Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Русский язык как инструмент успешной коммуникации»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Русский язык как инструмент успешной коммуникации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Русский язык как инструмент успешной коммуникации»»

Чемезов С.А. Рецензия на открытый онлайн курс «Русский язык как инструмент успешной коммуникации» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00451.pdf. - ISSN 2413-4066

Чемезов Сергей Александрович

УГМУМинздрава России, г. Екатеринбург tutor_06@mail. ru

Рецензия на открытый онлайн курс «Русский язык как инструмент успешной

коммуникации»

Платформа, на которой расположен ООК: Лекториум

Организация - создатель ООК: Национальный исследовательский Томский государственный университет

Введение

МООК «Русский язык как инструмент успешной коммуникации» на «Лекториум», по аннотации от авторов, будет интересен студентам любых факультетов и любых курсов (включая магистратуру), иностранным гражданам, изучающим русский язык, школьникам среднего и старшего звена, а также всем желающим повысить уровень владения навыками устной и письменной речи.

Продолжительность курса 8 недель, структурно курс состоит из 7 тем/модулей, каждая тема содержит от 3-х до 7 лекций (30 видео), 7 проверочных заданий и 1 итоговый тест. В каталоге «Лекториум» курс представлен вводным видео содержащим интересные примеры проблемных выражений современной разговорной речи, вызывающим интерес к прохождению курса. По окончании обучения на данном открытом онлайн-курсе можно получить удостоверение о повышении квалификации Томского государственного университета. Для этого слушателям будет необходимо выполнить итоговую работу, основанную на материалах курса. Стоимость данной образовательной услуги составит 1 700 рублей.

Констатирующая часть

В соответствии со стандартами «Лекториум» курс имеет типовое меню навигации: Видео и задания, Новости, Форум, Прогресс, Вопросы и ответы. Слушатели при повторных заходах на курс видят автоматическое уведомление о месте последнего визита, с активной гиперссылкой на нужную главу. Прохождение курса идет строго по учебному плану, с рассылкой уведомлений об открытии доступа к очередной главе на почту слушателей. Хорошим дополнением в типовом меню, не встречающимся в других курсах, является вкладка «Команда курса», где слушатели могут узнать, какие специалисты из ТГУ помогли состояться запуску курса

Для авторизованных слушателей курс начинается с «Приветствия от авторов», с помощью которого происходит знакомство с лектором, и настрой на успешные занятия, благодаря пожеланию лектора: «я желаю вам приятного просмотра и прослушивания...». После каждого модуля, чтобы оценить, насколько хорошо слушатели освоили материал, предусмотрено прохождение теста, состоящего из 4-6 вопросов. Тестовые задания оцениваются, и эти результаты влияют на итоговую оценку по курсу. Отмечается хорошая

1

проработка тестовых заданий достаточно серьезной сложности, для эффективного прохождения теста даже слушателям необходимо внимательно просмотреть видео-уроки, вслушиваясь в звучание слов, запоминая правила. Обычно, для того, чтобы успешно пройти тест, я не менее 3-х раз просматривал видео, меня скорость воспроизведения.

В силу специфики курса, после просмотра видео слушателям предлагается скачать мини-конспект, или мини-глоссарий, для закрепления языковых норм, или для расшифровки терминов, словосочетаний. Такая методика облегчает восприятие устаревших или диалектных слов, даже слушателями иностранцами. В конце курса слушателей ожидает итоговый тест, состоящий из 10 вопросов.

О видео: Видео-уроки записаны в библиотеке, на фоне книжных стеллажей, что создает «университетскую атмосферу» и настраивает слушателей на вдумчивую, серьезную работу с курсом. Длительность видеолекций соответствует принципам МООК, продолжительность их укладываются в рекомендуемые 10 минут. Блестящее владение материалом автором, важные для современного общения примеры вызывают интерес к прохождению курса до последней главы.

Аналитическая часть

В рецензиях на другие МООКи в данной части я обычно писал критические высказывания, замечания, по данному курсу еще раз остановлюсь на его достоинствах.

Тематика видео

Автор и лектор, к.ф.н., ассистент кафедры русского языка ТГУ Агапова Нина Александровна, тщательно поработала над сценарием и подобрала и интересные темы, и броские названия к ним: «Зачем нам нужны языковые правила, и кто их выдумывает?», «Меняющийся язык в меняющимся мире», «Язык СМИ и его влияние на общество», ««Победю» или «побежу?»» и т.д..

Наиболее интересными для меня явились глава 5 «Заимствованная лексика: нужна ли она языку и в каком качестве» и глава 6 ««Победю» или «побежу»? Примеры из речи, подобные приведенным в подглаве 6.2 «Красивая хаски или красивый хаски», вызывают порой споры как в студенческой среде, так и среди преподавателей, и не всегда спорщики приходят к единому мнению.

Повторные запуски

При повторных запусках курса, рекомендуется обновить и расширить главу 5 «Заимствованная лексика: нужна ли она языку и в каком количестве», главу 6 «Морфологические и фонетические нормы современного русского языка», так как приведенные в главах примеры не охватывают всех изменений и вызывают большой интерес у слушателей.

Заключение

Рекомендую прохождение МООК «Русский язык как инструмент успешной коммуникации» всем, кто хочет совершенствовать русский язык.

Я прошел данный курс с большим удовольствием и рекомендую его слушателям как интереснейший курс и полностью согласен со словами создателей: «Специфика курса, который в университетской программе традиционно называется «Русский язык и культура речи», состоит в том, что он является общеобразовательным и повсеместно читается студентам самых разных факультетов. В российских вузах его ежегодно слушают экономисты, юристы, психологи, биологи, информатики, историки, спортсмены» [автор].

Я искренне рад, что ранее, будучи на конференции РЕОИС в Томске, ТГУ, встретился с автором, Агаповой Н.А. и лично выразил ей благодарность и восхищение качеством проделанной работы, и рад, что в 2017 г. на международной конференции в ТГУ: «МООК в контексте современного образования: на пути к цифровому университету» произошла наша повторная встреча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.