ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МООК (МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ) В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (достижения и перспективы)
Э.Г. Азимов
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина акад. Волгина, 6, Москва, Россия, 117485
В статье рассматриваются особенности массовых открытых онлайн-курсов в дидактическом аспекте, выявляются основные их характеристики. Описываются особенности их создания, раскрываются проблемы, связанные с их использованием в обучении русскому языку как иностранному.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, массовые открытые онлайн-курсы, дистанционный курс, видеолекция, компьютерные технологии, Интернет, самостоятельная работа, проблемное обучение.
Компьютерные технологии быстро развиваются, появляются новые средства хранении и передачи информации, организации коммуникации. Онлайн-образова-ние начинает развиваться в новом направлении на основе новых технологических решений, построенных на возможностях Интернета и мультимедиа. Сегодня одной из важных мировых тенденций в сфере образования являются MOOК — массовые открытые онлайн-курсы (русск. МООК, англ. Massive Open Online Course). Они предназначены для широкого круга участников для бесплатного доступа через Интернет. МООК — особый тип образовательного интернет-курса, предполагающий участие и свободный доступ для всех желающих учиться на основе специальной компьютерной платформы. Такие курсы предполагают просмотр видеолекции, работу с текстом лекции, выполнение заданий и тестов с автоматической проверкой ответов, использование дополнительных ресурсов Интернета и др. Основой большинства MOOК являются видеолекции, которые ведет один или несколько лекторов (либо даже «закадровый» лектор, слышен только голос лектора на фоне презентации). Лекция сопровождается обычно различными аудиовизуальными материалами. В зависимости от курса видеоряд может быть дополнен слайдами с необходимой информацией, графикой, ссылками на другие видео, контролем в формате тестов, которые помогают проверить понимание лекции или
закрепить просмотренный материал. К видеолекции прилагаются обычно дополнительные материалы, которые слушатель изучает самостоятельно. Это могут быть статьи в газетах и научных журналах, фильмы, книги, фотографии, дополнительные лекции на выбор и др. Демонстрация курса обычно длится от одного до двух-трех месяцев и проходит по определенной программе, предусмотренной авторами курса. Курс обычно проводится, как правило, только онлайн, при этом возможны синхронные (например, вебинары) и асинхронные (например, форумы) возможности получения и передачи информации. Обычно обучение происходит бесплатно, только в случае необходимости получения дополнительных сертификатов, проведения дополнительных экзаменов слушатели платят определенную сумму.
Образовательные онлайн-платформы для демонстрации МООС создают специальные компании-провайдеры, специализирующиеся на предоставлении образовательных услуг и образовательного контента (Coursera, Udacity, edX и др.) в сотрудничестве с учебными заведениями. В системе российского электронного образования также функционирует несколько образовательных платформ, например, «Универсариум», UNIWEB и др. Они совместно с ведущими вузами страны разрабатывают образовательные онлайн-материалы с целью распространения качественного образования на русском языке. «Универсариум», по словам разработчиков, — это открытая система электронного образования (http://universarium.org). UNIWEB — это платформа онлайн-обучения, которая совместно с ведущими вузами разрабатывает образовательные электронные продукты с целью распространения качественного образования на русском языке (http://uniweb.ru).
Демонстрация каждого курса планируется на определенное время. Заранее указывается время начала и завершения демонстрации курса. В некоторых случаях возможна сдача дополнительных экзаменов, тестов и др. для получения сертификата о завершении курса, который выдается тем или иным учебным заведением. Слушатели в ходе всего курса изучают материалы видеолекций, выполняют обычно различные задания как для самопроверки, так и задания на оценку преподавателя (такие задания встречаются очень редко), обсуждают эти задания на форумах и участвуют в вебинарах.
Обычно выделяют следующие преимущества такого электронного обучения: курсы МООК могут быть совместимыми с различными компьютерными системами, ресурсами и инструментами Интернета, доступны в течение определенного времени везде, где есть Интернет, их создание облегчено существующими программными средствами (форум, вебинар, видеолекция, электронная почта, презентация, подкасты, блоги, вики-технологии). Все эти средства и технологии уже используются в обучении языкам [1. С. 2], существует методика их использования в учебном процессе. В системе МООК эти средства и технологии функционируют в рамках одной образовательной платформы для решения определенной учебной задачи. Курсы МООК обеспечивают взаимодействие слушателей не только с преподавателями, но и учащихся между собой, часто ориентированы на межпредметные связи и решение практических задач. Следует подчеркнуть, что нет никаких
ограничений на запись и участие в таких курсах. Среди других преимуществ такого обучения в литературе называются также следующие: организация и проведение онлайновых уроков обходится гораздо дешевле, поскольку один преподаватель может обучать сотни и даже тысячи студентов; к созданию курсов привлекаются ведущие преподаватели из лучших университетов мир; такие уроки дают учащимся возможность выбирать скорость изучения материала, работать в привычном темпе, возвращаться к пройденному материалу, что обеспечивается пошаговым изучением материала с постоянной проверкой; значительное место в обучении играет взаимодействие студентов, они общаются с помощью средств электронной коммуникации. Все это делается в дистанционных курсах по обучению языкам [1], но есть существенные различия в технологии организации учебного взаимодействия. В системах МООК учебное взаимодействие ориентировано на большие группы учащихся.
