ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИОННОЙ МАСТЕРСКОЙ-МУЗЕЯ «ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО АРТЕФАКТА К МОЛЕЛЬНОМУ ОБРАЗУ»:
ЕГО ИСТОРИЯ И ИТОГИ
Коломникова Елена Николаевна, преподаватель факультета церковных искусств, Омская духовная семинария, г. Омск
Аннотация. В статье рассматривается история проекта «От исторического артефакта к молельному образу», осуществленного Омской духовной семинарией при поддержке Фонда президентских грантов, от его зарождения в феврале 2019 года до подведения итогов в декабре 2020 года.
Ключевые слова: реставрация, восстановление, проект, Омская духовная семинария, Фонд президентских грантов, икона, иконопись, православие, православная культура, возрождение, выставка, музей, экскурсия, лекция, мастер-класс, конференция.
A PROJECT OF RESTORATION WORKSHOP MUSEUM «FROM THE HISTORICAL ARTIFACT TO PRAYER IMAGE»: ITS HISTORY AND RESULTS
Kolomnikova Elena Nikolaevna, Lecturer at the faculty of Ecclesiastical Art, Omsk School of Theology, Omsk
Annotation: The article examines the history of the project «From the Historical Artifact to the Prayer Image» which was carried out by the Omsk School of Theology with the assistance of the Presidential Grants Fund, from its infancy in February 2019 up to announcement of results in December 2020.
Keywords: a restoration, a renovation, a project, the Omsk School of Theology, the Presidential Grants Fund, an icon, an icon painting, an Orthodoxy, an Orthodox culture, a revival, an exhibition, a museum, an excursion, a lecture, a master class, a conference
ЖГ
I ак известно из истории России, в период советского государства обществен-1 ное восприятие священных предметов православного вероисповедания, в том числе иконы, формировалось целенаправленной политикой атеистически настроенных правящих кругов. Проводимые антирелигиозная политика и пропаганда зачастую приводили к уничтожению и разграблению отдельных храмов со всем убранством и утварью и даже крупных храмовых комплексов, многие из которых имели культурное значение. Такая ситуация отмечалась наравне со столичными городами и крупными центрами и в небольших деревнях и поселках периферии. В итоге многие памятники русской православной культуры оказались повреждены или безвозвратно утеряны. Только благодаря пониманию искусствоведов и их стараниям, направленным на сохранение икон как культурно-исторических памятников,
f н(шУт)1*А*\(•Ymil^А*\А*
24
№ 2, 2020 (9)
малая часть их все же дошла до современников в крупных центральных и иногда в небольших местных музеях. Но при этом к ним относились именно как к историческим артефактам, оставляя в стороне их духовную составляющую. Поэтому иконы и другие памятники церковного искусства в музеях рассматривались наравне с другими экспонатами: их ценность и значимость не превышала ценности обычных историко-культурных памятников. В православном же понимании любая икона, руке какого бы мастера она ни принадлежала, вне зависимости от его именитости, имеет, прежде всего, духовное значение как молитвенный образ, а уже потом материальное как памятник искусства. «Икона является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного человека, его жизнь», - пишет искусствовед И.К. Языкова [1, с. 11]. В течение веков воспитывалось такое отношение к иконе в православной русской семье, но, к сожалению, было предано забвению в период советского государства. Сейчас же, вместе с подъемом веры и возвращением к истокам православия на Руси постепенно возрождается. Во многом благодаря тому, что подобное благоговейное отношение к иконе, несмотря на атеистические насаждения в сложный богоборческий период, хранилось в некоторых семьях в небольших городках и селах, памятники иконописи прошлых столетий и сейчас продолжают доходить до нас. Каждый из них имеет свою собственную историю, поэтому состояние их различно. Одни требуют лишь небольшой очистки от копоти и загрязнений, на других же едва видны некогда бывшие красочными образы, а бывают они и вовсе расколоты на части. В последний период с возрождением традиций православия в России растет понимание значимости и ценности рукописной иконы. Вероятно, еще и поэтому все большее число верующих стало прибегать к реставрации старых иконописных образов, которые как наследие передавались из поколения в поколение в их семьях. Они просят по возможности восстановить им подобающий молельный вид. При этом работа иконописцев в отличии от задач музейных реставраторов заключается не столько в максимальной консервации иконописных памятников, сколько в воссоздании, реконструкции образов в соответствии с классическими традициями русской иконописи. Хотя в этом процессе по-прежнему остаются важными и учитываются обе стороны: и дошедший до современников исторический артефакт, наглядно представляющий наследие русского церковного искусства, и подобающий для молитвенного обращения православных верующих целостный молельный образ.
