контексте этнического самосознания, принципы интерпретации национальной литературы и фольклора.

Статьи О.Ю. Динисламовой и С.Д. Дя-дюн посвящены проблеме создания языковой картины мира в культуре народов ханты и манси. Этнолингвистический анализ языковых единиц разного уровня позволяет авторам воссоздать некоторые аспекты национальной ментальности.

О.Ю. Динисламова в своей статье «Фразеологическая картина мира» совершенно справедливо утверждает, что «многообразная жизнь народа в разные исторические эпохи нашла своеобразное отражение не только в крупных эпических произведениях фольклора, но и в малых жанрах народного творчества -пословицах и поговорках, а также во фразеологизмах. Они охватывают решительно все стороны жизни народа в прошлом и настоящем: воззрения на природу и ее явления, хозяйственную деятельность, социально-правовые, семейно-бытовые отношения, а также религиозные, педагогические и философские взгляды» (с. 28). Исследуя фразеологический фонд мансийского языка, автор статьи отталкивается от существующей классификации, разделяющей фразеологизмы на исконные и заимствованные, которые, в свою очередь, делятся на межъязыковые и внутриязыковые, и выделяет группы, характерные именно для корпуса фразеологизмов мансийского языка: связанные с наблюдением человека над общественными или природными явлениями, историей, религией и мифологическим мышлением. Анализируя структуру фразеологических выражений, автор выделяет специфические способы их создания: параллелизм - пус кат, пус лагыл (букв. целые руки, целые ноги) - пожелание быть здоровым, нелмтал-суптал (букв. без языка, безо рта) 'молчаливый'; особую этимологию, возводящую фразеологизмы к прозвищам, кличкам, «дразнилкам», - хоса керсоль (букв. длинный гвоздь) 'высокий ростом мужчина', тарыгсов аги (букв. дочь сосны) 'высокая ростом женщина',

или добавляющую негативную коннотацию - тосам сас курщип (букв. высохшей бересты труха) 'старая женщина'.

Особый интерес с точки зрения реконструкции национальной картины мира вызывает исследование С.Д. Дядюн «Картина мира имен числительных в хантыйских сказках», позволяющее вспомнить высказывание Хорхе-Луи-са Борхеса: «Всякий язык представляет собой алфавит символов, употребление которых предполагает некоторое общее с собеседником прошлое» («Алеф»). Избранная автором методика представляется чрезвычайно продуктивной. Обращаясь к жанру хантыйской сказки, С.Д. Дядюн через анализ семантики имен числительных приходит к выводу о символическом подтексте чисел, обозначающих не столько количество предметов, сколько связь мужского и женского начал (два, четыре - пять), Нижнего, Среднего и Верхнего миров (три), опасности, зла и добра, света (шесть - семь). К сожалению, констатируя присутствие в хантыйской сказке числительных и определяя наиболее частотные из них, С.Д. Дядюн не переходит на уровень обобщений. Вне пределов авторских размышлений оказываются функции числительных в фольклорном тексте, их роль в структуре сказки. Более смелыми, на наш взгляд, могли быть и выводы, касающиеся связи числительных и мировоззрения обских угров.

К сожалению, среди статей, посвященных филологическим проблемам, в меньшинстве оказались литературоведческие работы. Их всего две - это статьи Е.В. Ко-синцевой «О подходах к изучению лирического произведения в школе (на примере одного стихотворения М.К. Вагатовой)» и М.К. Кумаевой «Повтор в структуре текста мансийской детской сказки». Вопросы, решение которых предлагают авторы исследований, достаточно актуальны. Методическая разработка урока анализа лирического текста на материале стихотворения

М.К. Вагатовой «Рыбак», выполненная Е.В. Косинцевой, представляет собой алгоритм, который может быть использован при изучении произведений хантыйских поэтов. Автор статьи отмечает явную недостаточность методических и теоретических исследований произведений национальной, региональной литературы и предлагает собственное видение, если не разрешения сложившейся ситуации в целом, то, по крайней мере, решения отдельного аспекта проблемы. Статья имеет научно-практическое значение и может быть использована в школьном курсе преподавания национальной литературы при изучении лирического произведения.

М.В. Кумаева обращается к научной проблеме, явно обделенной вниманием современных исследователей. Поэтика мансийской сказки, тем более детской сказки, остается лакуной, частично заполнить которую призвана данная статья. После исследования А.Н. Баландина «Язык мансийской сказки» (1939) фундаментальных теоретических работ подобного уровня не было. М.В. Кумаева в контексте своей научной темы - детского фольклора - обращается к структуре текста мансийской детской сказки и определяет функции одного из непременных атрибутов фольклорного жанра - повтора. В статье выделяются различные виды повторов в текстовых структурах мансийского устного народного творчества: анафорический, эпифорический, деривационный, повтор-ретардация (повторение отдельных слов одного персонажа другим), тавтологические повторы слов. Предпринимается достаточно убедительная попытка их классификации. Но не все задачи, обозначенные автором статьи, решены. М.В. Кумаева выделяет лишь основную функцию повторов - придание тексту экспрессивности, выразительности, мелодичности. Представляется, что функциональность повторов в мансийской

детской сказке выходит за рамки, определяемые в статье, и требует дальнейшего осмысления.

