Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Информатика для втузов»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Информатика для втузов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Информатика для втузов»»

Мусафирова А.С. Рецензия на открытый онлайн курс «Информатика для втузов» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00417.pdf. - ISSN 2413-4066

Мусафирова Алия Сайтанбековна

Омский региональный многопрофильный колледж, г. Омск omsk-fkbz@mail.ru

Рецензия на открытый онлайн курс «Информатика для втузов»

Платформа, на которой расположен ООК: Национальная платформа открытого образования

Организация - создатель ООК: Санкт-петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Введение

Курс «Информатика для втузов» является вводным для студентов, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями. Материалы данного курса содержат всю необходимую информацию о базовых принципах устройства и работы ЭВМ. Большое внимание уделено актуальным технологиям в информационной и компьютерной сфере.

Цель ООК - заинтересовать старшеклассников и студентов младших курсов современными информационными технологиями, содействовать развитию системного мышления.

Курс бесплатный, русскоязычный, разработан на платформе НПОО.

Выпуск сертификатов для данного курса не предусмотрен. После прохождения курса отображается финальная оценка обучающегося.

Я работаю преподавателем Информатики в системе СПО. В связи с этим я пыталась найти в данном курсе интересные инновации в сфере информационных технологий и методики использования электронных курсов. Следующий факт, который побудил меня к изучению данного курса, это подобрать познавательный учебный материал с целью применения его на занятиях Информатики.

Таким образом, основополагающей мотивацией использования данного ООК является:

- применение структурированного учебного материала на учебных занятиях УД «Информатика»;

- обеспечение текущего контроля и промежуточной аттестации с применением

ООК;

- управления познавательной деятельностью обучающихся при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

Данный курс я рассматриваю как средство управления подготовкой специалистов в условиях роста объема информации и увеличения доли самостоятельной работы обучаемых в ходе процесса обучения.

Материалы ООК «Информатика для втузов» повысит мотивацию обучающихся к дисциплине Информатика и привлечет обучающихся к самостоятельному изучению дополнительного, более углубленного материала по информационным технологиям.

ООК начинается с темы Введение в Информатику, где авторы представляются и приводят краткую аннотацию курса.

В этом же блоке авторы раскрывают понятие информации и знания, акцентируют внимание на сравнительном анализе этих понятий, здесь же раскрывается вопрос измерение информации.

В результате представления авторы делают уточнение на потребности использования данного курса для студентов первого курса обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями, что подтверждает цель ООК.

В теме первой недели авторами не аргументируется актуальность и новизна ООК для слушателей данного курса. Во вводном блоке авторы не акцентируют внимание на возможности применения данного ООК в профессиональной деятельности слушателя.

В состав курса входят видеолекции, опросы, короткие задачи, методическое пособие, лабораторные работы и 2 рубежных теста.

Длительность курса составляет 10 недель. Трудоемкость курса - 3 зачетные единицы. Средняя недельная нагрузка на слушателя - 10 часов.

В курсе имеется два типа дедлайна (предельного срока выполнения оценивающих мероприятий):

- мягкий дедлайн, при котором необходимо выполнить все оценивающие мероприятия текущей недели до ее завершения;

- жесткий дедлайн, при котором на выполнение оценивающих мероприятий после мягкого дедлайна дополнительно выделяется еще две недели, по окончании которых доступ к соответствующим мероприятиям закрывается.

Курс открыт для слушателей с 6 марта по 14 мая 2017г. Я начала обучение с 1 мая 2017. В связи с этим большая часть тем была для меня доступна только для чтения и ознакомления материала. Надо отметить, что все видеолекции, презентации доступны для скачивания. Изучение курса было для меня достаточно планомерным, доступным и не доставляло каких-либо серьёзных затруднений.

Сложности с которыми я столкнулась при прохождении ООК:

- низкий уровень подготовки в программировании (моей);

- содержание теоретического материала не достаточно полно раскрыто для выполнения лабораторных и тестовых заданий;

- в лабораторных и тестовых работах встречаются задания, которые не были раскрыты в видеолекциях.