Учитывая сложившуюся ситуацию и постоянно поступающие запросы на реставрацию, инициативная группа в Омской духовной семинарии разработала проект реставрационной мастерской-музея. Его инициаторы предполагали целями проекта следующее: сохранение памятников русской иконописной школы в Омской области, возвращение их в обиход (в литургическую и молитвенную практику православных верующих Омской епархии), в целом, на сохранение и развитие русской иконописной традиции, а также поддержку и продвижение идей православной культуры и искусства в современном мире.
Была подана соответствующая заявка в Фонд президентских грантов, и весной 2019 года проект реставрационной мастерской «От исторического артефакта к молельному образу» Омской духовной семинарии стал одним из победителей конкурса, а уже в августе 2019 года получил его поддержку. Реставрационные работы в стенах семинарии своими силами и скромными финансовыми возможностями велись и ра-
нее начиная с 2017 года, когда на базе иконописного отделения факультета церковных искусств под руководством преподавателей, опытных иконописцев и реставраторов, студенты восстанавливали старые иконы, пострадавшие со временем (рис. 1).
После получения поддержки Фонда сразу же началась работа по оборудованию мастерской современными приборами и инструментами, позволяющими на профессиональном уровне вести реставрационные работы, по обеспечению этого процесса качественными расходными материалами, по созданию в помещении необходимых для проведения подобных работ над произведениями искусства климатических условий. Согласно требованиям к помещению, в котором производятся реставрационные работы, в нем должны поддерживаться постоянные климатические показатели (температура, влажность и т.д.). [2] Поэтому в мастерской был установлен термогигрометр, прибор по измерению температуры и влажности воздуха, а система отопления оснащена терморегуляторами, позволяющими контролировать показатели состояния воздуха в мастерской (рис. 2). Поддержание физических критериев на определенном уровне важно не только для обеспечения сохранности артефактов и возможности работы с ними, но имеет значение и для соблюдения оптимальных условий работы самих реставраторов. Поэтому позднее в помещении мастерской для повышения качества воздуха при неизбежной работе с химическими препаратами была смонтирована вытяжка (рис. 3). Для этой
Рис. 1. Студенты иконописного отделения за реставрационными работами
Рис. 2. Термогигрометр для измерения показателей температуры и влажности воздуха в помещении мастерской
Рис. 3. Вытяжка в помещении реставрационной мастерской
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
й.
