Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Инженерная механика»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Инженерная механика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Инженерная механика»»

Клоков А.С. Рецензия на открытый онлайн курс «Инженерная механика» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00409.pdf. - ISSN 2413-4066

Клоков Александр Сергеевич

Кандидат физико-математических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск as. klokov@omgau. org

Рецензия на открытый онлайн курс «Инженерная механика»

Платформа, на которой расположен ООК: Национальная платформа открытого образования

Организация - создатель ООК: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

Введение

Более 30 лет я являюсь ведущим преподавателем по дисциплине «Теоретическая механика». Когда Ассоциация «НПОО» запустила проект «Открытое образование», я сразу обратил внимание на курс «Инженерная механика». Ранее я был знаком с учебными пособиями создателей данного курса:

- Митюшов Е.А., С.А. Берестова «Теоретическая механика»

- Митюшов Е.А., Беляева З.В., Берестова С.А., Денисов Ю.В. «Теоретическая механика в примерах и задачах»

- Савина Е.А., Митюшов Е.А. Электронный практикум по теоретической механике

В течение последних лет я рекомендовал этот практикум студентам очной и заочной формы обучения факультета технического сервиса в АПК. Поэтому мне стало интересно изучить данный онлайн курс и сравнить с традиционными курсами по теоретической механике, читаемыми обучающимся инженерных направлений. Тем более что данный курс получил название «Инженерная механика», а не «Теоретическая механика». Курс в открытом режиме запускается два раза в год (в осеннем и весеннем семестрах) и длится 18 недель (5 зачетных единиц). Материал курса включает в себя 3 основных раздела: Статика, Кинематика и Динамика.

Констатирующая часть

Курс «Инженерная механика» имеет интуитивно понятное меню навигации. Горизонтальная панель включает в себя Silabus (описание курса), Дополнительный материал (учебник, сведения об ученых, внесших значительный вклад в развитие механики), Обсуждение (форум для обратной связи с ведущими преподавателями курса), Прогресс (индивидуальные результаты обучения по контрольным точкам). Вертикальная панель содержит весь учебный материал, разбитый по неделям.

По каждой неделе обучения представлена аннотация изучаемой темы, в которой кратко описаны цели изучения материала и предполагаемые результаты обучения. Каждая неделя включает в себя изучение одной темы. По каждой теме предусматривается:

- Теоретический материал в текстовом формате и в формате видеолекций (продолжительностью от 3 до 15 минут). Все видеолекции сопровождаются транскрипцией

текста. Ключевые фразы и понятия видеолекции вынесены в интерактивное меню, что позволяет оперативно обращаться к интересующим моментам для повтора.

- Учебные задания, представленные в форме задач, направленные на самоконтроль изученного материала (количество попыток не ограничено). Задания не оцениваются, это дает возможность отработать навыки, разобрать ошибки, допущенные при выполнении задания. Также очень важно, что все учебные задания содержат комментарии к неверным ответам. А, как известно, ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для процесса обучения может дать гораздо больше, чем готовые, взятые без труда выводы. Все учебные задания наглядно оформлены схемами и рисунками.

- Примеры решения задач, оформленные в формате видеолекций, с подробным описанием порядка решения задач по данной теме. Все рассматриваемые задачи носят практико-ориентированный характер (равновесие собачки храпового колеса, водной турбины, кинематика резьбонакатного станка, испытываемая перегрузка на аттракционах и др.).

- Контрольное тестирование, которое предполагает от 1 до 3 попыток в зависимости от сложности вопроса. Все тестовые задания ограничены сроком выполнения (обычно в рамках отведенного времени на изучение темы).

- Домашнее задание, которое включает в себя решение одной расширенной задачи по изучаемой теме. На странице некоторых домашних заданий имеется дополнительный учебный материал в виде гиперссылок на статьи авторов курса или онлайн-помощников для выполнения необходимых построений. Все домашние задания ограничены сроком выполнения и количеством попыток (3 попытки). Со страницы домашнего задания можно увидеть обсуждения в форуме, касающиеся именно данного задания (не выходя в сам форум), что позволяет быстро находить ответы на возникающие в ходе выполнения задания вопросы.

Отдельно хотелось бы отметить наличие в разделе «Статика» интерактивного тренажера, который позволяет отработать навыки построения диаграммы свободного твердого тела (FBD), подразумевающего создание расчетной схемы реального инженерного объекта, находящегося под действием активных сил и реакций связей.

Применить полученные при изучении курса умения и навыки предлагается с помощью выполнения проектного творческого задания «Математическая модель управления движением мобильного робота-тележки по заданной траектории», состоящего из нескольких этапов. Завершение проекта совпадает со сроком завершения курса.

По результатам курса проводится итоговое тестирование, которое включает в себя теоретические вопросы и задачи из списка заданий, пройденных в контрольных мероприятиях. Окончательная оценка достигнутых результатов обучения формируется с учетом итогового тестирования и данных еженедельного контроля.

Аналитическая часть

В Введении курса его создатели предупреждали что, при решении инженерных задач, выставленных в курсе, не следует производить промежуточное округление, так как при этом накапливаются вычислительные ошибки. Вследствие этого при проведении расчетов слушатели курса должны использовать инженерный калькулятор. На наш взгляд, вместо инженерного калькулятора целесообразно воспользоваться базой знаний WolframAlpha, которая имеется в свободном доступе в сети Интернет. Эта база знаний позволяет производить все необходимые вычисления без промежуточных округлений.

Заключение

Освоенный мною курс «Инженерная механика» содержит систематизированное изложение основных понятий и принципов механики, описание методов математического моделирования инженерных конструкций и типовых машин и механизмов. Изучение курса

«Инженерная механика» для меня было полезно и продуктивно. Для себя особо выделил бы практико-ориентированный характер курса, а именно современный подход к формулировкам учебных и домашних заданий (использование наглядных жизненных ситуаций). Также можно отметить, что курс мотивирует обучающихся к использованию современных программных продуктов при проведении вычислений (без промежуточных округлений).

Считаю возможным использование данного курса при реализации дисциплины «Теоретическая механика» в режиме «смешанного обучения» (использование отдельных элементов онлайн-курса, таких как: тренажер для построения диаграммы свободного твердого тела, базовый проект «Математическая модель управления движением мобильного робота-тележки по заданной траектории», видеолекции с примерами решения задач по некоторым темам).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.