Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ БАРКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИЛЕНОВНЫ «ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ», ВЫПОЛНЕННУЮ В НИИ ИСТОРИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (Г. МОСКВА) В 2020Г.'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ БАРКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИЛЕНОВНЫ «ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ», ВЫПОЛНЕННУЮ В НИИ ИСТОРИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (Г. МОСКВА) В 2020Г. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ БАРКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИЛЕНОВНЫ «ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ», ВЫПОЛНЕННУЮ В НИИ ИСТОРИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (Г. МОСКВА) В 2020Г.»

Однако сегодня нет достаточно глубокого и системно разработанного исследования процесса выведения экорациональности из ее связи с принципами и идеалами экофилософии, как относительно нового направления современного научного знания, которое сегодня активно становится методом изменения взгляда на человека, космос, природу, культуру и общество.

Несомненной заслугой Э.В.Барковой является утверждение о том, что «перспективной формой выражения бытия человека может стать экорациональность как способность человека как субъекта Земли и планетарного бытия активно и творчески существовать в пространстве органической целостности бытия, интегрирующей природу, культуру и общество» (с.16). Таким образом, экофилософия актуализирует в новых условиях вечную, исходную и никогда не утрачивающую своей актуальности проблему места человека в мире, человека и природы (как гармоничного единства, так и дисгармонии человека в мире).

Поднятый автором монографии антропологический аспект концепции экорациональности показывает, что для человека более широкое пространство своей самоидентичности раскрывает пространство творческого освоения мира, процессов его саморазвертывания во времени на основе органической включенности в процессы жизни и культуры. Концепт смысла экорациональности в этой связи видится в том, что она выступает способом выхода за границы пространства постнеклассической рациональности, поскольку является формой восстановления-возрождения распадающейся реальности на основе принципа целостности. Привлекает внимание направленность концепции автора, обращенная на утверждение принципов экофилософии, экологической этики, экологической эстетики, которые имеют своей целью достижение и утверждение культурно-ценностных ориентиров и идеалов науки. Рассматриваются проблемы влияния агрессивной технико-технологической среды, которая представляет собой тип связи между человеком и обществом, что связано с анализом диалектического взаимодействия субъективного и объективного, материального и духовного в становлении информационного общества. Автором обозначено, что векторы экорациональности и вытекающие из нее нормы экологической этики осуществляются не только в границах своих собственных принципов, но и на более широкой основе - в контексте формирования нового типа мироотношения, что, несомненно, находит отражение как в актуальности темы исследования, так и в предложенной авторской концепции совершенствования человека, его самосознания, гуманизма, развития его природы и защиты окружающей среды.

Представленное исследование имеет теоретическое значение, которое заключается в актуализации и обосновании проблемы исследования экорациональности и выявляется общий в рассмотренных сферах (экофилософия, экологическая этика, экологическая эстетика) инвариант -сложная, по-разному проявляющаяся связь между человеком, его мышлением, познанием, культурой и общей логикой развития целостности бытия. Предложенное исследование является попыткой заполнить нишу в плоскости социально-философско-антропологического знания по проблеме экорационального регулирования и организации бытия современного мира.

ЛУГУЦЕНКО Т.В. - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной философии и политологии Луганского государственного аграрного университета

LUGUTSENKO T.V. - Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Social Philosophy and Political Science of Lugansk State Agrarian University.

DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-211-213 МИЛОВЗОРОВА М.Н.

РЕЦЕНЗИЯ

НА МОНОГРАФИЮ БАРКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИЛЕНОВНЫ «ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ», ВЫПОЛНЕННУЮ В НИИ ИСТОРИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (Г. МОСКВА) В 2020Г.

Эксперты, готовившие в 2012 году доклад к Саммиту по устойчивому развитию Рио+20 «Жизнеспособная планета жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем», пришли к выводу о том, что нынешняя модель глобального развития нерациональна. Монография Э.В. Барковой уникальна тем, что она даёт ключ к радикальному изменению данной ситуации. В ней раскрывается сущность идеи рациональности и значение этой идеи в процессе современных

поисков путей гармонизации природного и культурного бытия (глава 1), выявляются истоки и условия концептуализации экорациональности, как формы организации жизни и измерения деятельности (глава 2), представлены мировоззренческие основания экорациональности (глава 3). Наконец, экорациональность показана как мышление и деятельность (глава 4).

В монографии автор объясняет, почему «экорациональность, открывая для освоения человеком мира первичность самой органической целостности как способа организации жизненного процесса в природе и обществе в его всеобщности, устанавливает границу не только расширения самой рациональности, но и процессу её разрушительного в отношении мира, включая мир человека, воздействия» [с.24]. Э.В. Баркова показала, что «категория счастья оказывается выражением не состояния удовлетворенности человека, но одним из важных принципов и оснований, детерминантой функционирования экономики, направленной на обеспечение устойчивости всей целостной эколого-экономической системы планеты» [с.100].