Все выше перечисленные трудности привели к невысоким баллам моей финальной оценки.

Констатирующая часть

ООК «Информатика для втузов» соответствует содержанию учебной программы действующему учебному плану, государственным образовательным стандартам по УД «Информатика». Содержание курса соответствует целям и задачам дисциплины «Информатика» и содержанию программы.

Все программа курса разбита на темы, изучение одной темы рассчитано на одну календарную неделю.

Программа курса

В курсе рассматриваются следующие темы:

1. Введение в информатику. Основы теории информации.

2. Системы счисления. Особенности округления чисел.

3. Представление чисел в ЭВМ. Арифметика в ограниченной разрядной сетке.

4. Основы сжатия информации. Основы помехоустойчивого кодирования.

5. Основы дискретной математики для ЭВМ.

6. Структура и принципы функционирования ЭВМ. Организация хранения данных в

ЭВМ.

7. Передача данных в компьютерных сетях.

8. Офисное программное обеспечение.

9. Вспомогательное программное обеспечение для программирования. Вебинары. Лицензии в сфере программных продуктов.

10. Система вёрстки TeX.

Технологичность каждой темы обеспечена:

- структуризацией содержания материала;

- чёткой последовательностью представления всех элементов дидактической системы (ключевые понятия, определения, теоремы, примеры);

- вариативностью стркутурно-методических единиц.

Темы ООК содержат теоретические сведения и практические задания в виде лабораторных работ.

В каждой теме содержатся ключевые понятия, излагаются основные положения, приводятся примеры, схемы, рисунки.

Видеолекции представлены с помощью технологии «Захват экрана» с закадровым голосом автора, для акцентирования внимания автор использует маркер.

После усвоения информационного материала предлагается выполнение лабораторной работы. В практической части присутствуют задания нескольких типов. Задания разного уровня сложности и формы представления. Для выполнения лабораторных работ авторы предоставляют 3-5 попыток для отправки ответа. Задания, на которые истекли временные рамки позволяют просмотр правильного ответа и решения.

На протяжении всего курса обучения было предложено 2 рубежных теста. Тестовые задания состояли из 14 вопросов. Типы тестовых заданий разнообразны: решение задачи, вопрос с кратким ответом, вопросы с множественным ответом, вопросы на соответствие и т.д. Количество попыток для прохождения теста варьируется от 3-5.

В целом учебный материал логично структурирован в соответствии с планом дисциплины. Авторы грамотно излагают учебный материал, приводят примеры, задачи и упражнения для более детального разбора темы.

Материал, излагаемый авторами, научно обоснован, доступен и лаконично представлен.

Содержание ООК соответствует современному состоянию информационных технологий, статистика приводимая в курсе за текущий календарный год (2017г.), что подтверждает новизну данных.

Аналитическая часть

Теоретический материал курса представлен в виде видеолекций. Техническое оформление видеолекций достаточно высокого качества, голосовое сопровождение, изображение не требуют доработок и корректировок.

Информационный материал ООК представлен только в виде видеолекции, что затрудняет восприятие учебного материала. В связи с этим для более продуктивного осмысления и понимания теории курса, предлагаю расширить способы представления теоретического материала (конспект лекции в тестовом редакторе, презентационный материал, компьютерные публикации, электронные учебники, научные статьи, ссылки на интернет-ресурсы и т.д.). Видеолекции сопровождаются комментариями автора, но вначале каждой видеолекции пользователь сталкивается с пустым экраном, тогда как автор уже начал свой рассказ, что приводит к неполному восприятию материала.

В видеолекции «Непозиционные СС» видео прерывается с недосказанной фразой автора. Рекомендуется разработчикам курса более детально поработать над комментариями в видеолекциях.

Для более наглядного восприятия материала авторы в видеолекциях приводят множество примеров, рекомендую использовать примеры, связанные с профессиональной деятельностью обучающихся, что позволит им понять значимость данного материала в их

профессиональной деятельности и как следствие повысить мотивацию к изучаемой дисциплине.

