Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Бионика. Нано киборги»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Бионика. Нано киборги» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Бионика. Нано киборги»»

Чемезов С.А. Рецензия на открытый онлайн курс «Бионика. Нано киборги» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00449.pdf. - ISSN 2413-4066

Чемезов Сергей Александрович

УГМУМинздрава России, г. Екатеринбург tutor_06@mail. ru

Рецензия на открытый онлайн курс «Бионика. Нано киборги»

Платформа, на которой расположен ООК: Лекториум

Организация - создатель ООК: Президентский физико-математический лицей № 239

Введение

Я со школьного возраста увлекался биологией, научной фантастикой, соответственно, вопросы бионики всегда были мне интересны, направленно искал освещение этой темы в журналах «Юный натуралист», «Знание-сила», «Наука и жизнь», «Техника молодежи». Обнаружив на «Лекториум» МООК «Бионика. Нано киборги»» я записался на него, в надежде узнать, насколько продвинулась современная наука в разработке киборгов, в каких направлениях ведутся изыскания.

Для современной медицины очень важно появление кибер-протезов, искусственных органов, кибернетических помощников по уходу за домом для лиц, с ограниченными возможностями. По аннотации от авторов, курс предназначенный для учащихся младших и средних классов и другие слушателей, интересующиеся данной тематикой. Мой расчет был на то, что я присоединюсь к группе «другие слушатели».

Констатирующая часть

Продолжительность курса 5 недель, структурно курс состоит из 4-х глав/модулей, каждая тема содержит 4-5 лекций (18 видео), 4-х проверочных заданий.

В соответствии со стандартами «Лекториум» курс ««Бионика. Нано киборги» имеет типовое меню навигации: Видео и задания, Новости, Форум, Прогресс, Вопросы и ответы. Прохождение курса идет строго по учебному плану, с рассылкой уведомлений об открытии доступа к очередной главе на почту слушателей. После каждой главы слушателям предлагается пройти тест.

Аналитическая часть

При знакомстве с курсом на «Лекториум» первое разочарование возникает при просмотре вводного видео, так как излагаемый автором текст, совершенно не связан ни расшифровкой понятия «бионика», ни «нано киборги». О том, что именно предстоит изучать слушателям, можно догадаться только по финальному кадру видео (рис.1).

НАНОКИБОРГИ

1:13/1:22

Рис. 1 Финишный кадр вводного видео

О видео: Тематика глав очень интересная: глава 1 -«Искусственные органы», глава 2 -«Нанотехнологии в медицине», глава 3 «Киборги», глава 4 «Использование нанотехнологий в военных целях», но создатели МООКа постоянно забывают, для какой аудитории читается курс, идет дисбаланс между серьезностью тем и «сюсюканием» при их изложении. Длительность видеолекций с одной стороны соответствует принципам МООК, с продолжительностью до 10 минут, с другой стороны 4-х минутные видео н.п. 2.2. «Нанороботы - служба доставки лекарств», или 3.2 «Жуки -ликвидаторы экологических катастроф» не раскрывают достаточно тему для взрослой аудитории. В ряде видео, текст отображаемый на экране, содержит орфографические ошибки.

Тестовые задания

Каждая глава завершается итоговым тестом, содержашие 3- 4 вопроса закрытого типа множественно выбора. Стремление авторов сделать один курс для всех (младшие и старшие школьники, взрослая аудитория) привела к тому, тестовые задания главы 1 «Искусственные органы» (искусственные: глаз, ухо, нос, язык, кожа) задания содержат вопросы по анатомии человека, которые изучаются или в старших классах, или на 1-м курсе медицинского университета. Как преподаватель медуниверситета, я успешно решил эти тесты, но для школьников младших классов они не подходят. На вопросы Главы 2 «Нанотехнологии в медицине» н.п. «Зачем необходима адресная доставка лекарств?» могут ответить только студенты 3-го курса мед.университета. Вопросы Главы 3 «Киборги: управление биологическими объектами», н.п. «Основные проблемы создания кибернетического организма» с ответами (биологические, морально-этические, технологические) не пригодны для младшеклассников.

Итоговое тестирование по курсу - не предусмотрено.

Лектор Лектор совершенно не владеет методикой преподавания в начальной школе, речь кандидата технических наук, зам. декана естественнонаучного факультета ИТМО Анжелы Андреевой изобилует грамматическими, стилистическими ошибками, неправильными ударениями. Чувствуется, что создатели курса, лектор не консультировались ни со специалистами по методике преподавания в начальной школе, ни с медиками, ни с биологами. На вкладке форума «Ошибки и опечатки» слушатели сделали 8 публикаций связанные с неправильностью формулировок, орфографическими ошибками и т.д.. Привожу отрывок из типичного комментария одного из слушателей: «Складывается впечатление, что преподаватель не знает школьного курса биологии. Как уже упоминалось уважаемыми коллегами выше, терминология упрощена "донельзя"».

Сопровождение курса

Автор курса, лекторы, проявили большое неуважение к слушателям игнорируя, не посещая, за редким исключением ветки форума: «Вопросы по содержанию лекций»,

«Ошибки и опечатки», весь «удар» пришелся на службу техподдержки от «Лекториум».

Соответственно в разделе «Отзыв о курсе» слушатели высказывались так: «.....речь о том,

что замечания оказались никому не нужны. Все осталось как есть. А в итоге народ плюется».

Взаимоотношения слушателей

Следствием неудачного сценария, неправильного определения аудитории, плохого лектора стало то, что активность и взаимоотношения слушателей на ветках форума привела к расколу аудитории на 2 части, одна часть пыталась убедить себя и других, что можно простить создателям многочисленные ошибки, другая часть слушателей выступала с активной критикой и выражала недоумение по поводу игнорирования замечаний по курсу авторами. Что закономерно привело уже к конфликту внутри группы - слушатели, как в социальных сетях, ввязались в перепалку друг с другом личного характера.

Заключение

Я испытал большое разочарование при прохождении данный курса. По затронутой тематике: «Искусственные органы», «Нанотехнологии в медицине» и т.д. с учетом развития современных технологий можно было сделать интереснейший МООК как для студентов, так и специалистов в области медицины, робототехнике. Получился же курс, рассчитанный на непонятную аудиторию, сложный для младшеклассников, и недостаточно развернутый для специалистов.

Большим минусом является то, что курс фактически был брошен авторами, не комментировался, за редким исключением лекторами, что привело к конфликту внутри группы слушателей.

Должен отметить, что не смотря на большое количество сделанных мной замечаний на ветках форума, и перепалкой с одним из лекторов, мне был выдан сертификат от «Лекториум».

Считаю необходимой глубокую переработку МООК «Бионика. Нано киборги» и не рекомендую его, в данном виде, для изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.