Научная статья на тему '«РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА РЕСТАВРАЦИОННОЙ МАСТЕРСКОЙ-МУЗЕЯ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ»'

«РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА РЕСТАВРАЦИОННОЙ МАСТЕРСКОЙ-МУЗЕЯ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ПРОЕКТ / ОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ / ИКОНА / ИКОНОПИСЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЕЙ / КОЛЛЕКЦИЯ / ЭКСКУРСИЯ / ЛЕКЦИЯ / МАСТЕР-КЛАСС / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коломникова Елена Николаевна

В статье представлен вклад участников проекта «От исторического артефакта к молельному образу», осуществленного Омской духовной семинарией при поддержке Фонда президентских грантов, в его реализацию и описываются перспективы дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Коломникова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PROJECT DEVELOPMENT OF RESTORATION WORKSHOP MUSEUM AND PLANS FOR THE FUTURE

The article represents the project's participants' investment «From the historical artifact to the prayer image», which was implemented by Omsk School of Theology with the assistance of the Presidential Grants Fund, in its realization and perspectives were described for the further development.

Текст научной работы на тему ««РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА РЕСТАВРАЦИОННОЙ МАСТЕРСКОЙ-МУЗЕЯ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ»»

№ 2, 2020 (9)

УДК 069.015

-><■-—Ф---х-

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА РЕСТАВРАЦИОННОЙ МАСТЕРСКОЙ-МУЗЕЯ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Коломникова Елена Николаевна, преподаватель факультета церковных искусств, Омская духовная семинария, г. Омск

Аннотация. В статье представлен вклад участников проекта «От исторического артефакта к молельному образу», осуществленного Омской духовной семинарией при поддержке Фонда президентских грантов, в его реализацию и описываются перспективы дальнейшего развития.

Ключевые слова: реставрация, восстановление, проект, Омская духовная семинария, Фонд президентских грантов, икона, иконопись, православная культура, музей, коллекция, экскурсия, лекция, мастер-класс, образование, воспитание.

A PROJECT DEVELOPMENT OF RESTORATION WORKSHOP MUSEUM AND PLANS FOR THE FUTURE

Kolomnikova Elena Nikolaevna Lecturer at the faculty of Ecclesiastical Art Omsk School of Theology Omsk

Annotation: The article represents the project's participants' investment «From the historical artifact to the prayer image», which was implemented by Omsk School of Theology with the assistance of the Presidential Grants Fund, in its realization and perspectives were described for the further development. Keywords: a restoration, a recovery, a project, Omsk School of Theology, the Presidential Grants Fund, an icon, an icon painting, an Orthodox culture, a museum, a collection, an excursion, a lecture, a master class, an education, an upbringing.

J№ШL

ще в самом начале пути по проекту при оформлении заявки на конкурс в I у Фонд президентских грантов инициативная группа Омской духовной семинарии ставила его основными задачами создание реставрационной мастерской и музея при ней, которые способствовали бы восстановлению и возвращению в обиход иконописных памятников, на сохранение и развитие русской иконописной традиции в Омской области, а также в целом на поддержку и продвижение идей православной культуры и искусства в современном мире. [1, с. 176]

За период деятельности по проекту реставрационной мастерской-музея «От исторического артефакта к молельному образу» начиная с февраля 2019 года, времени его разработки и подачи заявки в Фонд президентских грантов, и по декабрь 2020 года, времени подведения итогов, создания музея и оформления каталога отреставрированных икон, был проделан большой объем практической и научно-исследовательской работы. В Омской духовной семинарии на базе иконописного отделения факультета церковных искусств была создана реставрационная мастерская, оборудованная на средства выделенного Фондом гранта современными приборами, инструментами

Коломникова Елена Николаевна «Развитие проекта реставрационной мастерской-музея и планы на будущее»

и расходными материалами для реставрации. На протяжении этого периода в ней вели и будут продолжать вести восстановительные работы над иконными образами преподаватели-реставраторы и под их руководством студенты старших курсов иконописного отделения. С октября 2019 года, времени фактического начала реставрационных работ, и по декабрь 2020 года было полностью восстановлено около двадцати артефактов, одиннадцать из которых, представляющих наибольший интерес для истории и искусства, были выбраны для публикации в каталоге. В стенах Омской духовной семинарии создан музей, в выставочных стендах которого будут демонстрироваться результаты работы мастерской, поэтому экспозиция будет периодически меняться, представляя последние достижения реставраторов. Созданный в сети Интернет на сайте ОмДС виртуальный музей реставрационной мастерской будет также постоянно пополнятся восстановленными раритетами и их описанием.

