Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Методология диссертационного исследования»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Методология диссертационного исследования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Методология диссертационного исследования»»

Чемезов С.А. Рецензия на открытый онлайн курс «Методология диссертационного исследования» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00444.pdf. - ISSN 2413-4066

Чемезов Сергей Александрович

УГМУМинздрава России, г. Екатеринбург tutor_06@mail. ru

Рецензия на открытый онлайн курс «Методология диссертационного исследования»

Платформа, на которой расположен ООК: Лекториум

Организация - создатель ООК: Ижевский государственный технический университет им. Калашникова М.Т

Введение

МООК «Методология диссертационного исследования» на «Лекториум», по аннотации от автора, профессора Селеткова С.Г. рассчитан на широкую аудиторию, как начинающих, так и опытных исследователей. Прохождение курса будет полезно студентам, планирующим заниматься научными исследованиями, преподавателям и сотрудникам университетов, пишущим диссертации, а также всем желающим повысить свою квалификацию в вопросах научного и диссертационного исследования.

Продолжительность курса 10 недель, структурно Курс состоит из 10 модулей, каждый модуль содержит от 2-х до 4-х лекций (28 видео), 10 проверочных заданий.

Констатирующая часть

В соответствии со стандартами «Лекториум» курс «Методология диссертационного исследования» имеет понятное слушателям меню навигации: Видео и задания, Новости, Форум, Прогресс, Вопросы и ответы. Слушатели при повторных заходах на курс видят автоматическое уведомление о месте последнего визита, с активной гиперссылкой на нужную главу. Прохождение курса идет строго по учебному плану, с рассылкой уведомлений об открытии доступа к очередной главе на почту слушателей.

Отмечается добросовестное сопровождение курса автором, на вопросы слушателей проф. Селетков С.Г. оперативно, в течение 2-х, 3-х дней в доброжелательном стиле дает развернутые ответы, стараясь помочь слушателям, уже имеющих опыт научных исследований, столкнувшимися с проблемами при оформлении результатов научных исследований. Представитель службы техподдержки так же оперативно и корректно реагировала на вопросы слушателей.

О видео: Длительность части видеолекций соответствует международным принципам МООК, продолжительность их укладываются в рекомендуемые 10 минут. В то же время, в главе 2 «Особенности научного и диссертационного исследования», продолжительность подглавы 2.2 « Признаки диссертационного исследования» составляет 23 минуты. Автор, очевидно, решил не разрывать данную, важную как для кандидатской, так и докторской диссертации тему, для сохранения концентрации внимания и целостности восприятия темы. Аналогично, в главе 5, содержащей всего 2 видео, проф. Селетков С.Г. не стал разрывать «триаду»: проблемы, задачи и цели в диссертации, в связи с чем продолжительность видео

19 минут. В главе 7, подглаве 7.2 «Эвристический поиск» автор так же предпочитает не делить содержание этой подтемы и продолжительность видео 18.5 минут.

Отличительной особенностью видео данного МООК является крайне простое оформление - формат записи вебинара, т.е. лектор находится на кафедре, текст формулировок возникает на белом экране, в виде слайдов презентации. Видео-лекции на всем протяжении носят академический стиль, т.е. автор, на протяжении всего курса читает лекции в строгом, «профессорском» костюме, без излишних эмоций. Тем не менее, блестящее владение материалом автором и важность тематики для будущих диссертантов вызывают интерес к прохождению курса до конца.

Аналитическая часть

Хронометраж видео

Если внимательно провести хронометраж видео, то оказывается, что 11 из 28 видео, по

продолжительности выходят за рекомендуемые для МООК время длительности - 10 минут:

Подглава .1 1 .4 2 .2 4 .1 4 .4 5 .1 5 .2 6 .1 7 .2 8 .1 1 0.2

Длительность (мин., секунд) 5 1 1.32 2 3.16 1 3.57 1 1.38 1 2.21 1 8.52 1 4.01 1 8.27 2 2.11 1 1.22

Данный хронометраж, приведен не с целью раскритиковать проф. Селеткова С.Г., а с целью еще раз показать всем авторам важность планирования баланса времени и четкого следования сценарию во время записи и монтажа МООК. Лично мне, подобные отступления от стандартов длительности видео, не помешали с интересом прослушать весь курс, задать вопросы автору, получить от него консультацию.

Оформление слайдов

Так как ряд слушателей МООК «Методология диссертационного исследования» выразили желание пройти его в формате цикла ПК с выдачей Удостоверения от ИжТГУ, автору целесообразно доработать дизайн слайдов презентации, н.п. в соответствии рекомендациями с мастер-класса Писклакова П.В. «Красота - это страшная сила» на интернет-конференции ИОДО ЮУрГУ 27.04.2016. В настоящее время в тексте на кадрах презентации есть смешение стилей текста и цветовой гаммы.

Заключение

После незначительной доработки (выравнивание времени видео, улучшение дизайна слайдов, добавление итогового тестирования) МООК будет очень полезен многим исследователям в качестве цикла ПК с выдачей Удостоверения от ИжТГУ.

Рекомендую прохождение МООК «Методология диссертационного исследования» аспирантам и соискателям, преподавателям и сотрудникам университетов, планирующим или выполняющим диссертационные исследования, а также всем желающим повысить свою квалификацию в вопросах научного и диссертационного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.