Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Азбука финансов»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Азбука финансов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Азбука финансов»»

Кудинова О.В. Рецензия на открытый онлайн курс «Азбука финансов» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00412.pdf. - ISSN 2413-4066

Кудинова Олеся Викторовна

Преподавател ь

Омский региональный многопрофильный колледж, г. Омск olesykudinov@yandex.ru

Рецензия на открытый онлайн курс «Азбука финансов»

Платформа, на которой расположен ООК: Лекториум

Организация - создатель ООК: Томский государственный университет систем управле-ния и радиоэлектроники

Введение

Открытый онлайн курс "Азбука финансов" расположен на платформе Лекториум. Преподавателем курса является Валерия Цибульникова (доцент кафедры «Экономики» ТУСУР, кандидат экономических наук. Автор 30 научных, учебных и учебно-методических работ. Имеет 11 летний опыт работы на финансовых рынках, в сфере биржевой торговли). Курс рассчитан на широкую аудиторию: сотрудников банков, работников пенсионных фондов, бухгалтеров, начинающих специалистов финансовых и инвестиционных организаций, студентов различных направлений подготовки, а также всех, кто желает улучшить свое финансовое положение, повысить квалификацию в вопросах инвестирования и управления личными финансами (так заявлено в описании курса).

О существовании данного курса я узнала из обучающего семинара, который проводился в нашем учебном заведении для педагогов. На семинаре были освещены вопросы, связанные с повышением ИКТ-образованности преподавателей, а также возможностью повышения квалификации через ООК, в т.ч. и платформу Лекториум.

Курс "Азбука финансов" меня заинтересовал, т.к. я являюсь преподавателем похожего междисциплинарного курса "Финансы, налоги и налогообложение" для специальности 38.02.04. Коммерция. Кроме того я разработала и применяю в учебном процессе ЭУМК "Финансы, налоги и налогообложение" на базе СДО Moodle. Поэтому мне хотелось не только сравнить свой ЭУМК с ООК, но и почерпнуть какие-то новые интерактивные элементы.

Об описании курса.

В описании курса было заявлено, что по итогам обучения выдается сертификат, но он платный. При успешном завершении курса «Азбука финансов» есть возможность получить платное удостоверение о повышении квалификации установленного образца по программе «Управление личными финансами» (72 часа), выданное Томским государственным университетом систем правления и радиоэлектроники (ТУСУР). Но для получения удостоверения нужно выполнить дополнительную письменную практическую работу.

Условия получения удостоверения:

- Успешное прохождение обучения по МООС «Азбука финансов» (70% и выше от общего рейтинга);

- Выполнение итоговой работы по теме «Анализ бюджета физического лица и личного финансового плана»;

-Заключение договора с Университетом о предоставлении образовательных услуг;

-Оплата стоимости образовательной услуги — 3000 рублей.

Период обучения - 7 недель, хотя в действительности получилось - 8 недель.

О прохождении курса.

После того как я зарегистрировалась и записалась на курс, мне пришло письмо на электронную почту с извещением о начале обучения. И каждый раз, как только открывалась новая глава, приходили своевременные оповещения.

Предваряет курс вводное видео, в котором подчеркивается практическая значимость и актуальность данного курса.

Отдельным разделом курса явилась информация о нем, которая включает в себя: как устроен курс, система оценивания, общение на форуме, правила взаимодействия, программа повышения квалификации.

Курс включает 6 глав. Каждая глава открывалась с начала новой недели и была доступна в течение двух недель.

Невозможно не отметить, интересную задумку автора курса - это название каждой главы. Оно содержало в себе пословицу или поговорку, раскрывающую (намекающую) на содержание главы, например: "Никогда не инвестируй в бизнес, в котором ничего не понимаешь".

Каждая глава курса содержит несколько подразделов, в которых есть видео, конспекты к модулям и тесты или практические задания для самопроверки. Видео сопровождается заданиями самоконтроля, которые не влияют на формирование итоговой оценки по курсу.

Констатирующая часть

Если говорить о научности данного курса, то она минимальна, т.к. курс имеет практическую направленность. Актуальность данного курса в современных кризисных условиях не вызывает сомнения у меня как у педагога и гражданина РФ.

