Научная статья на тему '«ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ ИКОНОСТАСА ОДНОГО ИЗ ОМСКИХ ХРАМОВ»'

«ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ ИКОНОСТАСА ОДНОГО ИЗ ОМСКИХ ХРАМОВ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / ЗАГРЯЗНЕНИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ХРАНЕНИЕ / ПРОЕКТ / ОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИИ / ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ / ИКОНА / ИКОНОСТАС / ИКОНОПИСЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коломникова Елена Николаевна

В статье описывается процесс работы над иконостасными иконами Никольского казачьего собора г. Омска в реставрационной мастерской Омской духовной семинарии в рамках проекта, поддержанного Фондом президентских грантов в 2020 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Коломникова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ICONOSTASIS' RESTORATION EXPERIENCE IN ONE OF OMSK CHURCHES

The article describes the process of work on the iconostasis' icons of St. Nicholas Cossack Cathedral of Omsk in the restoration workshop of Omsk School of Theology under the scope of the project with the assistance of the Presidential Grants Fund in 2020.

Текст научной работы на тему ««ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ ИКОНОСТАСА ОДНОГО ИЗ ОМСКИХ ХРАМОВ»»

ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ ИКОНОСТАСА ОДНОГО ИЗ ОМСКИХ ХРАМОВ

Коломникова Елена Николаевна, преподаватель факультета церковных искусств, Омская духовная семинария, г. Омск

Аннотация: в статье описывается процесс работы над иконостасными иконами Никольского казачьего собора г. Омска в реставрационной мастерской Омской духовной семинарии в рамках проекта, поддержанного Фондом президентских грантов в 2020 году.

Ключевые слова: реставрация, загрязнения, восстановление, хранение, проект, Омская духовная семинарии, Фонд президентских грантов, икона, иконостас, иконопись, православная культура.

AN ICONOSTASIS' RESTORATION EXPERIENCE IN ONE OF OMSK CHURCHES

Kolomnikova Elena Nikolaevna Lecturer at the faculty of Ecclesiastical Art Omsk School of Theology Omsk

Annotation: The article describes the process of work on the iconostasis' icons of St. Nicholas Cossack Cathedral of Omsk in the restoration workshop of Omsk School of Theology under the scope of the project with the assistance of the Presidential Grants Fund in 2020.

Keywords: a restoration, contaminations, a recovery, a keeping, a project, Omsk School of Theology, the Presidential Grants Fund, an icon, an iconostasis, an icon painting, an Orthodox culture.

»ЯгВёШ

IJ период работы по проекту реставрационной мастерской «От исторического | артефакта к молельному образу» в Омскую духовную семинарию поступило ЩЫ-большое количество иконостасных икон из Никольского казачьего собора г. Омска, переданных для реставрации. В феврале 2020 г. по благословению ректора Омской духовной семинарии Митрополита Омского и Таврического Владимира в реставрационной мастерской ОмДС начались восстановительные работы над частью переданного иконостаса.

На первом этапе студентам иконописного отделения под руководством преподавателей, опытных реставраторов Лобзовой Ольги Николаевны и Патрахина Сергея Николаевича необходимо было удалить копоть и загрязнения с поверхности икон. Уже в ходе начальных операций с использованием слабого щелочного раствора

с

КРАЕВЕДЕНИЕ

Коломникова Елена Николаевна «Опыт реставрации иконостаса одного из омских храмов»

стали видны результаты: верхним слои копоти и грязи был удален, изображения становились ярче (рис. 1). Но отдельные иконы имели загрязнения в виде на-брызгов, почеркиваний и следов трения (рис. 2). Для их удаления потребовались более сильные средства воздействия в виде различных составов с использованием растворителей (пенена в сочетании с водой и небольшим количеством раствора аммиака) (рис. 3). В редких случаях для удаления особо стойких загрязнений, не поддававшихся растворению под действием применяемых составов, реставраторам пришлось воспользоваться скальпелем и после размягчения осторожно снять их с поверхности иконы лезвием (рис. 4). Кроме загрязнений, переданные из храма в мастерскую иконы имели недостатки иного рода - кое-где видны были повреждения красочного слоя, царапины, небольшие трещины (рис. 5). Для восстановления таких икон, заделки трещин и царапин использовался специальный реставрационный грунт, который наносился шпателем в один или несколько приемов. При выполнении данной операции к работе также привлекались студенты старших курсов иконописного отделения духовной семинарии (рис. 6). После восстановления и выравнивания поверхности последовала работа по реставрации живописного

Рис. 1. Иконы в ходе первого этапа снятия загрязнений с помощью слабого щелочного раствора

Рис. 2. Загрязнения в виде набрызгов, почеркиваний и следов трения

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

Рис. 3. Реставраторы в ходе второго этапа снятия загрязнений с поверхности икон

Рис. 4. Удаление особо стойких загрязнений с помощью скальпеля

слоя методом тонировок мест бывших повреждений масляной краской соответствующего цвета и оттенка (рис. 7). Деятельность реставрационной мастерской по выполнению этого крупномасштабного задания еще продолжается. В дальнейшем, кроме восстановления красочного слоя на всех требующих того иконах предстоит дополнить изображения позолотой нимбов и закрепить результаты всех проведенных работ лаком.

