удК 246.5
№ 1, 2020 (8)
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ РЕСТАВРАЦИОННОЙ МАСТЕРСКОЙ ОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Патрахин Сергей Николаевич, преподаватель факультета церковных искусств, Омская духовная семинария
Коломникова Елена Николаевна, выпускник факультета церковных искусств, Омская духовная семинария, г. Омск
В статье описан процесс восстановления икон XIX в., поступивших в мастерскую Омской духовной семинарии, работа над которыми ведется в рамках проекта «От исторического артефакта к молельному образу». Ключевые слова: реставрация, восстановление, икона, проект, левкас, золочение, укрепление, удаление копоти.
INTERIM RESULTS OF THE RESTORATION WORKSHOP OF THE OMSK THEOLOGICAL SEMINARY
Patrakhin Sergey Nikolaevich teacher of the faculty of church arts Omsk Theological Seminary, Elena Nikolaevna Kolomnikova, graduate of the faculty of church arts, librarian Omsk Theological Seminary, Omsk
The article describes the process of restoration of the XIX century icons, received by the workshop of the Omsk theological Seminary, which are being worked on as part of the project «From a historical artifact to a prayer image».
Keywords: restoration, icon, project, levkas, gilding, strengthening, soot removal.
В
_
~есной 2019 года проект реставрационной мастерской «От исторического | артефакта к молельному образу» Омской духовной семинарии стал одним _из победителей конкурса от Фонда президентских грантов и уже в августе 2019 года получил его поддержку. Началась работа по оборудованию мастерской: закупка приборов, профессиональных инструментов и материалов. В ноябре прошло торжественное открытие реставрационной мастерской, но действительная работа по реставрации началась несколько ранее. Процесс восстановления любой иконы требует времени и внимания со стороны мастера. Так как у каждой проводимой операции есть требования по выдержке, необходимо наблюдение за ходом процесса и поведением материала. За прошедший период, с октября 2019 года по
Коломникова Елена Николаевна, Патрахин Сергей Николаевич
«Промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии»
март 2020 года, был проделан большой объем работы над иконами, поступившими в мастерскую Омской духовной семинарии. И хотя процесс реставрации над многими артефактами еще не завершен, уже можно представить некоторые промежуточные результаты, которые наглядно продемонстрируют направление работы мастерской, навыки и достижения реставраторов, как преподавателей-профессионалов, так и начинающих студентов.
Одной из первых икон, которая прошла полный цикл восстановительных работ, является жестяная икона «Святой благоверный великий князь Александр Невский» (кон. XIX - нач. XX вв.). При поступлении икона имела множественные царапины в средней части: повреждения красочного слоя личного и доличного письма (лик, рука и одежды святого), отсутствовала надпись (рис. 1). В ходе реставрации, проводимой в традиционной технике темперной живописи, путем подбора цвета и оттенка оригинальной краски происходило восстановление сначала части доличного письма (латы и мантия святого), затем личного (лик и рука) (рис. 2). Затем по канону, с опорой на аналогичный образец такой же иконы, была сделана надпись на соответствующем месте поля иконы (рис. 3). В конце результаты работы были закреплены покрытием лаком.
«Смоленская икона Богородицы» (кон. XIX в.) поступила в мастерскую ОмДС, будучи расколотой на две части. Кроме того, у нее имелось значительное повреждение от горения в верхней части тела иконы, наблюдались небольшие повреждения красочного слоя и левкаса по всей поверхности (рис.4). Реставрационные работы начались с склейки досок иконы с помощью струбцин. Далее шло послойное восстановление левкаса в прогоревшей части и в местах утрат (рис. 5). После того, как поверхность была выровнена, реставраторы приступили к тонировкам: были подобраны краски, наиболее приближенные к оригиналу, заполнены соответствующие места утрат (рис. 6). Работа над иконой продолжается.
Икона святого Николая Чудотворца (сер. XIX в., Городец) была покрыта толстым слоем загрязненной олифы, на поверхности наблюдались следы ожогов, гвозди и следы от гвоздей, многочисленные осыпания левкаса, утраты живописи, изображение святого практически не читалось (рис. 7). На первом этапе была проведена профилактическая заклейка с использованием 2% рыбьего клея, а также многочисленные пропитки остатков левкаса и живописного слоя горячим клеевым составом, чтобы укрепить их. После укрепления красочного слоя реставраторы приступили к восстановлению левкаса в местах утрат (рис. 8). Далее начался кропотливый процесс удаления загрязнений с поверхности иконы, который вскрыл, что верхний слой авторский живописи значительно утрачен (рис. 9). Поэтому на следующем этапе мастера приступили к тонировке левкаса в местах бывших утрат и одновременной подборке краски для последующей прорисовки верхних слоев (восстановлению плавей, складок одежд и т.д.) (рис. 10). Для придания иконе молельного образа были вновь прописаны одежды святителя, в качестве образца при этом использовалась похожая по образу и письму икона нач. XIX в. старообрядческой мастерской (рис. 11). Работа над данной иконой близка к завершению.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы» (кон. XIX в.) также поступила в мастерскую ОмДС, будучи в удовлетворительном состоянии. Она была расколота на три части, имела множественные повреждения от насекомых точильщиков, повреждения
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
С
левкаса и красочного слоя, более значительные в нижней части тела иконы (рис. 12). Первое, что необходимо было сделать, склеить икону в единое целое и провести дезинсекцию. Последний процесс занял длительный промежуток времени. После воссоединения тела иконы началось укрепление имеющегося левкаса и красочного слоя, восстановление левкаса в нижней части (рис. 13). Далее реставраторы приступили к тонировкам на полях иконы и восстановление золотого фона нимбов и позолоты в орнаментальной части (рис. 14). Но еще предстоит кропотливая работа по тонировке и восстановлению красочного слоя в местах бывших утрат и повреждений доличного и личного письма.
