Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ БАРКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИЛЕНОВНЫ «ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ»'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ БАРКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИЛЕНОВНЫ «ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ БАРКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИЛЕНОВНЫ «ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ»»

References and Sources

1. Barkova E.V. Cennost' zhizni, gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost' // Gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost': sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala: CHGPU, ALEF (IP Ovchinnikov M.A.), 2018. S.332-339.

2. Barkova E.V. Filosofsko-ontologicheskij status kategorii otvetstvennosti v ekofilosofskoj kartine mira // Pravo i praktika. 2018. №3. S.194-200.

3. Bezvesel'naya Z.V. Nekotorye napravleniya i zadachi razvitiya filosofskoj mysli na poroge ekologicheskogo krizisa // Pravo i praktika. 2020. №1. S.190-194.

4. Bergson A. Dva istochnika morali i religii / Per. s franc., posleslovie i primechaniya A.B.Gofmana. M.: Kanon, 1994.

5. Blauberg I.I. Anri Bergson. M.: Progress-Tradiciya, 2003.

6. Barkova E.V. Tvorcheskaya priroda cheloveka kak problema rekonstruktivnoj filosofskoj antropologii// Obshchestvo i chelovek. 2014. N° 2 (8). S. 121-127.

7. Galuhin A.V. Problema nesoizmerimosti teorij: metodologicheskij aspekt // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova. Vstuplenie. Put' v nauku. 2017. №2. S.5-19.

8. Delez Zh. Bergsonizm // Kriticheskaya filosofiya Kanta: uchenie o sposobnostyah. Bergsonizm. Spinoza: Per. s franc. i posleslovie YA.I. Svirskogo. M.: PER SE, 2000. S.91-190.

9. Zhil'son E. Filosof i teologiya / Per. s franc. K. Demidova. M.: Gnozis, 1995.

10. Zhukockaya A.V. Social'naya identichnost' i marginal'nost': neopredelennost' granic // Rossijskaya identichnost': sociokul'turnyj kontekst: sbornik nauchnyh statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 15 noyabrya 2019 g. / kol. avtorov. M.: RUSAJNS, 2019. S.15-19.

11. Ivleva M.I. Koncepciya ontologicheskogo statusa sub"ekta v universitetskoj filosofii v Rossii v konce HIH - nachale HKH v. v. // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova. 2012. №8. S.28-35.

12. Ivleva M.I. O spiritualisticheskoj koncepcii svobody lichnosti // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2008. №6. S.317-323.

13. Kindzerskaya M.A., Ahmedova M.M., Konova E.YU. Kompleks mer po sohraneniyu kul'turno-istoricheskogo naslediya v sovremennoj Rossii // Sovremennye fundamental'nye i prikladnye issledovaniya. 2011. №3. S.15-16.

14. Malahova E.V. Problema samoidentifikacii v usloviyah social'no-kul'turnogo plyuralizma // Rossijskaya identichnost': sociokul'turnyj kontekst: sbornik nauchnyh statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 15 noyabrya 2019 g. / kol. avtorov. M.: RUSAJNS, 2019. S.64-68.

15. Mamedova N.M. Problema universalij v kul'ture // Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii. 2014. №203. S.56-61.

16. Marmazova T.I. Filosofsko-politicheskij analiz funkcij politiki skvoz' prizmu civilizacionnogo diskursa // Pravo i praktika. 2020. №1. S.179-184.

17. Novikova E.Yu. Religioznye cennosti v ekonomicheskoj sisteme // XXIV Mezhdunarodnye Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya (H napravlenie «Cerkov', gosudarstvo, obshchestvo»). M.: FGBOU VO «REU im. G.V. Plekhanova», 2016. S.39-44.

18. Ponizovkina I.F. Informacionnaya revolyuciya: dostizheniya i protivorechiya v nauke // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2018. №9. S.26-32.

19. Samsin A.I., Ponomarev M.A. Filosofiya upravleniya: uchebnoe posobie / pod red. M.N. Kulapova. M.: RUSAJNS, 2017.

20. Skatershchikova A.V. Individualizm v sovremennom obshchestve: tradicii i perspektivy // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2019. №9. S.58-64.

21. Filosofiya otvetstvennosti / Pod red. E.N. Lisanyuk, V.YU. Perova. SPb.: Nauka, 2014.

22. Fomenko M.V. Mesto tolerantnosti v sisteme cennostej formiruyushchejsya lichnosti // Rossijskaya identichnost': sociokul'turnyj kontekst: sbornik nauchnyh statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 15 noyabrya 2019 g. / kol. avtorov. M.: RUSAJNS, 2019. S.243-246.

23. Fomina A.S. Patriotizm i rossijskaya nacional'naya kul'tura vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v.v.: rol' krupnoj moskovskoj burzhuazii // Biznes i patriotizm: problemy sovmestimosti. M.: 2014. S.96-126.

24. Yablochkina I.V., Ruzanov S.A. Otechestvennaya istoriya: uchebnik / pod obshch. red. I.V. YAblochkinoj. M.: FGBOU VO «REU im. G.V. Plekhanova», 2017.

25. Barkova E., Ivleva M., Buzskaya O., Buzskij M. Ecology of culture in the space of social and humanitarian knowledge // Proceedings of the 2017 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. 2017. S. 12-15.