В описании курса говорится, что по итогам обучения вы научитесь:

- планировать личный бюджет,

- составлять личный финансовый план,

- определять необходимые инвестиционные инструменты,

- оценивать эффективность вложений в различные финансовые активы.

И действительно, по итогам изучения отдельных глав были предложены практические задания (ситуации, кейсы) направленные на приобретение указанных навыков.

О видео.

Курс содержит 26 видео, отражающих содержание каждой темы параграфа внутри главы. В видео преподаватель Валерия Цибульникова в доступной форме представляет слушателям курса теоретический материал по каждой теме и приводит жизненные практические примеры.

Кроме того, в 1,5 и 6 главах были вебинары. В 1 главе курса вебинар был посвящен правилам вычисления сложных процентов и аннуитетным платежам. В 5 главе вебинар был посвящен разъяснениям по выполнению практического задания-кейса и приводились примеры расчетов денежных потоков с учетом дополнительных параметров. В 6 заключительной главе вебинар носил название: "Азбука финансов: ответы на вопросы слушателей курса". Стоит отметить, что была возможность прослушать запись вебинара и скачать презентацию вебинара. В форуме данного вебинара обсуждалось правильное решение практических заданий, кейса, а также слушатели курса задавали преподавателю свои финансовые вопросы, например какие критерии для выбора ПИФа или как начать играть на бирже и т.д. Преподавателем курса также были даны ссылки на множество интернет-ресурсов для ответов на интересующие слушателей вопросы.

О конспектах.

Кроме видео по каждой теме (модулю) имелся конспект с теоретическим материалом. Конспект выполнен в виде презентации PowerPoint. Хочется отметить, что конспекты были очень краткими (для слушателей, не имеющих знаний в данной области этого могло быть, как мне кажется, недостаточно. Также, если бы слушателями были бы студенты, например колледжа, то им этой информации однозначно не хватило!). Конспекты были выдержаны в рамках темы, наглядные, без лишней "воды".

О дополнительных вопросах для обсуждения.

После каждой главы курса слушателем предлагалось в рамках рубрики "Дополнительные вопросы для обсуждения" посмотреть и обсудить рейтинг ПИФов по доходности; прочитать и обсудить статьи различных авторов, например «5 классических правил сбережения денег, которые пора пересмотреть»; рассматривались практические примеры; предлагалось пройти тест- опрос "Какой вы инвестор" (тест дал оценку личностных особенностей, чтобы в дальнейшем правильно выбирать финансовые активы для инвестирования, а также формировать подходящую инвестиционную стратегию); проводилась оценка финансового статуса слушателя; изучали предложения по накопительному страхованию жизни от нескольких ведущих российских и зарубежных компаний и др. Хочу отметить, что такие дополнительные элементы курса являются очень интересными, полезными и вносят "изюминку", разбавляющую теорию и практику. Это тот элемент, который я возьму себе на вооружение!

Соотношение между теоретическим и практическим материалом является, на мой взгляд, оптимальным и позволяет курсу иметь статус "практической направленности".

О контролирующих материалах.

После 1-4, 6 глав курса были предложены для прохождения итоговые тесты по главе. В каждом тесте было по 15 вопросов, разного уровня сложности и с различными вариантами ответов (один ответ, несколько ответов). Для ответа на тест давалось две попытки. К каждому вопросу было две кнопки — «Проверить» и «Сохранить». Первая кнопка засчитывала попытку ответа как использованную и отсылала ответ на проверку. Вторая — сохраняла ответ, не отправляя их на проверку. Об этом было предупреждение перед прохождением каждого теста.

Прохождение теста особых затруднений не вызывало.

После 5 главы вместо итогового теста было итоговое задание. Оно включало 2 этапа. На первом этапе нужно было проанализировать кейс и ответить на 7 вопросов.

Ответы на вопросы необходимо было оформить отдельным файлом и загрузить на сайт в специально отведенном поле «Загрузить свою работу».

На втором этапе вам необходимо было оценить 4 работы других слушателей и получить 3 оценки за работу.

Для успешного выполнения задания рекомендовали:

- Изучить презентацию «Будущая стоимость целей»;

- Для расчета платежей по кредитам и доходности вложений использовать финансовые калькуляторы: финкалькулятор.рф/ргсц ect.

Кроме того, особенностям выполнения данного задания был посвящен еще и вебинар, как это отмечалось мной выше.

