Научная статья на тему 'Реконструкция иконы на примере воссоздания образа св. Николая Чудотворца'

Реконструкция иконы на примере воссоздания образа св. Николая Чудотворца Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
504
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ИКОНА СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА / RESTORATION / RECONSTRUCTION / ICON OF ST. NICHOLAS THE WONDERWORKER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филина Оксана Сергеевна

Статья посвящена описанию процесса реставрации образа св. Николая Мирликийского в реставрационной мастерской Омской духовной семинарии. Представлены результаты атрибуции иконы 1850-1870 гг., Московская область, старообрядческие мастерские. Изучены методы укрепления левкаса, расчистки образа святителя Николая Чудотворца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF THE ICON ON THE EXAMPLE OF RECREATING THE IMAGE OF ST. NICHOLAS THE WONDERWORKER

The article describes the process of restoration of the icon of St. Nicholas of Myra of Lycia in the restoration workshop of the Omsk Theological Seminary. The article presents the results of attribution of the icon -1850-1870, Moscow region, old believers' workshops. Methods of levkas strengthening and clearing the image of St. Nicholas the Wonderworker were studied.

Текст научной работы на тему «Реконструкция иконы на примере воссоздания образа св. Николая Чудотворца»



удК 75.025

-"V-e-^j-■ф'ХЙй' —-■**"

№ 1, 2020 (8)

РЕКОНСТРУКЦИЯ ИКОНЫ НА ПРИМЕРЕ ВОССОЗДАНИЯ ОБРАЗА СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Филина Оксана Сергеевна, студентка факультета церковных искусств Омской духовной семинарии

Статья посвящена описанию процесса реставрации образа св. Николая Мирликийского в реставрационной мастерской Омской духовной семинарии. Представлены результаты атрибуции иконы - 1850-1870 гг., Московская область, старообрядческие мастерские. Изучены методы укрепления левкаса, расчистки образа святителя Николая Чудотворца.

Ключевые слова: реставрация, реконструкция, икона св. Николая Чудотворца.

RECONSTRUCTION OF THE ICON ON THE EXAMPLE OF RECREATING THE IMAGE OF ST. NICHOLAS THE WONDERWORKER

Filina Oksana Sergeevna, Student of of the faculty of church arts Omsk theological Seminary, Omsk

The article describes the process of restoration of the icon of St. Nicholas of Myra of Lycia in the restoration workshop of the Omsk Theological Seminary. The article presents the results of attribution of the icon -18501870, Moscow region, old believers' workshops. Methods of levkas strengthening and clearing the image of St. Nicholas the Wonderworker were studied.

Keywords: restoration, reconstruction, icon of St. Nicholas the Wonderworker.

I а конец двадцатого столетия пришелся расцвет церковной жизни в России, "I это явление сопровождалось строительством новых храмов, печатью бо-_11_гословской литературы, появлением новых иконописных образов. Прошла эпоха, когда христианство было запретной религией, и вот на свет стали извлекаться иконы, тайно хранившиеся в подвалах или на дачах, передававшиеся в каждой семье из поколения в поколения. Часто, купив участок земли и начав на нем строительные работы, человек обнаруживал в земле схрон с образами. И таких, вновь обретенных икон появилось очень много. Как правило они были в самом плачевном, разрушенном состоянии, что объясняется условиями хранения, однако, не подлежали музейной реставрации, так как находились в частной собственности. Между тем икона обладает всеми признаками исторического документа. Таким образом, возникла проблема бытования иконы вне храма или музея.

Филина Оксана Сергеевна «Реконструкция иконы на примере воссоздания образа св. Николая Чудотворца»

Реставрация как научная дисциплина получила свое начало в конце XIX века, ее появление связано с массовым «раскрытием» древнерусской темперной живописи [5]. Со времен становления СССР крупнейшие реставраторы продолжили свою работу уже в качестве государственной научной организации, каковым было НИИ И.Э. Грабаря [4]. Примерно в это же время были разработаны основные принципы музейной реставрации иконы.

