Чемезов С.А. Рецензия на открытый онлайн курс «Методология диссертационного исследования» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00444.pdf. - ISSN 2413-4066
Чемезов Сергей Александрович
УГМУМинздрава России, г. Екатеринбург tutor_06@mail. ru
Рецензия на открытый онлайн курс «Методология диссертационного исследования»
Платформа, на которой расположен ООК: Лекториум
Организация - создатель ООК: Ижевский государственный технический университет им. Калашникова М.Т
Введение
МООК «Методология диссертационного исследования» на «Лекториум», по аннотации от автора, профессора Селеткова С.Г. рассчитан на широкую аудиторию, как начинающих, так и опытных исследователей. Прохождение курса будет полезно студентам, планирующим заниматься научными исследованиями, преподавателям и сотрудникам университетов, пишущим диссертации, а также всем желающим повысить свою квалификацию в вопросах научного и диссертационного исследования.
Продолжительность курса 10 недель, структурно Курс состоит из 10 модулей, каждый модуль содержит от 2-х до 4-х лекций (28 видео), 10 проверочных заданий.
Констатирующая часть
В соответствии со стандартами «Лекториум» курс «Методология диссертационного исследования» имеет понятное слушателям меню навигации: Видео и задания, Новости, Форум, Прогресс, Вопросы и ответы. Слушатели при повторных заходах на курс видят автоматическое уведомление о месте последнего визита, с активной гиперссылкой на нужную главу. Прохождение курса идет строго по учебному плану, с рассылкой уведомлений об открытии доступа к очередной главе на почту слушателей.
Отмечается добросовестное сопровождение курса автором, на вопросы слушателей проф. Селетков С.Г. оперативно, в течение 2-х, 3-х дней в доброжелательном стиле дает развернутые ответы, стараясь помочь слушателям, уже имеющих опыт научных исследований, столкнувшимися с проблемами при оформлении результатов научных исследований. Представитель службы техподдержки так же оперативно и корректно реагировала на вопросы слушателей.
О видео: Длительность части видеолекций соответствует международным принципам МООК, продолжительность их укладываются в рекомендуемые 10 минут. В то же время, в главе 2 «Особенности научного и диссертационного исследования», продолжительность подглавы 2.2 « Признаки диссертационного исследования» составляет 23 минуты. Автор, очевидно, решил не разрывать данную, важную как для кандидатской, так и докторской диссертации тему, для сохранения концентрации внимания и целостности восприятия темы. Аналогично, в главе 5, содержащей всего 2 видео, проф. Селетков С.Г. не стал разрывать «триаду»: проблемы, задачи и цели в диссертации, в связи с чем продолжительность видео
19 минут. В главе 7, подглаве 7.2 «Эвристический поиск» автор так же предпочитает не делить содержание этой подтемы и продолжительность видео 18.5 минут.
Отличительной особенностью видео данного МООК является крайне простое оформление - формат записи вебинара, т.е. лектор находится на кафедре, текст формулировок возникает на белом экране, в виде слайдов презентации. Видео-лекции на всем протяжении носят академический стиль, т.е. автор, на протяжении всего курса читает лекции в строгом, «профессорском» костюме, без излишних эмоций. Тем не менее, блестящее владение материалом автором и важность тематики для будущих диссертантов вызывают интерес к прохождению курса до конца.
Аналитическая часть
Хронометраж видео
Если внимательно провести хронометраж видео, то оказывается, что 11 из 28 видео, по
продолжительности выходят за рекомендуемые для МООК время длительности - 10 минут:
Подглава .1 1 .4 2 .2 4 .1 4 .4 5 .1 5 .2 6 .1 7 .2 8 .1 1 0.2
Длительность (мин., секунд) 5 1 1.32 2 3.16 1 3.57 1 1.38 1 2.21 1 8.52 1 4.01 1 8.27 2 2.11 1 1.22
Данный хронометраж, приведен не с целью раскритиковать проф. Селеткова С.Г., а с целью еще раз показать всем авторам важность планирования баланса времени и четкого следования сценарию во время записи и монтажа МООК. Лично мне, подобные отступления от стандартов длительности видео, не помешали с интересом прослушать весь курс, задать вопросы автору, получить от него консультацию.
Оформление слайдов
Так как ряд слушателей МООК «Методология диссертационного исследования» выразили желание пройти его в формате цикла ПК с выдачей Удостоверения от ИжТГУ, автору целесообразно доработать дизайн слайдов презентации, н.п. в соответствии рекомендациями с мастер-класса Писклакова П.В. «Красота - это страшная сила» на интернет-конференции ИОДО ЮУрГУ 27.04.2016. В настоящее время в тексте на кадрах презентации есть смешение стилей текста и цветовой гаммы.
Заключение
После незначительной доработки (выравнивание времени видео, улучшение дизайна слайдов, добавление итогового тестирования) МООК будет очень полезен многим исследователям в качестве цикла ПК с выдачей Удостоверения от ИжТГУ.
Рекомендую прохождение МООК «Методология диссертационного исследования» аспирантам и соискателям, преподавателям и сотрудникам университетов, планирующим или выполняющим диссертационные исследования, а также всем желающим повысить свою квалификацию в вопросах научного и диссертационного исследования.