Эвристичность философского исследования экорациональности обусловлена тем, что Э.В. Баркова проницательно выявила в мудрости традиционных народных культур наиболее яркие проявления экорациональности. Здесь может находиться ключ к формированию культуры экорациональности - той культуры, создание которой жизненно необходимо для сохранения человека и биосферы. «Гуманизм в его мировоззрении охватывает не только мир культуры, но и мир природы, а этика всех человеческих связей и отношений оказывается лишь частным случаем соответствующей экорациональности философии благоговения перед жизнью» [с.57]. Автор отмечает вклад А.Л. Чижевского с его фактически экорациональным подходом к исследованиям влияния Солнца на многообразие протекающих на Земле процессов: «Для нас едино все; и в малом и в большом, Кровь общая течет по жилам всей Вселенной».... Человековозвышающий смысл науки для него - не утопическая позиция [с.88-89].

Особого уважения заслуживает выявленная автором монографии противоестественность разделения науки на гуманитарную и естественнонаучную («техническую») составляющую. В освоении целостности бытия очевидна необходимость того, чтобы работали оба полушария равновесно. Не случайно Пифагор не брал учеников в обучение математике до тех пор, пока они не осваивали нотную грамоту. Э.В. Баркова показывает причинную взаимосвязь современных глобальных кризисов с технократически детерминированным перекосом мышления - мышления левополушарного [с.24].

Ключевым тезисом Э.В. Барковой представляется следующий: «Человек - его природа-культура - высшее звено и результат многих миллиардов лет развития Вселенной, и каждая клетка нашего организма в своей структуре воспроизводят структуру Солнечной системы с ее ядром-центром и периферией. В природу человека как уникальной целостности включены способности не только к комбинаторике, памяти, адаптации и интеллекту, но богатство человеческой чувственности, интуиции, фантазии и возможности их развития в нравственных и гармонически-эстетических измерениях культуры. Следствия сбоя программы этой целостности и вторжение в нее инородных кодов непредсказуемы» [с.49]. Можно даже добавить, что если принципы экорациональности не будут введены в систему начального и последующего образования, то сохранить людей не удастся.

Э.В. Баркова выявила всю остроту проблемы эффективного планирования (прогнозирования, предвидения) в современном мире и показала, что так называемые "Дорожные карты" - это непрогнозирование, не формирование образа будущего, а лишь его имитация.

Э.В. Баркова справедливо отметила, что «интерпретация нашего времени не как эпохи снятия прежних традиций, устранения устаревших норм бытия человека, опустошения сложившихся в истории мировой культуры смыслов, разрыва времени на виртуальное и реальное, страхов и рисков» [с.13] происходит не случайно, она транслируется в мэйнстриме, как якобы единственно возможный вектор движения мировой истории.

Одним из наиболее сильных разделов монографии является обоснование требования объединить средства экологии и социальной философии. В русле традиции Арне Нэсса ,Э.В. Баркова утверждает императив экофилософии: Земля и вся ее природа, как и человек - единая неделимая система, и потому необходимо установление экофилософских принципов, утверждающих права природы. Именно из методологии этого направления вошла в пространство экофилософии идея снятия границ между природой и культурой, замены науки мудростью, и

формирования на этой основе нового мировоззрения- мироощущения, в основе которого -интуиции и личностный опыт переживания целостности человека и природы [с. 18-19].

Также очень удачна предложенная Э.В. Барковой метафора тени Е.Шварца, когда «разум субъекта становится заданной программой робота» [с.48]: «Объективация рациональности превращает созданную человеком искусственную реальность в самостоятельную среду, в которой человек утрачивает свое собственное законное место, свой статус и предназначение» [с. 15-16].

Считаю необходимым указать на одно дискуссионное положение: автор пишет о противостоянии «культуры и техносферы» [с.40]. Вероятно, техносфера - это тоже культура, базирующаяся на определенной системе технократических ценностей. Скорее, это противостояние биосферы и техносферы, и происходит оно потому, что человек (обыватель) забыл, что он часть биосферы и упорно полагает себя властелином техносферы.

В целом, очевидно, что содержание монографии Элеоноры Владиленовны Барковой «Экорациональность в освоении целостности бытия» может выполнять роль остро востребованного сегодня научного массива в теории и практике достижения устойчивого развития глобального общества на принципах экорациональности.

МИЛОВЗОРОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры «Менеджмент организации», Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.

MILOVZOROVA, MARIA N. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor of the Department of Organization Management, Baltic State Technical University "VOENMEKH" D.F. Ustinov (milovzorova@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.