Рис. 4. Работа с использованием оптических приборов (лупы)
же цели улучшения условий работы иконописцев и, как следствие, ее качества мастерская была оснащена новейшими оптическими приборами (лупами с подсветкой, лупами-очками и другими разновидностями) (рис. 4). Они позволили реставраторам более тонко действовать в операциях с фрагментами и мелкими деталями иконописного рисунка. Сверх этого были приобретены современные модели профессиональных микроскопов с развитыми функциями, отвечающими требованиям времени. С помощью таких новых оптических приборов стало возможным тщательнее рассмотреть фрагменты икон, мельчайшие детали живописи, а также, благодаря специальной встроенной в прибор подсветке, увидеть эти артефакты под ультрафиолетовым и инфракрасным излучением. Последнее очень важно в научном и практическом плане, так как дает возможность изучать нижележащие красочные слои и обнаруживать поздние записи. Еще такие микроскопы позволили реставраторам проводить микровидео- и фотосъемку участков изучаемого артефакта, в том числе фиксировать их состояние в лучах ультрафиолета и части инфракрасного спектра (рис. 5). Реставраторы широко применяли упомянутые выше современные оптические приборы как во время предварительного осмотра состояния поступивших икон, так и уже при проведении точных операций над ними, при их тщательном изучении с целью ведения дальнейших научных исследований (рис. 6). Кроме прочего, средства,
[Г 11
27
№ 2, 2020 (У)
Рис. 5а. Современный цифровой микроскоп в работе над иконой
Рис. 5в. Фрагмент поверхности иконы с образом Богородицы в микроскоп с ультрафиолетовой подсветкой
выделенные Фондом президентских грантов для проведения восстановительных работ над произведениями искусства, были направлены на покупку материалов и специальных инструментов, которые отвечают требованиям современной мастерской по реставрации икон (рис. 7).
В ноябре 2019 года в Омской духовной семинарии состоялось торжественное открытие реставрационной мастерской, на котором присутствовали семинаристы, преподаватели, приглашенные гости (рис. 8). Символично, что это мероприятие проходило в день празднования Озерянской иконы Божьей Матери. В ее истории организаторы увидели идею возможности и необходимости восстановления молитвенных образов. А этот образ Богородицы реставраторы Омской духовной семинарии пожелали видеть в качестве покровительницы своей деятельности (рис. 9). Под пение хора семинаристов он был торжественно внесен в помещение мастерской и хранится там. Кроме того, на мероприятии все участники смогли побывать в реставрационном помещении, ознакомиться с его оснащением, немного узнать о внутренней работе (рис. 10, 11).
Но действительный процесс восстановления артефактов начался несколько ранее. Вне торжеств тонкая работа реставраторов над иконами, которые еще осенью к началу работы по проекту попали в Омскую духовную семинарию, продолжилась. Все артефакты поступали от прихожан или священнослужителей храмов Омской области и сформировали достаточный фонд икон, требующих реставрации (рис. 12). Хотя неко-
Рис. 5б. Фрагмент поверхности иконы с образом Богородицы в микроскоп
[Г 11
28
Рис. 6. Работа преподавателя-рестав- Рис. 7. Профессиональные инструменты ратора в очках-лупе современного реставратора
Рис. 8. Торжественное открытие реставрационной мастерской
Рис. 9. Озерянская икона Божьей Матери
Рис. 10. Помещение реставрационной ма- Рис. 11. Гости на открытии реставраци-стерской онной мастерской
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
й.
Рис. 12. Часть фонда икон, требующих реставрации
торые из вошедших в дальнейшем в проект и каталог икон поступали в мастерскую ОмДС еще на протяжении полутора лет периода реализации проекта.
Согласно общепринятым правилам реставрации, изначальное состояние иконописных произведений при поступлении фиксировалось документально и в фотоснимках. Чтобы деятельность
реставраторов была планомерной и профессиональной, иконы до начала работ над ними проходили процедуру предварительного осмотра и обсуждения на заседании Реставрационного совета, учрежденного в Омской духовной семинарии. На нем общим мнением профессионалов выносились решения по каждой поступившей иконе: ее атрибутировали, описывали изначальное состояние, определяли последовательность необходимых процессов по консервации и реставрации (рис. 13). Так в октябре 2019 года на заседании Реставрационного совета был составлен общий план восстановительных работ мастерской, где для каждого артефакта были назначены исполнители и ответственные.