Студентам иконописного отделения Омской духовной семинарии впервые удалось принять участие в таком крупном проекте по реставрации больших по размеру иконостасных икон. Под руководством преподавателей, уже имеющих опыт работы по созданию и реставрации иконостасов, Патрахина С.Н. и Лобзовой О.Н. они осваивали этот новый для них масштаб.

Одновременно с получением практических знаний, навыков в реставрации больших поверхностей студенты получали знания по иконографии представленных в иконостасе образов, стилистике их написания, особенностях. Поступившие в мастерскую ОмДС из Никольского казачьего собора иконостасные иконы составляют

Рис. 5. Повреждения красочного слоя, царапины, небольшие трещины

№ 2, 2020 (У)

* (•УтИ* &Уи I * А (шуИР ^

111

Коломникова Елена Николаевна «Опыт реставрации иконостаса одного из омских храмов»

Рис. 6. Этап заделки трещин и царапин специальным реставрационным грунтом

№ 2, 2020 (9)

последний вариант иконостаса этого храма, специально спроектированный и созданный в период возрождения Православия в России. Они были написаны в 2000-х годах иконописной артелью Епархиальных мастерских, возглавляемой тогда Геннадием Адаевым, известным омским иконописцем. По мнению исследователя омской иконы начала XXI века Е. Минина, «артельный принцип работы объединил в стенах мастерских специалистов разных направлений иконного ремесла: иконописцев, резчиков по дереву, левкасчиков, позолотчиков и столяров. Творчество епархиальных мастеров для многих омских художников стало ориентиром в технологическом и стилистическом аспектах храмового искусства». [2, С. 23] Часть этих крупных икон написана самим мастером, остальные - его учениками из артели. Все они выполнены масляными красками в стиле академической живописи. По иконографии среди образов в иконостасе традиционно представлены изображения Господа Вседержителя на троне, Богородицы на троне с Младенцем, Тайной Вечери, деисусные изображения Богородицы и Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла. Из ростовых изображений святых это образы Василия Великого, архиепископа Иллариона, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Григория Богослова, Георгия Победоносца, а также наиболее известных и почитаемых русских святых (Александра Невского, митрополита Алексия Московского, Феодосия Черниговского, преподобного Серафима Саровского, патриарха Тихона), местно чтимых святых (Иоанна Тобольского, Сильвестра Омского). Кроме того, на картушах, прикрепляемых к иконостасной преграде из Никольского собора, изображены святые Кирилл и Мефодий, пророки Моисей и Илия, Иеремия, Иезекииль, Исайя, Даниил и крылатые Серафимы. Из икон праздничного чина реставрировались иконы Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Благовещение, Преображение Господне, Введение Богородицы во храм, Успение Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы. Как отметил исследователь Е. Минин, в основе всех епархиальных проектов от омских мастерских того времени «лежит иконографическая программа высокого русского иконостаса XVII века», на которую ориентировались артельщики, создавая алтарные преграды, даже совершенно разные по стилистике, соответствующей храмовым комплексам. [Там же, С. 25] Потому возможно для Никольского казачьего собора был сделан вы-

Рис. 8. Никольский казачий собор г. Омска

Рис. 9. Иконостас центрального престола Никольского казачьего собора г. Омска

№ 2, 2020 (9)

бор в пользу академической живописи с чертами реализма, соответствующей монументальным образам архитектурных форм этого храма стиля классицизма, столь полюбившегося в столичных городах России в XVIII-XIX веках и распространившегося на периферию (рис. 8). Его пятиярусный иконостас центрального престола стал одним из первых масштабных проектов епархиальных мастерских, иконописцы которых в течение нескольких лет написали более сорока икон (рис. 9).

В результате естественных процессов по истечении почти двадцати лет иконные образы потеряли былую яркость из-за загрязнений и небольших повреждений. Поэтому были переданы для реставрации в мастерскую Омской духовной семинарии, начавшей вести работу в этом направлении и обучающей тому новых будущих мастеров иконного дела. Осуществление этого стало возможным в том числе благодаря Фонду президентских грантов, поддержавшему проект реставрационной мастерской-музея «От исторического артефакта к молельному образу», в рамках которого проходила работа над иконостасом. После полного ее завершения будут даны рекомендации по хранению икон в храмовом пространстве, выработанные специалистами и соответствующие современному подходу к содержанию их в помещениях с различным оснащением и регуляцией освещения, температурно-влажностного режима, и другого [1, С. 89]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Изучение и реставрация икон из церковных собраний Владимирской области: учеб. пособие / А. И. Скворцов [и др.] ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2016. - 175 с.

2. Минин Е.П. Омская икона рубежа XX-XXI веков. - Омск, 2016. - 204 с. : ил.

Ь ДЛ (СуТУ 1% ]\4\ Л*л (ТУЛА* Л'к (лУт)Р ,,, *

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.