Научная статья на тему 'Реставрационная мастерская "От исторического артефакта к молельному образу"'

Реставрационная мастерская "От исторического артефакта к молельному образу" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / ОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ / RESTORATION / OMSK THEOLOGICAL SEMINARY / PRESIDENTIAL GRANTS FUND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна, Лобзова Ольга Николаевна, Коломникова Елена Николаевна

В статье рассматривается проект реставрационной мастерской-музея «От исторического артефакта к молельному образу», осуществляемый Омской духовной семинарией при поддержке Фонда Президентских грантов в 2019-2021 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTORATION WORKSHOP-MUSEUM "FROM A HISTORICAL ARTIFACT TO A PRAYER IMAGE"

The article discusses the project of the restoration workshop-museum “From the historical artifact to the prayer image”, carried out by the Omsk Theological Seminary with the support of the Presidential Grants Fund in 2019-2021.

Текст научной работы на тему «Реставрационная мастерская "От исторического артефакта к молельному образу"»

искусствоведение, иконопись, реставрация

Воробьева Наталия Владимировна, Лобзова Ольга Николаевна, Коломникова Елена Николаевна

«Реставрационная мастерская «От исторического артефакта к молельному образу»

удк 76.025.4

«х>-с^-в-Зз-V'-^с-©-2^—

РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ «ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО АРТЕФАКТА К МОЛЕЛЬНОМУ ОБРАЗУ»1

Воробьева Наталия Владимировна, доктор исторических наук, доцент, проректор по научной работе;

Лобзова Ольга Николаевна, преподаватель факультета церковных искусств;

Коломникова Елена Николаевна, библиотекарь, Омская духовная семинария, г. Омск

Аннотация. В статье рассматривается проект реставрационной мастерской-музея «От исторического артефакта к молельному образу», осуществляемый Омской духовной семинарией при поддержке Фонда Президентских грантов в 2019-2021 гг.

Ключевые слова: реставрация, Омская духовная семинария, Фонд Президентских грантов.

RESTORATION WORKSHOP-MUSEUM «FROM A HISTORICAL ARTIFACT TO A PRAYER IMAGE»

Vorobieva Natalia Vladimirovna, Doctor of historical sciences, associate professor, vice-rector for Scientific Affairs Lobzova Olga Nikolaevna, Lecturer, Department of Church Arts Kolomnikova Elena Nikolaevna, librarian

Omsk Theological Seminary of the Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church, Omsk

Abstract: the article discusses the project of the restoration workshop-museum «From the historical artifact to the prayer image», carried out by the Omsk Theological Seminary with the support of the Presidential Grants Fund in 2019-2021.

Key words: restoration, Omsk Theological Seminary, Presidential Grants Fund.

I оветский период русской истории и культуры значительно повлиял на обще-!жственное восприятие иконы и других священных предметов православного вероисповедания. Антирелигиозная пропаганда часто сопровождалась уничтожением целых храмовых комплексов, отдельных храмов со всей утварью,

1 Статья опубликована при поддержке Фонда Президентских грантов № 19-1-017120 «Реставрационная мастерская-музей «От исторического артефакта к молельному образу» // https://президентскиегранты. рф/Grant/View/102078/

№ 2, 2019 (7)

их разграблением как в крупных городских центрах, так и на периферии. В результате было потеряно и повреждено множество памятников православной культуры России. Часть из них все же сохранилась и дошла до нас благодаря стараниям искусствоведов, сохранивших иконы как памятники русской культуры в местных и центральных музеях. Но при этом они рассматривались именно как исторические артефакты, а их ценность не превышала ценности и значимости обычных музейных экспонатов. Между тем любая икона, вне зависимости от именитости мастера, имеет не только материальное, но и духовное значение как молельный образ. «Икона является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного человека, его жизнь», - пишет известный искусствовед И.К. Языкова [1, с. 11].

Такое понимание иконы воспитывалось в православной среде русского народа прошлых столетий, было утеряно в советский период и возрождается в наше время. Во многом благодаря подобному отношению к иконе, сохранявшемуся в некоторых семьях на периферии страны, в небольших городках и селах, до нас и поныне доходят памятники иконописи досоветского периода. А в связи с возрождением православной традиции в России и повышением значимости рукописной иконы увеличивается число обращений верующих, в чьих семьях как наследие сохранились старые иконописные образы, с просьбой по возможности вернуть им подобающий вид молельного образа. При этом работа реставраторов-иконописцев направлена не столько на консервацию иконописных памятников, сколько на воссоздание образа согласно классическим традициям русской иконописи. Но важными остаются обе составляющие: дошедший до нас исторический артефакт, наглядно представляющий наследие русской иконописи, и целостный молельный образ, подобающий для молитвенного обращения верующих.