Весь ход реставрационных работ сопровождался документальной и наглядной фиксацией: после каждого этапа работы делали фотоснимки артефактов, параллельно, согласно требованиям, предъявляемым при составлении музейной коллекции, составляли паспорта памятников искусства с их описанием. Для осуществления последнего в работу по проекту пригласили профессионального реставратора музея изобразительных искусств, чьи консультации координировали реставрационный процесс, помогли в правильном оформлении документации и позволили в итоге работы создать каталог отреставрированных икон. В период с октября 2019 года в мастерской Омской духовной семинарии велись восстановительные работы сразу над более двумя десятками иконописных произведений разной степени сохранности (степени поврежденности). Более десяти их них были выбраны для публикации в каталоге.
Технологически процесс восстановления любой иконы довольно длительный, требует времени и внимания со стороны мастера, так как у каждой проводимой
№ 2, 2020 (9)
Коломникова Елена Николаевна «Проект реставрационной мастерской-музея «От исторического артефакта к молельному образу»: его история и итоги»
Рис. 13. Обсуждение на заседании Реставрационного совета ОмДС
Рис. 15. Студенты и преподаватели иконописного отделения за обсуждением вопросов реставрации и иконографии образов
операции есть нормы по выдержке после ее проведения и необходимо наблюдение за ходом процесса и поведением материала, иногда и коррекция. На основе проделанного объема работы над иконами с октября 2019 года по март 2020 года преподаватели и учащиеся семинарии периодически представляли ее в виде докладов на различных публичных мероприятиях и в виде статей в научных изданиях (рис. 14). Они наглядно демонстрировали промежуточные результаты работы реставрационной мастерской, направление ее научной и практической работы, навыки и достижения реставраторов, как преподавателей-профессионалов, так и начинающих - студентов. Но этим научно-исследовательская деятельность мастерской ОмДС не ограничивается: студенты под руководством опытных реставраторов не только приобретают навыки в восстановлении иконописных произведений, но и учатся их изучать с точки зрения иконографии образов, давать искусствоведческую и историческую оценку артефактов (рис. 15). А итоги своих научных и исследовательских изысканий представили на открытых и заочных мероприятиях. Так в декабре 2019 г. в Центре Православной Культуры и Творчества «ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ» Муромцевского района Омской области состоялось отдельное заседание секции Омских Областных Рождественских чтений иконописно-искусствовед-ческого направления. Оно было организовано администрацией Омской духовной семинарии с участием преподавателей факультета церковных искусств совместно с Муромцевской районной администрацией, Калачинской и Муромцевской епар-
Рис. 16. Заседание иконописно-искусствоведческой секции Омских Областных Рождественских чтений «Христианский образ и молитвенный подвиг в годы Великой Отечественной войны»
хией и посвящено теме «Христианский образ и молитвенный подвиг в годы Великой Отечественной войны» (рис. 16).
В целях популяризации реставрации, освещения своей работы в широких общественных кругах сотрудники мастерской участвуют в выставочной деятельности. Первая такая выставка, на которой посетители смогли узнать о возможностях восстановления иконных образов и увидеть его реальные результаты, была организована в феврале-марте 2019 года. Она проходила в историческом мультимедийном парке «Россия - моя история» под названием «Спасенные реликвии», вызвала большой интерес зрителей (рис. 17). А уже в октябре-ноябре 2019 года реставрационная мастер-
Рис. 17. Выставка «Спасенные реликвии» в историческом мультимедийном парке «Россия - моя история»
с) Л 34 'Л С» Тс) РАЧ (зУщ) АДА С»У«) АДА (»У«) АЛА С»
№ 2, 2020 (9)
ская представила промежуточные результаты своей работы по проекту на выездной выставке «Божий свет», организованной в музее-заповеднике «Старина Сибирская» (пос. Большеречье, Омской области), а затем в декабре 2019 года перенесенной в Му-ромцевский Центр Православной Культуры и Творчества (рис. 18, 19). В марте 2020 года в стенах музея Воскресенского собора г. Омска проходила выставка «Аз и Веди», представившая в работах студентов иконописного отделения стилистические образцы необходимого также в реставрации нанесения изографических надписей, и продемонстрировавшей, таким образом, навыки будущих иконописцев-реставраторов в подобной работе. Здесь же была отражена информация о деятельности мастерской Омской духовной семинарии в рамках гранта, наглядно демонстрирующая реставрационный процесс (рис. 20).