Термин реставрация происходит от латинского «ге$:аига1:ю» - восстановление. Здесь подразумеваются те виды работ, которые направлены на сохранение артефакта, его атрибуцию, а следовательно, на максимально возможное выявление его первоначального облика. В узко специальном смысле реставрация - проведение работ по консервации произведения, устранению позднейших записей с авторской живописи, искажающих авторский замысел, и укрепление красочного слоя, левкаса (грунта) и поврежденной доски, удаление потемневшего слоя олифы или масляного лака, удаление записей, тонирование в случае необходимости утраченных мест, нанесение защитного слоя лака [3].

Термин «реконструкция» стал широко применяться в последние десятилетия, он подразумевает под собой научно обоснованное восстановление некоторых частей памятника.

Хочется подчеркнуть, что когда мы говорим о церковной реставрации образа, особенно, сильно пострадавшего от времени или неправильного хранения, мы имеем в виду именно реконструкцию, то есть придание артефакту тех качеств, которые сделают его пригодным для дальнейшего использования в пространстве храма или в домашнем иконостасе. Например, мы не можем молиться перед иконой, у которой отсутствует лик или надписи, в то время как такие повреждения встречаются довольно часто.

Именно в этом месте проходит грань между бытованием иконы как исторического документа, не терпящего вмешательства в авторский слой живописи, и жизнью иконы внутри храма, где она используется как цельный молитвенный образ. В самом общем смысле реконструкция иконы для храма (с восстановлением личного письма, к примеру) идет вразрез с понятием музейной реставрации. Интересно, что церковные реставраторы в полной мере используют в своей работе научную методологию.

Атрибуция иконы

Летом 2018 года на отделения иконописи ОМДС поступила икона, которая была атрибутирована как образ св. Николая Мирликийского. Изображение святого не читалось, на поверхности были многочисленные загрязнения и следы ожогов, гвозди и следы от гвоздей, многочисленные осыпания левкаса, утраты живописи. Икона покрыта толстым слоем «сгрибленной» олифы.

В процессе расчистки была проведена атрибуция артефакта: установлен приблизительный возраст иконы и место написания. Большие утраты живописного слоя, отсутствие подписей мастера, общая простота исполнения образа, когда то богато украшенного золотым асситом, в сочетании с утрированно архаичным письмом ликов и одежд, некоторые характерные особенности доски (струг и отсутствие ковчега) - позволили датировать икону серединой XIX века, а также предположить, что икона происходит из старообрядческой мастерской. Название выполнено так же, по-простонародному «Образ св. Николы Чудо». Именно старообрядцы «туфтиль-

щики» специализировались на написании икон под старину, в то время как обычной для России девятнадцатого столетия была академическая или полуакадемическая икона. Географическое происхождение иконы было выяснено у прошлых владельцев, образ был привезен из города Городца [2].

Поступившая на отделение иконописи икона представляет собой один из самых популярных изводов из обширнейшей иконографии святителя Николая Мирликий-ского. Икона «О Никейском чуде» в целом повторяет известный житийный эпизод. Она изображает святого с благословляющим жестом (двуперстие или троеперстие), в традиционной одежде архиепископа, с предстоящими Господом, подающим ему Священное Писание, и Богородицей, возвращающей знак епископского достоинства -омофор [1].

«Никейское чудо» - предание о событиях Первого Вселенского Собора, когда св. Николай выступил с «огнедухновенной речью» против влиятельного священника-еретика Ария. Учение Ария, по сути, было антитринитарным, он опровергал божественность Сына Божиего, разрушая таким образом важнейший сотериологиче-ский догмат (о спасении человека). Речь святого Николая произвела на собравшихся отцов собора, потрясенных словами еретика, особый эффект. Ария больше никто не слушал, его слова потеряли свою убедительность. Интриги ариан, возможно, привели к тому, что св. Николай был запрещен к служению и взят под стражу. После чего многие увидели один и тот же сон, о том, как Господь с Богородицей подают св. Николаю Чудотворцу его епископские инсигнии. Последовало освобождение святителя. «Никейское чудо» стало одним из самых популярных сюжетов в русской иконографии святого. Именно это поясное изображение св. Николая Чудотворца с предстоящими Христом и Богородицей вы с наибольшей вероятностью встретите среди икон святого.