Храмовая икона «Святая мученица Анастасия и святой блаженный Василий Московский Чудотворец» (нач. XIX в.), написанная в стиле барокко, поступила в реставрационную мастерскую ОмДС в относительно хорошем состоянии. Она имела небольшие повреждения красочного слоя в виде шелушений и осыпи, а также неравномерный слой потемневшей олифы (рис. 15). Несмотря на это, она прошла через обычную процедуру укрепления слоев живописи (профилактическая проклейка) и удаления загрязнений. Далее в места утрат был подведен реставрационный грунт (рис. 16). Эти места вместе с утратами и потертостями авторского красочного слоя были тонированы акварельными красками цвета и оттенка, соответствующего оригиналу (рис. 17). Результаты восстановительных работ закреплены тонким слоем реставрационного лака.
Икона «Святой Кирик и святая Иулита» (перв. пол. XIX в.) при поступлении в мастерскую имела значительные повреждения красочного слоя по всей поверхности, повреждения левкаса в верхней части иконы (рис. 18). Восстановительные работы, как обычно, начались с процесса укрепления красочного слоя методом профилактической проклейки и подведением реставрационного грунта (левкаса). После того, как поверхность была выровнена, реставраторы приступили к тонировке мест утрат темперной краской соответствующего оригиналу цвета и оттенка. Далее последовала кропотливая тонкая работа по восстановлению красочного слоя доличного и личного письма. Согласно канону по аналогичным образцам XIX в. с опорой на сохранившийся от графьи рисунок были прописаны фигуры и лики святых, а также образ Христа на облаках (рис. 19). В завершение была выполнена надпись на иконе. Результат восстановительных работ закреплен реставрационным лаком (рис. 20).
Икона «Минея. Ноябрь» (втор. пол. XIX в.) поступила со значительными повреждениями красочного слоя и левкаса, его осыпанием по краям и отсутствием на правой части поля иконы. Красочный слой на миниатюрных ликах был практически утерян (рис. 21). В ходе реставрационных работ сначала были укреплены оставшийся красочный слой и левкас, затем подведен реставрационный грунт в местах значительных и мелких утрат. После выравнивания поверхности и подготовки ее к дальнейшей работе на полях иконы была сделана графья с разметкой будущего орнамента, рисунок которого восстановлен по остаткам сохранившейся авторской графьи (рис. 22). Далее началась тонировка восстановленного грунта на полях иконы и одновременное восстановление ее золотого фона и орнамента на полях сусальным золотом. На следующем этапе реставраторы приступили к тонировкам мелких утрат на одеждах и ликах многочисленных святых. В результате
2020 (8)
Коломникова Елена Николаевна, Патрахин Сергей Николаевич
«Промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии»
этой кропотливой работы был восстановлен красочный слой в части доличного и личного письма. В завершение были сделаны надписи имен святых и общая надпись на иконе (рис. 23). Работа над реставрацией иконы завершена, она покрыта защитным слоем лака.
Икона святого Николая Чудотворца (втор. пол. XIX в.) поступила на реставрацию в мастерскую ОмДС с повреждениями красочного слоя и левкаса, наличием копоти (рис. 24). Восстановительные работы традиционно начались с укрепления левкаса и красочного слоя методом профилактической проклейки. Кроме того, дополнительно проводилась пропитка медно-масляной эмульсией с последующим разглаживанием с помощью реставрационного утюжка. После того, как красочный слой достаточно укрепился, приступили к удалению копоти и загрязнений, в результате чего более четко и ярко стал виден авторский слой живописи (рис. 25). Следующим шагом стало восстановление левкаса путем подведения реставрационного грунта в местах утрат (рис. 26). После этого была проведена их тонировка темперной краской, соответствующего цвета и оттенка согласно оригиналу (рис. 27). Работа по реставрации этой иконы продолжается.
