Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Жизнь в почве»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Жизнь в почве» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Жизнь в почве»»

Якушкин И.В. Рецензия на открытый онлайн курс «Жизнь в почве» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00453.pdf. - ISSN 2413-4066

Якушкин Игорь Викторович

доцент кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства и гигиены с.-х. животных ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск iv.yakushkin@omgau.org

Рецензия на открытый онлайн курс «Жизнь в почве»

Платформа, на которой расположен ООК: Coursera

Организация - создатель ООК: Национальный исследовательский Томский государственный университет

Введение

Мотивация к изучению рецензируемого курса: интерес к опыту других образовательных организаций при создании онлайн-курсов дисциплин биологической направленности. Являюсь преподавателем дисциплины, связанной с животноводством, правилами содержания и ухода за животными - «Гигиена животных». Одним из разделов данной дисциплины является рассмотрение вопросов гигиены почвы, как основного поглотителя биологических отходов и потенциального источника инфекционных заболеваний животных и человека. Главный вопрос, на который хотелось бы получить ответ после изучения онлайн-курса: возможно ли средствами онлайн-обучения проводить обучение не по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (или программам высшего образования в целом), а по сельскохозяйственным прикладным направлениям и специальностям.

Почему выбор пал именно на этот курс? Кроме того, что он соответствует направлению моих профессиональных интересов, это был единственный курс (из представленных в каталоге русскоязычных МООК (http://openedu55.ru/)), который находится в рубрике «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки».

С работами автора курса Андрея Сергеевича Бабенко ранее был не знаком, область наших общих профессиональных интересов можно обозначить как «Биология и экология». Проводя предварительную оценку курса, обратил внимание на то, что помимо соавтора -Булатовой У.А., над курсом работало ещё 13 (!) человек. Такие затраты человеческих ресурсов может позволить себе только «элитарное учебное заведение», а именно так свой университет называют авторы онлайн-курса на странице «О национальном исследовательском Томском государственном университете».

Представленный курс состоит из пяти модулей, которые содержат от 3 до 5 информационных видеолекций, материалы для самостоятельного изучения и тестирование. Курс рассчитан на 5 недель обучения, с трудозатратами 1-2 часа в неделю. До записи на курс можно ознакомиться с кратким содержанием курса (программой курса), просмотреть отзывы слушателей. Несомненным достоинством курса являются простые (в смысле «понятные») условия его прохождения - 80% правильных ответов на тестовые задания.

Ознакомившись с краткой аннотацией к курсу, для себя сделал вывод, что курс может быть необходим узкому кругу обучающихся по направлениям и специальностям, связанным с биологией и почвоведением. По аннотации курса судить о новизне содержания ООК было трудно, однако вне сомнений данная попытка реализации теоретической составляющей биологической дисциплины посредством онлайн-курса может лишь частично покрыть потребность повышения эффективности образовательного процесса. С такими выводами я приступил к освоению ООК «Жизнь в почве».

Констатирующая часть

Основной теоретический материал был представлен в виде видеолекций, каждая продолжительностью от 3 до 7 минут. Связность и логичность структурирования учебного материала не вызывает нареканий. Немного удивило использование термина «лекция», применимое к пятиминутному ролику, что нельзя сравнить с академической лекцией в 90 минут. Очевидно, что и сам автор пытается уместить в короткий хронометраж своих лекций огромный объём информации. Скорость повествования порой превышает возможности неподготовленного слушателя уловить тонкости видового разнообразия и специфики населения почвенных животных. Однако, к концу пятой видеолекции уже настраиваешься на такой темп восприятия. Отдельного внимания заслуживают схемы и рисунки, используемые авторами: специфика изображений (показаны сложные взаимосвязи, схемы и круговороты движения и трансформации биологических объектов и т.д.) по моему скромному мнению, требует от лектора при их показе отслеживания, сопровождения курсором (указкой или другим средствами) и комментария. Иногда слайды сменялись с такой скоростью, что их детальное изучение возможно обеспечить только при повторном просмотре.

Особенностью обучения на этом курсе можно назвать быстрый по времени просмотр видеолекций и «проблемное» прохождение проверочных тестовых заданий. Считаю, что ограничение времени для повторной попытки сдачи теста пятью (!) днями точно не прибавит энтузиазма у «вольного слушателя». Очевидно, что это особенность образовательной платформы, а не автора курса.

Курс полностью теоретический. Практические компоненты обучения отсутствуют. Использование активных методов обучения не выявлено. Но в то же время, хотелось бы отметить научность содержания ООК и соответствие его современному состоянию науки (в курсе отражены современные достижения науки по данной направленности).

Аналитическая часть

Курс рекомендован «для широкого круга заинтересованных в изучении данной проблемы лиц». Я понимаю, что на Сошгеега в основном обучаются взрослые люди, которым необходимо получить знания для выполнения своих рабочих обязанностей. Но, в связи с расширением возможностей применения онлайн-курсов при реализации дисциплин высшего образования, хотелось бы предложить авторам конкретизировать целевую аудиторию слушателей курса с использованием существующего перечня направлений/ специальностей высшего образования (а может быть классификатора профессий), а также, более объективно оценить объём времени для изучения этого курса (с учётом обширного списка ресурса для самостоятельного изучения).

Заключение

Как преподаватель, я могу оценить данный курс как попытку реализации теоретической составляющей биологической дисциплины посредством онлайн-курса и считаю, что курс в таком виде способен лишь частично покрыть потребность в повышении эффективности образовательного процесса. Рекомендовал бы использовать материал курса, как дополнительный источник информации при изучении дисциплин по направлениям и

специальностям, связанным с биологией и почвоведением (агроэкология, агрохимия и агропочвоведение и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.