Практические работы над артефактом на примере реконструкции утраченного образа

В процессе расчистки был установлен возраст иконы и приблизительное место написания: св. Николай Чудотворец, 1850-1870 гг., Московская область, старообрядческие мастерские, до расчистки. Размер 46/35 см. Иконография «О Никейском чуде» (рис. 1).

Было принято решение укрепить икону, для чего была выполнена профилактическая заклейка по правилам музейной реставрации части бумаги с деревянной основы были нами удалены, на первоначальном этапе использовался раствор 2% рыбьего клея (рис. 2).

В процессе визуального исследования было обнаружено высыхание и отставание левкаса от деревянной основы, поэтому последовали многочисленные пропитки горячим 2% клеевым составом. После того, как красочный слой достаточно укрепился, мы подвели левкас в места утрат и приступили к расчистке иконы. В процессе расчистки было испробовано несколько составов, лучше всего сработали компрессы из 65% спиртового раствора, а также раствор димексида (рис. 3).

Уже на этом этапе работ стало понятно, что, возможно, активное использование иконы и ее последующее хранение практически уничтожили верхний слой авторской живописи. Поэтому мы продолжили расчищать образ святителя, а также параллельно искали образцы, по которым будем проводить реконструкцию памятника

2020 (8)

Филина Оксана Сергеевна «Реконструкция иконы на примере воссоздания образа св. Николая Чудотворца»

для продолжения его жизни внутри храма. После всех процедур по снятию старой олифы и выполнением тонировок икона выглядела так. Было очевидно, что этого недостаточно (рис. 4).

Спустя почти два года после окончательного усаживания нового левкаса и сушки мы провели полную реконструкцию образа: одежды святителя были вновь прописаны по образцам того времени, в качестве примера была выбрана икона середины XIX века кистей старообрядческой мастерской «подстаринщиков». Так как в процессе расчистки были обнаружены следы золочения по нимбу в отделке одежды, было решено восстановить и эти детали по изводу «О Никейском чуде» (рис. 5).

В настоящее время работа уже близка к завершению в реставрационной мастерской Омской духовной семинарии, процесс восстановления деталей почти закончен (рис. 6).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Добрый Кормчий»: Почитание святителя Николая в христианском мире. Сборник статей. М., 2011.

2. Зинон (Теодор), арх. Беседы иконописца. М., 2017.

3. Петров В.А. Практическая реставрация икон: методическое пособие. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. - 124 с.

4. Реставрация икон: Методические рекомендации // Под ред. и с ил. М. В. Наумовой. - М., ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, 1993.

5. Реставрация станковой темперной живописи / Под ред. В. В. Филатова, - М.: Изобразительное искусство, 1984.

Рецензент: доктор философских наук, профессор П.Л. Зайцев, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

Рис. 1. Оборот доски. (доска липовая, в отличном состоянии)

Рис. 2. Этап профилактической заклейки Рис. 3. Подведение реставрационного иконы левкаса

№ 1, 2020 (8)

Филина Оксана Сергеевна «Реконструкция иконы на примере воссоздания образа св. Николая Чудотворца»

Рис. 4. Тонировки

Рис. 5. Икона середины XIX века, мастер «подста-ринщик». Извод «О Никейском чуде»

Рис. 6. Св. Николай Чудотворец, 1850-1870 гг. Московская область, старообрядческие мастерские. Размер 46/35 см. Иконография «О Никейском чуде». (В настоящее время находится в реставрационной мастерской Омской Духовной семинарии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.