В курсах МООК используются различные формы представления информации и оценки уровня овладения учебным материалом. Кроме общения с преподавателем, выполнения тестов, проектных заданий и др., используется технология взаимной оценки работ, которая позволяет слушателям оценить и дать свой отзыв о работах других студентов. К достоинствам таких курсов относят демонстрацию лекций курса с постоянной проверкой с помощью автоматизированной системы тестов, используется методика обучения, ориентированная не только на ведущую роль преподавателя, но и на активность слушателей, студенты учатся друг у друга и оценивают работы, поощряется обсуждение учебного материала, организации курса. Демонстрация лекции имеет обычно безальтернативную структуру, лекция одинакова для всех (независимо от хода выполнения заданий), но в то же время поощряется интерактивное взаимодействие студентов между собой через форумы, сообщества, взаимную оценку работ и заданий, в некоторых случаях авторами курса поощряется командная, совместная работа над проектами и др. [3].
Проблема взаимодействия со слушателями в интерактивной форме является одной из самых важных проблем МООК. Сложность ее решения вызвана рядом причин — большим количеством слушателей, разным уровнем их подготовки, национальными традицями и программами обучения, индивидуальной траекторией изучения материала и др. Создатели МООК стараются решить эту проблему, предлагая различные модели взаимодействия (организуется обсуждение в группах слушателей, некоторые слушатели сами выступают в роли модераторов дискуссий, активно используются автоматизированные тестовые системы, в том числе и с использованием семантического анализа ответов слушателей).
Основной учебный материал в МООК представлен в видеолекции. Видеолекции могут составлять не менее 50% от общей длительности курса. В содержание курса входят также обычно: список литературы для самостоятельного изучения слушателем, в том числе на электронных ресурсах (свободный доступ); контрольно-измерительные материалы для контроля знаний, включая вопросы и тесты по лекционному материалу; дополнительные задания (например, написание рефератов, эссе; организация обсуждений на форуме).
Опыт использования МООК выявил также их типичные недостатки: значительное количество слушателей не завершает курс; у слушателей нет реальной возможности общаться в режиме реального времени с преподавателем, который ведет курс; наблюдаются различия в уровне подготовки студентов, языке, культуре, мотивах изучения курса, что делает взаимное оценивание работ не очень эффективным; программа демонстрации курса по универсальной схеме (расписанию) оказывается не всегда удобной для слушателей, живущих в разных регионах с разными традициями обучения и получения образования.
Курсы МООК отличаются от дистанционных курсов и от медиатек лекций, которые предлагаются многими университетами. В отличие от дистанционного курса в МООС не предполагается индивидуальный контакт преподавателя со слушателями, не планируется, как правило, очное участие в занятиях или обучение по программе определенного учебного заведения в составе группы. В медиатеке, в свою очередь, обычно представлена полная запись лекции, которая соответствует лекции, прочитанной в аудитории, но без разбиения на фрагменты, интернет-поддержки и др. В МООК предполагается обязательное разбиение лекции на фрагменты, предлагаются вопросы и задания после каждого фрагмента, проводится итоговое тестирование после изучения материалов лекции, осуществляется организация взаимодействия между слушателями. Таким образом, в МООК, кроме лекций, есть дополнительные средства обучения (дидактический материал) для организации самостоятельной работы на основе ресурсов Интернета и для проведения контроля.
Одним из самых сложных моментов создания МООК является разработка критериев оценки и типов контроля. Так, например, заданиями на оценку считаются задания типа эссе/кейс/открытые задания/проекты, которые предполагают самостоятельную работу слушателя, написание ответа в свободной форме и последующую загрузку работы в систему. В курсы могут быть включены разного рода практические задания для самопроверки, а также тренировочные задания и игры, тесты, вопросы для проверки понимания лекции и т.п. Иногда используется, как уже отмечалось, и особый режим контроля — это взаимная проверка и самопроверка задания самими слушателями.
