Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "ДЕТЕРМИНАЦИЯ ГЕНДЕРА ЭТНИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ: КАВКАЗСКИЙ ДИСКУРС. М.: "СПУТНИК+", 2019. 134 С."'

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "ДЕТЕРМИНАЦИЯ ГЕНДЕРА ЭТНИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ: КАВКАЗСКИЙ ДИСКУРС. М.: "СПУТНИК+", 2019. 134 С." Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / GENDER / GENDER RELATIONS / FEMINISM / MASCULINITY / ETHNIC FACTOR / GLOBALIZATION / NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нехай Вячеслав Нурбиевич

В рецензируемой монографии анализируются особенности эволюции и развития гендерных отношений на Северном Кавказе. Посредством использования междисциплинарного подхода в осмыслении причинной обусловленности гендерных трансформаций авторский коллектив определил универсальные и специфические факторы, детерминирующие трансформацию гендера в социально-историческом пространстве региона. Посредством реконструкции опыта гендерных взаимодействий в традиционном северокавказском обществе определяются наиболее устойчивые стереотипы их репрезентации в условиях глобализирующегося мира. В качестве основной детерминанты сохранения аутентичности гендерных моделей, воспроизводящих морально-нравственные и институциональные нормы, выступает этническая идентичность. Последняя отвечает за «позитивную» консервацию базовых элементов этногендерных коммуникаций, среди которых выделяются секторальная структура этнического сообщества, «векторная направленность брака», сакрализация статусного доминирования «старшего» и запрет сексуально-брачных отношений по линии кровнородственных связей. Однако глубинные изменения в региональном социуме, вызванные форсированным экспортом западных ценностей, маргинализация взаимоотношений между мужчиной и женщиной, тотальная феминизация всех сфер общественного бытия спровоцировали гендерную инверсию. Она радикально модифицировала систему статусно-ролевых диспозиций этносов Северного Кавказа и превратилась в инструмент их адаптации к динамике постсовременных трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE COLLECTIVE MONOGRAPH "GENDER DETERMINATION BY ETHNIC FACTOR: CAUCASUS DISCOURSE. M.: SPUTNIK + PUBLISHING HOUSE, 2019. 134 P."

The peer-reviewed monograph analyzes the features of the evolution and development of gender relations in the North Caucasus. By using an interdisciplinary approach in understanding the causal conditionality of gender transformations, the author's team identified universal and specific factors that determine the transformation of gender in the socio-historical space of the region. Through the reconstruction of the experience of gender interactions in traditional North Caucasus society, the most stable stereotypes of their representation in a globalizing world are identified. Ethnic identity is the main determinant of maintaining the authenticity of gender models that reproduce moral and institutional norms. The latter is responsible for the "positive" preservation of the basic elements of ethnogender communications, among which the sectoral structure of the ethnic community, the "vector orientation of marriage," the sacralization of the status dominance of the "elder" and the prohibition of sexual marriage through blood-related relations are distinguished. However, the profound changes in regional society caused by the forced export of Western values, the marginalization of the relationship between men and women, the total feminization of all spheres of social life provoked a gender inversion. It radically modified the system of status-role dispositions of ethnic groups of the North Caucasus and turned into an instrument for their adaptation to the dynamics of post-modern transformations.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "ДЕТЕРМИНАЦИЯ ГЕНДЕРА ЭТНИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ: КАВКАЗСКИЙ ДИСКУРС. М.: "СПУТНИК+", 2019. 134 С."»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 316.346.2/347(470.6) ББК 60.542.2(235.7) Н 58

В.Н. Нехай,

доктор социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 78772593984, e-mail: slava0482@mail.ru

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ «ДЕТЕРМИНАЦИЯ ГЕНДЕРА ЭТНИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ: КАВКАЗСКИЙ ДИСКУРС. М.: «Спутник+», 2019. 134 с.».

Коллектив авторов: Х.Г. Тхагапсоев, А.Ю. Шадже, Н.А. Ильинова, Е.С. Куква, З.Ч. Тауканова. Монография рекомендована к изданию Президиумом Российского философского общества.

(Рецензирована)

Аннотация. В рецензируемой монографии анализируются особенности эволюции и развития гендерных отношений на Северном Кавказе. Посредством использования междисциплинарного подхода в осмыслении причинной обусловленности гендерных трансформаций авторский коллектив определил универсальные и специфические факторы, детерминирующие трансформацию гендера в социально-историческом пространстве региона. Посредством реконструкции опыта гендерных взаимодействий в традиционном северокавказском обществе определяются наиболее устойчивые стереотипы их репрезентации в условиях глобализирующегося мира. В качестве основной детерминанты сохранения аутентичности гендерных моделей, воспроизводящих морально-нравственные и институциональные нормы, выступает этническая идентичность. Последняя отвечает за «позитивную» консервацию базовых элементов этноген-дерных коммуникаций, среди которых выделяются секторальная структура этнического сообщества, «векторная направленность брака», сакрализация статусного доминирования «старшего» и запрет сексуально-брачных отношений по линии кровнородственных связей. Однако глубинные изменения в региональном социуме, вызванные форсированным экспортом западных ценностей, маргинализация взаимоотношений между мужчиной и женщиной, тотальная феминизация всех сфер общественного бытия спровоцировали гендерную инверсию. Она радикально модифицировала систему статусно-ролевых диспозиций этносов Северного Кавказа и превратилась в инструмент их адаптации к динамике постсовременных трансформаций.

