Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Поиск и выбор бизнес-идеи»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Поиск и выбор бизнес-идеи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Поиск и выбор бизнес-идеи»»

Бакулева А.В. Рецензия на открытый онлайн курс «Поиск и выбор бизнес-идеи» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00389.pdf. - ISSN 2413-4066

Бакулева Анастасия Владимировна

Преподавател ь

Омский региональный многопрофильный колледж, г. Омск bakuleva@inbox.ru

Рецензия на открытый онлайн курс «Поиск и выбор бизнес-идеи»

Платформа, на которой расположен ООК: Универсариум

Организация - создатель ООК: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Введение

Курс «Поиск и выбор бизнес-идеи», размещенный на платформе «Универсариум», заинтересовал меня как автора программы и преподавателя профессионального модуля «Создание собственного дела», а также как действующего предпринимателя, так как проблема выбора бизнес-идеи является ключевой при построении собственного бизнеса. От того, насколько удачной, перспективной, оригинальной окажется бизнес-идея, зависит успех бизнеса в целом. Однако в сегодняшних условиях высокой конкуренции «нащупать» такую бизнес-идею довольно сложно, и именно отсутствие таковой останавливает желающих начать собственный бизнес, а неправильный ее выбор приводит к провалам молодых предпринимателей. Название данного курса «обещало» полный, многоаспектный анализ подходов к поиску бизнес-идей на основе разных источников и изучение адекватных критериев выбора бизнес-идеи для последующей реализации. То, что авторами курса являются преподаватели «главного» вуза страны - Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - стало еще одним важным мотивом для его изучения. Кроме того, авторы курса - Юрий Митин и Михаил Хомич, - судя по их резюме, представленным на странице «Общая информация о курсе», имеют опыт реальной предпринимательской деятельности, являются бизнес-тренерами и авторами специализированных книг по бизнесу, что дало повод ожидать реальных, успешных и не очень, примеров из бизнес-практики, особенно важных для начинающих предпринимателей, такого опыта не имеющих.

Констатирующая часть

Во вводной лекции представлено название курса и направление, к которому он относится - Экономика, приведена краткая информация об авторах и сделана «нарезка» из видеолекций данного курса. Авторы не презентуют курс в полной мере, не представляют его структуру и порядок прохождения. Во вкладке «Подробнее» сообщается, что поскольку курс не предполагает сдачу домашних заданий, сертификат по результатам его прохождения выдан не будет. Поскольку данный курс был выбран мной исключительно как источник самообразования и расширения представлений в сфере бизнеса, отсутствие возможности получить сертификат никак не повлияло на решение о прохождении курса. Наоборот, это дало возможность получить доступ к курсу сразу же при обращении к нему без

предварительной записи и регистрации, без ограничения по времени прохождения. Однако тем слушателям, которым сертификат необходим, предоставляется возможность записаться на перезапуск курса с последующим получением документа.

Во вкладке «Подробнее о курсе» повторяется информация из вкладки «Подробнее», а также приводится список модулей и структура курса (количество лекций по каждому модулю):

1. Поиск и оценка бизнес-идеи - 6 лекций

2. Стратегия в бизнесе - 5 лекций

3. Выбор бизнес-модели - 6 лекций

4. Маркетинговый анализ и оценка рынка - 6 лекций

5. Управление командой в бизнесе - 6 лекций

6. Построение продаж в бизнесе - 5 лекций

7. Успешные бизнес-презентации - 6 лекций

8. Привлечение инвестиций - 6 лекций.

Гиперссылки с названиями модулей активны, что позволяет изучать их в любом порядке. Однако понять продолжительность прохождения каждого модуля и курса в целом по данной структуре не представляется возможным. К тому же, уже из перечня модулей становится понятным, что содержание курса гораздо шире его названия, что изначально может существенно ограничить число слушателей данного курса. Кроме того, в описании курса указано на возможность «проверять себя с помощью тестов», тогда как в рецензируемой версии онлайн курса тесты отсутствуют.

Вкладка «Структура курса и мой прогресс» на главной странице курса пуста, что, на мой взгляд, является не совсем привлекательным для слушателей курса.

Тем не менее, несмотря на то, что информация о курсе представлена недостаточно полно, актуальность заявленной темы «Поиск и выбор бизнес-идеи» настолько высока, что побуждает как можно быстрее начать прохождение курса для собственного профессионального развития, для обновления содержания собственного учебного курса «Создание собственного дела», для повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся, для подготовки обучающихся к Чемпионатам «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia по компетенции «Предпринимательство».

Онлайн курс «Поиск и выбор бизнес-идеи» состоит из 8 модулей, каждый из которых включает 5-6 видеолекций, продолжительностью 10-15 минут. В аннотации к каждому модулю дается его краткое описание, перечень вопросов просматриваемой видеолекции и список литературы для самостоятельного изучения. Также к каждому модулю прикреплены материалы презентации, которая демонстрируется авторами в ходе видеолекции, и материалы для контроля по модулю.