Икона, представляющая собор святителей «Св. Григорий Богослов, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст» (втор. пол. XIX в.), так же как и некоторые другие, попавшие в реставрационную мастерскую ОмДС, была расколота. Она состояла из двух частей, кроме того, имела небольшие выбоины, глубокие повреждения левкаса и утраты красочного слоя (рис. 28). В ходе реставрации данная икона прежде всего прошла процедуру склейки на струбцинах, была соединена в единое целое. Далее традиционным способом проводилось укрепление красочного слоя и левкаса, после чего реставраторы приступили к восстановлению левкаса в местах утрат (рис. 29). В будущем еще предстоит работа по тонировке и реставрации красочного слоя в местах бывших повреждений.
На иконе Божьей Матери «Неопалимая купина» во время визуальной оценки при поступлении в мастерскую отмечены значительные повреждения красочного слоя и золочения, местами вплоть до левкаса, на котором виднелась одна графья. В нижней части иконы имелись также повреждения грунта. Кроме прочего, отмечалось наличие копоти и загрязнений (рис. 30). Реставраторы приступили к работе начиная с укрепления имеющегося красочного слоя и левкаса с помощью профилактической проклейки, после которого последовал традиционный этап удаления копоти и загрязнений. Далее в местах утрат левкаса, особенно заметных в нижней части иконы, был подведен реставрационный грунт (рис. 31). После выравнивания поверхности приступили к его тонировкам в местах бывших повреждений (рис. 32). На следующем этапе мастера проводили восстановление золотого фона иконы сусальным золотом, после чего началась длительная работа по восстановлению красочного слоя в местах утрат (рис. 33). Процесс этот кропотливый, требует внимания и аккуратности реставратора по подбору краски нужного цвета и оттенка, поэтому займет еще достаточно большой промежуток времени.
Таковы промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии в рамках проекта «От исторического артефакта к молельному образу», поддержанного Фоном президентских грантов. Работа в этом направлении будет продолжаться, по ее итогам в начале 2021 года будет выпущен каталог, который представит конечные результаты работы реставраторов.
№ 1, 2020 (8)
Рис. 3. Надпись на соответствующем месте поля иконы
Рис. 2. Восстановление части доличного письма (латы и мантия святого), затем личного (лик и рука)
303
^ О мХ^Ъ ^ О mJC^^I ^ О мХ^Ъ ^ О мОж О ^ О MJ
ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО АРТЕФАКТА К МОЛЕЛЬНОМУ ОБРАЗУ
Коломникова Елена Николаевна, Патрахин Сергей Николаевич
«Промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии»
Рис. 6. Тонировка иконы
Рис. 7. Икона святого Николая Чудотвор- Рис. 8. Восстановление левкаса в местах ца (сер. XIX в., Городец) утрат
Рис. 9. Удаление загрязнений с поверхности иконы
Коломникова Елена Николаевна, Патрахин Сергей Николаевич
«Промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии»
Рис. 10. Прорисовка верхних слоев
Рис. 11. Икона святого Николая Чудотворца начала XIX в. старообрядческой мастерской
€)к 306
Рис. 12. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» (кон. XIX в.)
хкхшку^ 307
<Ът ИСТОРИЧЕСКОГО АРТЕФАКТА К МОЛЕЛЬНОМУ ОБРАЗУ_
Коломникова Елена Николаевна, Патрахин Сергей Николаевич
«Промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии»
№ 1, 2020 (8)
Рис. 15. Храмовая икона «Святая мученица Анастасия и святой блаженный Василий Московский Чудотворец» (нач. XIX в.)
Рис. 16. Подведение реставрационного Рис. 17а. Тонировка иконы грунта
от исторического артефакта к молельному образу
Коломникова Елена Николаевна, Патрахин Сергей Николаевич
«Промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии»
Рис. 17б. Тонировка иконы
31
L^ü^r tí vJü^ü^rúvia^ü^rü viJCvü^rü MJOKIIVO MJ
ДуОТ ИСТОРИЧЕСКОГО АРТЕФАКТА К МОЛЕЛЬНОМУ ОБРАЗУ
Коломникова Елена Николаевна, Патрахин Сергей Николаевич
«Промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии»
Рис. 20. Закрепление восстановительных работ реставрационным лаком
<ът исторического артефакта к молельному образу
Коломникова Елена Николаевна, Патрахин Сергей Николаевич
«Промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии»
Рис. 23. Завершение реставрационных работ
№ 1, 2020 (S)
цуот исторического артефакта к молельному образу
Коломникова Елена Николаевна, Патрахин Сергей Николаевич
«Промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии»
Рис. 27. Тонировка темперной краской
№ 1, 2020 (S)
&от исторического артефакта к молельному образу
Коломникова Елена Николаевна, Патрахин Сергей Николаевич
«Промежуточные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии»
Рис. 30. Икона Божией Матери «Неопалимая купина»
Рис. 31. Укрепление красочного слоя и лев- Рис. 32. Тонировки в местах бывших по-
каса с помощью профилактической про- вреждений
клейки
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
С
Рис. 33. Восстановление золотого фона иконы сусальным золотом