Ключевые слова: гендер, гендерные отношения, феминность, маскулинность, этнический фактор, глобализация, Северный Кавказ.

V.N. Nekhay,

Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maykop, ph.: +78772593984, e-mail: slava0482@mail.ru

REVIEW OF THE COLLECTIVE MONOGRAPH

"GENDER DETERMINATION BY ETHNIC FACTOR: CAUCASUS DISCOURSE. M.: Sputnik + Publishing House, 2019. 134 p."

Team of authors: Kh.G. Tkhagapsoev, A.Yu. Shadzhe, N.A. Ilyinova, E.S. Kukva, Z.Ch.Taukanova. Monograph is recommended for publication by the Presidium of the Russian Philosophical Society

Abstract. The peer-reviewed monograph analyzes the features of the evolution and development of gender relations in the North Caucasus. By using an interdisciplinary approach in understanding the causal conditionality of gender transformations, the author's team identified universal and specific factors that determine the transformation of gender in the socio-historical space of the region. Through the reconstruction of the experience of gender interactions in traditional North Caucasus society, the most stable stereotypes of their representation in a globalizing world are identified. Ethnic identity is the main determinant of maintaining the authenticity of gender models that reproduce moral and institutional norms. The latter is responsible for the "positive" preservation of the basic elements of ethnogender communications, among which the sectoral structure of the ethnic community, the "vector orientation of marriage," the sacralization of the status dominance of the "elder" and the prohibition of sexual marriage through blood-related relations are distinguished. However, the profound changes in regional society caused by the forced export of Western values, the marginalization of the relationship between men and women, the total feminization of all spheres of social life provoked a gender inversion. It radically modified the system of status-role dispositions of ethnic groups of the North Caucasus and turned into an instrument for their adaptation to the dynamics of post-modern transformations.

Keywords: gender, gender relations, feminism, masculinity, ethnic factor, globalization, North Caucasus.

Пожалуй, никогда ранее проблема сохранения идентичности не переживала такого драматичного периода, как в наши времена. Под влиянием многоликой глобализации [1; 16] человечество форсировало разрыв с традиционными ценностями, которые отвечали за репликацию культурно-исторического кода составляющих его общностей. Массовая культура как инструмент зачистки аутентичности, под воздействием вестернистского проекта глобализации инфицировала культурное ядро современных этносоциальных структур. Она не только упростила восприятие социокультурных явлений прошлого, но и поставила под сомнение объективность онтогенетических оснований куль-турно-цивилизационной идентичности. Таким образом, традиционные, а потому и само собой разумеющиеся,

принципы человеческой идентификации за сжатый одним столетием хронологический промежуток были кардинально пересмотрены. Взамен западная цивилизация предложила весьма эффектную и привлекательную модель культурной унификации, которая провозгласила своим приоритетом «упразднение» идентификационных рамок и поставила своей целью конструирование человека как автономного субъекта социальной реальности. В этих условиях процесс энтропии идентичности набрал немыслимые ранее обороты и спровоцировал радикальную ревизию идентичности как антропологического фундамента человека. Последний базируется на сохранении биосоциальных и аутентичных социокультурных констант человеческого рода и включает в себя не только природные (пол, возраст, расовая

принадлежность), но и имманентные человеку культурно-исторические характеристики. И в первую очередь, как справедливо утверждают авторы рецензируемой монографии, к ним относится гендерная идентичность, смысл и содержание которой были переосмыслены не только интеллектуальной средой, но и практически каждым жителем нашей планеты.

Отрадно, что исследовательский коллектив, в состав которого вошли ведущие ученые-гуманитарии Адыгеи и Кабардино-Балкарии, не остановился на рассмотрении поверхностных атрибуций гендера (как это зачастую бывает на дискуссионных площадках популистов), проявил эпистемологическую смелость и вышел на осмысление фундаментальных детерминант ген-дерной идентичности через призму социально-философского анализа, а именно - посредством выстраивания факторной оппозиции «универсальное - специфическое».