В видеолекциях авторы представляют информацию по теме каждого модуля в соответствии с рыночной ситуацией, актуальной на момент записи видеолекций (2013 год), и со ссылкой на авторитетных западных и российских экономистов и маркетологов: Ф. Котлера, И. Манна, А. Остервальдера, М. Портера и др. В большинстве видеолекций преподаватели, представляя фрагменты работ вышеуказанных авторов, мотивируют на прочтение первоисточников для более глубокого понимания бизнес-процессов. В видеолекциях анализируются как традиционные, так и инновационные подходы к поиску и выбору бизнес-идеи. Содержание лекций соответствуют современным представлениям о бизнесе, экономике, маркетинге. При этом выходит гораздо шире за рамки темы курса «Поиск и выбор бизнес-идеи». Авторы сами неоднократно в начале каждого модуля представляют его как часть курса по основам предпринимательства. В ходе курса раскрываются не только вопросы поиска и оценки бизнес-идеи, но и выбора стратегии и бизнес-модели, аспекты управления командой, успешной презентации и привлечения инвестиций и основ продаж в бизнесе. Логика изложения вопросов курса определена авторами самостоятельно и не всегда очевидна. Тем не менее, не влияет негативно на содержание каждого модуля в отдельности.

В ходе видеолекций авторы как бы играют в пинг-понг, передавая право освещения того или иного вопроса друг другу, что придает динамичность и исключает монотонность и однообразие. Для наглядности речь преподавателей сопровождается фрагментами презентации, в т.ч. с видеоэффектами - с появлением/исчезновением части текста и др., что акцентирует внимание слушателей курса на том аспекте, о котором идет речь в лекции. Между видеолекциями также предусмотрен автоматический переход, т.е. по окончании просмотра одной видеолекции, слушатель сразу же получает доступ к следующей.

Практически вся теория, представляемая в видеолекциях, сопровождается примерами из бизнес-практики, часть которых авторами позаимствована из бизнес-литературы, а часть подобрана авторами самостоятельно. Один из авторов часто обращается к флип-чарту для дополнительной иллюстрации бизнес-моделей, примеров, что создает эффект «присутствия» в аудитории на учебном занятии.

Практических материалов по данному курсу не предусмотрено. При этом в конце каждого модуля последняя видеолекция содержит бизнес-кейс, который авторы озвучивают, предлагая самостоятельно подумать над его решением, и озвучивают, какое решение этого бизнес-кейса было в действительности. Наличие в курсе таких бизнес-кейсов и их решений обогащает курс, стимулирует творческое, инновационное мышление, дает возможность сравнить свои представления о бизнесе с реальностью.

Аналитическая часть

В контролирующих материалах по каждому модулю, предложенных авторами в формате .pdf в виде билетов, содержатся бизнес-кейсы из видеолекции и вопросы по теории курса. Возможности отправки результатов выполнения заданий не предусмотрено. Интерактивных элементов, возможности обратной связи данный курс также не предусматривает.

Изучив курс «поиск и выбор бизнес-идеи», можно констатировать богатое содержание подобранного теоретического материала, мотивирующую энергичность обоих авторов, обширный «багаж» примеров реальной бизнес-практики. При этом можно порекомендовать следующее:

1. Изменить название курса, т.к. название «Поиск и выбор бизнес-идеи» -слишком узкое и не раскрывает всего содержания курса. Курс освещает практически все аспекты создания бизнеса, начиная от бизнес-идеи, как отправного и основного элемента, и заканчивая технологией продаж.

2. Составить глоссарий к каждому модулю, т.к. авторами вводится большое число новых, в т.ч. англоязычных терминов, которые «новичку» в сфере бизнеса, для которого предназначен этот курс, могут быть незнакомы.

3. Сделать корректное описание каждой видеолекции, поскольку в данный момент реальное содержание видеолекции и перечень вопросов, указанных в аннотации к ней, в большей части модулей не совпадают (либо повторяются, либо разделены произвольно). Это затрудняет поиск нужной видеолекции при повторном прохождении курса.

4. Установить прямое соответствие между излагаемым авторами материалом и материалами презентации для согласованного восприятия информации через аудиальный и визуальный каналы. Так, например, в лекции на тему «Методы поиска бизнес-идей» методы излагаются авторами в произвольном порядке, а не в том, в котором они представлены в презентации, что затрудняет восприятие и отвлекает обучающегося.

5. Усовершенствовать контролирующие материалы, т.к. формат билетов нецелесообразен в онлайн-курсах. Оптимальным методом проверки теории могло бы стать онлайн-тестирование с автоматическим и мгновенным анализом результатов, а также рекомендациями, какую часть курса слушателю следует изучить еще раз.

6. Скоррректировать трактовку матрицы Бостонской консалтинговой группы как инструмента анализа ПРОДУКТОВ диверсифицированной компании, а не самих компаний, как это делают авторы курса.

Заключение

В заключении следует отметить, что открытый онлайн курс «Поиск и выбор бизнес-идеи», размещенный на платформе «Универсариум», безусловно, полезен как для преподавателей, осуществляющих подготовку по основам бизнеса, так и всем желающим, кто хочет начать бизнес с нуля, а также студентам, осваивающим подобный курс в рамках образовательной программы.

Преподаватели могут как просто обогатить свой профессиональный опыт дополнительными знаниями в области бизнеса и транслировать эти знания обучающимся, так и включать отдельные фрагменты видеолекций при проведении учебных занятий и задания для самостоятельной работы. Особе внимание преподавателям стоит обратить на подборку бизнес-кейсов.

Отсутствие блока контроля в данном курсе делает невозможным перезачет результатов его освоения для нашей образовательной организации и не позволяет оценить у обучающегося степень сформированности компетенции выбора бизнес-идеи. Поэтому может служить только в качестве учебного материала к профессиональному модулю «Создание собственного дела», реализуемого в нашей образовательной организации. Также данный курс может найти широкое применение в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.