Особое место среди лингвистических и литературоведческих студий занимают статьи С.В. Ониной «Хантыйский межличностный дискурс в контексте межкультурной коммуникации в условиях глобализации» и В.Н. Соловар «Современное состояние и перспективы развития родных языков обско-угорских и самодийских народов». С.В. Онина обращается к чрезвычайно важной проблеме, попытки осмысления которой предпринимаются в самых разных сферах гуманитарного знания. Поиски культурной идентичности через взаимодействие с другим носителем иной традиции являются предметом исследования не только филологов, но и философов, политологов, историков, психологов. Сравнивая национальную традицию ханты, русских, поляков через сопоставление концептов «дружба», «общение» и других «краеугольных камней» любой нации, С.В. Онина приходит к выводу о том, что «наиболее успешной стратегией достижения межкультурной компетенции является интеграция - сохранение собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой других народов» (92). Ценность статьи заключается не только в постановке проблемы, чья значимость понятна каждому, но и в определении конкретных шагов, которые могут способствовать установлению культурного контакта между носителями разных ментальностей. Например, автор статьи предлагает возродить некогда существовавшую в Югорском государственном университете традицию преподавания курса хантыйского языка на межфакультете.

Но, к сожалению, реалии нашего времени говорят о невозможности возвращения к этой практике. Причины устойчивого снижения доли тех, кто считает родным язык ханты, манси, лесных ненцев,

рассматривает в своей статье В.Н. Со-ловар. И не последнее место в этом ряду занимает ситуация, сложившаяся в образовательных учреждениях округа с изучением родных языков. Ситуация поистине ужасающая. Подготовка специалистов с высшим образованием по обско-угорским языкам по сути прекращена. В Югорском государственном университете, некогда (совсем недавно!) единственном вузе в мире, в котором готовили в изрядном количестве специалистов по языкам манси, ханты, в 2014 году будет осуществлен последний выпуск студентов, владеющих и изучающих языки аборигенов. Грустно осознавать, что весь мир пытается сохранить многообразие языков, по крупицам собирает остатки традиционных культур, тогда как мы не можем сохранить живую цивилизацию, рядом с которой живем. Языки ханты, манси изучают студенты в Венгрии (университеты Будапешта, Сегеда, Печи), Финляндии (Хельсинкский университет), язык лесных ненцев преподает в Институте изучения восточных цивилизаций Сорбонны Доминик Самсон Норман де Шамбур, французский аристократ, очарованный красотой культуры этого северного народа. А в Ханты-Мансийском автономном округе, титульными нациями в котором являются коренные народы Севера, издается научная и методическая литература для изучения родных языков, но нет заинтересованности ректоров вузов в том, чтобы университеты округа стали центром сохранения и исследования истории, языка и культуры народов Югры. Хочется верить, что статья В.Н. Соловар, общественная позиция автора, также как усилия многих ее коллег и соратников, инициируют полемику, далеко выходящую за рамки научной проблемы, и ситуация изменится.

Второй раздел сборника материалов XI Югорских чтений посвящен исследованиям по истории, археологии и этнологии, целью которых является изучение

духовной и материальной культуры коренных народов в синхронии и диахронии, сохранение их историко-культурного наследия. В статьях рассматриваются разные аспекты культуры обских-угров: от исследования отдельных событий истории народов Севера до современного бытования традиционных способов ведения хозяйства, врачевания, верований и поверий. Важной особенностью публикаций данного раздела является их прикладной характер: большинство работ представляет собой обобщение результатов полевых исследований и архивных разысканий.

Статья О.Д. Ерныховой посвящена проблеме взаимоотношений казымских ханты с коми-зырянами в 1930-х годах. Автор вводит в научный оборот документы, ранее не описанные в научной литературе, на основе которых определяется роль коми-зырян в событиях Казымско-го мятежа 1933-1934 годов, выявляются причины латентной межэтнической напряженности между коми-зырянами и хантыйским населением Казыма.

Исследование Е.А. Зайцевой переводит диалог с читателем в русло проблем археологии. Предметом анализа данной работы становятся топографические характеристики памятников археологии Сургутского Приобья, каковых по архивным данным насчитывается 1421. Автором проделана большая подготовительная работа, которая позволила создать пространственную классификационную систему на основе природ-но-географических особенностей размещения известных памятников Сургутского Приобья. Классификация состоит из 15 признаков, которые наиболее полно отражают расположение памятников в пространстве по пяти основным критериям: гидрография, ландшафт, растительность, почвы и расстояние. Данные, полученные автором статьи, могут быть использованы в качестве источника для реконструкции культурно-исторических процессов и помочь воссоздать картину расселения и освоения

древним человеком северных территорий Западной Сибири.

