Чемезов С.А. Рецензия на открытый онлайн курс «Мифы и реальности камня» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00443.pdf. - ISSN 2413-4066
Чемезов Сергей Александрович
УГМУМинздрава России, г. Екатеринбург tutor_06@mail. ru
Рецензия на открытый онлайн курс «Мифы и реальности камня»
Платформа, на которой расположен ООК: Лекториум
Организация - создатель ООК: Томский политехнический университет
Введение
Я выбрал МООК «Мифы и реальности камня» на «Лекториум», не входящий в перечень дисциплин ООП медуниверситета, согласно ФГОС-3 в связи с давним интересом к минералогии, самоцветам Урала, так как живу в «Бажовской вотчине», г. Екатеринбурге, где многое связано со сказами Бажова П.. Музей Горного Университета и другие музеи г. Екатеринбурга содержат большую коллекцию минералов и в виде друз кристаллов, и изделий из самоцветов, прохождение мною МООК было обусловлено желанием пополнить сведения о происхождении и свойствах драгоценных и полудрагоценных камней.
Констатирующая часть
По аннотации от авторов, курс по минералогии и петрографии предназначен для школьников и будущих абитуриентов геологических факультетов, студентов младших курсов, изучающих геологию, минералогию и петрографию, а также натуралистов, интересующихся минералами и горными породами. Продолжительность курса 8 недель, структурно курс состоит из 7 глав, каждая из которых содержит от 4-х до 6-ти видеолекций (46 видео). Начинается курс с короткого, но красочного Введения, с показом панорамы Томского политехнического университета, 3-х авторов и обзора коллекции редких минералов.
В соответствии со стандартами «Лекториум» курс имеет понятное меню навигации: Видео и задания, Новости, Форум, Прогресс, Вопросы и ответы. Большим плюсом для слушателей является возможность видеть автоматическое уведомление о месте последнего визита, с активной гиперссылкой на нужную главу при повторных заходах на курс.
Каждая глава, помимо видеоматериалов содержит тесты для самопроверки, дополнительные материалы и задание с фиксированным предельным сроком выполнения. В ряде глав, н.п. Глава 4, введены задания, предусматривающие взаимопроверку слушателями. Для слушателей курса имеется возможность не только просмотра видеоматериалов, но и скачивание конспекта лекций, что удобно в связи с разными типами восприятия материала.
Прохождение курса идет строго по учебному плану, с рассылкой уведомлений об открытии доступа к очередной главе на почту слушателей. Опция «Прогресс» сразу же после выполнения контрольных мероприятий (тесты, задания) визуализирует достижения слушателей столбиковой диаграммой, что дисциплинирует слушателей, повышает мотивацию к получению наивысших результатов.
Аналитическая часть
Лекции эмоционально читаются талантливыми преподавателями, которым удается излагать неспециалистам в геологии, минералогии теоретические основы, с показом различных образцов горных пород, демонстрацией их физических и химических свойств. Ценность видео в том, что они позволяют слушателям освоить навыки распознавания, классификации минералов и пород даже в полевых условиях, с помощью характерных признаков и простейших инструментов (геологический молоток, лупа, простейший набор химикатов), шкала твердости.
Отмечается добросовестное сопровождение курса авторами, службой техподдержки. На вопросы слушателей следовали ответы, комментарии от авторов с демонстрацией образцов, указанием интернет-ресурсов или в тот же день, или на следующий день. Служба техподдержки оперативно реагировала на вопросы слушателей, исправляла редкие технические сбои или ошибки, заложенные в критерии оценки тестовых заданий.
Качественные видео, доброжелательный настрой преподавателей, привели к тому, что на вопросы слушателей охотно писали ответы курсанты-геологи, давали практические советы, прикрепляли фото минералов из экспедиций по России, Казахстану, Киргизии и ряду других стран (рис.1,2)
Отмечается очень высокая активность слушателей на Форуме, интерес к материалу, дружественная атмосфера и большое количество публикаций с фотоиллюстрациями привели к тому, что авторы курса вынуждены были открыть три дополнительные ветки на форуме: образцы редких пород и минералов, ювелирные изделия из минералов и описание минералов в литературных произведениях. Силами слушателей была организована фотовикторина, где на вопросы с фото минералов вначале отвечали сами слушатели, а потом следовали комментарии преподавателей.
Заключение
Курс, изначально рассчитанный на школьную или студенческую аудиторию, своей красочностью, умелой подачей теоретического материала и демонстрацией богатой коллекции минералов музея ТПУ привлек взрослый контингент слушателей (геологи,
этнографы, работники ювелирных салонов и т.д.). Преподавателям удалось создать творческую атмосферу на курсе, способствующую интересу как к материалам, так и прогрессу успеваемости, что привело к высокому среднему баллу на курсе, достаточному для получения сертификата.
Другим достоинством курса является высокая сплоченность, взаимоподдержка среди слушателей, высокая активность на форуме. На основе присланных фотоматериалов авторам курса вполне можно сделать учебное пособие, или мини-атлас минералов. Многие слушатели высказали пожелание продолжить обучение, при обновлении, дополнении глав.
Рекомендую прохождение МООК «Мифы и реальности камня» с качественно выполненным авторами ТПУ (Томск) контентом слушателями любой специальности, интересующимися вопросами геологии, минералогии, петрографии.