26. Palliere A. Bergson et le judaisme. P., 1932.

27. Penido M.-T. L. Dieu dans le bergsonisme. P., 1934.

КОСТИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ - старший преподаватель кафедры истории и философии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (pkostin5@mail.ru).

KOSTIN, PETR A. - Senior Lecturer, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University.

Б01: 10.24412/2411-2275-2020-4-110-111 ЛУГУЦЕНКО Т.В.

РЕЦЕНЗИЯ

НА МОНОГРАФИЮ БАРКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИЛЕНОВНЫ «ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ»

Сегодня экорациональность предполагает движение человечества к единой глобальной целостности на основе совместного формирования и поддержания новой планетной оболочки, которую В.И. Вернадский называл ноосферой. Исследование Барковой Элеоноры Владиленовны «Экорациональность в освоении целостности бытия» посвящено поиску новых понятий, типов рациональности, парадигм, методологических поворотов, проектов, идущих фактически в логике экорациональности. Сегодня важным оказывается утверждение и исследование онтологических оснований такого типа рациональности, который был бы принципиально ориентирован на перспективы дальнейшего человекосохраняющего, целостного освоения смысла планетарного бытия человека и необходимых для этого форм мышления. Автором монографии подчеркнуто, что «такой тип рациональности, открывающий всеобщее органическое, не снимаемое никакими установками амбициозного разума единства человека и мира, субъекта и объекта, - условие формирования и развития культуры Человека нашего века. Этот тип рациональности мы и называем экорациональностью» (с.7). Экорациональность представлена как форма освоения целостности бытия. Автор намечает пути гармонизации бытия человека и векторы развития науки.

Однако сегодня нет достаточно глубокого и системно разработанного исследования процесса выведения экорациональности из ее связи с принципами и идеалами экофилософии, как относительно нового направления современного научного знания, которое сегодня активно становится методом изменения взгляда на человека, космос, природу, культуру и общество.

Несомненной заслугой Э.В.Барковой является утверждение о том, что «перспективной формой выражения бытия человека может стать экорациональность как способность человека как субъекта Земли и планетарного бытия активно и творчески существовать в пространстве органической целостности бытия, интегрирующей природу, культуру и общество» (с.16). Таким образом, экофилософия актуализирует в новых условиях вечную, исходную и никогда не утрачивающую своей актуальности проблему места человека в мире, человека и природы (как гармоничного единства, так и дисгармонии человека в мире).

Поднятый автором монографии антропологический аспект концепции экорациональности показывает, что для человека более широкое пространство своей самоидентичности раскрывает пространство творческого освоения мира, процессов его саморазвертывания во времени на основе органической включенности в процессы жизни и культуры. Концепт смысла экорациональности в этой связи видится в том, что она выступает способом выхода за границы пространства постнеклассической рациональности, поскольку является формой восстановления-возрождения распадающейся реальности на основе принципа целостности. Привлекает внимание направленность концепции автора, обращенная на утверждение принципов экофилософии, экологической этики, экологической эстетики, которые имеют своей целью достижение и утверждение культурно-ценностных ориентиров и идеалов науки. Рассматриваются проблемы влияния агрессивной технико-технологической среды, которая представляет собой тип связи между человеком и обществом, что связано с анализом диалектического взаимодействия субъективного и объективного, материального и духовного в становлении информационного общества. Автором обозначено, что векторы экорациональности и вытекающие из нее нормы экологической этики осуществляются не только в границах своих собственных принципов, но и на более широкой основе - в контексте формирования нового типа мироотношения, что, несомненно, находит отражение как в актуальности темы исследования, так и в предложенной авторской концепции совершенствования человека, его самосознания, гуманизма, развития его природы и защиты окружающей среды.

Представленное исследование имеет теоретическое значение, которое заключается в актуализации и обосновании проблемы исследования экорациональности и выявляется общий в рассмотренных сферах (экофилософия, экологическая этика, экологическая эстетика) инвариант -сложная, по-разному проявляющаяся связь между человеком, его мышлением, познанием, культурой и общей логикой развития целостности бытия. Предложенное исследование является попыткой заполнить нишу в плоскости социально-философско-антропологического знания по проблеме экорационального регулирования и организации бытия современного мира.

ЛУГУЦЕНКО Т.В. - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной философии и политологии Луганского государственного аграрного университета

LUGUTSENKO T.V. - Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Social Philosophy and Political Science of Lugansk State Agrarian University.

DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-211-213 МИЛОВЗОРОВА М.Н.

РЕЦЕНЗИЯ

НА МОНОГРАФИЮ БАРКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИЛЕНОВНЫ «ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ», ВЫПОЛНЕННУЮ В НИИ ИСТОРИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (Г. МОСКВА) В 2020Г.

Эксперты, готовившие в 2012 году доклад к Саммиту по устойчивому развитию Рио+20 «Жизнеспособная планета жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем», пришли к выводу о том, что нынешняя модель глобального развития нерациональна. Монография Э.В. Барковой уникальна тем, что она даёт ключ к радикальному изменению данной ситуации. В ней раскрывается сущность идеи рациональности и значение этой идеи в процессе современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.