Кузьмина Елена Викторовна «Рецензия на проект реставрационной мастерской-музея «От исторического артефакта к молельному образу»: икона как измерение религиозной и культурной идентичности»
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИОННОЙ МАСТЕРСКОЙ-МУЗЕЯ «ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО АРТЕФАКТА К МОЛЕЛЬНОМУ ОБРАЗУ»: ИКОНА КАК ИЗМЕРЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация: проект «От исторического артефакта к молельному образу», осуществленный Омской духовной семинарией при поддержке Фонда президентских грантов, имеет культурную и социальную значимость. Он объединяет в себе научную искусствоведческую оснащенность исполнителей и теологический подход к иконе как «богословию в красках». Также актуальным видится региональное (сибирское, омское) звучание проекта. Сибирская икона является маркером религиозной идентичности ее создателей, визуализацией мира сибирской святости. Проект дает фундамент для дальнейшего развития омской школы иконописи.
Ключевые слова: сибирская икона, религиозная и культурная идентичность, омская школа иконописи.
REVIEW OF THE PROJECT OF RESTORATION WORKSHOP-MUSEUM «FROM HISTORICAL ARTIFACT TO PRAYER IMAGE»: ICON AS A DIMENSION OF RELIGIOUS AND CULTURAL IDENTITY
Annotation: the project «From historical artifact to prayer image», carried out by the Omsk Theological Seminary with the support of the Presidential Grants Fund, has cultural and social significance. It combines the scientific art-historical equipment of performers and the theological approach to the icon as «theology in colors». Also relevant is the regional (Siberian, Omsk) sound of the project. The Siberian icon is a marker of the religious identity of its creators, a visualization of the world of Siberian holiness. The project provides the foundation for the further development of the Omsk school of icon painting. Keywords: siberian icon, religious and cultural identity, Omsk school of icon painting.
II еставрация и интерпретация иконы всегда выходит за рамки узкоспеци-| альных вопросов. Сегодня Россия находится в активном поиске оснований Ц® собственной идентичности. Религиозная идентичность в теологическом ее измерении специалистами полагается одной из самых устойчивых. Расширение
УДК 75.046
Кузьмина Елена Викторовна, к.и.н, доцент кафедры теологии, философии и культурологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского,
г. Омск
Kuzmina Elena Viktorovna, candidate of historical sciences, associate professor of theology, philosophy and cultural studies Dostoevsky Omsk State University
Omsk
№ 2, 2020 (9)
«нетрадиционного» сегмента в культуре поставило вопрос о переформулировании того, что называется «традиционным». Стратегия национальной политики РФ включает понятие «культурообразующих религий». Роль Православия трудно переоценить. Но как раз история сибирской иконы показывает, что процессы российского культурообразования были непростыми. В европейской части России представлены ряд известных иконописных школ со своей тематикой и колористикой, со своими почитаемыми святыми и иконографическими сюжетами. Иконография «за Уралом» не менее интересна, и она не может излагаться только в контексте влияния тех или иных европейских школ. Тем более, что было показано в реализация данного проекта, сбор и описание источниковой базы находится в самом начале.
Авторы проекта понимают реставрацию шире. Здесь восстанавливаются, «исправляются» иконы согласно лучшим образцам русской иконописи (что входит в понимание православного иконографического канона). Опять же при повышенном интересе сегодня к неканоническим образам каноническая иконография получает особую актуальность. Тем более, что отечественным богословам и религиозным философам принадлежит сама разработка богословия иконы (Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, Л.А. Успенский и др.)
Хотя не всеми создателями богословия иконы XVII век оценивается как дальнейшее развитие русской православной иконы (ведь «золотой век» Феофана Грека и прп. Андрея Рублева уже прошел). Но с этим периодом связано появление уральской и сибирской иконы.
Участники проекта предлагают интересные интерпретационные модели. Так, например, подход Ольги Николаевны Лобзовой (см. т.н. «непотребное письмо») можно сопоставить с популярной сегодня народной религиозностью, включающую в себя религиозную повседневность.
В результате реализации проекта иконописцы-реставраторы Омской духовной семинарии пришли к выводу, что работу по восстановлению лика сибирской иконы необходимо продолжать. Развитие проекта позволит уточнить процессы христианизации Сибири, значение старообрядческой иконы, вопросы этно-конфессиональной идентичности в Сибири.
«Чернушки», «краснушки» и «полосатики» сибирской иконы заслуживают более пристального внимания, так как являются отображением сибирской народной души.