Рис. 18. Выставка «Божий свет», организованная в музее-заповеднике «Старина Сибирская», пос. Большеречье, Омской области
Рис. 19. Выставка «Божий свет» в Муромцевском Центре Православной Культуры и Творчества «ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ»
Рис. 20. Выставка «Аз и Веди» в стенах музея Воскресенского собора г. Омска
№ 2, 2020 (9)
Кроме презентации своей деятельности широкой общественности вне стен семинарии, реставрационная мастерская не раз принимала гостей и у себя. В феврале 2020 года были проведены экскурсии для нескольких групп педагогических работников г. Омска в библиотеку и мастерскую ОмДС, где они смогли ознакомиться с фондом редкой книги, с которого и началась деятельность Омской духовной семинарии по восстановлению памятников культуры и их изучению и работа над которым продолжается и после завершения предыдущего проекта по сохранности и каталогизации этого фонда (рис. 21). В мастерской им наглядно представили ту работу по реставрации икон, которая ведется участниками нового проекта - преподавателями иконописного отделения семинарии с привлечением к деятельности по восстановлению учащихся этого отделения. Педагоги проявили живой интерес к теме сохранения и восстановления культурных памятников на Омской земле, высоко оценили работу реставраторов, заинтересовались возможностью привлечения учащихся к данной сфере (рис. 22). В октябре 2020 года Омскую духовную семинарию посетила группа студентов ОмГУ им. Достоевского, которую также провели по библиотеке, фонду редкой книги, рассказали о проектной деятельности в семинарии, заинтересовали работой по восстановлению культурно-исторических памятников нашего региона (рис. 23). Кроме организованных экскурсий, Омскую духовную семинарию часто посещают с визитами гости из различных областей нашей страны, представители администраций и других учебных заведений, официальные и частные лица, которые обязательно становятся посетителями реставрационной мастерской.
Рис. 21. Педагогические работники г. Омска на экскурсии в отделе фонда редкой книги в библиотеке ОмДС
Рис. 22. Педагогические работники г. Омска на экскурсии в реставрационной мастерской ОмДС
В целях просвещения и обучения преподаватели-реставраторы ОмДС регулярно делятся имеющимся опытом проведения восстановительных работ над артефактами: проводят мастер-классы на различных просветительских мероприятиях, показывают некоторые приемы и техники работы, знакомят аудиторию с азами реставрации (рис. 24). Так в марте 2020 года в Омской духовной семинарии в качестве одного из мероприятий к празднованию дня православной книги прошел мастер-класс от реставрационной мастерской, на котором участников познакомили с основами реставрации книг и икон. В ходе мастер-класса был наглядно показан один из этапов реставрации с применением специального прибора - утюжка реставратора (рис. 25). Подобная практика представления определенных шагов и приемов в восстановлении артефактов в дальнейшем была перенесена и в сеть Интернет.
Рис. 23. Студенты ОмГУ на экскурсии в реставрационной мастерской ОмДС
\f И
38
ШШШ
омской православной духовной семинарии
С
А с мая-июня 2020 года работники реставрационной мастерской стали широко применять возможности Интернета и регулярно готовить и выкладывать на его ресурсы различные материалы: мастер-классы и экскурсии в формате презентаций, небольшие видеолекции и видео-мастер-классы. Они стали доступны для широкой аудитории интересующихся темой реставрации, а также для специалистов, на сайте духовной семинарии, в ее группе в социальной сети ВКонтакте (рис. 26). На бесплатном видеохостинге был создан специальный канал от реставрационной мастерской ОмДС.