Для разрешения сложившейся ситуации был разработан проект реставрационной мастерской-музея в стенах Омской духовной семинарии. Он направлен на сохранение и развитие русской иконописной традиции, на сохранение памятников русской иконописной школы в Омской области, возвращение их в обиход (в литургическую и молитвенную практику православных верующих Омской епархии), а также в целом на поддержку и продвижение идей православной культуры и искусства в современном мире.

Одной из задач любого учебного учреждения, и в особенности духовного учебного заведения, является просвещение общества, воспитание его в духе истины. С православной точки зрения это значит в духе Истины с большой буквы, то есть в духе христианства. «Нести Свет Христов в мир» - этот призыв православных пастырей направляет жизнь верующих в целом и определяет в том числе цели их деятельности. Миссионерская работа Церкви никогда не ограничивалась просто распространением Евангелия, но охватывала различные сферы жизни общества, включая культуру и искусство. Русское церковное искусство с его древней традицией привлекало не только дореволюционное российское общество, воспитанное в духе православия, но и советских исследователей, многие из которых стали поклонниками его стиля (Н.А. Околович, И.Я. Челноков, А.Н. Суворова и др.) [2]. А в наше время к наследию православной культуры проявляют все больший интерес современники разных возрастов в связи с возрождением последнего, забытого в советские годы и частично потерянного в своих материальных памятниках. Вот почему Русская Православная

искусствоведение, иконопись, реставрация

Воробьева Наталия Владимировна, Лобзова Ольга Николаевна, Коломникова Елена Николаевна

«Реставрационная мастерская «От исторического артефакта к молельному образу»

Церковь и в частности ее учебные заведения, продолжая в целом традицию просвещать и облагораживать, стремятся в наше время продвигать в общественном сознании традиционные христианские ценности посредством в том числе христианского искусства и культуры. Во многом этому способствует проведение различных встреч, публичных лекций, круглых столов и конференций, выставок как в стенах семинарий, так и в других учебных, общественных и культурных заведениях.

Одной из таких выездных выставок, организованных Омской духовной семинарией, стала выставка «Спасенные реликвии». Она проходила с февраля по март 2019 года в рамках сотрудничества с историческим мультимедийным парком «Россия -моя история» на его территории. Выставленные экспонаты представили промежуточные результаты работы опытных реставраторов, преподавателей семинарии и начинающих - студентов факультета церковных искусств. Это работа стала возможной благодаря средствам, выделенным по конкурсу фондом президентских грантов в 2017-2018 годах, на которые в стенах семинарии была оборудована мастерская, закуплено оборудование и материалы для реставрации старых книг и икон. В течение учебного года студенты пастырского отделения и студенты отделения церковных искусств под руководством опытных реставраторов-преподавателей очищали от грязи и пыли, укрепляли материалы книг и икон прошлых столетий, производили их консервацию и реставрацию согласно необходимым требованиям. Изучение и атрибуция отреставрированных памятников привели в итоге к созданию и изданию каталога «Фонда редкой книги» Омской духовной семинарии, формированию небольшой коллекции отреставрированных икон.

На организованной в историческом парке-музее выставке «Фонд редкой книги» были представлены наиболее интересные для современников экспонаты: Псалтыри и Каноники, датируемые началом и серединой XIX века, Служебник начала XIX века, выпуски журнала «Вера и разум» 1884 и 1885 годов, журнал «Православное обозрение» 1864 года. Некоторые из этих фолиантов выделяются рукописными текстами и рисунками. Экспонирование раритетных книг сопровождалось описанием и фотографиями изначального состояния некоторых из них, фотографиями в ходе работы над ними.