Кроме того, за время работы по проекту было организовано несколько выставок вне стен семинарии, которые освещали и популяризировали деятельность реставрационной мастерской: выставка «Божий свет» в музее-заповеднике «Старина Сибирская» пос. Большеречье Омской области, перенесенная затем в Муромцевский Центр Православной Культуры и Творчества «ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ», выставка «Аз и Веди» в стенах музея Воскресенского собора г. Омска. Планируется продолжение выставочной деятельности мастерской, уже в декабре состоялась итоговая выставка, которая представила результаты практической работы по проекту «От исторического артефакта к молельному образу». По возможности на выставке было предусмотрено проведение экскурсий, начало которым положено в стенах ОмДС, работники которой, участники проекта, уже знакомили педагогов Омска и студентов, гостей семинарии, с деятельностью по восстановлению иконописных образов. Ознакомление с реставрационной работой происходило и на демонстрационных мастер-классах, организованных как в стенах семинарии, так и в сети Интернет. С мая 2020 года участники проекта все чаще стали обращаться к возможностям виртуальной сети и ее применению в просветительских целях и с целью популяризации проекта: были записаны и выложены в широкий доступ мастер-классы и лекции преподавателей-реставраторов, презентации экскурсии и мастер-классы, освещающие ход восстановительных работ. Был создан канал от реставрационной мастерской на бесплатном хостинге youtube. com, который и далее будет освещать работу мастерской ОмДС по различным направлениям ее работы. Научно-исследовательская деятельность по изучению истории и иконографии восстанавливаемых образов, которую вели студенты под руководством преподавателей иконописного отделения, периодически освещалась на конференциях и в публикациях в научных изданиях. Ее продолжение и более глубокое изучение артефактов, ставшее возможным в том числе благодаря приобретенным за счет средств гранта современным микроскопам, в дальнейшем также будет оставаться одним из важных направлений деятельности реставрационной мастерской.

Таковы основные результаты работы реставрационной мастерской Омской духовной семинарии в рамках проекта «От исторического артефакта к молельному образу», поддержанного Фондом президентских грантов в 2019-2020 годах. Над его разработкой и осуществлением трудилась инициативная группа из работников Омской духовной семинарии, ставшая в дальнейшем командой проекта. Воробьева Наталия Владимировна, доктор исторических наук, бывшая руководителем проекта до ноября 2020 года, а также редактором научного журнала «Вестник Омской Православной Духовной

Рис. 1. Вручение благодарственного письма руководителю проекта Воробьевой Н.В. на выставке «Божий свет» от директора музея-заповедника «Старина Сибирская», п. Большеречье, Омской области

Семинарии», освещавшего деятельность мастерской, проректором по научной работе ОмДС, являлась председателем Реставрационного совета, участвовала в разработке проекта и оформлении заявки, курировала его развитие и реализацию, занималась организацией выставок и конференций, популяризацией проекта в целом (рис. 1). Коломникова Елена Николаевна, работник библиотеки, преподаватель иконописного отделения факультета церковных искусств, реставратор, секретарь Реставрационного совета ОмДС, ставшая координатором проекта, а с ноября 2020 года и его руководителем, занималась разработкой проекта, написанием заявки в Фонд президентских грантов, а также оснащением мастерской: закупкой оборудования, инструмента, расходных материалов - участвовала в организации выставок, конференций, проводила экскурсии и мастер-классы, писала научные статьи и выступала на конференциях, занималась продвижением проекта в сети Интернет, вела реставрационную работу, подготовила каталог отреставрированных икон, участвовала в организации музея реставрационной мастерской в стенах семинарии. Лобзова Ольга Николаевна, заведующая иконописным отделением факультета церковных искусств ОмДС, преподаватель, реставратор, член Реставрационного совета ОмДС (с ноября 2020 года его председатель), курировала работу реставрационной мастерской, занималась организацией выставок, музея реставрационной мастерской в стенах семинарии, написанием научных статей, выступала на конференциях, проводила онлайн-лекции и мастер-классы, участвовала в создании каталога отреставрированных икон, вела реставрационную работу (рис. 2). Патрахин Сергей Николаевич, преподаватель иконописного отделения факультета церковных искусств, реставратор, член Реставрационного совета, курировал работу реставрационной мастерской, руководил деятельностью студентов в этом

■тж.

РЕСТАВРАЦИЯ

Коломникова Елена Николаевна «Развитие проекта реставрационной мастерской-музея и планы на будущее»

направлении, проводил онлайн-лекции и мастер-классы, вел реставрационные работы, участвовал в создании каталога отреставрированных икон. Добровольская Лариса Анатольевна, бухгалтер, член инициативной группы и команды проекта, участвовала в оформлении заявки в Фонд президентских грантов, курировала всю финансовую сторону проекта. Ефименко Виктория Павловна, специалист Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля, реставратор, член Реставрационного совета ОмДС, консультировала специалистов реставрационной мастерской на протяжении всего проекта по вопросам ее оснащения, проведению реставрационных работ (рис. 3). Кроме опытных специалистов, в деятельности мастерской принимали участие студенты иконописно-

Рис. 2. Выступление Лобзовой О.Н. на конференции

го отделения факультета церковных искусств ОмДС. Они также под руководством преподавателей-реставраторов вели восстановительные работы над артефактами, занимались их изучением, атрибуцией, оформляли реставрационные паспорта иконописных произведений, писали научные статьи и выступали на конференциях. Это были

Рис. 3. На открытии реставрационной мастерской (слева направо: Лобзова О.Н., Ефименко В.П., Патрахин С.Н., Коломникова Е.Н.)