С целью обеспечения повышения мотивации к изучению ООК включить в курс видеофрагменты из реальной жизни профессиональной деятельности специалиста.

В конце каждого блока авторы представляют дополнительный материал в виде электронной презентации, где кратко приводится учебный материал за текущую неделю, что позволяет обучающему самостоятельно обобщить материал по теме.

Дополнительный материал, представленный в виде компьютерной презентации, оформлен в соответствии с требованиями к оформлению презентационного материала. Учебный материал в презентациях лаконично, доступно структурирован, с легкость воспринимается на правильно подобранном фоне слайда. Материал композиционно и логично вписывается в дизайн оформления презентации.

В лабораторных работах приводится большой список заданий, что дает возможность обучающимся углубленно отработать теоретические навыки на практике и более детально разобраться в изучаемой теме.

Перед выполнением лабораторных работ предлагаю включить образцы, примеры выполнения практических заданий или представить алгоритм решения задания, что обеспечит продуктивное выполнение лабораторных работ и более эффективно усвоить изучаемый материал.

На одну учебную неделю авторы выделяют по одной лабораторной работе, а в 6, 7 неделях практический блок отсутствует. С недостаточным количеством лабораторных работ у обучающихся может возникнуть потребность в практической деятельности для закрепления и более детального разбора теоретического материала. В связи с незначительным количеством лабораторных работ рекомендую расширить практико-ориентированный блок курса.

Практически отсутствует блок контроля в ООК, в пятой недели один рубежный тест и на десятой недели итоговый тест, что может привести к не объективному оцениванию уровню знаний обучающихся. Рекомендую расширить блок контроля и предусмотреть наличие вариантов тестовых заданий.

Выполнение лабораторных и тестовых работ не предусматривает критерии оценивания, что затрудняет обучающемуся самостоятельно оценить уровень усвоения учебного материала. В связи с этим предлагаю представить критерии оценивания к каждой лабораторной и тестовой работе.

Рассматривая соотношения теоретического и практического компонентов, следует, что авторы в основном руководствуются теоретическим материал, слабо раскрыта практико -ориентированная часть, что так необходимо для более продуктивного усвоения материала обучающимися.

Таким образом, рекомендую увеличить количество часов на практические и контролирующие единицы, что позволит обучающимся более эффективно отработать на практике изучаемый материал и проверить свой уровень усвоения материала и сделать соответствующие выводы.

Для активизации процесса обучения включить в курс интерактивные элементы:

- компьютерные симуляторы;

- игры;

- кроссворды;

- ребусы;

- ОМС-модули;

- компьютерные тренажеры и т.д.).

С целью обеспечения обратной связи и консультирования предлагаю включить интерактивные элементы форум, чат и т.д. Выше перечисленные интерактивные элементы стимулируют обучающихся к познавательной деятельности и самостоятельного творческого подхода при решении той или иной задачи.

Предлагаю включить в ООК «Информатика для втузов» такие темы как «Правовые нормы и правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения», так как проблема авторских прав и плагиата является глобальной проблемой современного информационного общества.

Для активизации ООК включить разнообразные вспомогательные материалы в структуру курса.

Заключение

Открытый образовательный курс «Информатика для втузов» позволяет создать благоприятные условия для развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Модульный подход ООК «Информатика для втузов» в конструировании учебного комплекса позволяет каждому обучающемуся самостоятельно определить темп усвоения материала; контроль и самоконтроль, который обеспечивает систему обратной связи; создает положительный психологический климат, существенно влияющий на мотивы обучения.

Приведенные выше рекомендации помогут сделать данный ООК еще более методически ценным, актуальным, насыщенным структурированным учебным материалом. Содержание курса позволит обучающимся самостоятельно изучить и овладеть новейшими инструментами пакетов прикладных программ. После прохождения курса «Информатика для втузов» обучающиеся овладеют специальными компетенциями работы с современными информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.