Проблемы этнологии исследуются в статьях А.В. Кенига, В.И. Сподиной, Р.К. Слепенковой, Т.А. Молданова, Л.В. Кашлатовой. А.В. Кениг в работе «Традиционное хозяйство хантов бассейна реки Назым и реки Согом в XIX - начале ХХ веков» приводит описание промысловых занятий и орудий лова рыбы локальной группы ханты, раскрывает особенности общинного пользования рыболовными и охотничьими угодьями. Т.Р. Пятникова в статье «Представление о духах - хозяевах леса, воды, огня хантов усть-казымского Приобья», используя этнографический полевой материал, не описанный в научной литературе, обращается к проблеме происхождения и трансформации мифов о духах - покровителях стихий. Мифологическая картина мира ханты, живущих на территории Белоярского района, воссоздается через реконструкцию представлений о духах тайги, воды и огня. Р.П. Слепенкова рассматривает древний календарь полноват-ских ханты в связи с географическими и климатическими условиями и выходит на проблему циклической организации мифологического времени, устанавливает влияние традиционной хозяйственной деятельности ханты на представление о годовом календарном цикле. Статья В.И. Спо-диной «Реконструкция мифологической картины рождения человека: опыт сравнительно-исторического анализа» написана в русле одного из новых направлений в изучении историко-культурного процесса - телесной антропологии. Автор, анализируя сюжеты священных сказок, устанавливает роль отдельных частей тела (пупок) и физиологических процессов (слюна, дыхание) в мифоритуальной традиции, воссоздает последовательность созидательность усилий Верховного небесного божества по сотворению человека. Заявленную в статье В.И. Споди-

ной тему развивают и углубляют работы Л.В. Кашлатовой («Обряды среднеобских хантов, связанные с рождением детей») и Т.А. Молданова («Молитва в коллективных хантыйских жертвоприношениях»).

В разделе «Природопользование. Экономика. Социология» представлены исследования, в которых проводится анализ социально-экономических показателей жизни коренных народов. Н.В. Ткачук в статье «Молодежь из числа коренных малочисленных народов Севера: к вопросу о традиционном хозяйствовании» на примере Нефтеюганского и Березовского районов ХМАО рассматривает причины роста безработицы среди представителей коренных народов. На основе социологических опросов, проведенных в муниципальных образованиях округа в 2011 году, делаются выводы о ситуации на рынке труда и отношении современных молодых ханты и манси к традиционным способам ведения хозяйства, знанию родных языков, проблемам экологического и социально-экономического развития КМНС.

С.Х. Хакназаров в своей работе «Со-циодинамический анализ социально-экономических проблем коренных народов севера Югры», устанавливая на примере жителей Нижневартовского района из числа аборигенного населения причины снижения уровня жизни, приходит к выводу о том, что промышленное освоение минеральных и энергетических ресурсов должно стать социально ориентированным, обеспечить высокое качество жизни всего населения Ханты-Мансийского автономного округа.

Статьи по этнопсихологии и этнопеда-гогике Е.И. Ромбандеевой, Ф.М. Лельхо-вой, Т.Н. Нартымовой и О.Ю. Нартымовой посвящены осмыслению педагогического наследия северных народов с точки зрения возможности его использования в условиях современного образования. Е.И. Ромбандеева обращается к системе

воспитания манси, исходя из будущей роли детей в традиционной культуре («Воспитание будущей хозяйки дома -девочки, будущего хозяина семьи - мальчика в обществе вогулов»). Ф.М. Лельхо-ва рассматривает этнолингвистические аспекты современных учебных пособий по родным языкам и, прежде всего, принципы реализации этнокультурологии в содержании образования. Особый интерес вызывает статья «Концепция образования и воспитания на основе национальной культуры и традиций коренных малочисленных народов ханты и манси», написанная в соавторстве Т.Н. Нартымо-вой и О.Ю. Нартымовой, которая представляет собой обобщение практического опыта, накопленного в процессе работы дошкольного образовательного учреждения -МБДОУ ДСКВ № 30 г. Нижневартовска «Слоненок».

Подводя итог обзору материалов, опубликованных в сборнике XI «Югорских чтений», можно сделать вывод о разнообразии проблематики и многообразии аспектов осмысления современного состояния традиционной культуры народов Севера. Статьи не равнозначны по степени новизны, научной ценности, но достаточно полно отражают весь спектр исследований в данной области. Содержание сборника, безусловно, заинтересует специалистов в сфере гуманитарных и общественных наук, представителей органов власти и управления.

Н.А. Белова, кандидат филологических наук, начальник Научно-образовательного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок,

Ханты-Мансийск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.