Рис. 4. Студенты старшего курса иконописного отделения за реставрационными работами

студенты старших курсов: Филина Оксана Сергеевна, Нагибина Ольга Александровна, Васильев Юрий Вячеславович, Ломакин Василий Николаевич, Рожкова Евгения Сергеевна, Чеботова Анастасия Андреевна, Чеботова Марина Андреевна (рис. 4).

В целом поставленные командой проекта задачи были решены. Но на этом деятельность реставрационной мастерской ОмДС по заданным направлениям не заканчивается. Практическая и научно-исследовательская работа после окончания проекта будет продолжаться. Большое значение по-прежнему будет иметь и выставочная деятельность с ее экскурсиями, лекциями и мастер-классами в образовательных и просветительских целях. Кроме того, значительная роль отводится созданному при мастерской музею как реальному в стенах семинарии, так и его виртуальному варианту в сети Интернет.

Как известно, роль музеев в современном мире постепенно растет и видоизменяется. Они уже не просто представляются хранителями накопленных ими коллекций, но начинают взаимодействовать с обществом, выполняя роль образовательной среды. Более того, идя в ногу со временем, современные музеи становятся интерактивными, они уже не только передают некие знания о прошлом и настоящем, но воспитывают, оказывают психологическое воздействие, особенно на эмоции. Об этом говорят и пишут музейные работники. [3] Участвуя в общественной жизни, музеи проводят конференции, круглые столы, проводят лекции и мастер-классы. Образ музея в современном мире, его роль, функции и цели были сформулированы Министерством культуры РФ в проекте «Концепции развития музейного дела в РФ», рассчитанного на период до 2030 года: «В обществе, претерпевающем изменения, музеям все чаще приходится вы-

Коломникова Елена Николаевна «Развитие проекта реставрационной мастерской-музея и планы на будущее»

полнять роль хранителей исторической правды и наследия прошлого, свидетельств современной истории. Возрастает роль музея как активного популяризатора истории среди населения... Идеологическая направленность музейных экспозиций сосредоточена в их предназначении - служить воспитанию гражданственности, патриотизма и духовности. Вектором для решения поставленных задач должно стать эволюционирование музеев в качестве многофункционального института социальной памяти и уникальной коммуникационной среды». [2] Поэтому развитие музейного дела в России, распространение положительного опыта использования объектов культурного наследия, научного и информационного потенциала музеев в образовательном процессе, в реализации педагогических функций музеев, поддержка проектов в области музейной педагогики является одним из приоритетных направлений.

Представленной концепции в определенной степени следует проект реставрационной мастерской-музея, участники которого ставят своей целью не только восстанавливать утраченные образы, но на основе этого благословенного труда, проводить работу по образованию, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения. В этой связи применяются, в том числе, и современные средства общения и оповещения. В определенных условиях, как показал опыт, для развития и популяризации своей деятельности мастерская может широко использовать возможности виртуальной сети Интернет: составлять презентации, записывать и выставлять видеолекции и мастер-классы, экскурсии, получать отклики на эти материалы, отвечать на вопросы в комментариях. При этом она выходит за рамки локально существующей мастерской в помещении Омской духовной семинарии и может демонстрировать результаты своей работы, проводить мероприятия и получать отзывы, то есть общаться с заинтересованной аудиторией, вести образовательную и воспитательную деятельность и вне стен семинарии, включать в нее участников со всего мира. Это может дать толчок для разработки новых проектов, совместной деятельности с другими музеями, культурно-просветительскими центрами, учебными заведениями. В этом случае в перспективе реставрационная мастерская-музей может стать своеобразным центром, объединяющим специалистов, учащихся и всех интересующихся темой иконописи, реставрации и православной культуры в целом, как это и предполагалось инициативной группой при разработке проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воробьева Н.В., Лобзова О.Н., Коломникова Е.Н. Реставрационная мастерская «От исторического артефакта к молельному образу». / Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. - 2019. - Вып. 2 (7). - 234 с. : ил. - С. 176-191.

2. Концепции развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (проект). - Москва: Министерство культуры Российской Федерации, ООО «Экокультура», 2016. / https://cyberpedia.su/15x72c9.html (дата обращения: 25.11.2020).

3. О новых веяниях в музейном деле рассказала заведующая музеем «Литература. Искусство. Век ХХ» / Источник: https://35media.ru/news/2020/11/23/o-novyh-veyaniyah-v-muzejnom-dele-rasskazala-zaveduyushhaya-muzeem-literatura-iskusstvo-vek-hh (дата обращения: 25.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.