Заданная посредством использования универсалистского подхода структура «факторно-методологической оптики» в полной мере позволила осмыслить модальные характеристики гендера, которые флуктуируют в социальных процессах через отношения равенства и неравенства, подчинения и доминирования, статусно-ролевой диспозиции и отчуждения [2; 18 - 37]. Крайне импонирует, что исследовательской группе удалось не только обозначить параметрику развития межген-дерных интеракций в исторической ретроспективе, но и встроить ее в структуру современной социосферы на примере анализа экономико-трудовых, политико-правовых и семей-но-демографических отношений.

Отдельного внимания заслуживает глава 3 «Специфические факторы детерминации гендера», и, прежде всего, с позиций необходимости интерпретации гендера в социально-философском (онтогенетическом) и гендерологическом

(социально-феминологическом) контекстах. Выявленный диалектизм в объяснении его специфики позволил определить факторы, детерминирующие его сущность. Так, экзистенциальный фактор раскрывается через воспроизводство экстремальных ситуаций жизни социума, фактор секса выступает инструментом воспроизводства человека и социума, коммуникации, самоутверждения и компенсации недостающих форм жизнедеятельности. Однако в качестве фундаментальной детерминанты гендера авторы выделяют культурно-символические факторы, формирующие социальное сознание и конструирующие гендерные стереотипы, которые закрепляют модальность образов феминного и маскулинного как примордиальных оснований сохранения сущности человека. Такая исследовательская ориентация значительно расширяет эвристические возможности социо-гуманитаристики в объяснении природы полоролевой дифференциации человеческого рода и априори пресекает квазинаучные спекуляции по поводу легитимности ее существования в современном социуме.

Примечательно, что авторский коллектив не останавливается на сугубо теоретических изысканиях. Ценность монографического исследования усиливается и тем, что обозначенная ранее система факторной детерминации гендерных отношений объективируется в системе этносоциальных координат региона. Причем этносоциальное пространство Северного Кавказа рассматривается не только как благоприятная среда воспроизводства архаичных гендерных диспозиций, но и как своеобразная «зона комфорта» для сосуществования трех типов их состояния: консервативного, переходного и модернизированного [2; 87]. Валидность данной типологии применительно к анализу динамики гендер-ных трансформаций подтверждается результатами целого ряда

социологических исследований, проведенных в регионе.

Выявленная многомерность ген-дерных отношений в трансформирующемся региональном социуме становится вызовом для традиционного общества Северного Кавказа. Проблема адаптации северокавказских этносов к новой реальности усугубляется еще и тем, что в 90-е гг. прошлого столетия произошла гендерная инверсия, которой многие столетия удавалось избегать благодаря жизнестойкости традиционных ценностей населяющих регион народов. Они, в свою очередь, применительно к рассматриваемой проблематике репрезентировались посредством сохранения устойчивой системы со-ционормативных установок, к числу которых относятся: секторальная структура этнического сообщества, «векторная направленность брака», сакрализация «института старшего» и табу на сексуально-брачные отношения по линии кровнородственных связей [2; 98]. В современных условиях канонические принципы гендерных идентификаций радикально модифицировались, в связи с чем, как справедливо отмечает исследовательский коллектив, на Северном Кавказе возникает угроза глубинных этнокультурных трансформаций, вызванных не только внутренними, но и внешними факторами. Они-то и могут спровоцировать ослабление идентификационных моделей региональных

социумов (размывание культурного ядра, разрушение традиционных соционормативных институций и сложившейся иерархии гендерных и интергенерационных взаимодействий) и, тем самым, запустить культурный мутагенез. Однако принцип «предупрежден - значит вооружен» не теряет свой актуальности и по сей день, потому и проделанная авторами настоящего исследования филигранная работа по диагностике и описанию гендерных трансформаций на Северном Кавказе может стать интеллектуальным инструментом, способным внести достойную лепту в сохранение этнокультурного разнообразия в регионе.

Завершая, отметим, что авторский коллектив междисциплинарного монографического исследования «Детерминация гендера этническим фактором: кавказский дискурс» удостоен диплома II степени на Международном конкурсе научных работ по кавказоведению и регионоведению в номинации «Мастер-исследователь» (г. Ростов-на-Дону, 2019 г.). Монография - результат совместных усилий ученых, представляющих Кабардино-Балкарский и Адыгейский государственные университеты.

Пожелаем исследовательскому коллективу продолжить междисциплинарное исследование по рассматриваемой проблематике, охватив другие регионы и этносы Кавказа.

Примечания:

1. Berger P.L., Huntington S.P. Many Globalizations: Cultural Diversity in the Contemporary World. N. Y.: Oxford University Press, 2002. 320 p.

2. Детерминация гендера этническим фактором: кавказский дискурс. М.: «Спутник+», 2019. 134 с.

References:

1. Berger P.L., Huntington S.P. Many Globalizations: Cultural Diversity in the Contemporary World. N.Y.: Oxford University Press, 2002. 320 pp.

2. Determination of gender by ethnic factor: Caucasian discourse. Moscow: Sputnik +, 2019. 134 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.