Среди отреставрированных икон посетители могли увидеть следующие:

1. Образ Пресвятой Богородицы «Владимирская», датируемый концом XIX века, выполненный на дереве в технике масляной живописи. Данная икона как раз находилась на этапе реставрации с частично снятым покрывным слоем для демонстрации посетителям разницы изображений до и после работы реставратора [рис. 1];

2. Образ Пресвятой Богородицы «Знамение» начала XIX века, выполненный по дереву в технике темперной живописи по левкасу. Эта икона изначально имела оригинальный оклад, шитый серебряной канителью, также представленный на выставке. До реставрации икона имела значительные повреждения дерева и красочного слоя, что было продемонстрировано в приложенных к экспонату фотографиях [рис. 2];

3. Образ Спаса начала XX века, выполненный по дереву в технике масляной живописи. Данный экспонат также сопровождался описанием и его фотографиями перед началом реставрации личного письма и реконструкции одежд Спасителя [рис. 3];

4. Образы святых мучеников Флора и Лавра, датируемые началом XX века, написанные по дереву и левкасу, в технике масляной живописи. В ходе работы было

V178 / 5?^ ^ЙЛК 5?ЛК ^ ^ £ДЛ &

№ 2, 2019 (7)

отреставрировано деревянное тело иконы, проведена тонировка утрат красочного слоя, что также отражено в приложенной фотографии [рис. 4].

Кроме описанных выше артефактов, посетители выставки в историческом парке могли ознакомиться с фотоматериалом, демонстрирующим те редкие памятники культуры и искусства, выставить оригиналы которых просто не было возможности, ввиду их состояния. Но организаторы в союзе с реставраторами представили проведенную ранее работу по сохранности редких книг и икон в следующих фотоматериалах.

Фотографии этапов реставрации образа святого великомученика целителя Пантелеймона, датируемого концом XIX века, выполненного по дереву в технике масляной живописи. На них отражено изначальное состояние иконы, утрата красочного слоя и конечный результат с их восстановлением [рис. 5].

Фотографии этапов восстановления образа Пресвятой Богородицы «Нечаянная радость» конца XIX века, выполненного по дереву в технике темперной живописи. До реставрации эта икона имела повреждение слоя левкаса, краев тела иконы, многочисленные повреждения красочного слоя доличного и личного письма, особенно в частях изображения Богомладенца, что отражено в фотографии начального состояния иконы. В ходе работы были восстановлены левкас, красочный слой в месте утрат, прорисовано личное письмо в стиле и технике, соответствующих датировке оригинала [рис. 6].

Особую гордость реставраторов составил фотоматериал, представивший работу по реставрации редкой выносной иконы с Распятием, датируемой второй третью XIX века, выполненной по дереву в традиционной технике темперной живописи, в стиле сибирского письма. Исходное состояние артефакта зафиксировано на фотографии: местами наблюдалось повреждение слоя левкаса, трещина в средней части тела иконы, загрязнение и небольшие повреждения красочного слоя доличного (горки и одежды святого) и личного (лики святых и Богородицы) письма. Промежуточный этап работы (укрепление и частичное восстановление слоя левкаса, расчистка красочного слоя, восстановление местами поврежденного красочного слоя доличного письма в части горок и одежд) [рис. 7]. Конечный этап работы (восстановление красочного слоя в части ликов Богородицы и Богомладенца, предстоящих святых, закрепление металлического распятия в центре тела иконы) представлен в последней фотографии, зафиксировавшей итог работы реставраторов.

Дабы показать преемственность современной иконописной школы, воспитываемой в лице выпускников иконописного отделения Омской духовной семинарии, традиционной русской школе иконописи, экспозиция была дополнена работами выпускников и студентов старших курсов факультета церковных искусств семинарии. Среди них были выставлены аналойные иконы «Преображение Господне», «Введение Богородицы во храм», учебные работы «Святой апостол евангелист Иоанн Богослов», «Святой апостол евангелист Матфей». Все работы написаны в традиционной технике темперной живописи. Они логично вписались в общую концепцию выставки, свидетельствующей таким образом о возрождении в стенах семинарии и поддержании на Омской земле в целом иконописной традиции, о возвращении старых памятников православного искусства и культуры, несущих в себе традиционные ценности и смыслы.

искусствоведение, иконопись, реставрация

Воробьева Наталия Владимировна, Лобзова Ольга Николаевна, Коломникова Елена Николаевна

«Реставрационная мастерская «От исторического артефакта к молельному образу»

Кроме экспонатов, посетителям выставки были предложены видеоматериалы с интервью преподавателей семинарии, опытных реставраторов, небольшие ролики с демонстрацией отдельных шагов реставрации.

Как отметила пресс-служба исторического парка-музея «Россия - моя история», уже за «первую неделю работы выставки ее посетили 1500 омичей и гостей города ... отметили невероятно сложную и кропотливую работу реставраторов. сумевших спасти экспонаты, которые представляют культурное наследие страны» [3].