Определенное место, хотя и ограниченное, среди имеющихся курсов МООК занимает проблематика, связанная с обучением языкам, прежде всего английскому языку (например, обучение деловому общению, письму, межкультурной коммуникации и др.). В настоящее время платформа «Универсариум» предлагает новые курсы, связанные с русским языком. «Современный русский литературный язык», «Познаю мир на русском языке», «Лексикология русского языка» и др. Большой интерес у слушателей вызвал, например, лингвокультурологический курс проф. Миры Бергельсон Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communication, который демонстрировался весной 2014 г. на образовательной платформе Coursera.
Создание курсов в системе МООК для обучения языкам имеет свою специфику, связанную с особенностями и закономерностями формирования коммуника-
тивной компетенции во всех видах речевой деятельности. Наиболее перспективным на сегодняшний день представляется создание лекционных курсов, посвященных различным аспектам методики преподавания русского языка. Использование МООК в обучении практическому владению иностранным языком требует других методических решений в силу специфики предмета «иностранный язык». В Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина создаются в последнее время на базе образовательных платформ «Универсариум» и Uniweb различные учебные материалы по русскому языку как иностранному, ориентированные на систему повышения квалификации преподавателей. Так, например, в сентябре 2014 г. на платформе «Универсариум» был представлен курс по методике преподавания РКИ (курс включает видеолекции, вебинары, форумы и др.). Длительность курса восемь недель. Объем курса примерно соответствует двухнедельному семинару повышения квалификации преподавателей на 72 часа. Курс состоит из отдельных модулей, посвященных важным темам в теории и практике преподавания РКИ, например, «информационно-коммуникационные технологии в преподавании РКИ», «система тестирования по русскому языку», «методика работы с художественным текстом». На данный курс на основе платформы «Универса-риум» записалось более двух тысяч слушателей.
При общей положительной оценке курса слушателями были выявлены некоторые проблемы. Система тестовых заданий иногда вызывала сложности, слушатели допускали возможность других вариантов ответа, нередко возникали трудности технического характера при просмотре видеоряда (это было вызвано отсутствием необходимого программного обеспечения на компьютерах слушателей). Слушатели пытались задавать дополнительные вопросы преподавателям курса или предлагать свои индивидуальные решения, что было трудно учесть в ходе диалога с большим количеством слушателей в течение ограниченного количества времени (каждый модуль курса демонстрировался одну неделю). Не все слушатели успевали в силу ряда причин выполнить задания к каждому модулю в соответствии с программой курса, просили продлить демонстрацию модуля, иногда слушатели просили разрешить им пересдать тестовые задания (пересдача не предусматривалась программой) или вновь вернуться к предыдущему модулю и др. Значительная часть слушателей выразила желание продолжить обучение в очной форме сразу после завершения обучения онлайн. Наблюдались значительные различия в интересах слушателей, уровне их профессиональной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. — М.: Русский язык. Курсы, 2012. — 352 с.
[2] Титова С.В., Филатова А.В. Технологии ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языком. — М.: Икар, 2014. — 100 с.
[3] Jacobs A.J. Two Cheers for Web U! // The New York Times. Sunday Review. 20 апр. 2013 г. — URL: http://www.nytimes.com/2013/04/21/opinion/sunday/grading-the-МООК-university.html?_r=0 (дата обращения 8.10.2014).
LITERATURA
[1] Azimov E.G. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v prepodavanii russkogo jazyka kak inostrannogo. — M.: Russkij jazyk. Kursy, 2012. — 352 p.
[2] Titova S.V., Filatova A. V. Tehnologii WEB 2.0 v prepodavanii inostrannyh jazykom. — M.: Ikar, 2014. — 100 p.
[3] Jacobs A.J. Two Cheers for Web U! // The New York Times. Sunday Review. 20 апр. 2013 г. — URL: http://www.nytimes.com/2013/04/21/opinion/sunday/grading-the-mooc-university.html?_r=0 (дата обращения 8.10.2014).
USING МООС IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (achievements and opportunities)
E.G. Azimov
The Pushkin state Russian language institute Akad. Volgina str., 6, Moscow, Russia, 117485
In the article was considered different types of MOOCs, and analyzed a advantages and problems in using on-line courses. The special attention is given to the problems concerning using MOOCs resources and tools in teaching Russian as a foreign language.
Key words: Russian as a foreign language, MOOC, distance courses, assessment, computer technologies, Internet, videolecture, self-insruction.