Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Веб-программирование»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Веб-программирование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курганова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Веб-программирование»»

Курганова Н.А. Рецензия на открытый онлайн курс «Веб-программирование» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00413.pdf. - ISSN 2413-4066

Курганова Наталья Александровна

Доцент кафедры прикладной информатики и математики

ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск

kurganovana@yandex.ru

Рецензия на открытый онлайн курс «Веб-программирование»

Платформа, на которой расположен ООК: Национальная платформа открытого образования

Организация - создатель ООК: Санкт-петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Введение

На выбор курса "Веб-программирование" для изучения его студентами по направлению "Прикладная информатика" повлияли следующие мотивы:

преподаваемые мною дисциплины, связанные с тематикой данного курса, а именно "Интернет-программирование" и "Web-программирование и дизайн";

заинтересованность в повышении собственного профессионального уровня в сфере веб-дизайна, а также уровня компетенций студентов;

ознакомление с методическим опытом коллеги из другого вуза по преподаваемой мною дисциплине.

Основные задачи, которые были поставлены перед изучением данного курса:

1. оценить уровень сложности теоретического и практического материалов, предоставляемых открытом онлайн курсом;

2. провести сравнительную характеристику контента, который изучают студенты на разработанных мною курсах "Интернет-программирование", "Web-программирование и дизайн", и содержания, предлагаемого Университетом ИТМО;

3. оценить возможность интеграции отдельных элементов онлайн курса в процесс очного преподавания дисциплины.

Основные ожидания от онлайн курса: наличие видеолекций высокого качества (техническая и методическая проработка), система тестирования по различным разделам веб-программирования.

Вся информационная составляющая курса:

информация о разделах (учебный план), условиях прохождения курса, объеме курса предоставлена в полной мере и хорошо структурирована.

Курс является актуальным для направления "Прикладная информатика", так как нацелен на развитие основных компетенций бакалавров профиля "Прикладная информатика (в образовании)" ОПК-1, ПК-2, ПК-8.

Констатирующая часть

Остановимся на организационных моментах.

Выделим несоответствие времени запуска курса на сайте НПОО с временем запуска курсов по данной тематике согласно ООП по направлению "Прикладная информатика", профиль "Прикладная информатика (в образовании)" в нашем образовательном учреждении. Например, в ОмГПУ на факультете математики, информатики, физики и технологии, в зависимости от профиля направления "Прикладная информатика", изучается дисциплина "Интернет программирование" (5 или 6 семестры), а в 7 семестре - курс '^еЬ-программирование и дизайн".

Изучение дисциплин, связанных с веб-программированием, начинается в первом полугодии. В то время как на сайте НПОО курс "Веб-программирование" предполагает изучение во втором полугодии.

Отметим, что ярко выражен разрыв с уже имеющимися теоретическими знаниями студентов и предложенными материалами курса на сайте НПОО.

Например, на курсе "Интернет-программирование" в 5 или 6 семестрах уже пройден материал, заявленный на курсе "Веб-программирование" на сайте НПОО.

В качестве выхода из ситуации - студентами выполнялись все тестовые задания по последним темам, итоговый проект.

Окончание записи в середине семестра не всегда удобна. Например, если у преподавателя появляется необходимость отправить студентов к темам, видеолекциям, затрагиваемым в курсе на НПОО, а запись уже закончилась, то студенты уже не имеют возможности познакомиться с материалами дисциплины.

Остановимся на содержательных моментах.

Положительным моментом является качественно записанное видео к теоретическим материалам курса.

Хорошо продумана структура интерактивных заданий, присутствует помощь -подсказки, имеется удобный редактор кода, присутствует проверка выполненного задания.

В то же время акцентируем внимание, что в курсе есть опросы формулировка, которых не соответствует уровню сложности для данной целевой аудитории.

Количество вопросов в опросе, считаю, недостаточным для отработки определенной темы. Например, 5 вопросов или 2 вопроса по лекции на второй неделе.

Качество опросов по темам курса оставляет желать лучшего.

Отметим в качестве плюсов:

наличие дополнительных материалов к определенным темам;

видеолекции;

отлично иллюстрированные задания;

большое количество практических заданий.

Аналитическая часть

Выделим непроработанность некоторых технических моментов. При выполнении последних практических заданий студенты нашли несколько багов, которые позволили, не выполняя заданий сначала и до конца, сразу получить требуемый результат.

Например, тип заданий, где необходимо восстановить стили по образцу. Проблема в том, что система проверяет совпадение по изображению, а не по написанному коду, поэтому, при решении данного задания, просто копируется ссылка на образец, которая вставляется в Ы;т-редактор. Настраиваются внешние отступы, и система принимает решение. Данный тип заданий решался, буквально, за минуту, что очень печально - хорошая задумка, но подкачало техническое воплощение. В качестве рекомендации можно предложить разработчикам исключить возможность для обучающихся копирование текста исходного кода.

Система не всегда позволяет «включать фантазию» и не принимает альтернативные решения, которые не встроены в проверочные шаблоны, но при этом выполняющие те же функции.

С учетом того, что этот курс построен на основе курса на htmlacademy, имеется возможности найти готовое решение и различными способами обмануть систему, при этом их невероятное множество.

Следует расширить при проверке заданий возможность принятия альтернативных решений, выполняющих те же задачи.

Выделим непроработанность системы оценивания.

Например, 5 баллов за 20 заданий и 4 балла за прохождение опросов, где всего 4 вопроса.

Отсюда вытекает, что необходимо расширить базу тестовых вопросов.

Заключение

После прохождения курса появилась возможность оценить уровень сложности теоретического и практического материалов, предоставляемых открытым онлайн курсом.

Имеются материалы, которые интересны с точки зрения только начинающих веб-программистов.

Количество тем, затрагиваемых в рамках данной дисциплины в нашем вузе, несколько шире. Наряду с темами "Знакомство с HTML", "Знакомство с CSS", предлагаемыми на НПОО, изучаются также такие темы, как "Современные тренды веб-дизайна", "Разработка сайтов при помощи CMS", "Конструкторы сайтов", "Основы работы в JavaScript", "Основы программирования на стороне сервера". Считаем, что данные темы необходимы при изучении курса "Веб-программирование" бакалаврами направления "Прикладная информатика", что позволит им быть востребованными на рынке труда.

Курс, предлагаемый на НПОО, можно рекомендовать использовать при организации смешанной модели обучения. Целесообразно использовать качественный видеоконтент курса НПОО. На очных занятиях на основе просмотренных видеолекций организовать обсуждение изученной темы - проводить активные лекции. К сожалению, на данном этапе разработки курса система контроля оставляет желать лучшего, но в случае ее доработки рекомендуется и ее использовать в качестве еще одной контролирующего фактора. В качестве тренажеров на очном курсе также можно использовать интерактивные задания курса "Веб-программирование" НПОО.

В связи с вышесказанным полностью перезачесть курс не считаю целесообразным, так будет существенный разрыв в теоретических знаниях и практических умениях между студентами, которые прошли обучение на курсе НПОО и очном курсе в нашем вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.