В конце марта 2019 года описанные выше артефакты (старинные иконы и книги) вернулись в Омскую духовную семинарию. Часть экспонатов (фотографии поврежденных и отреставрированных икон, богослужебных книг прошлых столетий, периодические издания конца XIX - начала XX вв.) были размещены в выставочных стендах библиотеки семинарии. Здесь с ними могли ознакомиться все желающие, не имевшие возможности посетить выставку в парке-музее.

Проект 2019-2021 гг. «От исторического артефакта к молельному образу» предусматривает создание реставрационной мастерской, принимающей от верующих Омской епархии старые иконы для придания им подобающего молитвенного образа. Для этого закупается специальное оборудование, инструменты и материалы для реставраторов-иконописцев, создаются необходимые условия для подобных работ. Согласно требованиям к помещению, в котором производятся реставрационные работы, в нем должны поддерживаться постоянные климатические показатели (температура, влажность и т. д.). [4] Поэтому в мастерской будет смонтирована система вентиляции и кондиционирования, очистки воздуха, установлены приборы по измерению температуры и влажности (термогигрометр), увлажнитель воздуха. Поддержание определенных физических показателей важно не только для сохранения артефактов и работы с ними, но и для оптимальной работы реставраторов. Для этой же цели мастерская оборудуется лупами с подсветкой и другими оптическими приборами, позволяющими проводить более точную работу над мельчайшими деталями иконописного рисунка. Для предварительного осмотра состояния поступивших икон, более глубокого изучения красочных слоев закуплены профессиональные микроскопы. Такие современные оптические приборы позволят тщательнее рассмотреть артефакты в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении, а также проводить микровидео- и фотосъемку участков изучаемого артефакта, поэтому с их помощью можно не только проводить точные операции над артефактами, но и тщательно изучать их для дальнейших научных изысканий. Кроме прочего, на средства, выделенные Фондом президентских грантов, для осуществления реставрационных работ приобретаются специальные инструменты и расходные материалы, соответствующие стандартам современной мастерской по реставрации икон.

Открытие мастерской состоялось 12 ноября 2019 года. Далее начнется кропотливая работа специалистов над фондом икон, которые уже поступили и будут поступать в течение полутора лет на протяжении проекта. Для скоординированной профессиональной работы реставраторов иконы сначала будут проходить процедуру осмотра на реставрационном совете, который будет выносить решения по каждой конкретной иконе: о ее состоянии и шагах по ее консервации и реставрации, ее примерной атрибуции. Для этой цели к работе мастерской привлекается профессиональный музейный реставратор. Его консультации помогут, в том числе, создать в

1V180 / аДл ^ ^ЙЛК 5?ЛК ^ ^ дл &

№ 2, 2019 (7)

итоге работы каталог отреставрированных икон с их описанием согласно требованиям, предъявляемым к музейному фонду. Проводимые реставрационные работы будут сопровождаться документально и наглядно: в видео- и фотоснимках артефактов по этапам работы над ними, составлении паспортов памятников искусства и др. На основе этих материалов будут озвучиваться и презентоваться промежуточные итоги работы мастерской на чтениях и конференциях в январе и мае 2020 г. (в виде презентаций, видеороликов и выступлений о ходе реставрации над иконами и их изучении).

Накопленные материалы будут оформлены на сайте Омской духовной семинарии как виртуальный музей старинных икон Омской епархии, доступный для общего пользования специалистам, преподавателям, учащимся, верующим, интересующимся иконописью и православной культурой, краеведением. Отданные в дар отреставрированные иконы составят реальный музей при мастерской семинарии. Он будет размещаться на территории учебного заведения в специально созданных выставочных стендах, содержащих различные памятники истории и культуры Омской епархии: отреставрированные иконы, небольшие по размеру исторические артефакты, свидетельствующие о культуре, искусстве и истории православия на Омской земле. Все экспонаты составят единую коллекцию музея семинарии с определенной концепцией, наглядно представляющую историю Омской епархии.