Материалы, накопленные мастерами Омской духовной семинарии в результате изучения и восстановительных работ над иконами, дали начало виртуальному музею, оформленному на ее сайте и в группе в социальной сети ВКонтакте (рис. 27). На его странице отражена информация о первоначальном состоянии артефактов до восстановительных работ, кратко описан процесс реставрации, дан небольшой обзор по истории и иконографии образов. Информация сопровождается фотографиями. Виртуальный музей ОмДС, представленный таким образом в сети Интернет как коллекция старинных икон Омской епархии, побывавших в реставрационной мастерской, является доступным источником, открытым ресурсом общего пользования для учащихся и преподавателей, специалистов и обычных верующих - всех, кто интересуется иконописью, православной культурой и краеведением.
Некоторые иконы, реставрировавшиеся в мастерской, их владельцы принесли в дар Омской духовной семинарии. Они сформировали фонд реального музея, который был создан при мастерской. Его экспозиция расположилась в стенах учебного
Рис. 24. Преподаватель-реставратор ОмДС Патрахин С.Н. проводит мастер-класс
Рис. 25. Реставратор Коломникова Е.Н. показывает применение утюжка в реставрационном процессе
№ 2, 2020 (У)
Коломникова Елена Николаевна «Проект реставрационной мастерской-музея «От исторического артефакта к молельному образу»: его история и итоги»
Рис. 26. Страница с видео-мастер-классами и видеолекциями от реставрационной мастерской в сети Интернет
а
Рис. 27. Страница виртуального музея на сайте ОмДС в сети Интернет
заведения в специальных выставочных витринах, содержащих различные историко-культурные памятники, свидетельствующие о православной культуре, церковном искусстве и истории православия на Омской земле: восстановленные иконы с сопровождающей их информацией, фотографии икон, бывших в мастерской на реставрации, не попавших в коллекцию, но представляющих ценность для Омской епар-
Рис. 28. Музей восстановленных артефактов в стенах ОмДС
хии (рис. 28). Восстановительные работы над иконами и их изучение продолжаются, поэтому экспозиция музея будет периодически меняться, представляя последние результаты практической деятельности мастерской и научных изысканий ее сотрудников. В дальнейшем на ее базе также будут проводиться различные мероприятия для школьников и учащихся воскресных школ храмов Омской Епархии, продолжится практика проведения экскурсий в целом для гостей Омской духовной семинарии. А для пользователей сети Интернет возможен будет просмотр записи экскурсии по музею-мастерской (рис. 29).
Кроме постоянной экспозиции на территории Омской духовой семинарии, планируются выставки в рамках сотрудничества с другими культурными учреждениями города Омска и области. Одна из них состоится в историческом парке «Россия - моя история» и будет посвящена деятельности реставрационной мастерской ОмДС по проекту и ее результатам.
Таковы основные итоги работы по проекту «От исторического артефакта к молельному образу», который получил поддержку Фонда президентских грантов в 2019-2020 годах. В планах на будущее у участников реставрационной мастерской-музея Омской духовной семинарии в качестве своеобразной площадки объединить интересующихся темой иконописи и реставрации учащихся и специалистов, став, таким образом, центром поддержки, развития и популяризации православной культуры среди подрастающего поколения.
РЕСТАВРАЦИЯ_
Коломникова Елена Николаевна «Проект реставрационной мастерской-музея «От исторического артефакта к молельному образу»: его история и итоги»
Экскурсия по реставрационной мастерской Омской духовной семинарии
Рис. 29. Страница виртуальной экскурсии по реставрационной мастерской ОмДС на сайте семинарии в сети Интернет
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. История иконописи: Истоки. Традиции. Современность. / Под ред. Т.В. Моисеевой. - М.: ИП Верхов, 2014. - 288 с.
2. Филатов В. В. Реставрация станковой темперной живописи. - М. 1986. /http:// art-con.ru/node/3596.