Итоговый тест по курсу в целом, с возможностью получить 30 баллов, необходимо было пройти до 03.04.2017 года. Тест состоял из 24 вопросов. Также, как и по тестам после каждой главы, для ответа на тест давалось две попытки. К каждому вопросу есть две кнопки — Проверить и Сохранить. Кнопка «Сохранить» сохраняет ответы, а кнопка «Проверить/Последняя попытка» отправляет ответы на проверку.

О своих результатах можно было узнать на отдельной странице курса "Прогресс".

Обратная связь с преподавателем курса прослеживалась абсолютно на всех этапах обучения на протяжении всего курса обучения через форумы и вебинары. С этим, проблем, я думаю, не возникло ни у одного слушателя. Каждый вопрос мог обсуждаться на форуме.

В целом хотелось бы заключить, что учебный материал был связным, логически выстроенным, грамотным, актуальным. Материал, размещенный внутри каждой главы, также имел четкую структуру: видео, конспект, дополнительные вопросы для обсуждения, итоговый тест по главе.

Название курса "Азбука финансов" полностью соответствует его содержанию и учебному плану, т.к. преподаватель от А до Я рассказала о ключевых понятиях в области финансов, представила яркие и запоминающиеся примеры и т.д.

Аналитическая часть

Была четкая организация учебного процесса. Хорошая наполняемость учебным материалом.

Если учитывать, что курс рассчитан на широкую аудиторию (как заявлено в описании курса): сотрудников банков, работников пенсионных фондов, бухгалтеров, начинающих специалистов финансовых и инвестиционных организаций, студентов различных направлений подготовки, а также всех, кто желает улучшить свое финансовое положение, повысить квалификацию в вопросах инвестирования и управления личными финансами, то в качестве рекомендаций автору посоветовала бы, дополнить конспект лекций большим объемом теоретической информации. Либо разделить аудиторию: на тех, кто имеет в этой области определенный объем знаний и на тех, кто изучает курс впервые (например, студенты).

В конце изучения курса, были поздравления для тех, кто успешно прошли курс и получили сертификат. А это более 350 слушателей. Более 100 человек получили рейтинг 90% и выше.

Был представлен список слушателей, кто набрал наивысший рейтинг по курсу, а также отмечены самые активные слушатели в курсе.

Заключение

Обучение на подобном открытом онлайн курсе для меня было новым, интересным и безусловно, полезным.

Мне понравилась четкость и структурированность данного курса, что подчеркивает и моё видение по этому вопросу. Строение моего ЭУМК "Финансы, налоги и налогообложение" подобное.

Как отмечалось мной уже в констатирующей части рецензии, мне понравилась рубрика "Дополнительные вопросы для обсуждения", которая была разнообразной, интерактивной, творческой. И этот элемент я учту при разработке своего ЭУМК.

При успешном завершении курса «Азбука финансов» есть возможность получить платное удостоверение о повышении квалификации установленного образца по программе «Управление личными финансами» (72 часа), выданное Томским государственным университетом систем правления и радиоэлектроники (ТУСУР). Но для получения удостоверения нужно выполнить дополнительную письменную практическую работу. Для аттестующихся преподавателей это отличная альтернатива очного посещения курсов.

Условия получения удостоверения:

- Успешное прохождение обучения по МООС «Азбука финансов» (70% и выше от общего рейтинга) - 70% можно было набрать по итогам изучения 6 глав курса и 30% за итоговое тестирование;

- Выполнение итоговой работы по теме «Анализ бюджета физического лица и личного финансового плана»;

-Заключение договора с Университетом о предоставлении образовательных услуг;

-Оплата стоимости образовательной услуги — 3000 рублей.

К сожалению, мне не удалось в установленный срок пройти итоговое тестирование по курсу, в связи с занятостью (учебный процесс) и я была лишена возможности получить такое удостоверение.

Хотелось бы обратиться к авторам курса, о рассмотрении возможности индивидуального обучения отдельных слушателей (например, по заранее согласованному графику или маршруту обучения), либо о пересмотре/отмене жестких сроков для изучения каждой главы курса и прохождения итогового тестирования.

Педагогам, которые не имеют собственных разработанных ЭУМК по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам вполне могут использовать данный курс по направлению "Финансы" в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.