Кроме того, на базе мастерской с начала 2020 года будут проводиться мастер-классы и открытые публичные лекции для специалистов и учащихся, на которых участники узнают о процессе реставрации и обновлении икон. А для групп школьников, приглашенных из общеобразовательных школ и воскресных школ омских храмов, будут организованы познавательные экскурсии по музею Омской духовной семинарии, посвященные истории православия на Омской земле. Кроме постоянной экспозиции в стенах учебного заведения, на протяжении проекта состоятся две выездные выставки. Первая открылась в октябре 2019 г. в картинной галерее историко-культурного комплекса «Старина сибирская» в поселке Большеречье, Омской области. Вторая выставка, по традиции совместно осуществляемая в сотрудничестве с музеем «Россия - моя история», запланирована на весенне-летний период 2020 года на территории этого исторического парка.

В дальнейшем реставрационная мастерская-музей Омской духовной семинарии может стать центром для объединения специалистов, интересующихся тематикой иконописи и реставрации, а также центром поддержки и продвижения православной культуры в среде подрастающего поколения.

Работа по реставрации старых книг и икон в стенах Омской семинарии продолжается. Растет фонд восстановленных икон и книг, а вместе с ним и опыт студентов факультета церковных искусств и пастырского отделения, работающих под руководством специалистов, преподавателей-реставраторов [рис. 8]. Как показал опыт экспонирования выставки «Спасенные реликвии», подобные раритеты, заключающие в себе особые духовные смыслы, востребованы в современном обществе [рис. 9]. А значит, работа эта не является тщетной и отвечает цели нести в мир мысль о добром и вечном, об Истине.

Вся информация по проекту и его мероприятиям предоставляется на сайте Омской духовной семинарии (www.ompds.ru), группе в социальной сети (https://vk.com/ omskseminaria) и сайте Омской епархии (http://omsk-eparhiya.ru).

с

искусствоведение, иконопись, реставрация

Воробьева Наталия Владимировна, Лобзова Ольга Николаевна, Коломникова Елена Николаевна

«Реставрационная мастерская «От исторического артефакта к молельному образу»

список литературы:

1. История иконописи: Истоки. Традиции. Современность. / Под ред. Т.В. Моисеевой. - М.: ИП Верхов, 2014. - 288 с.

2. История службы реставрации Русского музея // Электронный ресурс. URL: http://restoration.rusmuseum.ru/history1.htm (дата обращения: 10.08.2019)

3. Мультимедийный исторический парк «Россия - моя история» (Омск) // Электронный ресурс. URL: https://myhistorypark.ru/news/za-pervuyu-nedelyu-vystavku-spasyennye-relikvii-posetili-1500-chelovek/?city=oms (дата обращения: 10.03.2019)

4. Филатов В.В. Реставрация станковой темперной живописи. М., 1986.

Рецензент: доктор философских наук П.Л. Зайцев.

Рисунок 1. Образ Пресвятой Богородицы «Владимирская»,

конец XIX века. Дерево, побелка, масло

искусствоведение, иконопись, реставрация

Воробьева Наталия Владимировна, Лобзова Ольга Николаевна, Коломникова Елена Николаевна

«Реставрационная мастерская «От исторического артефакта к молельному образу»

Рисунок 2. Образ Пресвятой Богородицы «Знамение»,

начало XIX века. Дерево, левкас, темпера; оклад - шитье серебряной канителью

Рисунок 3. Образ Спаса,

начало XX века. Дерево, левкас, масло

Г)?-л/Л(* * *)Чт\ГЛI (Ь I с^(Ъ

искусствоведение, иконопись, реставрация

Воробьева Наталия Владимировна, Лобзова Ольга Николаевна, Коломникова Елена Николаевна

«Реставрационная мастерская «От исторического артефакта к молельному образу»

Рисунок 4. Святые Флор и Лавр,

начало XX века. Дерево, левкас, темпера

Рисунок 5. Святой Великомученик Целитель Пантелеймон,

конец XIX века. Дерево, левкас, масло

искусствоведение, иконопись, реставрация

Воробьева Наталия Владимировна, Лобзова Ольга Николаевна, Коломникова Елена Николаевна

«Реставрационная мастерская «От исторического артефакта к молельному образу»

Рисунок 6. Образ Пресвятой Богородицы «Нечаянная радость»,

конец XIX века. Дерево, левкас, темпера

Рисунок 7. Выносная икона c Распятием,

вторая треть XIXвека. Дерево, левкас, темпера (Икона сибирских писем)

искусствоведение, иконопись, реставрация

Воробьева Наталия Владимировна, Лобзова Ольга Николаевна, Коломникова Елена Николаевна

«Реставрационная мастерская «От исторического артефакта к молельному образу»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.